СОДЕРЖАНИЕ
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Музыка» на уровне начального общего
образования______________________________________________
1.Личностные результаты
2.Метапредметные результаты
3.Предметные результаты
II. Содержание учебного предмета «Музыка»________________
1.Разделы учебной программы.
3 класс
4 класс
III. Тематическое планирование___________________________
3 класс (34 часа)
4 класс (34 часа)
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального
общего
образования
достигаются
во
взаимодействииучебнойивоспитательнойработы,урочнойивнеурочнойдеятель
ности.Онидолжныотражатьготовностьобучающихся
руководствоваться
системой позитивных ценностныхориентаций,втомчислевчасти:
1. Гражданско-патриотическоговоспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знаниеГимна России и
традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций
республик
Российской
Федерации;проявлениеинтересакосвоениюмузыкальныхтрадицийсвоегокрая,
музыкальнойкультурынародовРоссии;уважениекдостижениямотечественных
мастеровкультуры;стремлениеучаствовать в творческой жизни своей школы,
города, республики.
2. Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявлениесопереживания,
уважения и доброжелательности; готовностьпридерживаться принципов
взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной
музыкальной иучебнойдеятельности
3. Эстетическоговоспитания:
восприимчивость
к
различным
видам
искусства,
музыкальнымтрадициямитворчествусвоегоидругихнародов;умениевидетьпре
красноевжизни,наслаждатьсякрасотой;стремлениексамовыражениювразныхв
идахискусства
4. Ценностинаучногопознания:
первоначальные представления о единстве и особенностяххудожественной и
научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельностьвпознании
5. Физического
воспитания,
формирования
культурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
соблюдениеправилздоровогоибезопасного(длясебяидругихлюдей)образажизн
ивокружающейсреде;бережноеотношение к физиологическим системам
организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности
(дыхание,артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного
и
физического
утомления
с
использованием
возможностеймузыкотерапии
6. Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижениипоставленных целей;
интерес
к
практическому
изучению
профессийвсферекультурыиискусства;уважениектрудуирезультатамтрудовой
деятельности
7. Экологическоговоспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящихейвред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения музыки на уровне начального общего образования у обучающегося
будут сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные
коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры, устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по
определённому признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения,
исполнительские составы);
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального
искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения
учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и
исполнения, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и
желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных
музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений,
планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации
совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать
наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями
(часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового
эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных
явлений в различных условиях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть универсальных познавательных учебных действий:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)
обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в
Интернете;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с
учебной задачей;
анализировать
музыкальные
тексты
(акустические
и
нотные)
по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения как часть
универсальных коммуникативных учебных действий:
1) невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать
настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать
культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
2) вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
3) совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного
восприятия, исполнения музыки;
переключаться
между
различными
формами
коллективной,
групповой
и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные
с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные
образцы.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации
как части универсальных регулятивных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и
самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных учебных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у
обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной
деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством,
позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по музыке:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, умеют слушать серьёзную музыку, знают
правила поведения в театре, концертном зале; проявляют интерес к игре на доступных
музыкальных инструментах;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать
музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся,
аргументировать свой выбор;
имеют опыт восприятия, творческой и исполнительской деятельности;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
К концу изучения модуля № 1 «Народная музыка России» обучающийся научится:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному
фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения:
духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к
композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов –
народных и академических;
создавать
ритмический
аккомпанемент
на
ударных
инструментах
при исполнении народной песни;
исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без
сопровождения;
участвовать в коллективной игре (импровизации) (вокальной, инструментальной,
танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
К концу изучения модуля № 2 «Классическая музыка» обучающийся научится:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять
и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях
композиторов-классиков;
различать
концертные
жанры
по
особенностям
исполнения
(камерные
и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить
примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторовклассиков;
воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и
чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от
музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на
основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
К концу изучения модуля № 3 «Музыка в жизни человека» обучающийся научится:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять
песни, посвящённые Победе нашего народа в Великой Отечественной войне, песни,
воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и
настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать
обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с
движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное
в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей
К концу изучения модуля № 4 «Музыка народов мира» обучающийся научится:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других
стран;
определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам
духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в
сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров);
различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные),
вычленять и называть типичные жанровые признаки.
К концу изучения модуля № 5 «Духовная музыка» обучающийся научится:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки,
характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской
православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной
традиции).
