Методическая
страничка
1. Турнир знатоков избирательного права.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 Х.
ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
352761, Краснодарский край, Брюховецкий
район, х. Гарбузовая Балка, ул. Центральная,17, тел. 66-1-66
Турнир знатоков
избирательного права
«О выборах хочу все знать» (учебная
игра по обществознанию в 10 классе)
Есикова
Надежда Михайловна,
учитель истории и обществознания.
Домашний
адрес:
х. Гарбузовая Балка, ул. Центральная, 11
Брюховецкого района, Краснодарского края
тел.8(86156) 66-1-56; 66-1-66
тел. 89615397157
2013 г.
Турнир
знатоков избирательного права
«О выборах хочу всё знать»
(внеклассное мероприятие по избирательному
праву)
Цель и задачи мероприятия:
- закрепление в неформальной, игровой обстановке знаний по избирательному
праву;
- повышение интереса к институту выборов у школьников, – будущих
избирателей, - и их родителей;
- формирование политико-правой культуры учащихся;
- воспитание у подростков активной жизненной позиции;
- формирование компетенций, необходимых для реализации избирательных
прав.
Форма мероприятия: - учебная игра «Турнир знатоков
избирательного права «О выборах хочу всё знать».
Оборудование:
1. Стенд «Мысли мудрых», на котором размещены изречения великих
людей по тематике турнира:
- «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к
тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством»
(Аристотель, древнегреческий философ).
- «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин»
( В.Г.Белинский, выдающийся русский критик).
- «Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют»
( Дж.Д. Натан, американский критик).
«Свобода возможна только при демократии,т.е. при доступном для всех участии
в волеизъявлении» (К.Ясперс, немецкий философ).
- «Современные выборы, возможно, всего лишь карикатура на идею участия
граждан в делах государства, но в любом случае они остаются символом того, что
может воплотиться в жизнь»( Р.Арон, французский политолог).
2. Цитаты из Основного Закона страны ( ст. 32, п. 1-5 и ст.33
«Конституции РФ»
3. Стенд по итогам ролевой игры « Избирательная кампания» (См.
«Приложение»)
4. Плакаты и рисунки победителей внутришкольного конкурса «Голосуем
вместе» (См. «Приложение»).
5. Табло с вопросами (вопросы записаны на отдельных карточках и
прикреплены к доске).
6. Экран и мультимедийный проектор.
7. Жетоны (выдаются за правильный
ответ).
8. Таблица учета очков команд.
Участники турнира: две команды учащихся 10-го класса – «Альтернатива» и «Электорат».
Правила игры-турнира.
Участникам команд «Альтернатива» и «Электорат»
предстоит по очереди отвечать на вопросы и выполнять задания. Если
команда дает неправильный ответ, то право ответа получают соперники. Каждый
вопрос имеет свою цену (она указана на карточке и на жетоне в баллах).
За правильный ответ команда получает от помощника ведущего жетон. Задача –
набрать как можно очков. Дополнительные баллы командам могут принести
болельщики, для которых предусмотрено проведение конкурсов.
По итогам турнира определяется команда – победитель.
Номинации – названия конкурсов – турнира проецируются на экран в виде
табло.
Ход турнира
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы проводим учебную игру – Турнир знатоков избирательного
права «О выборах хочу всё знать». Оценивать выступления ребят будет наше
уважаемое жюри (всех членов жюри ведущий представляет персонально).
Итак, в поединок ступают две команды десятиклассников: «Альтернатива» и «Электорат».
По итогам проведенной перед началом турнира
жеребьевки первой выступает команда «Электорат».
II. Представление и приветствие команд: название,
эмблема, приветствие.
Максимальная оценка – 6 баллов.
III. Разминка команд
О каком термине идет речь? За каждый правильный ответ команда
получает 2 балла.
1. Право избирать, т.е. право граждан участвовать в выборах в органы
государственной власти и местного самоуправления - _____________
Ответ: активное избирательное право.
2.Человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в
государстве, к которому он принадлежит и с которым связан - __________ Ответ: гражданин.
3. Особый порядок ответственности высших должностных лиц государства
перед парламентом, нижняя палата которого играет роль суда – формулирует
обвинение и предъявляет его соответствующему должностному лицу - _______
Ответ: импичмент.
4. Человек, не являющийся гражданином данной страны и не имеющий
доказательств наличия гражданства другого государства - ____________
Ответ: апатрид, лицо без гражданства.
5. Право быть избранным - __________ Ответ: пассивное
избирательное право.
6. Совокупность приемов и методов осуществления политической власти в
обществе - __________ Ответ: политический режим.
7. Совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется субъект права
- _________ Ответ: правовой статус.
8. Верховенство и независимость государственной власти - ____________
Ответ: суверенитет.
9. Принцип организации государственной власти - ___________
Ответ: форма правления.
10. Специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к
пользованию какими-либо политическими, в первую очередь избирательными, правами
- _________ Ответ: ценз.
11. Название этой должности дословно переводится как «правящий веслом».
Назовите эту должность - ___________Ответ: губернатор.
12. У греков – агора, у новгородцев – вече, а у казаков что?______ Ответ:
круг
IV. Конкурс капитанов. Капитаны отвечают по очереди.
За каждый правильный ответ капитан получает 1 балл.
Верно ли утверждение?
1. Президент РФ по должности является Председателем Правительства РФ.
Ответ: нет.
2. Основное назначение представительных органов власти – исполнение
законов Ответ: да.
3. Монархии бывают абсолютными и ограниченными Ответ:
да.
4. Теократия – это одна из форм демократии. Ответ: нет.
5. Функции государства – это основные направления деятельности
государства по решению стоящих перед ним задач. Ответ: да.
6. Совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется субъект права,
- это правовой статус Ответ: да.
7. Конституция РФ определяет Россию как федеративное государство
Ответ: да.
8. Республика может быть аристократической Ответ: нет.
9. Избирательные системы могут быть мажоритарными, пропорциональными и
смешанными Ответ: да.
10. Всеми типами избирательных комиссий руководит Центральная
избирательная комиссия (Центризбирком) Ответ: да.
V. Конкурс «Телереклама».
Придумайте политическую рекламу, которую вы будете использовать в ходе
избирательной кампании. Составьте перечень характерных элементов, которые
должны быть в вашей политической телерекламе. Продемонстрируйте вашу
политическую телерекламу.
Учитывается её смысловая нагрузка, зрелищность, эмоциональность,
конкурентоспособность. Максимальная оценка – 6 баллов. Время на
подготовку – десять минут.
VI.Конкурс болельщиков
Пока команды работают, организуется игра с болельщиками.
За каждый правильный ответ – 2 балла.
Назовите понятия, которые означают:
1). Формирование органов власти из представителей
общественных объединений в
зависимости от числа набранных голосов.
Ответ: Пропорциональная избирательная система.
2). Избрание представительных органов власти по одномандатным и
избирательным округам большинством голосов.
Ответ: Мажоритарная избирательная система.
3). Конституционное право граждан РФ избирать и быть избранным в органы
государственной власти и выборные органы местного самоуправления.
Ответ: Избирательные права граждан.
4). Деятельность граждан РФ, общественных объединений по подготовке и
распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие
в голосовании за тех или иных кандидатов (списки кандидатов).
Ответ: Предвыборная агитация.
5). Всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и
общественной жизни. Ответ: Референдум.
6). Выдвигать свою кандидатуру на выборах, участвовать в
предвыборной кампании. Ответ: Баллотироваться.
VII.Конкурс «Избирательное право»
Перечислите основные источники по избирательному праву в порядке их
значимости. За каждый правильно названный источник по избирательному праву – 3 балла.
Ответ: - Конституция РФ;
- ФЗ от 12.06.2002г. №67-ФЗ (ред.от 21.07.2005г., изм.от 14.11.2005г.)
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан РФ»;
- ФКЗ от 28.06.2004г. №5-ФКЗ «О референдуме РФ»;
- ФЗ от 10.01.2003г. № 19-ФЗ (ред.от 21.07.2005г.) «О выборах Президента
РФ»;
- ФЗ от 18.05.2005г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального собрания РФ»;
- ФЗ от 26.11.1996г. № 138- ФЗ (ред.от 02.02.2006г.) «Об обеспечении
конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного
самоуправления».
VIII. Конкурс «Найди выход»
За правильный, обоснованный ответ команда получает – 3 балла.
Ситуация 1.
Дееспособный гражданин М. пришел на
избирательный участок в день выборов президента страны, но член избирательной
комиссии не обнаружил его фамилии в списках избирателей. Как следует поступить
гражданину в этом случае: уйти, не проголосовав, или добиться внесения своей
фамилии в списки голосующих?
Свой ответ обоснуйте с точки зрения избирательного права.
