1.Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Математика» на уровне начального общего образования. Младший школьник достигает планируемых результатов обучения в соответствии со своими возможностями и способностями. На его успешность оказывают влияние темп деятельности ребёнка, скорость психического созревания, особенности формирования учебной деятельности (способность к целеполаганию, готовность планировать свою работу, самоконтроль и т. д.). Планируемые результаты освоения программы по математике, представленные по годам обучения, отражают, в первую очередь, предметные достижения обучающегося. Также они включают отдельные результаты в области становления личностных и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. Тем самым подчёркивается, что становление личностных новообразований и универсальных учебных действий осуществляется средствами математического содержания курса. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Гражданско-патриотическое воспитание: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; — уважение к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: — признание индивидуальности каждого человека; — проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; — неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетическое воспитание: — уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); — бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание: — осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: — бережное отношение к природе; — неприятие действий, приносящих ей вред. Ценность научного познания: — первоначальные представления о научной картине мира; — познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные 1) базовые логические действия: — сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; — объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; — устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; 2) базовые исследовательские действия: — определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; — с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации; — сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); — прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; 3) работа с информацией: — выбирать источник получения информации; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; — соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные 1) общение: — воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; — проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; — признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своё мнение; — строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — готовить небольшие публичные выступления; — подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; 2) совместная деятельность: — формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; — принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — ответственно выполнять свою часть работы; — оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Регулятивные 1) самоорганизация: — планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; — выстраивать последовательность выбранных действий; 2) самоконтроль: — устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; — корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 3 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: -читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1000; -находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз (в пределах 1000); -выполнять арифметические действия: сложение и вычитание (в пределах 100 – устно, в пределах 1000 – письменно), умножение и деление на однозначное число, деление с остатком (в пределах 100 – устно и письменно); -выполнять действия умножение и деление с числами 0 и 1; -устанавливать и соблюдать порядок действий при вычислении значения числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления; -использовать при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения; -находить неизвестный компонент арифметического действия; -использовать при выполнении практических заданий и решении задач единицы: длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм), времени (минута, час, секунда), стоимости (копейка, рубль); определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину (массу, время), выполнять прикидку и оценку результата измерений, определять продолжительность события; -сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше или меньше на или в»; -называть, находить долю величины (половина, четверть); -сравнивать величины, выраженные долями; -использовать при решении задач и в практических ситуациях (покупка товара, определение времени, выполнение расчётов) соотношение между величинами; при решении задач выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число; -решать задачи в одно-два действия: представлять текст задачи, планировать ход решения, записывать решение и ответ, анализировать решение (искать другой способ решения), оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления); -конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части; сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений); находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата); -распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; -формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (однодвухшаговые), в том числе с использованием изученных связок; -классифицировать объекты по одному-двум признакам; -извлекать, использовать информацию, представленную на простейших диаграммах, в таблицах (например, расписание, режим работы), на предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка), а также структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы; -составлять план выполнения учебного задания и следовать ему, выполнять действия по алгоритму; -сравнивать математические объекты (находить общее, различное, уникальное); выбирать верное решение математической задачи. К концу обучения в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие умения: -читать, записывать, сравнивать, упорядочивать многозначные числа; находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз; -выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 100 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 100 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000); -вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего 2–4 арифметических действия, использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий; -выполнять прикидку результата вычислений, проверку полученного ответа