К концу изучения модуля № 6 «Музыка театра и кино» обучающийся научится:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет,
оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и так далее),
узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их
авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры
человеческих голосов и музыкальных инструментов, определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в
творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф,
певец, художник и другие.
К концу изучения модуля № 7 «Современная музыкальная культура» обучающийся
научится:
различать разнообразные виды и жанры, современной музыкальной культуры, стремиться
к расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений,
исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе
эстрады, мюзикла, джаза);
анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной
характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными
средствами при исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
К концу изучения модуля № 8 «Музыкальная грамота» обучающийся научится:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие,
низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия,
аккомпанемент и другое), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и
различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые
музыкальные формы – двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо,
вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Содержание учебного предмета, курса
3класс(34ч)
Россия –Родина моя (5 ч)
Мелодиядушамузыки.Природаимузыка.Звучащиекартины.Виват,Россия!Нашаславарусскаядержава.Кантата«АлександрНевский».Опера«ИванСусанин».Музык
альнаяграмота
День,полныйсобытий»(4ч)
Утро.Портретвмузыке.Вкаждойинтонацииспрятанчеловек.Вдетской!И
грыиигрушки.Напрогулке. Вечер. Музыкальнаяграмота.
ОРоссиипеть—чтостремитьсявхрам(4ч)
Радуйся,Мария!БогородицеДево,радуйся!Древнейшаяпесньматеринств
а.Тихаямоя,нежнаямоя,добраямоя,мама.Вербноевоскресенье.Вербочки.Свят
ыеземлиРусской(княгиняОльгаикнязьВладимир).Музыкальнаяграмота.
Гори,гориясно,чтобынепогасло!(3ч)
Настроюгуслинастаринныйлад.Певцырусскойстарины.БылиныоС
адкоиморскомцаре.Лель,мойЛель.Звучащиекартины.ПрощаниесМасле
ницей.Яартист.
Вмузыкальномтеатре»(7ч)
Опера«РусланиЛюдмила».Опера«ОрфейиЭвридика».Опера«Снегурочк
а».Опера«Садко».Балет«Спящаякрасавица».Всовременныхритмах.Яартист.
Вконцертномзале(6ч).
Музыкальноесостязание(концерт).Музыкальныеинструменты(флейта).
Звучащиекартины.Музыкальныеинструменты(скрипка).Сюита«ПерГюнт».
«Героическая».МирБетховена.Музыкальнаяграмота.
Чтобмузыкантомбыть,такнадобноуменье(5ч)
Острыйритмджазазвуки.Певцыроднойприроды.Люблюягрустьтвоихпросторов.МирПрок
офьева.Прославимрадостьназемле.Исследовательский проект.
4 класс (34 ч)
Россия — Родина моя (3 ч)
Мелодия – душа музыки. Ты запой мне ту песню. Что не выразишь
словами, звуком на душу навей. Как сложили песню. Звучащие картины. Ты
откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому. На великий
праздник собралася Русь! Музыкальная грамота.
О России петь — что стремиться в храм (4 ч)
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников
праздник, торжество из торжеств. Родной обычай старины. Светлый
праздник. Музыкальная грамота.
День,полныйсобытий(6ч)
Приютспокойствия,трудовивдохновенья. Зимнееутро.Зимнийвечер.
Чтозапрелестьэтисказки!
Три
чуда.
Ярмарочное
гулянье.
Святогорскиймонастырь.Приют, сияньем муз одетый.ОбразыгероевА.С.
Пушкинавкино.
Гори,гориясно,чтобынепогасло!(3ч)
Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России.
Оркестр русскихнародныхинструментов. Музыкант – чародей.
Народные праздники. Наш оркестр. «Троица»АндреяРублѐва.
Музыкальнаяграмота.
Вконцертномзале(5ч)
Музыкальныеинструменты.Вариациинатемурококо.Старыйзамок.
Счастьевсирениживет...«Не молкнет сердце чуткое Шопена... Танцы,
танцы,танцы…«Патетическая»
соната.Годыстранствий.Царитгармонияоркестра.Музыкальнаяграмота.
Вмузыкальномтеатре(6ч)
Опера«ИванСусанин».Исходиламладѐшенька.Русскийвосток.Балет«
Петрушка».Театрмузыкальнойкомедии.Яартист.
