08.10.2024
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №
12 х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ
РАЙОН
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
УСТНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ И
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ НА ПРИМЕРЕ
РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
Автор:Есикова Надежда
Михайловна,
учитель истории и обществознания
х. Гарбузовая Балка
2014 г.
1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА.
1.1.ИСТОРИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В
ПЕДАГОГИКЕ.
Вопросы представляемого педагогического опыта по теме«Познавательный
потенциал устных исторических источников в учебном процессе и внеклассной
работе» являются составной частью более обширной темы, касающейся категории
исторических источников в целом. Безусловно, что исторические источники –
неотъемлемое от истории понятие, так как именно они составляют её
сущность и без них невозможна ни сама история,ни её познание. Поэтому
закономерно, что тема об исторических источниках в разных аспектах всегда
рассматривалась и освещалась в учебниках по педагогике и методике преподавания
истории и обществознания, в различных публикациях, в специальных изданиях, в
том числе, в предметных журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание
обществознания в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе»,
«Экономика и право в школе», «Вопросы образования» и др. Знакомство с
материалами этих публикаций свидетельствует о том, что данная тема по-прежнему
актуальна, поскольку исторические источники – это сердцевина самой
истории. Среди публикацийпоследнего времени об использовании различных
исторических источников в учебном процессе и во внеурочной деятельности
наибольший интерес, на мой взгляд, представляют следующие работы:
- Алексашкина Л.Н. Концепция исторического образования в средней
школе. («Преподавание истории и обществознания в школе», №6-2010);
-Баранов П.А. Компетентностныйподход к анализу результатов освоения
курса обществознания. («ПИОШ»,№4-2010);
-Белов А.В. Новые подходы к изучению местной истории и использование
краеведческого материала в школе.(«ПИОШ»,№10-2009);
-Богоявленский Б.Д.,Власова Е.В. Исследовательские работы школьников:
возможности, тенденции, результаты («ПИОШ»,№1 2010);
-Иоффе А.Н. Преподавание современной истории России: традиции и инновации.
(«ПИОШ»,№9-2011);
-Лейбова Е.К.,Хлытина О.М. Устные исторические источники в учебном
историческом познании на старшей ступени школы. («ПИОШ»,№10-2012;
«ПИОШ»,№1-2013);
-Мышев Ю. В. Использование местного компонента на уроках истории
(«ПИОШ»,№2-2010);
-Хитров Д. А. Использование исторических источников в олимпиадных задачах.
(«ПИОШ»,№7-2011);
Во всех вышеуказанных работах в той или иной мере отражено значение
разнообразных исторических источников в учебном и воспитательном процессах.Особенностью
представляемого педагогического опыта является то, что освещаемая в
нём работа с устными историческими источниками отличается от
изучения других видов источников, поскольку почти всегда предполагает дополнительный
этап – создание устных источников, который предваряет их изучение. В
соответствии с этим складываются и особые приёмы работы с устными источниками,
о чём будет рассказано ниже.
1.2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
В МБОУ СОШ № 12, на примере работы в которой и освещается представляемый
педагогический опыт, вопросам его изучения и применения на протяжении
многих лет отводится немаловажная роль. Приёмам работы с устными историческими
источниками обучаются не только старшеклассники, но и многие учащиеся среднего
звена. Особенно активно данная работа проводится в процессе изучения
регионального компонента на уроках истории и обществознания, а также во
внеклассной деятельности, в том числе на занятиях детского объединения « Юные
исследователи Кубани». Воспитанники этого объединения и другие ученики школы
неоднократно успешно выступали на муниципальном и краевом уровнях со
своими работами, выполненными с использованием широкого круга устных
исторических источников. Некоторые из этих выступлений нашли отражение в СМИ, о
чём будет сказано ниже.
На заседании школьного МО гуманитарного цикла предметов от 12 ноября 2013
г. было заслушано моё выступление на тему « Познавательно –воспитательный
потенциал исторических источников в учебном процессе и во внеклассной работе на
примере регионального компонента». Также на заседаниях
школьного МО «Кубановедение (историческое краеведение)» неоднократно
рассматривались различные аспекты данного педагогического опыта. Многие
учителя МБОУ СОШ № 12 ,а также педагоги других образовательных учреждений, в
том числе педагоги дополнительного образования , посещали открытые занятия и
мероприятия с использованием методики представляемого педагогического опыта и
также в своей работе применяют его ( список прилагается ).