по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу (алгоритму), а также с помощью калькулятора; -находить долю величины, величину по её доле; -находить неизвестный компонент арифметического действия; -использовать единицы величин при решении задач (длина, масса, время, вместимость, стоимость, площадь, скорость); -использовать при решении задач единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год), вместимости (литр), стоимости (копейка, рубль), площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр), скорости (километр в час); -использовать при решении текстовых задач и в практических ситуациях соотношения между скоростью, временем и пройденным путём, между производительностью, временем и объёмом работы; -определять с помощью цифровых и аналоговых приборов массу предмета, температуру (например, воды, воздуха в помещении), вместимость с помощью измерительных сосудов, прикидку и оценку результата измерений; решать текстовые задачи в 1–3 действия, выполнять преобразование заданных величин, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления и используя, при необходимости, вычислительные устройства, оценивать полученный результат по критериям: реальность, соответствие условию; -решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью (например, покупка товара, определение времени, выполнение расчётов), в том числе с избыточными данными, находить недостающую информацию (например, из таблиц, схем), находить различные способы решения; -различать окружность и круг, изображать с помощью циркуля и линейки окружность заданного радиуса; -различать изображения простейших пространственных фигур (шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), распознавать в простейших случаях проекции предметов окружающего мира на плоскость (пол, стену); -выполнять разбиение (показывать на рисунке, чертеже) простейшей составной фигуры на прямоугольники (квадраты), находить периметр и площадь фигур, составленных из двух-трёх прямоугольников (квадратов); -распознавать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения, приводить пример, контрпример; -формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (двухтрёхшаговые); -классифицировать объекты по заданным или самостоятельно установленным одному-двум признакам; -извлекать и использовать для выполнения заданий и решения задач информацию, представленную на простейших столбчатых диаграммах, в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, календарь, расписание), в предметах повседневной жизни (например, счёт, меню, прайс-лист, объявление); -заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму; использовать формализованные описания последовательности действий (алгоритм, план, схема) в практических и учебных ситуациях, дополнять алгоритм, упорядочивать шаги алгоритма; -составлять модель текстовой задачи, числовое выражение; выбирать рациональное решение задачи, находить все верные решения из предложенных. 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА». Числа и величины Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1000000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙b, c : 2; с двумя переменными вида: a+ b, а – b, a ∙ b, c: d(d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий). Работа с текстовыми задачами Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Решение задач разными способами. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.). Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний). Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата). Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата). Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.). 3-й класс (4 часа в неделю, всего – 136 ч) Числа и операции над ними. Сложение и вычитание (продолжение). Числа от 1 до 100. (8ч). Устные и письменные приёмы сложения и вычитания . Табличное умножение и деление (83ч). Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Дробные числа. Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле. Нумерация. Числа от 1 до 1 000 (13ч.) Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел (10ч). Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел. Умножение и деление чисел в пределах 1000 (12ч). Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком». Величины и их измерение. Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь. Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины. Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы. Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние. Текстовые задачи. Решение простых и составных текстовых задач. Элементы алгебры. Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с ± b ; а ∙ х = с ± b ; а : х = с ∙ b ит.д. Занимательные и нестандартные задачи. Логические задачи. Итоговое повторение (10ч.) 4-й класс (4 часа в неделю, всего – 136 ч) Числа от 1 до 1000. Повторение (12ч) Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений. Числа, которые больше 1000 (114). Нумерация (10ч.) Новая счетная единица — тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз. Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов. Величины (14 ч) Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности. Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки. Числа, которые больше 1000.Сложение и вычитание (11 ч.) Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: Х + 312 = 654 + 79, 729 – х = 217, х – 137 = 500 – 140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин. Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (79 ч.) Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.). Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге. В течение всего года проводится: вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий; решение задач в одно действие, раскрывающих: а) смысл арифметических действий; б) нахождение неизвестных компонентов действий; в) отношения больше, меньше, равно; г) взаимосвязь между величинами; решение задач в 2 – 4 действия; решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля. Итоговое повторение (10 ч) Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий. Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение. Величины. Геометрические фигуры. Доли. Решение задач изученных видов. Перечень контрольных работ. 