Сорокина Антонина Ивановна Подписан: Сорокина Антонина Ивановна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К. ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409, E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна, SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.28 11:39:17+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерациии языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работес текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённыхв текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка; 2) духовно-нравственное воспитание: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственныйжизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния ичувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физическогои морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); 3) эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; 4) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения соблюдении норм речевого этикета и правил общения; 5) трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; 6) экологическое воспитание: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; 7) ценность научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачина основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини- исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессеанализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаяськ словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова,о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. Коммуникативные универсальные учебные действия воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правилаведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачейпо выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находитьорфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности другихобучающихся, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовно-нравственных ценностейнарода; объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка РоссийскойФедерации и языка межнационального общения; осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека; проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложеннымв учебнике алгоритмом); подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложеннымсловам антонимы; выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определятьзначение слова по контексту; проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами;составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой; устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков; определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи; определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи; устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи; определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте; различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; различать распространённые и нераспространённые предложения; распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи; разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами «и», «а», «но» и бессоюзные сложные предложениябез называния терминов); производить синтаксический разбор простого предложения; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «ия», на «-ья», например, «гостья»; на «ье», например, ожерелье во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин», «-ий»); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов; правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов; писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания; находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки; осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4–6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия; создавать небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и другие); определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль; корректировать порядок предложений и частей текста;составлять план к заданным текстам; осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);осуществлять выборочный пересказ текста (устно); писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам; осуществлять в процессе изучающего чтения поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в текстеинформацию; осуществлять ознакомительное чтение в соответствиис поставленной задачей; объяснять своими словами значение изученных понятий; использоватьизученные понятия; уточнять значение слова с помощью справочных изданий, в том числе из числаверифицированных электронных ресурсов, включённых в федеральный перечень. 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 4 класс Сведения о русском языке Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект. Фонетика и графика Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и Звукобуквенный разбор слова (по отработанному алгоритму). в слове по заданным параметрам. Орфоэпия1 Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского языка при определенииправильного произношения слов. Лексика Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речисинонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи). Состав слова (морфемика) Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемымиморфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи(ознакомление). Морфология Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «ия»; на «-ья», например, «гостья»; на «ье», например, «ожерелье» во множественном числе; а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин», «-ий»); имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Несклоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи.Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы «и», «а», «но» в простых и сложных предложениях. Частица «не», «её» значение (повторение). Синтаксис Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного). Связь между словами в словосочетании. Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами «а», «но»,с одиночным союзом «и». Интонация перечисления в предложениях с однороднымичленами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами «и», «а», «но»; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов). Орфография и пунктуация Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Правила правописания и их применение: безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на «-мя», «-ий», «-ие», «-ия», на «-ья», например, «гостья», на «ье», например, «ожерелье» во множественном числе, а также кроме собственных имён существительных на «-ов», «-ин», «-ий»); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на «-ться» и «-тся»; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединённымисоюзами «и», «а», «но» и без союзов. Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых(наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора(наблюдение). Развитие речи Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуацииустного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление идругое); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста). Сочинение как вид письменной работы. Изучающее чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение в соответствии с поставленной задачей. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Изучение русского языка в 4 классе позволяет организовать работу над рядом метапредметных результатов: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивныхуниверсальных учебных действий, совместной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи; устанавливать основания для сравнения слов, относящихся к одной части речи, отличающихся грамматическими признаками; группировать слова на основании того, какой частью речи они являются; объединять глаголы в группы по определённому признаку (например, время, спряжение); объединять предложения по определённому признаку, самостоятельно устанавливать этот признак; классифицировать предложенные языковые единицы; устно характеризовать языковые единицы по заданным признакам; ориентироваться в изученных понятиях (склонение, спряжение, неопределённая форма, однородные члены предложения, сложное предложение) и соотносить понятие с его краткой характеристикой. Базовые исследовательские действия: сравнивать несколько вариантов выполнения заданий по русскому языку, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному алгоритму различные виды анализа (звуко- буквенный, морфемный, морфологический, синтаксический); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, мини-исследования); выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачина основе предложенного алгоритма; прогнозировать возможное развитие речевой ситуации. Работа с информацией: выбирать источник получения информации, работать со словарями, справочниками в поисках информации, необходимой для решения учебно- практической задачи; находить дополнительную информацию, используя справочники и словари; распознавать достоверную и недостоверную информацию о языковых единицах самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать элементарные правила информационной безопасности при поиске для выполнения заданий по русскому языку информации в Интернете; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные универсальные учебные действия воспринимать и формулировать суждения, выбирать адекватные языковые средства для выражения эмоций в соответствии с целями и условиями общенияв знакомой среде; строить устное высказывание при обосновании правильности написания, при обобщении результатов наблюдения за орфографическим материалом; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование), определяя необходимый в данной речевой ситуации тип текста; готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к текстувыступления. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно планировать действия по решению учебной задачидля получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;предвидеть трудности и возможные ошибки. Самоконтроль: контролировать процесс и результат выполнения задания, корректироватьучебные действия для преодоления ошибок; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины; оценивать по предложенным критериям общий результат деятельности и свой вклад в неё; адекватно принимать оценку своей работы. Совместная деятельность принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы, планы, идеи. 3. Тематическое планирование Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия Содержание (разделы, темы) 1. Общие сведения о языке Кол-во часов Основные направления воспитательной деятельности 1ч. Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. 1ч. 2. Фонетика и графика Звуки и буквы. 8. Развитие речи 2ч. 1ч 29ч. Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Научатся высказываться о значении «волшебных слов» в речевом общении, использовать их в речи. 1,2,7 1,6,5 8.1 Текст 4ч Текст. Признаки текста. 1ч. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. 1ч Работа с текстом. 1ч. 6. Синтаксис 6.1 Предложение 16ч. 13ч. Определять тему и главную мысль текста. Научатся выделять части текста и обосновывать правильность их выделения, подбирать заголовок к тексту, соотносить заголовок и текст. Составлять план текста, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность и др.) Сопоставлять тексты разного стиля. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; предвосхищать результат. Познавательные: характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия;- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Регулятивные : ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; предвосхищать результат: Познавательные: характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Познакомятся с оформлением на письме различных по цели высказывания и интонации предложений, диалога. Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного. Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению», работать со страничкой для любознательных: знакомство с происхождением слова «каникулы». Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать её содержание. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. 2,4,5,6 Виды предложений по цели высказывания и по интонации. 1ч. Предложения распространенные и нераспространенные. 1ч. Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации. Классифицировать предложения по цели высказывания и интонации. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения. Составлять предложения. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; предвосхищать результат. Познавательные: находить информацию в учебнике, анализировать ее содержание, сравнивать схемы предложений, соотносить составленную схему предложения и предложением. Коммуникативные: проявлять активность и тактичность во взаимодействии с партнерами для решения коммуникативных и познавательных задач. Развитие речи Диалог. Обращение. Словарный диктант № 1 Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение». Анализ диктанта. Словосочетание. Однородные члены предложения (общее понятие). Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов а, и, но. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Находить обращение в предложении. Составлять предложения с обращением. Выделять обращение на письме. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение. Моделировать предложения. Разбирать предложение по членам. Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Продолжать ряд однородных членов. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности. 8. Развитие речи 8.4 Сочинения 1,3,7 8ч. Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» 8. Развитие речи 8.3 Проекты Наши проекты «Похвальное слово знакам препинания». 