На заседании районного МО учителей кубановедения от 5 января 2011года
мной был сделан доклад «Роль этнографических исследований в преподавании
предмета «Кубановедение», где также рассматривался вопрос о
познавательно-воспитательном потенциале устных исторических источников. В
январе 2014 года на заседании МО МБОУ ДОД ЦДОД «Радуга» педагогов
культурологической направленности я также поделилась опытом работы детского
объединения в рамках изучения казачьих традиций на материале истории и
культуры малой родины Кубани, хутора Гарбузовая Балка, с широким использованием
материалов устных исторических источников.
1.3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ В ОПИСАНИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
-исторические источники;
-устные исторические источники;
-приёмы работы с историческими источниками;
-способы сохранения и способы хранения устных исторических источников;
-памятки;
-опросные карточки;
-анкеты;
-историческая память;
-интервью, интервьюер;
-информатор;
-респондент;
-транскрибирование;
-невербальная информация;
-самоидентификация общества;
-репрезентация;
-общение и коммуникация;
-комплексный характер исследований;
-ориентировочная основа деятельности;
-исполнительный этап деятельности.
2.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
2.1.ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ
ПЕДАГОГИЧЕсКОМ ОПЫТЕ.
При разработке методов обучения учащихся работе с устными историческими
источниками я исходила из того, что такая работа представляет собой
разновидность историко-познавательной деятельности, к процессуальным элементам
которой и относятся приёмы работы с устными источниками. Каждый приём может
быть представлен в виде перечня действий и умений. Для осуществления приёма
учащиеся должны знать способ действия и уметь применить этот способ на
практике. Таким образом, в процессе обучения ученики усваивают, что и как
делать (ориентировочная основа деятельности), и применяют их на практике
(исполнительный этап деятельности). Исследовательская деятельность при работе с
устными историческими источниками отличается от изучения других типов
источников, поскольку почти всегда предполагает дополнительный этап – создание
устных источников, который предваряет их изучение. В соответствии с этим приёмы
работы с устными историческими источниками можно разделить на две группы:
1) приёмы создания устных источников (включает в себя приёмы сбора и
фиксации материалов);
2)приёмы изучения устных источников (включает приёмы: чтение – расшифровка;
комментирование и интерпретация собранных материалов).
Таким образом, комплекс приёмов
работы с устными историческими источниками делится на два этапа: этап
создания и этап изучения устных исторических
источников, которые тесно взаимосвязаны между собой, но имеют специфические
особенности. Рассмотрим подробнее каждый из этих этапов, чтобы лучше понять их
специфику и, в то же время, целостность процесса всего комплекса работы с
устными историческими источниками.
1.Этап создания устного исторического
источника
1) Сбор устных исторических свидетельств:
- интервью
- беседа;
- наблюдение.
2) Фиксация устных исторических свидетельств:
- аудиозапись;
- видеозапись;
- письменный протокол.
2.Этап изучения устного исторического источника:
1) Чтение устных исторических свидетельств:
-расшифровка ( транскрибирование );
-разбор незнакомых терминов и дат.
2) Комментарий к устным историческим свидетельствам:
- вписывание в исторический контекст;
- вписывание в личную биографию респондента.
3) Интерпретация устных исторических свидетельств:
- реконструкция исторической реальности;
- реконструкция индивидуальных, групповых, общенародных образов
прошлого;
- выявление ценностных представлений автора;
- наличие субъективной оценки тех или иных событий;
-предположение факторов, обусловивших данную оценку.
Обобщая сказанное выше, комплекс приемов работы с устными историческими
источниками можно представить в виде следующей схемы:
Приёмы работы с устными историческими
источниками |
Этап создания устного историческогоисточника |
Этап изучения устного исторического источника |
Фиксация устных историческихсвидетельств |
-
Аудиозапись -
Видеозапись -
Письменный
протокол |
Комментарий к устным историческим свидетельствам |
- Вписывание в исторический контекст - Вписывание в личную биографию респондента |
Сбор устных исторических свидетельств |
- Интервью - Беседа -
Наблюдение |
Интерпретация устных исторических свидетельств |
-Реконструкция исторической реальности -Реконструкция индивидуальных, групповых,
общенародных образов прошлого - Выявление ценностных представлений автора |
Чтение устных исторических свидетельств |
- Расшифровка
(транскрибирование) - Разбор незнакомых терминов и дат |
2.2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Историческая память важна и необходима во все времена и в любом
государстве, поэтому её актуальность очевидна и неоспорима. Всё более очевидным
становится значение исторической памяти для самоидентификации общества.