3 Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 100». класс 3 Контрольная работа № 1 по теме «Умножение и деление на 2 и 3». класс 3 Контрольная работа № 2 по теме «Табличное умножение и деление». класс 3 Контрольная работа № 3по теме «Величины». класс 3 Контрольная работа № 4 за 1 полугодие класс 3 Контрольная работа № 5 по теме «Нумерация в пределах 1000». класс Контрольная 3 работа № 6 по теме «Действия с многозначными числами». класс 4 Контрольная работа № 1 по теме «Четыре арифметические действия». класс 4 Контрольная работа № 2 по теме «Числа, которые больше 1000». класс 4 Контрольная работа № 3 по теме «Величины». класс 4 Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание». класс 4класс Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление на однозначное число». 4 Контрольная работа № 6 за первое полугодие. класс 4 Контрольная работа № 7 по теме «Умножение и деление на числа класс 4 класс 4 класс 4 класс 4 класс оканчивающиеся нулями». Контрольная работа №8 по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число». Контрольная работа № 9 по теме: «Деление на двузначное число». Итоговая контрольная работа № 10 . Контрольная работа № 11 по теме «Итоговое повторение». Перечень направления проектной деятельности обучающихся Класс 3 3 4 4 Тема Проект «Математические сказки» «Задачи-расчеты» «Математика вокруг нас». «Составляем сборник математических задач» 3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 класс Класс 3 Раздел Колво часов Числа от 1 до 100. 8 Сложение и вычитание, (продолжение). Темы Колво часов Повторение изученного (8 ч) 8 Устные и письменные сложения и вычитания. приемы 2 Решение уравнений с неизвестным 3 слагаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение буквами. геометрических фигур 1 Задания творческого и поискового 1 характера «Странички для любознательных». Основные виды деятельности обучающихся ( на уровне универсальных учебных действий) Основные направления воспитательной деятельности Выполнять сложение и вычитание чисел 1.Граждансков пределах 100. Решать уравнения на патриотическое нахождение неизвестного слагаемого, воспитание. неизвестного уменьшаемого, 4.Физическое неизвестного вычитаемого на основе воспитание, знаний о взаимосвязи чисел при формирование сложении, при вычитании. Обозначать культуры геометрических фигур буквами. здоровья и эмоционального Выполнять задания творческого и благополучия. поискового характера. 1 Табличное умножение и деление (продолжение). 28 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Повторение. 5 Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. 3 Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. 2 Зависимости между 11 пропорциональными величинами (11 ч) Зависимости между 3 пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы . Текстовые задачи на увеличение 3 (уменьшение) числа в несколько раз, на Применять правила о порядке действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильностивычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий). 2.Духовнонравственное воспитание. 5. Трудовое воспитание. Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать зависимости между величинами с помощью схематических чертежей. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. 1.Гражданскопатриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение пропорционального. четвертого 2 Задания творческого и поискового 1 характера «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. 1 Чему научились». Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вноситьизменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Проверочная работа «Проверим себя и 1 оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов. Таблицы умножения и деления с 12 числами: 4, 5, 6, 7. Таблица Пифагора (12 ч) Таблица умножения и числами: 4, 5, 6, 7 (8 ч) деления с 8 Математические игры «Странички для 1 любознательных»(1 ч) Проект «Математические сказки». 2 Повторение пройденного«Что узнали. Чему научились»(2 ч) Контроль и учет знаний (1 ч) 1 Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализироватьсвои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполнять задания творческого и 1.Гражданскопатриотическое воспитание. 4.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (продолжение). 28 Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. Таблица умножения и деления с числами 8 и 9. Сводная таблица умножения . 17 4 6 Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади — квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника. 2 Умножение на 1 и на 0. Деление вида a:а, 0 : апри а ≠ 0 3 Текстовые задачи в 3 действия. 2 Составление плана действий и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Работать в парах. Оценивать ход и результат работы. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решатьтекстовые задачи разных видов. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различноерасположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному 3. Эстетическое воспитание. 6.Экологическое воспитание определение наиболее эффективные способов решения задач. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр). Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли основанию классификации. Находить долю величины и величину по ее доле. Сравнить разные доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие. Дополнять задачирасчеты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине,осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализироватьсвои действия и управлять ими. 11 Доли (половина, треть, четверть, 2 десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени — год, месяц, сутки. 2 Задачи-расчеты, изображение 3 предметов на плане комнаты, усложненный вариант вычислительной машины, задания, содержащие логические связки «все», «если, … то». «Странички для любознательных» . Повторение пройденного «Что узнали. 2 Чему научились». 2.Духовнонравственное воспитание. 5. Трудовое воспитание. Проверочная работа «Проверим себя и 1 оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и 27 Контроль и учет знаний. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23 1 6 Выполнятьвнетабличное умножение и 1.Гражданскоделение в пределах 100 разными патриотическое способами. воспитание. деление. Умножение суммы на число. Приемы умножения для случаев вида 23 ∙ 4, 4 ∙ 23. Приемы умножения и деления для случаев вида 20 ∙ 3, 3 ∙ 20, 60 : 3, 80 : 20 6 Использовать правила умножения 2.Духовносуммы на число при выполнении нравственное внетабличного умножения и правила воспитание. деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3, 87:29 10 3. Эстетическое воспитание. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка деления. 4 Прием деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22. Проверка умножения делением. 