РП Литературное чтение на родном языке 1-4 кл.

СОДЕРЖАНИЕ
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке(русском)» на уровне
начального общего образования
1.Личностные результаты
2.Метапредметные результаты
3.Предметные результаты
II. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на
родном языке(русском)»
3 класс
4 класс
III. Тематическое планирование
3 класс (7часов)
4 класс(7 часов)

2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯУЧЕБНОГОПРЕДМЕТА
1) Гражданско-патриотическоевоспитание:
 Становление ценностного отношения к своей Родине—России;
 Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
 Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
 Уважение к своему и другим народам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах

и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений
 осознание основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности;
 понимание ценностей многонационального российского общества, осознание важности
уважительного отношения к истории и культуре других народов;
2) Духовно-нравственное воспитание:
 Признание индивидуальности каждого человека;
 Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
 неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и

морального вреда другим людям;
чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
 совершенствование навыков сотрудничества сосверстниками, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
3) Эстетическоевоспитание:
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; развитие
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4) Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной);
бережноеотношениекфизическомуипсихическомуздоровью.
5) Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям.
 развитие этических

6) Экологическое воспитание:
 Бережное отношение к природе;

3

 Неприятие действий, приносящих ей вред.
Формирование представлений о ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность познания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
● определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение
начальными формами познавательной и личностной рефлексии.

●
●

●
●

Познавательные
Учащиеся научатся:
различным способам решения проблем творческого и поискового характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами, совершенствование умения готовить свое выступление,
соблюдая нормы этики и этикета;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения и оценку событий;
определять общую цель и пути ее достижения, договариваться о распределении функций
и ролей в совместной деятельности;

Обучающиеся получат возможность научиться:
● выбирать задание, тему проекта из предложенных, основываясь на своих интересах;
● знакомиться с новой книгой, ее автором, названием, иллюстрациями;
● внимательно слушать собеседника и оценивать его высказывание;
● сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.
ПРЕДМЕТНЫЕ
К концу третьего года изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» обучающийся научится:
● осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского языка на основе
изучения произведений русской литературы;
● осознавать значимость чтения русской литературы для познания мира, национальной
истории и культуры;
● давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации и
анализа художественных, научно-популярных и учебных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст;
● передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в
виде пересказа (полного или краткого);
4

●

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить
впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других
видов искусства;
● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями;
К концу четвертого года изучения учебного предмета «Литературное чтение на
родном (русском) языке» обучающийся научится:
● осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития; для познания
себя, для культурной самоидентификации;
● определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного
текста;
● совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские
умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
● применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого
самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста,
доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде
пересказа (полного или краткого);
● составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов);
● самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать
собственный круг чтения;
● пользоваться справочными источниками дляпонимания и получения дополнительной
информации.
Обучающийся получит возможность научиться:
● воспринимать художественную литературу как один из видов искусства, соотносить
впечатления от прочитанных (прослушанных) произведений с впечатлениями от других
видов искусства;
● писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
● создавать проекты в виде текста или презентаций с аудиовизуальной поддержкой и
пояснениями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»
1.

Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих
национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по
Воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения.
Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.
Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объему
и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.
5

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как
источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных
произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для
национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих
эпох: любовь к Родине, вера, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского
национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские
национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные
ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в
русской литературе культуры православной семьи.
Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром,
взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций.
Эмоционально-нравственная оценка поступков героев.
Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его
переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского
народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение
этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление
состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.
Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к
произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.
Говорение (культура речевого общения)
Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении
прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой
на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной
литературы. Пополнение словарного запаса.
Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова,
иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста).
Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов
этикетного общения, лежащих в основе национального речевого этикета.
Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.
Письмо (культура письменной речи)
Создание небольших по объему письменных высказываний по проблемам, поставленным
в изучаемых произведениях.
Библиографическая культура
Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений
для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих
возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.
Круг чтения
Произведения русского устного народного творчества; произведения классиков
Русской литературы XIX–ХХвв.исовременнойотечественнойлитературы,отражающиенациональнокультурные ценности и традиции русского народа, особенности его мировосприятия. Основные темы детского чтения: художественные произведения о детстве, о становлении характера, о Родине, о выдающихся
представителях русского народа (первооткрывателях, писателях, поэтах, художниках, полководцах), о
праздниках, значимых для русской культуры, о детских фантазиях и мечтах.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь. Художественныйвымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж.Художественный ритм; рифма.
Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.
Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)
Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение поролям, инсценирование; создание собственного устного иписьменного текста на
основе художественного произведения с учетом коммуникативной задачи (для разных
6

адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских
художников.

