СОДЕРЖАНИЕ I.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» на уровне начального общего образования______________________________________________ 1.Личностные результаты 2.Метапредметные результаты 3.Предметные результаты II. Содержание учебного предмета «Музыка»________________ 1.Разделы учебной программы. 3 класс 4 класс III. Тематическое планирование___________________________ 3 класс (34 часа) 4 класс (34 часа) ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего образования достигаются во взаимодействииучебнойивоспитательнойработы,урочнойивнеурочнойдеятель ности.Онидолжныотражатьготовностьобучающихся руководствоваться системой позитивных ценностныхориентаций,втомчислевчасти: 1. Гражданско-патриотическоговоспитания: осознание российской гражданской идентичности; знаниеГимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации;проявлениеинтересакосвоениюмузыкальныхтрадицийсвоегокрая, музыкальнойкультурынародовРоссии;уважениекдостижениямотечественных мастеровкультуры;стремлениеучаствовать в творческой жизни своей школы, города, республики. 2. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявлениесопереживания, уважения и доброжелательности; готовностьпридерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной иучебнойдеятельности 3. Эстетическоговоспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальнымтрадициямитворчествусвоегоидругихнародов;умениевидетьпре красноевжизни,наслаждатьсякрасотой;стремлениексамовыражениювразныхв идахискусства 4. Ценностинаучногопознания: первоначальные представления о единстве и особенностяххудожественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельностьвпознании 5. Физического воспитания, формирования культурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия: соблюдениеправилздоровогоибезопасного(длясебяидругихлюдей)образажизн ивокружающейсреде;бережноеотношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание,артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностеймузыкотерапии 6. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижениипоставленных целей; интерес к практическому изучению профессийвсферекультурыиискусства;уважениектрудуирезультатамтрудовой деятельности 7. Экологическоговоспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящихейвред. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными познавательными действиями В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть универсальных познавательных учебных действий: сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы); находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий: на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков; с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования; сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть универсальных познавательных учебных действий: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть универсальных коммуникативных учебных действий: 1) невербальная коммуникация: воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания; выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе); передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении. 2) вербальная коммуникация: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. 3) совместная деятельность (сотрудничество): стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки; переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части универсальных регулятивных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни. Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке: с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных музыкальных инструментах; сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей; осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности; с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора. К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится: определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России; определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные; определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству; различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов – народных и академических; создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров. К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится: различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение, исполнительский состав; различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков; различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия; характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания музыкального образа; соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств. К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится: исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения; воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом); осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических потребностей К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится: различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки. К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится: определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение; исполнять доступные образцы духовной музыки; рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции). К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится: определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл); различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и так далее), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов; различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух; отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и другие. К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся научится: различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться к расширению музыкального кругозора; различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза); анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении; исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука. К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится: классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие; различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов; различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций; различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование; понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации; ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона; исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком. Содержание учебного предмета, курса 3класс(34ч) Россия –Родина моя (5 ч) Мелодиядушамузыки.Природаимузыка.Звучащиекартины.Виват,Россия!Нашаславарусскаядержава.Кантата«АлександрНевский».Опера«ИванСусанин».Музык альнаяграмота День,полныйсобытий»(4ч) Утро.Портретвмузыке.Вкаждойинтонацииспрятанчеловек.Вдетской!И грыиигрушки.Напрогулке. Вечер. Музыкальнаяграмота. ОРоссиипеть—чтостремитьсявхрам(4ч) Радуйся,Мария!БогородицеДево,радуйся!Древнейшаяпесньматеринств а.Тихаямоя,нежнаямоя,добраямоя,мама.Вербноевоскресенье.Вербочки.Свят ыеземлиРусской(княгиняОльгаикнязьВладимир).Музыкальнаяграмота. Гори,гориясно,чтобынепогасло!(3ч) Настроюгуслинастаринныйлад.Певцырусскойстарины.БылиныоС адкоиморскомцаре.Лель,мойЛель.Звучащиекартины.ПрощаниесМасле ницей.Яартист. Вмузыкальномтеатре»(7ч) Опера«РусланиЛюдмила».Опера«ОрфейиЭвридика».Опера«Снегурочк а».Опера«Садко».Балет«Спящаякрасавица».Всовременныхритмах.Яартист. Вконцертномзале(6ч). Музыкальноесостязание(концерт).Музыкальныеинструменты(флейта). Звучащиекартины.Музыкальныеинструменты(скрипка).Сюита«ПерГюнт». «Героическая».МирБетховена.Музыкальнаяграмота. Чтобмузыкантомбыть,такнадобноуменье(5ч) Острыйритмджазазвуки.Певцыроднойприроды.Люблюягрустьтвоихпросторов.МирПрок офьева.Прославимрадостьназемле.Исследовательский проект. 4 класс (34 ч) Россия — Родина моя (3 ч) Мелодия – душа музыки. Ты запой мне ту песню. Что не выразишь словами, звуком на душу навей. Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому. На великий праздник собралася Русь! Музыкальная грамота. О России петь — что стремиться в храм (4 ч) Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Родной обычай старины. Светлый праздник. Музыкальная грамота. День,полныйсобытий(6ч) Приютспокойствия,трудовивдохновенья. Зимнееутро.Зимнийвечер. Чтозапрелестьэтисказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорскиймонастырь.Приют, сияньем муз одетый.ОбразыгероевА.С. Пушкинавкино. Гори,гориясно,чтобынепогасло!(3ч) Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русскихнародныхинструментов. Музыкант – чародей. Народные праздники. Наш оркестр. «Троица»АндреяРублѐва. Музыкальнаяграмота. Вконцертномзале(5ч) Музыкальныеинструменты.Вариациинатемурококо.Старыйзамок. Счастьевсирениживет...«Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы, танцы,танцы…«Патетическая» соната.Годыстранствий.Царитгармонияоркестра.Музыкальнаяграмота. Вмузыкальномтеатре(6ч) Опера«ИванСусанин».Исходиламладѐшенька.Русскийвосток.Балет« Петрушка».Театрмузыкальнойкомедии.Яартист. Чтобмузыкантомбыть,такнадобноуменье(7ч) Прелюдия.Исповедьдуши.Революционныйэтюд.Мастерствоисполнител я. Винтонацииспрятан человек. Музыкальные инструменты (гитара). Музыкальный сказочник. «Рассвет наМоскве-реке».Исследовательский проект. Тематическое планирование 3 класс (34 часа) Россия – Родина моя. День, полный событий. 5 4 «Мелодия – душа музыки». 1 «Природа и музыка». «Звучащие картины». 1 «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава». 1 «Кантата «Александр Невский». 