6.2 Сложное предложение Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. Сложное предложение и предложение с однородными членами. 1ч. 1,3,7 3ч 1ч. 3ч. 1ч. 1ч. Сравнивать простые и сложные предложения. Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение. Наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Выделять в сложном предложении его основы. Составлять сложные предложения. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. 8. Развитие речи. 8.2 Изложения. Обучающее изложение. Анализ изложения. Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение». 3. Лексика Анализ диктанта. Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. Словарный диктант № 2. 1,3,7 14ч 1ч. 1ч 1ч. Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста образца. Наблюдение над союзами, соединяющими части сложного предложения. Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного. Оценивать результаты выполненного задания. Регулятивные : предвосхищать результаты. Познавательные: решать орфографические задачи в соответствии с темой урока Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения. 1,7 6ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Анализировать высказывания о русском языке. Выделять слова, значение которых требует уточнения. Научатся определять значение слова по тексту ли уточнять с помощью толкового словаря. Выписывать значение слова, пользуясь толковым словарем. Воспроизведение и уточнение знаний о лексическом значении слова, тематических группах слов. Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков, составлять текст по рисунку и фразеологизму. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова. Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях. Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении. Научатся подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове. 4. Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. 7ч. 1ч. 1ч. Состав слова. Суффиксы и приставки. 1ч. 7. Орфография и пунктуация 7.1 Правописание частей слова. 2,4 Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных. Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок. Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова 6,5,3,2 53ч. 5ч. Правописание гласных и согласных в корнях слов. 1ч. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. 1ч. Правописание приставок и суффиксов. 1ч. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. Использовать алгоритм применения орографического правила при обосновании написания слова. Правильно произносить и писать слова с двойными согласными. Умения. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы. Анализировать разные способы проверки орфограммы. Уточнить правила написания гласных и согласных в приставках и суффиксах. Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов. Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слов». Регулятивные: прогнозирование- предвидеть результат и уровень усвоения знаний, оценивать результаты выполненного задания по учебнику. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при подборе проверочных слов. Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения во время работы над ошибками. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. 8. Развитие речи 8.2 Изложения. Обучающее изложение. Анализ изложения. 5. Морфология 5.1 Части речи. Части речи. Морфологические признаки частей речи. Склонение имен существительных и имен прилагательных. 1ч. 1,3,7 1ч. 1ч 49ч. 10 ч. 1ч. 1ч. Имя числительное. Глагол. 1ч. Наречие как часть речи. 7. Орфография и пунктуация 7.1 Правописание частей слова. 1ч. Правописание наречий. 8. Развитие речи 8.4 Сочинения Анализировать текст с целью выделения слов, выражающих авторское отношение, а также олицетворений, сравнений в авторском тексте и письменно излагать содержание текста образца. 1,4,5,6 Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков. Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи. Научатся анализировать таблицы «Самостоятельные части речи». Подбирать примеры изученных частей речи. Развивать умения определять, данные части речи. Научатся определять признаки глагола, изменять глагол по временам. Воспроизведут правила написания приставок, предлогов со словами, частицы не с глаголами Значение и употребление в речи. Анализировать грамматические признаки наречия. Находить наречия среди данных слов и в тексте Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи, применять установленные правила в планировании способа решения Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения. 6,5,3,2 1ч. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имен прилагательных. 1,3,7 Сочинение – отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». 1ч. Обсуждать представленный отзыв С.И.Мамонтова о картине. Высказывать свое суждение, составлять план текста. Сочинять собственный текст-отзыв о картине художника. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать собеседника. 5. Морфология 5.1 Части речи. 1,4,5,6 Контрольный диктант № 3 по теме «Части речи» 1ч. 5.2 Имя существительное 5.2.1 Имя существительное 1- го склонения 12ч. 7ч. Анализ контрольного диктанта. Распознавание падежей имен существительных. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. Словарный диктант № 3. 1ч. 1ч. 1ч. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания Различать имена существительные, уточнить представление об определении падежа существительных. Научатся определять признаки, присущие имени существительному. Изменять существительные по падежам. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; Познавательные : извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания Учить распознавать неодушевленные имена существительные в И.п., Р.п., В.п. Различать имена существительные в начальной и косвенной форме. Работать с таблицей «Признаки падежных форм имен существительных». Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных и учебно- Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах. Повторение сведений о падежах и приемах их распознания. Несклоняемые имена существительные. Три склонения имен существительных (общее представление) 1-е склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. 8. Развитие речи 8.4 Сочинения Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег». 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. практических задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром Развивать умения распознавать имена существительные 1-го склонения. Научатся обосновывать правильность определения 1-го склонения сущ. Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценивать результаты выполненного задания по учебнику. Познавательные: осуществлять поиск нужный для решения учебно-познавательной задачи информации, интерпретировать информацию. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. 