Педагогический опыт работы, направленной на сохранение и приумножение
исторической памяти, также актуален и востребован современным обществом. А
историческая память, как и история в целом, невозможна без исторических
источников, в первую очередь их устной разновидности. Школа как социальный
институт своим главным предназначением – обучать и воспитывать – располагает к
тому, чтобы различные формы историко-краеведческой поисково-исследовательской
работы помогали оживлять учебный процесс, приобщать детей к истории малой
родины, а значит, и Отечества. Работа с историческими источниками
помогает учащимся лучше узнать и изучить прошлое. Воспитательный (ценностно-коммуникативный)
потенциал работы с устными историческими источниками состоит:
-в создании условий для воспитания и принятия школьниками современного мира
как поликультурного;
-в развитии толерантного отношения к людям (представителям старшего
поколения, людям различных профессий, разной национальности и т. д.);
-в актуализации и обогащении субъектной позиции (личного социального опыта)
ученика как участника коммуникации при общении с очевидцами и участниками
исторических событий, его самоидентификации ( особенно при обращении к устной
биографии). Деятельность по созданию и изучению устных исторических источников
способствует приобретению учащимися новых компетенций: исследовательских,
менеджерских и коммуникативных, развивает их творческие способности, которые
являются сегодня актуальными и необходимыми для формирования современной
всесторонне развитой личности с активной жизненной позицией.
2.3.НАУЧНОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ
ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.
Как известно, стратегической целью науки является получение новых знаний в
результате открытий, исследований, экспериментов. Работа с устными
историческими источниками позволяет выявить новые факты, новую информацию,
т.е. сделать своеобразное открытие.
Научно-образовательный
потенциал такой работы заключается в конкретизации и углублении знаний
школьников об истории России ХХ
-
ХХIвв.:
- о личной, коллективной и « большой» истории, исторической
повседневности;
- о субъективном мире людей(ценностях, традициях,стереотипах,надеждах);
- об индивидуальных и локальных образах (интерпретациях) исторических
событий.
Обращение к устным историческим источникам позволяет также:
- формировать элементы историко-методологических знаний старшеклассников (
об истории как науке, об исторических источниках разных типов; о процедурах
исторического исследования, ключевых методологических принципах современной
исторической науки, об относительности исторического
знания);
-обсуждать с учениками актуальные проблемы теории исторического познания.
2.4. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОПЫТА.
Работа с устными историческими источниками, особенно при изучении истории
ХХ – ХХIвв., позволяет решать задачи обучения истории, выходящие далеко за
пределы частной задачи формирования умений создавать и изучать устные
исторические источники. Образовательный и воспитательный потенциал такой работы
способствует более глубокому усвоению учащимися исторических знаний, а также
умению творчески их применять. Ученики нашей школы активно участвуют в
различных предметных, внеклассных и внешкольных мероприятиях, добиваясь хороших
результатов. Так, например, за последние три учебных года четыре ученика нашей
школы стали лауреатами Общероссийской олимпиады по истории и
обществознанию.
Яковенко Владимир (10 кл.) стал победителем муниципального этапа краевого
конкурса на лучшую творческую работу, посвящённую 105-летию парламентаризма в
России;
Мальцев Святослав (11 кл.,2011 г.) стал победителем районной
научно-практической конференции « Человек в истории. Кубань – ХХ век», выступив
с работой « Наши односельчане – чернобыльцы»;
Ефанова Елена ( 11 кл.,2012 г.) стала призёром районной
научно-практической поисковой конференции «Человек в истории. Кубань – ХХ век»
в номинации «История моей семьи в ХХ веке»;
Ординарцева Анастасия (9 кл.) стала победительницей муниципального этапа
краевого конкурса историко-архивных работ школьников «Судьба страны в судьбе
семьи», войдя в первую десятку лучших работ в крае, заняв 6-е место;
Парехина Кристина ( 11 кл.) стала призёром муниципального этапа краевой
конференции, посвящённой 70-летию знаменитой атаки под станицей Кущёвской в
период Великой Отечественной войны.