1 «Опера «Иван Сусанин». 1 «Утро». 1 «Портрет в музыке». 1 «В каждой интонации спрятан человек». «В детской». 1 Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонированиеидр.). Петьмелодии сориентацией нанотнуюзапись. Передаватьвимпровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтическойречи. Знать песни о героических событиях в истории Отечества Распознаватьвыразительные иизобразительныеособенност и музыки в их взаимодействии. Пониматьхудожественнообразное содержание 1,2,3,4,6,7 2,3,4,6 О России петь-что стремиться в храм. 4 «Игры и игрушки». «На прогулке». Обобщающий урок 1 «Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся!» 1 «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» 1 «Вербное воскресенье». «Вербочки». 1 «Святые земли Русской». Крещение Руси. 1 музыкальногопроизведенияи раскрыватьсредства еговоплощения. Передавать интонационномелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке,движении. Находить(обнаруживать) общностьинтонаций вмузыке,живописи,поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера и разыгрыватьих. Выразительно, интонационно осмысленноисполнятьсочин ения разных жанров и стилей. Выявлятьассоциативно-образные связи музыкальных и живописныхпроизведений Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка,архитектура,живоп ись). Определятьобразныйстрой музыки с помощью словаря эмоций. Знакомиться с жанрами 2,3,4,5,6 Гори, гори ясно, чтобы не погасло. В музыкальном театре. 4 6 «Настрою гусли на старинный лад…».Былина о Садко и Морском царе. 1 «Певцы русской старины». (Садко, Баян). 1 «Певцы русской старины». «Лель, мой Лель..» 1 «Звучащие картины». « Прощание с масленицей». Обобщающий урок. 1 «Опера «Руслан и Людмила». 1 «Опера «Орфей и Эвридика» 1 «Опера «Снегурочка». 1 церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозныесюжеты. Получить представление о религиозных праздниках и народных традициях их воплощения Выявлять общностьжизненных истоков и особенности народного и профессиональногомузыкал ьноготворчества Пониматьзначениеповтора, контраста, сопоставления как способовразвитиямузыки. Разыгрыватьнародныепесн и по ролям, участвовать в коллективных играхдраматизациях. Выполнятьтворческиезадан ияизрабочейтетради. Приниматьучастие втрадиционных народных праздниках Пониматьзначениедирижёра ,режиссёра,художникапостановщика в создании музыкальногоспектакля. 1,2,3,4,5,72, 2,3,4,5,6,7 В концертном зале. 6 «Океан – море синее». 1 «Балет «Спящая красавица» 1 «В современных ритмах». «Мюзикл – жанр легкой музыки». 1 «Музыкальное состязание» 1 «Музыкальные инструменты»:флейта. «Звучащие картины». 1 «Музыкальные инструменты» (скрипка). 1 «Сюита «Пер Гюнт». «Странствия Пера Гюнта». 1 «Героическая»: «Призыв к мужеству», «Вторая часть симфонии». 1 «Героическая»: «Финал симфонии». «Мир 1 Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижёр, режиссёр, действующиелицаидр.). Пониматьзначениеувертюры копереибалету. Сравниватьобразноесодерж ание музыкальных тем по нотнойзаписи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценическиеобразы. Исполнять интонационно осмысленномелодиипесен,тем измюзиклов,опер,балетов Наблюдатьзаразвитиеммузы киразныхформ и жанров. Узнаватьстилевыеособеннос ти, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделироватьвграфикезвуко высотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных 2,3,4,5,6 Бетховена». Обобщающий урок. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. 5 «Чудо – музыка». «Острый ритм – джаза звуки». 1 «Люблю я грусть твоих просторов». «Миф Прокофьева». 1 «Певцы родной природы»: Э. Григ, П. Чайковский. 1 «Прославим радость на земле». Исследовательский проект. 1 «Радость к солнцу нас зовет». Обобщающий урок. 1 музыкальныхинструментов. Различать на слух стариннуюисовременнуюмуз ыку. Узнавать тембры музыкальныхинструментов. Знатьисполнительскиеколл ективы и имена известных исполнителей. Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различнымиинструментами. Разбиратьсявэлементахмузы кальной(нотной)грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца,марша. Определятьособенностипост роения (формы) музыкальныхсочинений. Различатьхарактерныечерты языкасовременноймузыки. Определятьпринадлежность музыкальныхпроизведенийкт омуилииномужанру 1,2,3,4,5,6,7 4 класс (34 часа) Россия – Родина моя. 3 Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. 1 Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей 1,2,3,4,5,6 О России петь, что стремиться в храм. 4 Тайна рождения песни. 1 Многообразие жанров народных песен. 1 «Святые земли Русской». Нравственные подвиги русских святых. 1 Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание. 1 Праздники Русской православной церкви. 