7

2.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ)»

1

Основные
направления
воспитательн
й
деятельности
(на выбор)

3 класс (7часов)

Пишут не пером, а умом

2,3

4 ч Я и книги.

Рекомендуеме
произведения

2,4

В.И. Воробьев.«Я ничего
не придумал»(глава«Мой дневник»).
В.П.Крапивин. Сказки Севки
Глущенко(глава
«День рождения»).

Количество часов

1

Тема

Жизнь данана добрые дела

Мир детства

Блок

Я взрослею.

Кол-во часов

Пословицы о доброте.
Ю.А.Буковский. «О Доброте—злойи
добрый». Л. Л. Яхнин.
«Последняярубашка».

Раздел

Россия
—
Родина моя

3ч

Я и моя семья.

В дружной семье и в холод
тепло.

1

О.Ф.Кургузов.«Душа на распашку».
А.Л. Решетов. «Зернышки спелых
яблок»(фрагмент). В.М. Шукшин.
«Как зайка летал на воздушных
шариках» (фрагмент).

2,6

Я
фантазирую
и мечтаю.

Детские фантазии.

1

В.П. Крапивин. «Брат, которому
семь»(фрагмент главы «Зелѐная
грива»).
Л. К. Чуковская.«Мой отец
—КорнейЧуковский» (фрагмент).

2,4

Родная страна во
Люди земли русской.
всевремена сынами
сильна

1

О. Гурьян. «Мальчик из Холмогор»
(фрагмент). Н.М.Коняев.«Правнуки
богатырей» (фрагмент).
О.П.Орлов.«Возвращайся кнам,
Маклай»(глава«Как Маклай ходил в
дальнюю
деревню»).

1,2

От праздника к
празднику.

1

А.И.Куприн.«Пасхальные колокола»
(фрагмент).
С.Чѐрный.«Пасхальный визит»
(фрагмент).

2,3

Всякая душа празднику рада.

О родной
природе.

Не разгаданная тайна—в
чащах леса…

1

Русские народные загадки о лесе,
реке, тумане.
В.П.Астафьев. «Зорькина песня»
(фрагмент).
В.Д.Берестов.«Уреки». И. С.
Никитин. «Лес».
К.Г.Паустовский.
«Клад».М.М.Пришвин.
«Как
распускаются разные деревья».
И.П.Токмакова.«Туман».

Итого

7ч

2,6

4 класс(7часов)

Мир детства.

Раздел

4

Кол-во часов

Я и книги.

Скромность красит человека.

Испокон века книга растит
человека.

1

1

С.Т. Аксаков. «Детские годы
Багрова-внука»(фрагмент
главы«Последовательные
воспоминания»).
Д.Н.Мамин-Сибиряк.«Из
далѐкогопрошлого»(глава
«Книжка с картинками»).
Ю.Н.Тынянов.«Пушкин» (фрагмент).
С.Т.Григорьев.«Детство Суворова»
(фрагмент)..

2,6

1,2

2,7

Я
Взрослею.

«Маленькиймир»,«Мой первый«полет»).
О.В.Колпакова.«Большое сочинение
про бабушку» (главы «Про печку»,
«Про чистоту»).

Пословицыоскромности.
Е.В.Клюев.«Шагоммарш». И.П.
Токмакова. «Разговор татарника и
спорыша».

Основные

1

(навыбор)

Такое разное детство

Произведения

Я и моя семья

Рекомендуеме

Тема

Е.Н.Верейская.«Три
девочки»(фрагмент). М. В.
Водопьянов.
«Полярныйлѐтчик(главы

Количество часов

Блок

направления

воспитательной
деятельности

Я фантазирую
и мечтаю.
Россия –Родина моя.

3 ч Родная страна во все
времена сынами
сильна.

Что
мы
зовем.

7ч

1

Т.Михеева.«Асинолето» (фрагмент).
В.П.Крапивин.«Голубятня на желтой
поляне» (фрагменты).

2,7

Люди земли русской..

1

Е. Мурашова. «Афанасий Никитин»
(глава «Каффа»).
Ю.М.Нагибин.«Маленькие рассказы о
большой судьбе» (глава «В школу»).

2,4

1

А.С.Зеленин. «Мамкин
Василѐк»(фрагмент).
А.Д.Дорофеев.«Веретено». В. Г.
Распутин. «Саяны».
Сказовалдайских колокольчиках

1,2

1

Русскиенародныезагадкио ветре,
морозе, грозе.
А.Н.Апухтин.«Зимой».
В.Д.Берестов.«Мороз». А. Н.
Майков. «Гроза». Н.М.Рубцов.
«Вовремягрозы».

6,2

родиной Широка страна моя родная.

О родной природе.

Итого

Придуманные миры и страны

Под дыханьем непогоды.

7ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».