Призёрами фестиваля-конкурса «Память нашу не стереть с годами» стали
Логинова Марина и Парехина Кристина. А Игнатенко Раиса стала призёром районного
смотра-конкурса на лучшее исполнение патриотического стихотворения в честь Дня
Святого Георгия Победоносца.
Также Логинова Марина (11 кл.) и Мирошниченко Татьяна( 8 кл.) стали
победителями 2-го отборочного этапа краевой конференции,
посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной
войне.
Ильютченко Вера, ученица 9-го класса заняла 1-е место в муниципальном этапе
конкурса «Военный орден в твоей семье», проводимого в рамках месячника
оборонно-массовой и военно-патриотической работы в 2013 году. В 2013-2014
учебном году призёрами муниципального этапа Всероссийской олимпиады по истории
стала Ильютченко Вера, ученица 10 класса и по обществознанию – Игнатенко Раиса
(7 класс) и Шакула Анастасия (7 класс) Все выше перечисленные
учащиеся, а также и многие другие школьники, активно участвуют в работе
детского объединения «Юные исследователи Кубани» нашей школы, которое тесно
сотрудничает с МБОУ ДОД ЦДОД «Радуга». Группа воспитанников этого
объединения, ученики 5-а класса, заняли 2-е место в конкурсной программе
«Святки» в районном Рождественском казачьем бале. Также воспитанники детского
объединения «Юные исследователи Кубани» стали победителями
заочного муниципального конкурса на лучший слоган (девиз) и эмблему 6-го Слёта
юных патриотов.
Об интересных формах работы этого объединения, таких как устные журналы,
уроки мужества, исторические гостиные, вахты памяти и другие, неоднократно рассказывалось
на страницах районной газеты « Брюховецкие новости».
Ильютченко Вера, ученица 10 класса нашей школы, воспитанница детского
объединения «Юные исследователи Кубани» стала победителем муниципального этапа
краевого очно-заочного краеведческого конкурса «История Кубани»,посвящённого
95-летию дополнительного (внешкольного) образования детей в России, в номинации
«Никто не забыт, ничто не забыто». Данная работа была направлена на
краевой этап в город Краснодар, где она также заняла 1-е место.
В своих работах по историческому краеведению, а также на уроках истории и
обществознания наши учащиеся широко используют материалы регионального
компонента, в том числе – устные исторические источники.
В нашей школе традиционным стало проведение предметных и тематических
недель и декад по истории, обществознанию и кубановедению, а также акций,
посвящённых знаменательным и памятным историческим датам. При
проведении акций «Солдатское поле», «Фронтовики, ваш подвиг не забыт!» и
«Поминальная свеча» в школе всегда присутствует много гостей из станиц
Челбасской, Каневской, Павловской, Новолеушковской и других уголков
Кубани. Среди наших гостей – много интересных людей, у которых кружковцы берут
интервью, беседуют с ними, на основе чего составляют устные исторические
источники. Воспитанники детского объединения «Юные исследователи Кубани»
продолжают поисково-исследовательскую работу, начатую в нашей школе « красными
следопытами» в далёком 1967 году. Из болеечем 350-ти безымянных воинов,
погибших при освобождении Гарбузовой Балки и захороненных в братской могиле
нашего хутора, установлено 326 имён. Со многими родственниками погибших мы
поддерживаем связь. Накоплен богатый материал в форме зафиксированных устных
исторических источников. В феврале 2013 года на основе собранного нами
материала была выпущена брошюра « Гарбуз-Балковский обелиск» в станице
Брюховецкой.
Консультант Всероссийского общества охраны памятников истории и
культуры, редактор краевой Книги Памяти Л. В. Селиванова в
числе лучших поисковых групп отметила работу нашего детского объединения по
сбору материалов для создания поселковых Книг Памяти. (Научный
историко-архивный альманах «Вестник архивиста Кубани», №7,2012 год, стр. 187).Большая
работа по созданию устных исторических источников была осуществлена в нашей
школе в ходе проведения социального проекта, посвящённого 75-летнему
юбилею Краснодарского края:«Ровесники края и их судьбы». Учащимися были
выявлены ровесники края среди наших односельчан: Задорожний Василий Васильевич,
Ковтун Лидия Ивановна, Лоншакова Тамара Александровна и Свириденко Дмитрий
Григорьевич. Со всеми ровесниками края были организованы встречи, состоялись
беседы из которых ребята узнали много интересного и поучительного. Было
проведено их интервьюирование, записаны воспоминания и таким образом созданы
новые устные исторические источники. На основе собранного и изученного
материала была проведена презентация и оформлена экспозиция «
Наши односельчане - ровесники Краснодарского края».