Ответ: избирательные права гражданина М. были нарушены; он должен добиться их
восстановления и реализовать их; право избирать и быть избранным – одно из
важнейших политических прав, оно отражает сопричастность гражданина к
управлению государством, судьбе страны; участие в выборах – одно из проявлений
гражданской активности, ведь от голоса каждого могут зависеть итоги выборов и в
целом судьба страны. Следовательно, гражданину М. необходимо добиваться
включения своей фамилии в дополнительный список голосующих.
Ситуация 2. Прибывший в день выборов на избирательный участок гражданин Н.
проголосовал лично, затем предъявил в участковую избирательную комиссию паспорт
пожилой матери и ее письменное заявление с просьбой разрешить сыну
проголосовать за нее ввиду своего возраста.
Как должен поступить председатель избирательной
комиссии?
Ответ: Согласно статье 6 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан РФ» (в ред. от 21.07.2005 №93-ФЗ)
граждане РФ голосуют на выборах и референдумах непосредственно.
Для обеспечения голосования лицам, которые не
могут прибыть на избирательный участок по состоянию здоровья, используются
переносные избирательные урны, при этом избиратель пишет заявление при прибытии
к нему членов избирательной комиссии.
Председатель избирательной комиссии должен
отправить членов избирательной комиссии с переносной избирательной урной домой
к матери гражданина Н.
IX. Конкурс « Переводчик».
За каждый правильный ответ команда получает – 2 балла.
1. Этот термин в переводе с латинского означает «то, что должно быть
сообщено» ( Референдум).
2. В переводе с латинского этот термин означает «законный» (Легитимный).
3. В переводе с греческого этот термин означает «власть народа» (Демократия).
4. Этот термин в переводе с латинского буквально означает «сидящий
впереди»
(Президент)
5. В переводе с латинского этот термин означает «установление» (Конституция).
6. Этот термин в переводе с латинского буквально означает
«отсутствующий» и обозначает уклонение от участия в выборах (Абсентеизм).
7. В переводе с латинского данный термин обозначает «избиратель,
выборщик» (Электорат).
X.Конкурс «Этические проблемы в ходе избирательной кампании»
Вы получили сообщение о том, что «лидер» соперничающей с вами «партии»:
- страдает хроническим заболеванием;
- деспотически ведет себя в семье;
- систематически употребляет психотропные препараты.
Что, по –вашему, следует сделать:
1) созвать брифинг и сообщить через СМИ о проблемах со здоровьем лидера
соперничающей партии;
2) проигнорировать информацию;
3) шантажировать политического соперника;
4) что-либо иное.
Ответ поясните. Время на подготовку – пять минут.
Учитывается полнота и обоснованность ответа.
Максимальная оценка – 5 баллов.
XI. Блиц- конкурс болельщиков
Пока команды готовятся, проводится очередной конкурс болельщиков. За каждый
правильный ответ – 1 балл.
1. К политическим правам относится:
1) право на свободное занятие предпринимательской деятельности;
2) право избирать и быть избранным в органы государственной власти и
местного самоуправления;
3) право на благоприятную окружающую среду. Ответ: 2.
2. Избирательная система – это:
1) совокупность органов государства, через которые осуществляется
политическая власть и функции государства;
2) совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения
между парламентом, правительством и избирателями (электоратом);
3) совокупность идейных воззрений, выражающих коренные интересы различных
социальных групп по поводу власти. Ответ: 2.
3. Функция политической культуры человека, выражающая его потребность в
приспособлении к изменяющейся политической жизни называется:
1) социализацией;
2) коммуникацией;
3) адаптацией. Ответ: 3.
4. Функция политической культуры человека характеризующая его стремление к
пониманию общественных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной
политической системе – это:
1) идентификация;
2) ориентация;
3) интеграция. Ответ: 2
5. Избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства
называется:
1) мажоритарной;
2) пропорциональной;
3) смешанной. Ответ: 1
6. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята
всенародным голосованием в:
1) 1990г.;
2) 1993г.;
3) 1995г. Ответ: 2.
7. Что является обязательным требованием для избирательной системы в
демократическом обществе?
1) имущественный ценз;
2) безальтернативность выборов;
3) равенство голосов граждан. Ответ: 3.
8. Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и
другим вопросам государственного значения называется:
1) консилиумом;
2) всероссийским советом;
3) референдумом. Ответ: 3.
XII. Конкурс ораторов.
От каждой команды выступает по одному оратору. Данный конкурс команды
готовили в качестве домашнего задания. На выступление дается не более
трёх минут. Учитывается лаконичность, красочность образность и эмоциональность
выступления. Максимальная оценка – 5 баллов.
Ораторы выступают по теме:
«Кого из исторических личностей России XIX-XXв.в. и почему Вы считаете
наиболее выдающимся политическим деятелем?»