Чтобмузыкантомбыть,такнадобноуменье(7ч)
Прелюдия.Исповедьдуши.Революционныйэтюд.Мастерствоисполнител
я.
Винтонацииспрятан человек. Музыкальные инструменты (гитара).
Музыкальный сказочник. «Рассвет наМоскве-реке».Исследовательский
проект.
Тематическое планирование
3 класс (34 часа)
Россия –
Родина моя.
День,
полный
событий.
5
4
«Мелодия – душа музыки».
1
«Природа и музыка». «Звучащие картины».
1
«Виват, Россия!» «Наша слава – русская
держава».
1
«Кантата «Александр Невский».
1
«Опера «Иван Сусанин».
1
«Утро».
1
«Портрет в музыке».
1
«В каждой интонации спрятан человек». «В
детской».
1
Выявлять настроения
и
чувства
человека,
выраженные в музыке.
Выражать
своё
эмоциональное отношение
к
искусству в процессе
исполнения
музыкальных
произведений
(пение,
художественное
движение,
пластическое
интонированиеидр.).
Петьмелодии
сориентацией
нанотнуюзапись.
Передаватьвимпровизации
интонационную
выразительность
музыкальной
и
поэтическойречи.
Знать песни о героических
событиях в истории Отечества
Распознаватьвыразительные
иизобразительныеособенност
и музыки
в их взаимодействии.
Пониматьхудожественнообразное
содержание
1,2,3,4,6,7
2,3,4,6
О России
петь-что
стремиться в
храм.
4
«Игры и игрушки». «На прогулке».
Обобщающий урок
1
«Радуйся, Мария!». «Богородице Дево,
радуйся!»
1
«Древнейшая песнь материнства». «Тихая
моя, нежная моя, добрая моя мама!»
1
«Вербное воскресенье». «Вербочки».
1
«Святые земли Русской». Крещение Руси.
1
музыкальногопроизведенияи
раскрыватьсредства
еговоплощения.
Передавать интонационномелодические
особенности
музыкального образа в слове,
рисунке,движении.
Находить(обнаруживать)
общностьинтонаций
вмузыке,живописи,поэзии.
Разрабатывать
сценарии
отдельных
сочинений
программного характера
и разыгрыватьих.
Выразительно,
интонационно
осмысленноисполнятьсочин
ения разных жанров и
стилей.
Выявлятьассоциативно-образные связи музыкальных
и живописныхпроизведений
Обнаруживать сходство
и различия русских
и
западноевропейских
произведений религиозного
искусства
(музыка,архитектура,живоп
ись).
Определятьобразныйстрой
музыки с помощью словаря
эмоций.
Знакомиться с жанрами
2,3,4,5,6
Гори, гори
ясно, чтобы
не погасло.
В музыкальном театре.
4
6
«Настрою гусли на старинный лад…».Былина
о Садко и Морском царе.
1
«Певцы русской старины». (Садко, Баян).
1
«Певцы русской старины». «Лель, мой Лель..»
1
«Звучащие картины». « Прощание с
масленицей». Обобщающий урок.
1
«Опера «Руслан и Людмила».
1
«Опера «Орфей и Эвридика»
1
«Опера «Снегурочка».
1
церковной музыки (тропарь,
молитва,
величание),
песнями, балладами
на религиозныесюжеты.
Получить представление
о религиозных праздниках
и народных традициях
их воплощения
Выявлять
общностьжизненных
истоков
и особенности народного
и
профессиональногомузыкал
ьноготворчества
Пониматьзначениеповтора,
контраста,
сопоставления
как
способовразвитиямузыки.
Разыгрыватьнародныепесн
и по ролям, участвовать
в
коллективных
играхдраматизациях.
Выполнятьтворческиезадан
ияизрабочейтетради.
Приниматьучастие
втрадиционных
народных
праздниках
Пониматьзначениедирижёра
,режиссёра,художникапостановщика
в
создании
музыкальногоспектакля.
1,2,3,4,5,72,
2,3,4,5,6,7
В
концертном
зале.
6
«Океан – море синее».
1
«Балет «Спящая красавица»
1
«В современных ритмах». «Мюзикл – жанр
легкой музыки».
1
«Музыкальное состязание»
1
«Музыкальные инструменты»:флейта.
«Звучащие картины».
1
«Музыкальные инструменты» (скрипка).
1
«Сюита «Пер Гюнт». «Странствия Пера
Гюнта».
1
«Героическая»: «Призыв к мужеству», «Вторая
часть симфонии».