1 человека. Эмоциональновоспринимат ь народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран и высказывать своё мнение о его содержании. Выявлятьобщностьистоков и особенности народной и профессиональноймузыки. Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоциональновоспринимат ь народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран и высказывать своё мнение о его содержании. Выявлятьобщностьистоков и особенности народной и профессиональноймузыки. Сравниватьмузыкальныеобр азы народных и церковных праздников. Сопоставлятьвыразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. 1,2,3,4,5,6 День, полный событий. 6ч Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. 1 «В краю великих вдохновений…» 1 Один день с А.С.Пушкиным. Михайловское: музыкально – поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов. 1 Многообразие жанров народной музыки. 1 Колокольные звоны. 1 Тригорское, вечера. Гори, гори ясно, чтобы не погасло. 3ч музыкально – литературные Понимать значение колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинятьмелодии напоэтическиетексты Выявлятьвыразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов ипоэзииА. Пушкина. Понимать особенности построения музыкальных и литературныхпроизведений. 2,3,4,5,6,7 1 Интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. 1 Композитор – имя ему народ. 1 Единство слова, напева, инструментального наигрыша в образцах народного творчества. 1 Музыкальные инструменты России. 1 Различатьтембрынародных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народныеобычаи,обряды, особенности проведениянародныхпраздн иков. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, 1,2,3,4,5,6 В концертном зале. 5 Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. 1 Вариации на тему рококо. 1 Различные жанры и образные сферы вокальной, камерной, инструментальной и симфонической музыки. 1 Особенности музыкальной драматургии. 1 Интонации народной музыки в творчестве 1 Ф. Шопена. коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественныхобразов. Импровизировать и сочинятьнапредлагаемыетем ы. Определятьисоотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух ипо нотному письму, графическомуизображению. Наблюдатьзапроцессом и результатом музыкального развитиянаосновесходстваи различия интонаций, тем, образов. Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы. Распознаватьхудожественн ый смысл различных музыПередавать в пении, драматизации, музыкальнопластическом движении, инструментальном музицировании, 2,3,4,5,6 В музыкальном театре. 6 Опера «Иван Сусанин». 1 Музыкальная тема в опере – характеристика действующих лиц. 1 Основные приёмы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. 1 Восточные мотивы в операх «Руслан и Людмила» и «Хованщина». 1 Особенности развития музыкальных образов в балетах. 1 Жанры лёгкой музыки: оперетта, мюзикл. 1 импровизации и др. образное содержание музыкальных произведений различных формижанров. Соотноситьособенностимуз ыкального языка русской и зарубежноймузыкальныхфо рм. Оцениватьисоотносить содержание и музыкальный язык народного и музыкального творчества разных стран мира. Воплощатьособенностимуз ыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальнойвыразительност и. Понимать особенности взаимодействия и развития различных образов музыкальногоспектакля. Участвоватьвсценическом воплощении отдельных фрагментов оперы, балета, оперетты. Выразительно, интонационно осмысленноисполнятьсочин ения разных жанров и стилей.Выполнятьтворческ ие 2,3,4,5,6 Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… 7 Произведения композиторов – классиков. 1 Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. 1 Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. 1 Музыкальные инструменты: гитара. Исследовательский проект. 1 Образы былин и сказок в произведениях 1 Н.Римского – Корсокова. Образ Родины в музыке М.Мусоргского. 1 Обобщающий урок. 1 заданияизрабочейтетради Анализироватьисоотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи ивзаимодействии. Распознаватьхудожественн ый смысл различных музыкальныхформ. Наблюдатьзапроцессоми результатом музыкального развития в произведениях разныхжанров. Общаться ивзаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественныхобразов. Узнавать музыку (из произведений программы). Называть имена выдающихся композиторов и исполнителейразныхстранм ира. Личностнооцениватьмузыку, звучащую на уроке и вне школы.Аргументироватьсвоёо тношение к произведению. 1,2,3,4,5,6,7 Осознаватьвзаимосвязьмузы ки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром. Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений,формироватьфо нотеку, библиотеку,видеотеку тем или иным музыкальнымсочинениям