XIII. Конкурс «Синквейн»
Команды должны написать синквейн с использованием понятий «выборы» и «избиратель». На
подготовку дается 10 минут. Максимальная оценка – 6 баллов.
Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне
человек высказывает свое отношение к проблеме.
Напомним порядок написания синквейна:
первая строка – ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
вторая строка – два прилагательных, характеризующие данное понятие;
третья строка – три глагола, выражающие действие понятия;
четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое
отношение к понятию;
пятая строка – одно слово (обычно – существительное), через которое
выражаются ассоциации, связанные с данным понятием.
Возможные ответы учащихся:
1. «Выборы».
2. Демократические, свободные.
3. Определяют, обязывают, направляют.
4. Выборы – право человека.
5. Демократия.
1. « Избиратель».
2. Грамотный, ответственный.
3. Голосует, агитирует, выдвигает.
4. Он определяет будущее страны.
5. Народовластие.
XIV. Конкурс болельщиков «Реши задачу».
Пока команды готовят синквейн, организуется игра с болельщиками. За
правильный, обоснованный ответ – 3 балла.
Задача 1. В день выборов на избирательном участке находился гражданин Б.,
предъявивший удостоверение представителя кандидата в депутаты,
баллотировавшегося в данном избирательном округе. В установленное время
участковая избирательная комиссия прекратила процесс голосования и приступила к
подсчету голосов. Наблюдателя попросили удалиться и не мешать работе комиссии.
Правомерно ли требование представителя участковой
избирательной комиссии?
Ответ: Статья 30 ФЗ «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
говорит о том, что в день голосования, с момента начала работы участковой
избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах
голосования, на избирательных участках вправе находиться наблюдатели,
направленные общественными и избирательными объединениями, кандидатами.
Наблюдатель вправе наблюдать за подсчетом голосов
избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность
видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей; визуально
знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или
незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением
избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов.
Требование председателя участковой избирательной
комиссии неправомерно.
Задача 2. Гражданин З., зарегистрированный в качестве кандидата, обратился к
работодателю – предпринимателю с заявлением освободить его на время выборов от
выполнения рабочих обязанностей, предоставив отпуск. В этом ему было отказано.
Кроме того, он был уволен с работы со ссылкой на то, что не уведомил
работодателя о своем намерении баллотироваться.
Правомерны ли действия работодателя?
Ответ: Согласно статье 41 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права
участие в референдуме граждан РФ» администрация организации, в которой работает
кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования
результатов выборов обязана по заявлению зарегистрированного кандидата
освободить его от работы в любой день и на любое время в течение этого срока.
Во время проведения выборов зарегистрированный
кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с
работы или без его согласия переведен на другую работу.
Действия работодателя не правомерны.
XV. Подведение итогов. Определение победителей. Награждение.
XVI. Заключительное слово учителя, в котором он акцентирует внимание на
значимости избирательного права в жизни гражданина, принимающего участие в
голосовании, потому, что он знает: его нынешний выбор – это фундамент
будущего страны, будущей жизни его детей и внуков. Каждого из нас.
Литература
Конституция Российской Федерации. Любое издание.
Амелин В.Н. Власть как общественное явление /Социально-политические науки.
2001. №2.
Биткина В.А. Изучение избирательного права и избирательного процесса в
системе обществоведческой подготовки учащихся /Преподавание истории и
обществознания в школе. 2010.№2.
Гаврилин А.В., Ищенко В.М. Базовое содержание и терминология школьного
обществознания: Гиперсловарь. Владимир, 2002.
ДрахлерА.Б. Обществознание. Граждановедение. Вопросы к олимпиаде. М., 2008.
Жильцов Е.И. и др. Политическое и духовное развитие современного общества.
М., 2009.
Кузьмин В.А. Политический блок уроков в обществоведческом курсе./Преподавание
истории в школе. 1997. № 1-2.
Никитин А.Ф. Избирательное право. Избирательный процесс. М., 2008.
Никитин А.Ф. Материалы и документы к курсам политологии, политики и права
М., 2008.
Политология: Практикум / Под ред. А.В.Миронова. – М. 2008.
Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред.Ю.П. Аверьянова. –
М.2001.
Право и политика. Тесты. Саратов.2009
Славный Б.И. Проблема власти: новое измерение. / Полис. 2001.№5
Словарь иностранных слов. М., 2003.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
НАШИ ПАПЫ – ВОИНЫ-«АФГАНЦЫ»
Работа Левенко Алины
Александровны,
ученицы 9 а класса
МБОУ СОШ №12,
Мелантьевой
Елены Сергеевны,
ученицы 7 а класса
МБОУ СОШ №12 и
Шакула
Анастасии Евгеньевны,
ученицы 7 а класса
МБОУ СОШ №12.