1
«Героическая»: «Финал симфонии». «Мир
1
Участвовать в сценическом
воплощении
отдельных
фрагментов
музыкального
спектакля
(дирижёр,
режиссёр,
действующиелицаидр.).
Пониматьзначениеувертюры
копереибалету.
Сравниватьобразноесодерж
ание музыкальных тем по
нотнойзаписи.
Воплощать в пении
или
пластическом
интонировании
сценическиеобразы.
Исполнять интонационно осмысленномелодиипесен,тем
измюзиклов,опер,балетов
Наблюдатьзаразвитиеммузы
киразныхформ
и жанров.
Узнаватьстилевыеособеннос
ти,
характерные
черты
музыкальной речи разных
композиторов.
Моделироватьвграфикезвуко
высотные
и ритмические особенности
мелодики произведения.
Определять виды музыки,
сопоставлять музыкальные
образы
в
звучании
различных
2,3,4,5,6
Бетховена». Обобщающий урок.
Чтоб
музыкантом
быть, так
надобно
уменье.
5
«Чудо – музыка». «Острый ритм – джаза
звуки».
1
«Люблю я грусть твоих просторов».
«Миф Прокофьева».
1
«Певцы родной природы»: Э. Григ, П.
Чайковский.
1
«Прославим радость на земле».
Исследовательский проект.
1
«Радость к солнцу нас зовет». Обобщающий
урок.
1
музыкальныхинструментов.
Различать
на
слух
стариннуюисовременнуюмуз
ыку.
Узнавать
тембры
музыкальныхинструментов.
Знатьисполнительскиеколл
ективы и имена известных
исполнителей.
Выявлять
изменения
музыкальных
образов,
озвученных
различнымиинструментами.
Разбиратьсявэлементахмузы
кальной(нотной)грамоты.
Импровизировать мелодии
в
соответствии
с
поэтическим содержанием в
духе песни, танца,марша.
Определятьособенностипост
роения
(формы)
музыкальныхсочинений.
Различатьхарактерныечерты
языкасовременноймузыки.
Определятьпринадлежность
музыкальныхпроизведенийкт
омуилииномужанру
1,2,3,4,5,6,7
4 класс (34 часа)
Россия –
Родина моя.
3
Красота родной земли, человека в народной
музыке и сочинениях русских композиторов.
1
Размышлять о музыкальных
произведениях как способе
выражения чувств и мыслей
1,2,3,4,5,6
О России
петь, что
стремиться в
храм.
4
Тайна рождения песни.
1
Многообразие жанров народных песен.
1
«Святые земли Русской». Нравственные
подвиги русских святых.
1
Религиозные песнопения: стихира, тропарь,
молитва, величание.
1
Праздники Русской православной церкви.
1
человека.
Эмоциональновоспринимат
ь народное
и
профессиональное
музыкальное
творчество
разных
стран
и
высказывать своё мнение
о его содержании.
Выявлятьобщностьистоков
и особенности народной и
профессиональноймузыки.
Размышлять о музыкальных
произведениях как способе
выражения чувств и мыслей
человека.
Эмоциональновоспринимат
ь народное
и
профессиональное
музыкальное
творчество
разных
стран
и
высказывать своё мнение
о его содержании.
Выявлятьобщностьистоков
и особенности народной и
профессиональноймузыки.
Сравниватьмузыкальныеобр
азы народных
и церковных праздников.
Сопоставлятьвыразительные
особенности языка музыки,
живописи, иконы, фрески,
скульптуры.
1,2,3,4,5,6
День,
полный
событий.
6ч
Интонационно осмысленное исполнение
сочинений разных жанров и стилей.
1
«В краю великих вдохновений…»
1
Один день с А.С.Пушкиным. Михайловское:
музыкально – поэтические образы природы,
сказок в творчестве русских композиторов.
1
Многообразие жанров народной музыки.
1
Колокольные звоны.
1
Тригорское,
вечера.
Гори, гори
ясно, чтобы
не погасло.
3ч
музыкально
–
литературные
Понимать
значение
колокольных звонов
и колокольности в музыке
русских композиторов.
Сочинятьмелодии
напоэтическиетексты
Выявлятьвыразительные
и
изобразительные
особенности
музыки
русских композиторов
ипоэзииА. Пушкина.
Понимать
особенности
построения музыкальных
и
литературныхпроизведений.
2,3,4,5,6,7
1
Интонационно осмысленное исполнение
сочинений разных жанров и стилей.