3 Выражения с двумя переменными вида a+b, a-b, a*b, с:d (d≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях букв. 1 Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножение и деление. Вычислять значение выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и проверять правильность деления с остатком. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Решать задачи творческого и поискового 4.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. 5. Трудовое Решение уравнений на основе знания 2 связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком (12 ч) 11 Приемы нахождения частного и остатка. 3 Проверка деления с остатком (3 ч) Решение задач на нахождение 1 четвертого пропорционального (1 ч). 6.Экологическое воспитание Задачи творческого и поискового 3 характера. Логические задачи; усложненный вариант вычислительной машины; задания, содержащие логические связки «если не … ,то…», «если не …, то не…»; задания на преобразование геометрических фигур «Странички для любознательных»(3 ч) 3 Проект «Задачи-расчеты» Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» (3 ч) 1 Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов (1 ч) Числа от 1 до 1000. Нумерация. 13 Нумерация (13 ч) 13 Устная и письменная нумерация. 9 Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10 раз, в 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе. характера. Выполнять задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не …, то», «если не …, то не …»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и оценивать результат работы. Оценивать результаты продвижения по теме, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Читать и записывать трехзначные числа. Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или воспитание. 3. Эстетическое воспитание. 6.Экологическое воспитание 1 Единицы массы — килограмм, грамм. 1 «Странички для любознательных» задания творческого и поискового характера: задачи – расчёты; обозначение чисел римскими цифрами. 1 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». 1 Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов. Числа от 1 до 1 000 Сложение и вычитание. 10 Приемы устного сложения вычитания в пределах 1 000. и 3 Приемы устных вычислений, в случаях, 3 сводимых к действиям в пределах 100 (900+ 20, 500 — 80, 120 • 7, 300 : 6 и др.) Алгоритмы письменного сложения и 7 вычитания в пределах 1 000. Приемы письменных вычислений: 3 алгоритм письменного сложения, алгоритм письменного вычитания. самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие.Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1 000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы проверки правильности 1.Гражданскопатриотическое воспитание. 7. Ценность научного познания 3. Эстетическое воспитание. 6.Экологическое воспитание Умножение и деление. 12 Виды треугольников: разносторонний, 1 равнобедренный, равносторонний 1 Задания творческого и поискового характера. «Странички для любознательных». 1 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» 1 Взаимная проверка знаний «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» Приемы устных вычислений. 4 Приемы устного умножения и деления. 3 Виды треугольников: прямоугольный, 1 тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и 8 деления на однозначное число. Прием письменного умножения однозначное число . на 3 Прием письменного однозначное число. на 3 деления вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди последних — равносторонние) и называть их. Решать задачи творческого и поискового характера. Работать паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Использовать различные приемы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. 4.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. 5. Трудовое воспитание. Находить их в более сложных фигурах. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, в том числе и калькулятор. 3. Эстетическое воспитание. 6.Экологическое воспитание Знакомство с калькулятором. Итоговое повторение 10 1 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». 1 Итоговое повторение. «Что узнали, 9 чему научились в 3 классе» Проверка знаний 136 Контролировать и оценивать свою работу, её результат, делать выводы на будущее. 1.Гражданскопатриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. 1 136 4 класс Класс 4 Раздел Числа от 1 до 1000. Повторение. Колво часов 12 Темы Колво часов Основные виды деятельности обучающихся ( на уровне универсальных учебных действий) Повторение. 10 Нумерация. 1 Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения. Читать и строить столбчатые диаграммы Четыре арифметических Столбчатые действия. 8 диаграммы. 3 Работать паре. Находить Основные направления воспитательной деятельности 2.Духовнонравственное воспитание. 4.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. и 2.Духовно- Знакомство со столбчатыми 1 диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм. исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. нравственное воспитание. 5. Трудовое воспитание. Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Читать и записывать любые числа в пределах миллиона, Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе. Сравнивать числа по классам и разрядам. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления числовой последовательности. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько 1.Гражданскопатриотическое воспитание. 5. Трудовое воспитание. Повторение пройденного «Что узнали. 1 Чему научились». Числа, которые больше 1000. Нумерация. 10 Взаимная проверка знаний «Помогаем 1 друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» 10 Нумерация. Новая счетная единица — тысяча. Класс 9 единиц и класс тысяч. Чтение и запись многозначных чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение многозначных чисел. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1 000 раз. Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. Класс миллионов. Класс миллиардов. Проект «Математика вокруг нас». 1 Создание математического справочника «Наш город (село)» . Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Величины. Числа, которые больше 1000. Величины (продолжение). 14 6 Величины. 14 Единица длины — километр. Таблица единиц длины. 3 Единицы площади — квадратный километр, квадратный миллиметр. Таблица единиц площади. Определение площади с помощью палетки. 4 Масса. Единицы массы — центнер, тонна. Таблица единиц массы . 4 Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». 3 Величины (продолжение). 