МЕЖДУНАРОДНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ PISA
Министерство
просвещения Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере
образования и науки на основании использования международных практик проводят в
октябре-ноябре 2021 года в 14 субъектах Российской Федерации исследование
качества образования «Региональная оценка по модели PISA» и в 43 субъектах —
«Общероссийская оценка по модели PISA».
Цель
исследования — выяснить уровень подготовки 15-летних учащихся разных
стран к взрослой жизни, оценить уровень использования метапредметных
компетенций для решения поставленных задач.
Исследование
проводится по трем содержательным направлениям.
Читательская
грамотность:
• анализ
информации, представленной в нескольких текстах;
• критическое
осмысление содержания представленных текстов для получения достоверной
информации.
Математическая грамотность:
• анализ
информации графиков, диаграмм, таблиц для понимания истинности или ложности
утверждения;
• решение
реальных проблем, включающих экономию затрат и экологические риски, средствами
математики.
Естественнонаучная
грамотность:
• научное
объяснение явлений;
• научная
интерпретация данных и доказательств;
• понимание
и анализ информации, представленной в различных контекстах (личном, научном,
профессиональном, общественном).
Исследование
проводится в компьютерной форме, задания по всем направлениям представлены в
электронном виде.
Умения, проверяемые
в ходе исследования (поиск информации, понимание, оценивание), лежат в основе
функциональной грамотности.
Идеи PISA
сопоставимы с концепцией ФГОС, которая определяет функциональную грамотность
как «сочетание предметных, метапредметных и личностных результатов образования».
Важность
исследования связана с тем, что, по мнению авторитетных специалистов в области
образования, «функционально грамотной человек способен участвовать в
эффективном индивидуальном или коллективном решении задач, требующих
достаточного уровня грамотности в области чтения, письма и счета, а также
применять свои навыки для личного или общественного развития».
В Краснодарском крае в исследовании PISA 2021
принимают участие 8 школ, в том числе и наша.
Формулировка и
структура заданий PISA значительно отличаются от заданий в российских
учебниках. Учащимся для выполнения заданий, выявляющих их компетенции,
предлагаются практические ситуации, связанные с личной, повседневной или
школьной жизнью, работой и спортом, жизнью общества.