1,3,7,6 1ч. Развивать умения соотносить содержание текста-образца и картины. Научатся определять тему, главную мысль. Составлять план текста. Дополнять содержание текста описанием портрета. Высказывать свое отношение к содержанию текста и картины. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме , в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. 5. Морфология 5.2 Имя существительное 5.2.2 Имя существительное 2- го 3-го склонения 1,4,5,6 5ч. Сравнивать существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие, классифицировать существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 2-го склонения». 2- склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных. Упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 8. Развитие речи 8.2 Изложения. Обучающее изложение. 1ч Анализ изложения. 1ч 7. Орфография и пунктуация 7.2 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имен существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения. Научатся анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения». Подбирать примеры существительных 3-го склонения. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания по учебнику Познавательные : моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (распознавание существительных второго склонения ) Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром ; 1,2,7 Подробно излагать содержание повествовательного текста. Самостоятельно составлять план текста. Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осознано и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, определять цели и функции участников образовательного процесса, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. 6,5,3,2 13ч Падежные окончания имен существительных 1, 2, и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. 1ч. Именительный и винительный падежи. 1ч. Воспроизвести знания об именительном и винительном падежах. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания. Выбирать нужный способ проверки при написании слова. Воспроизвести признаки родительного падежа имён существительных. Научатся выбирать нужный способ проверки при написании слова. Определять способ проверки окончаний. Ознакомить с окончаниями существительных дательного падежа. Правописание имен существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных. Правописание имен существительных в дательном падеже. Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. Контрольное списывание №1 Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. Словарный диктант № 4 8. Развитие речи 8.4 Сочинения Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Проверить умения списывать текст. Находить и исправлять ошибки. Воспроизведение знаний о признаках творительного падежа. Научатся определять способ проверки безударных падежных окончаний. Регулятивные: вносить необходимые изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результатом. Познавательные осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной формах. Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Воспроизведение знаний о типах склонений, об окончаниях существительных всех типов склонения. Определения способов проверки безударных гласных в разных частях слов. Определение падежа каждого существительного. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения Познавательные: контролировать и оценивать процесс деятельности, рассуждать по заданной теме. Коммуникативные : осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих 1,3,7 1ч. Развивать умения соотносить содержание текста-образца и картины. Научатся определять тему, главную мысль. Составлять план текста. Дополнять содержание текста описанием портрета. Высказывать свое отношение к содержанию текста и картины. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме , в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» Анализ контрольного диктанта. Повторение. 7. Орфография и пунктуация 7.3 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Склонение имен существительных во множественном числе. Именительный падеж имен существительных множественного числа. Родительный падеж имен существительных множественного числа. Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном и винительном падежах. Дательный, творительный и предложный падежи множественного числа. 8. Развитие речи 8.2 Изложения. Обучающее изложение. Анализ изложения. 1ч. поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. Ознакомление с текстом. Научатся контролировать правильность записи текста, оценивать результат выполнения орфографической задачи. Письменно и подробно воспроизводить содержание текста. Регулятивные : предвосхищать результат, использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, рассуждать по заданной теме, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата. Коммуникативные: выявлять и формулировать свои затруднения, высказывать собственное мнение и позицию, слышать и понимать собеседника, уважать его мнение. 1ч. 6,5,3,2 8ч 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.). Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при определении падежей существительных. Познавательные: осуществлять классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. 1,2,7 7. Орфография и пунктуация 7.3 Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе. Контрольный диктант № 5 за первое полугодие. Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа 8. Развитие речи 8.3 Проекты Наши проекты: «Говори правильно!». 5. Морфология 5.3 Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных. Склонение имен прилагательных. 8. Развитие речи 6,5,3,2 1ч. 1ч. 1ч. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа . Находить и исправлять ошибки. Регулятивные предвосхищать результат, использовать установленные правила в контроле способа решения. Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач. Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничестве с партнером. 1,2,7 1ч. 1,4,5,6 11 ч. 1ч. 1ч. 1ч. Научатся распознавать имена прилагательные в тексте, определять роли имёни прилагательного в предложении. Научатся образовывать имена прилагательные от данных имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов. Научатся подбирать примеры с определённой орфограммой. Научатся определять род имён прилагательных. Научатся образовывать от имён существительных однокоренное имя прилагательное и записывать его вместе с подходящим по смыслу именем существительным. Научатся подбирать примеры с определённой орфограммой. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ; рассуждать по заданной теме . Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижении осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих 1,3,7 8.4 Сочинения Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»». 1ч. Умение составлять текст – рассуждение по репродукции картины В. Серова « Мика Морозов». Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; Познавательные: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания 5. Морфология 5.3 Имя прилагательное Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. 7. Орфография и пунктуация 7.4 Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Именительный, винительный, родительный падежи. Словарный диктант № 5. Правописание окончаний имен 1,4,5,6 1ч. Познакомятся с памяткой « Как определить падеж имён прилагательных». Научатся определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; Познавательные: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания 6,5,3,2 7ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Познакомятся с падежными окончаниями имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода в родительном падеже. Ознакомятся с разными способами проверки безударного падежного окончания имёни прилагательного мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Научатся распознавать имена существительные мужского и среднего рода в родительном падеже и правильно записывать падежные окончания. Научатся анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. Умение ставить имена прилагательные в форму родительного падежа, выделять окончания имён прилагательных. прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. 1ч. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. 1ч. 7. Орфография и пунктуация 7.5 Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Склонение имен прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. Винительный и творительный падежи имён прилагательных женского рода. Упражнение в правописании падежных окончаний имён прилагательных. Составлять диалог, используя словосочетания. Составлять предложение с любым сочетанием слов, которое состоит из имени существительного имени прилагательного (Доброго здоровья! Счастливого пути! Приятного аппетита!) Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Научить находить и исправлять ошибки; Научатся классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами. Применять правила правописания. Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек 6,5,3,2 6ч 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Познакомятся с таблицей «Склонение и правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных единственного числа женского рода». Научатся проверять написание падежных окончаний прилагательных. Сопоставлять правописание падежных окончаний имён прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падеже. Сравнивать падежные окон Сопоставлять окончания имён прилагательных женского, мужского и среднего рода в винительном и именительном падежах. Обосновывать их написание. Образовывать падежные формы имён прилагательных и имён Правописание падежных окончаний имен прилагательных. 1ч. существительных, обосновывать правильность написания падежных окончаний. Развивать навык правописания окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Определять падеж имён прилагательных мужского рода. Сочетающихся с одушевлёнными именами существительными по окончанию имён прилагательных женского рода. Записывать предложения, ставя данные в скобках словосочетания в нужном падеже. Выделять окончания имён прилагательных. Регулятивные: предвосхищать результаты, формулировать и удерживать учебную задачу, выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Познавательные: рефлексия способов и условий действий. – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. осуществлять поиск, выделять необходимую информацию из различных источников , интерпретировать информацию. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, разрешать конфликты на основе учёта интересов позиции во взаимодействии; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Научить писать слова с изученными орфограммами и определять, к каким частям речи относятся заданные слова. Научатся применять правила правописания; подбирать примеры с определённой орфограммой. Проверять свою работу по орфографическому словарю. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения; 5. Морфология 5.3 Имя прилагательное Склонение имён прилагательных во множественном числе. 1,4,5,6 1ч. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе. Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. Познакомятся с особенностями склонения имён прилагательных множественного числа. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: определять общую цель. 8. Развитие речи 8.4 Сочинения Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». 1,3,7 1ч. 5. Морфология 5.3 Имя прилагательное Именительный и винительный падеж имен прилагательных множественного числа. Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. 1ч. Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. 1ч. Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. 1,4,5,6 1ч. Познакомятся с окончаниями имён прилагательных в именительном и винительном падежах. Познакомятся с окончаниями имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах. Познакомятся с окончаниями имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах. Научатся распознавать именительный и винительный падежи множественного числа имён прилагательных, склонять и употреблять в тексте. Научатся распознавать родительный и предложный падежи имён прилагательных и определять их безударные падежные окончания . Научатся выделять из текста словосочетания с именами прилагательными множественного числа в дательном и творительном падежах. Научатся сопоставлять тексты разного стиля, определять темы и применять в речи. Научатся ставить имена прилагательные в нужном падеже, указывать падеж имён прилагательных во множественном числе, выделять окончание. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения, составлять план и последовательность действий, составлять план и последовательность действий. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ; рассуждать по заданной теме; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение, формулировать собственное мнение . 8. Развитие речи 8.4 Сочинения Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря « Февральская лазурь». 1,3,7 1ч. 5. Морфология 5.3 Имя прилагательное Обобщение по теме «Имя прилагательное». Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное» 1ч. Анализ контрольного диктанта. Повторение. 1ч. Научатся выражать своё отношение к сочинению; понимать идейный замысел автора. Применять правила правописания, определять признаки предмета, записывать составленные словосочетания. Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. 1,4,5,6 1ч. Научатся находить сходства и различия между именами существительными и именами прилагательными. Научатся самостоятельно подбирать правильно и точно использовать в речи имена существительные и имена прилагательные. Составлять устный рассказ-повествование, описание на определённую тему. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения. 5. Морфология 5.4 Местоимение Местоимение как часть речи. Личные местоимения Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. Изменение личных местоимений по падежам. 8. Развитие речи 8.2 Изложения. Изложение повествовательного текста с элементами описания. Анализ изложения 5. Морфология 5.4 Местоимение Контрольный диктант № 7 по теме «Местоимение». Анализ контрольного диктанта. Обобщение по теме «Местоимение». 5. Морфология 5.5 Глагол Роль глаголов в языке. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Распознавание глаголов в неопределенной форме. Словарный диктант № 7. Изменение глаголов по временам. 1,4,5,6 6ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений. Определять лицо, число, род личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм. 1,2,7 1ч. Подробно письменно излагать содержание текста - образца. Составлять устный и письменный рассказ по серии картинок. 1ч 1,4,5,6 1ч. 1ч. 1,4,5,6 10ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Различать глаголы среди других слов и в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). Трансформировать текст, изменяя время глагола. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных (знать, печь). Образовывать от глаголов в неопределённой форме временные формы глагола. Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать? Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания. 8. Развитие речи 8.2 Изложения. Изложение повествовательного текста по цитатному плану. Анализ изложения. 5. Морфология 5.5 Глагол Спряжение глаголов. Спряжение глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. 8. Развитие речи 8.4 Сочинения Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. 1,2,7 1ч. 1ч. Научатся писать подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом текста. Научатся раскрывать тему и основную мысль в изложении. Отбирать языковые средства в соответствии со стилем речи. Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения. 1,4,5,6 1ч. 1ч. 1ч Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, ишь). Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. 1,3,7 1ч. Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и Большая вода». 8.3. Проекты Наши проекты. «Пословицы и поговорки». 5. Морфология 5.5 Глагол I и II спряжение глаголов настоящего времени. I и II спряжение глаголов будущего времени. 7. Орфография и пунктуация 7.6 Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание безударных личных окончании глаголов в настоящем и будущем времени. Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Контрольное списывание №2 Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Закрепление. Возвратные глаголы. репродукции картины. 1ч. 1,4,5,6 1ч. 1ч. Определять спряжение глаголов. Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов» Познакомятся с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; слушать собеседника. 6,5,3,2 14ч 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в форме 3-го лица единственного и множественного числа Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. Правописание возвратных глаголов. Правописание глаголов в прошедшем времени. Словарный диктант № 8. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. 8. Развитие речи 8.2 Изложения. Изложение повествовательного текста по вопросам. Анализ изложения. 7. Орфография и пунктуация 7.6 Правописание безударных личных окончаний глаголов. Повторение по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов». Контрольный диктант по теме № 8 «Глагол» Анализ контрольного диктанта. Закрепление изученного. Обобщение по теме «Глагол». 1ч. 1ч. 1ч. настоящего и будущего времени. Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. 1ч. 1ч. 1,2,7 1ч. 1ч. Научатся пересказывать содержание текста с опорой на вопросы; определять тему и главную мысль текста. Научатся подробно пересказывать текст в письменной форме. Распознавать в словах изученные орфограммы. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания ; принимать участие в работе парами. 6,5,2 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Научатся применять правила правописания, писать текст под диктовку; познакомятся с правописанием –тся, -ться в возвратных глаголах. Научатся определять у глаголов спряжение, лицо, число, время, выполнять разбор слов по составу. Научатся обосновывать написания пропущенных орфограмм. Подбирать примеры на изученную орфограмму. Научатся анализировать ошибки, допущенные в диктанте, обосновывать написание окончаний глаголов. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения. 8. Развитие речи 8.1 Текст Язык. Речь. Текст. Словарный диктант № 9. 6. Синтаксис 6.1 Предложение Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные, простые и сложные. 1,6,5 1ч. Научатся распознавать типы текстов и создавать тексты определённого типа под руководством учителя. Научатся определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Создавать текст из деформированных предложений по опорным словам, по заданной теме, по аналогии, по рисунку и вопросам. Регулятивные: выделять и формулировать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. 2,4,6 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. Научатся распознавать главные члены предложения. Научатся устанавливать связи слов в нераспространенном и распространённом предложениях. Составление предложений по рисунку, схемам и опорным словам. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности ; рассуждать по заданной теме. Коммуникативные: определять общую цель и пути её достижения; 3. Лексика 1,7 Лексическое значение слов. 1ч. 4. Состав слова. Состав слова. Правописание приставок и предлогов. Правописание корней слова. 1ч. 1ч. 1ч. Правописание корней слова. Обобщение. 1ч. Научатся применять правила правописания. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. 2,4 Научатся различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Научатся образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок. Научатся разбирать слова по составу. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные: использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач 5. Морфология 5.1 Части речи. Анализ диктанта. Части речи. 1,4,5,6 1ч. Распознавание частей речи Итоговый контрольный диктант №9 Анализ контрольного диктанта. Повторение. 1. Фонетика и графика 1ч. 1ч. 1ч. Звуки и буквы. 1ч. 5. Морфология 5.1 Части речи. Игра «По галактике Частей Речи» Итого Научатся находить в тексте глаголы, имена прилагательные, местоимения. Научатся правильно писать предлоги со словами. Совершенствовать навык написания слов с изученными орфограммами. Регулятивные: составлять план и последовательность действий. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. 2.3,6 1,4,5,6 1ч. 163ч.