Руководитель - Есикова
Надежда Михайловна,
учитель истории и
обществознания
х. Гарбузовая Балка. 2014г.
1
25-летию окончания вывода
из Афганистана ограниченного
контингента советских войск
посвящается
НАШИ ПАПЫ -
ВОИНЫ-"АФГАНЦЫ"
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение.
2 - 3
2.Наши папы - воины-"афганцы".
4 - 11
2.1.Левенко Александр
Георгиевич
4 - 5
2.2.Мелантьев Сергей Иванович
6 - 9
2.3. Шакула Евгений
Алексеевич
10 - 11
3.Приложение. Документы и материалы
12 - 39
4.Список использованных документов и материалов
40
2
ВВЕДЕНИЕ
Это слово - словно выстрел в сердце.
Это слово - боль открытых ран.
Это
слово нас сплотило вместе.
Это слово - АФГАНИСТАН!
( О. Веснина )
Тема работы "Наши папы - воины
-"афганцы " выбрана нами не случайно.
15 февраля 2014 г. исполнилось 25 лет со дня завершения вывода
из Афганистана ограниченного контингента советских войск. И хотя время
показало и убедило, что наше военное присутствие в Республике Афганистан
- трагическая ошибка руководства страны, это ни в коей мере не умаляет подвиг
солдат и офицеров. За эти годы все поняли главное - люди, прошедшие горнило
Афганистана, в абсолютном большинстве - настоящие герои.
Для нашей страны афганская война длилась на 6 лет дольше
Великой Отечественной войны. Дорого обошлась она нашей стране, дорого она
обошлась и нашему краю.
"-Призваны из Краснодарского края и
принимали участие в выполнении интернационального долга более 13 тысяч человек.
Награждены орденами и медалями - более 3500 человек. Погибли при выполнении
интернационального долга - 270 человек. Пропали без вести - 9 человек»1.
В "Книгу Памяти Краснодарского края" занесены
сотни имён солдат и офицеров, погибших в Афганистане. Среди них есть имя нашего
земляка - гарбузово - балковца - Виктора Мушкарни, который погиб в
Афганистане. Также воевали в Афганистане ещё пятеро наших односельчане. На
сегодняшний день из них в живых осталось только двое.
1 "Книга Памяти Краснодарского края". Печатный двор
Кубани. 2000.Т.22, с.21.
3
В нашей школе в результате многолетней поисково - исследовательской
работы собран и систематизирован обширный документальный материал о наших
односельчанах - "афганцах" на основе различных устных и письменных
исторических источников.
В числе воинов, выполнявших свой интернациональный
долг в Афганистане, были и наши отцы: Левенко Александр
Георгиевич, Мелантьев Сергей Иванович и Шакула Евгений Алексеевич. Из них в
живых остался лишь один - Мелантьев Сергей Иванович.
В наших семьях бережно хранятся фотографии,
вырезки из газет, награды, удостоверения к ним и другие документы,
свидетельствующие об "афганском следе" в жизни наших отцов.
Многие из этих документов и материалов включены
нами в «Приложение» к тексту данной работы.
Актуальность исследуемой темы –
неоспорима, так как героико-патриотический аспект важен всегда. Тем более, что
нынешний 2014 год – это год 25-летия окончания вывода из Афганистана
ограниченного контингента советских войск.
Цель данной работы – продолжить дело
по увековечению имён героев, погибших и умерших от ран, контузий, травм и
заболеваний вследствие военной кампании ограниченного контингента
советских войск в Афганистане; как можно больше узнать о них и о тех, кто,
рискуя жизнью, во имя мира на земле, прошёл через пекло афганской войны и
сейчас живёт среди нас.
Наша задача и наш долг – сделать ещё
один шаг в понимание патриотизма, задуматься над тем, наследниками каких
высоких гражданских традиций мы, молодое поколение, являемся.
Ведь народ, не забывающий своих Героев, -
бессмертен!
4
2. НАШИ ПАПЫ –
ВОИНЫ - «АФГАНЦЫ»
2.1. ЛЕВЕНКО
АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ
(1966-2010 г.г.)
Мы в горы делаем бросок,
В желудке пусто, в фляге пусто.
А на зубах скрипит песок,
Как будто ем я что-то с хрустом...
Но я иду в безмолвье ада,
&nb