6 Время. Единицы времени — секунда, 4 век. Таблица единиц времени. вариантов группировки. Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1 000 раз. Собирать информацию о своем городе (селе) и на этой основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. Переводить одни единицы длины в другие (мелкие в более крупные и крупные — в более мелкие). Измерять и сравнивать длины; упорядочивать их значения. Сравнивать значения площадей разных фигур. Переводить одни единицы площади в другие. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Переводить одни единицы массы в другие. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких - к более крупным и наоборот). Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. 3. Эстетическое воспитание. 6.Экологическое воспитание 2.Духовнонравственное воспитание. 5. Трудовое Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. 11 Решение задач на определение начала, 2 продолжительности и конца события. Письменные приемы сложения и 11 вычитания многозначных чисел . Алгоритмы письменного сложения и 3 вычитания многозначных чисел. Сложение величин ( и вычитание значений 2 Задач на увеличение (уменьшение) 2 числа нанесколько единиц, выраженных в косвенной форме. Задания творческого и поискового 1 характера «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. 2 Чему научились». Числа, которые больше 1000. Умножение и деление. 17 Проверочная работа «Проверим себя и 1 оценим свои достижения» (тестовая форме).Анализ результатов . Алгоритмы письменного умножения 17 и деления многозначного числа на однозначное. Алгоритм письменного умножения 4 многозначного числа на однозначное. Умножение чисел, оканчивающихся Решать задачи на определение начала, воспитание. продолжительности и конца события. Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычитание величин. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание). Выполнять сложение и вычитание значений величин. Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять задания творческого и поискового характера. Оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. 4.Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. 6.Экологическое воспитание Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное). Составлять 3. Эстетическое воспитание. 7. Ценность научного познания. нулями. Алгоритм письменного многозначного числа однозначное. план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. деления 5 на Решение текстовых задач. 2 Повторение пройденного «Что узнали. 4 Чему научились». Проверочная работа «Проверим себя и 2 оценим свои достижения» (тестовая форме). Анализ результатов. Числа, которые больше 1 000 Умножение и деление, продолжение. 40 Зависимости между скорость, время, Расстояние. величинами: 4 Скорость. Время. Расстояние. Единицы 4 скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние. Умножение числа на произведение. Умножение числа на произведение. 7 Устные приемы умножения вида: 18 • 20, 25 • 12. Письменные приемы умножения на числа, оканчивающиеся нулями. 10 Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы в другие. скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. 1.Гражданскопатриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. Выполнять устно и письменно умножение на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий 2.Духовнонравственное воспитание. 5. Трудовое воспитание. Логические задачи, задачи-расчеты, 2 математические игры «Странички для любознательных». Повторение пройденного «Что узнали. 2 Чему научились». Взаимная проверка знаний «Помогаем 1 друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?» Деление числа на произведение. 13 Устные приемы деления для случаев 5 вида 600 : 20 , 5 600 : 800. Деление с остатком на 10, 100, 1 000. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями. Решение задач на одновременное 4 встречное движение, на одновременное движение в противоположных направлениях. Проект «Математика вокруг нас». 2 Составление сборника математических задач и заданий . Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проверочная работа «Проверим себя и 2 в измененных условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища. Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять деление с остатком на числа 10, 100, 1 000. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенныеошибки. Собирать и систематизировать информацию по разделам. Отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. 3. Эстетическое воспитание. 6.Экологическое воспитание оценим свои достижения» (тестовая форме).Анализ результатов. Письменное умножение 13 многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Умножение числа на сумму. Алгоритм 10 письменного умножения многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Решение задач неизвестного по на нахождение 1 двум разностям. Повторение пройденного «Что узнали. 1 Чему научились»(1 ч) Контроль и учет знаний (1 ч) Числа, которые больше 1 000 Умножение и деление, продолжение. 20 1 Письменное деление многозначного 20 числа на двузначное и трехзначное число (20 ч) Алгоритм письменного деления 10 многозначного числа на двузначное и Оценивать результаты усвоения учебного материала делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Соотносить результат с поставленными целями изучения темы. Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение. Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число. Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, 3. Эстетическое воспитание. 7. Ценность научного познания. 1.Гражданскопатриотическое воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание. трехзначное Проверка деления число. умножения делением и 4 умножением. Куб. Пирамида. Шар. Распознавание и 3 название геометрических тел: куб, шар, пирамида. Куб, пирамида: вершины, грани, ребра куба (пирамиды). Развертка куба. Развертка пирамиды. Изготовление моделей куба, пирамиды. Повторение пройденного «Что узнали. 3 Чему научились». Итоговое повторение 10 Итоговое повторение. «Что чему научились в 3 классе» Проверка знаний 136 узнали, 8 2 136 опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия деление. Проверять выполненные действия: умножение делением иделение умножением. Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида. Моделировать разнообразные ситуациирасположения объектов в пространстве и на плоскости. Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара. Контролировать и оценивать свою 1.Гражданскоработу, её результат, делать выводы на патриотическое будущее. воспитание. 2.Духовнонравственное воспитание.