1
Композитор – имя ему народ.
1
Единство слова, напева, инструментального
наигрыша в образцах народного творчества.
1
Музыкальные инструменты России.
1
Различатьтембрынародных
музыкальных инструментов
и оркестров.
Знать
народныеобычаи,обряды,
особенности
проведениянародныхпраздн
иков.
Общаться
и взаимодействовать
в процессе ансамблевого,
1,2,3,4,5,6
В
концертном
зале.
5
Музыкальные инструменты: виолончель,
скрипка.
1
Вариации на тему рококо.
1
Различные жанры и образные сферы
вокальной, камерной, инструментальной и
симфонической музыки.
1
Особенности музыкальной драматургии.
1
Интонации народной музыки в творчестве
1
Ф. Шопена.
коллективного (хорового
и
инструментального)
воплощения
различных
художественныхобразов.
Импровизировать
и
сочинятьнапредлагаемыетем
ы.
Определятьисоотносить
различные
по
смыслу
интонации (выразительные
и изобразительные) на слух
ипо
нотному
письму,
графическомуизображению.
Наблюдатьзапроцессом
и результатом музыкального
развитиянаосновесходстваи
различия интонаций, тем,
образов.
Узнавать
по
звучанию
различные виды музыки
(вокальная,
инструментальная, сольная,
хоровая, оркестровая)
из
произведений
программы.
Распознаватьхудожественн
ый смысл различных музыПередавать
в
пении,
драматизации, музыкальнопластическом
движении,
инструментальном
музицировании,
2,3,4,5,6
В
музыкальном
театре.
6
Опера «Иван Сусанин».
1
Музыкальная тема в опере – характеристика
действующих лиц.
1
Основные приёмы драматургии: контраст,
сопоставление, повтор, вариантность.
1
Восточные мотивы в операх «Руслан и
Людмила» и «Хованщина».
1
Особенности развития музыкальных образов в
балетах.
1
Жанры лёгкой музыки: оперетта, мюзикл.
1
импровизации
и
др.
образное
содержание
музыкальных произведений
различных формижанров.
Соотноситьособенностимуз
ыкального языка русской и
зарубежноймузыкальныхфо
рм.
Оцениватьисоотносить
содержание и музыкальный
язык народного
и музыкального творчества
разных стран мира.
Воплощатьособенностимуз
ыки
в
исполнительской
деятельности
на
основе
знаний основных средств
музыкальнойвыразительност
и.
Понимать
особенности
взаимодействия и развития
различных
образов
музыкальногоспектакля.
Участвоватьвсценическом
воплощении
отдельных
фрагментов оперы, балета,
оперетты.
Выразительно,
интонационно
осмысленноисполнятьсочин
ения разных жанров и
стилей.Выполнятьтворческ
ие
2,3,4,5,6
Чтоб
музыкантом
быть, так
надобно
уменье…
7
Произведения композиторов – классиков.
1
Сходство и различие музыкального языка
разных эпох, композиторов, народов.
1
Музыкальные образы и их развитие в разных
жанрах.
1
Музыкальные инструменты: гитара.
Исследовательский проект.
1
Образы былин и сказок в произведениях
1
Н.Римского – Корсокова.
Образ Родины в музыке М.Мусоргского.
1
Обобщающий урок.
1
заданияизрабочейтетради
Анализироватьисоотносить
выразительные
и
изобразительные
интонации,
музыкальные
темы в их взаимосвязи
ивзаимодействии.
Распознаватьхудожественн
ый
смысл
различных
музыкальныхформ.
Наблюдатьзапроцессоми
результатом музыкального
развития в произведениях
разныхжанров.
Общаться
ивзаимодействовать
в процессе ансамблевого,
коллективного (хорового
и
инструментального)
воплощения
различных
художественныхобразов.
Узнавать музыку
(из
произведений
программы).
Называть
имена
выдающихся композиторов
и
исполнителейразныхстранм
ира.
Личностнооцениватьмузыку,
звучащую на уроке и вне
школы.Аргументироватьсвоёо
тношение к произведению.
1,2,3,4,5,6,7
Осознаватьвзаимосвязьмузы
ки
с
другими
видами
искусства:
литературой,
изобразительным
искусством, кино, театром.
Самостоятельно работать
в
творческих
тетрадях,
дневниках
музыкальных
впечатлений,формироватьфо
нотеку,
библиотеку,видеотеку
тем
или
иным
музыкальнымсочинениям