2.5.НОВИЗНА (ИННОВАЦИОННОСТЬ)
ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Инновационность представляемого педагогического опыта заключается
непосредственно в самой специфике работы по созданию и изучению устных
исторических источников и характерных для этой работы
методах.
Создавая устный исторический источник, мы получаем новую информацию,
которая до этого момента не была «задействованной», то есть, является
своеобразным открытием. Полученная информация дополняет имеющуюся, расширяет
круг ранее изученного, позволяет сравнивать, соотносить, делать выводы.
Интерпретация устного свидетельства предполагает переосмысление текста
источника с позиций собственного понимания, построение научного исторического
описания и объяснения (решение поставленной исследовательской проблемы с опорой
на устный источник). Устные источники используются историками для изучения как
исторической реальности, так и её репрезентаций, субъективных образов прошлого.
В связи с этим в ходе обучения истории важно обращать внимание учащихся не
только на факты, сообщаемые авторами свидетельств, но и на их мнения по поводу
тех или иных событий истории. Всё это, вместе взятое, позволяет по-новому
взглянуть на многие аспекты исторических событий, что, в свою очередь, ведёт
кновым поискам, исследованиям и находкам, то есть своеобразным открытиям. А
полученные новые знания в процессе исторического исследования являются основой
его научности, так как целью науки является получение новых знаний. Таким
образом, научность и новизна (инновационность) тесно переплетены
и взаимосвязаны в процессе работы с устными историческими источниками.
2.6.ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Технологичность представляемого педагогического опыта состоит в
возможности воспроизведения данного опыта, как в целом, так и его отдельных
элементов. Приёмы работы по созданию устных исторических источников и методы
работы по их изучению обычно не вызывают особых затруднений у тех, кто
приступает к ним. Хотя, конечно, данная работа имеет свою специфику,
требует определённых знаний, навыков, коммуникативных способностей,
кропотливости и скрупулёзности при сборе и фиксации исторических сведений. Кроме
того, зачастую данная работа занимает много времени и весьма трудоёмка. Однако она является необходимой и незаменимой в
образовательном и воспитательном процессах, особенно в героико-патриотическом
аспекте.
Среди учителей нашей школы, которые неоднократно посещали проводимые мной
уроки и внеклассные мероприятия, есть педагоги, которые не менее одного года
работают с использованием представляемого передового педагогического опыта или
его элементов:
-Нестеркова Л.Г. – учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12;
-Шабадаш Н.Н. – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 12,
руководитель ШМО гуманитарного цикла предметов;
-Гуполова Н.В. – учитель ИЗО и технологии МБОУ СОШ № 12, ответственная за
воспитательную работу в школе;
-Радашин А. И. – преподаватель ОБЖ, военрук МБОУ СОШ № 12;
-Асеева Е.Ф. – педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДОД «Радуга»;
-Нисходовский В.С. – директор МБОУ СОШ № 12, учитель кубановедения и
истории казачества.
2.7.ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Основные элементы представляемого педагогического опыта тесно связаны с
методами работы с устными историческими источниками. На этапе создания устного
исторического источника сбор исторических свидетельств осуществляется
посредством интервью, беседы и наблюдения
.
Самым распространённым приёмом сбора устной информации является интервью –
совокупность вопросов, предлагаемых опрашиваемому, ответы на которые и образуют
необходимую исследователю информацию. Интервью может быть массовым и
индивидуальным. При проведении интервью целесообразно использовать опросные
карточки или анкеты. Например, при подготовке к интервью с участниками Великой
Отечественной войны, мною была разработана «Анкета-вопросник»,включавшая
в себя следующее:
1. Фамилия, имя, отчество –
2. Год и место рождения –
3.Опишите начало войны, ваши ощущения , что это значило для Вас и вашей
семьи ?
4. Где и кем работали или учились до войны?
5.Каким военным комиссариатом и когда призывались в Вооружённые Силы?
6. В каком звании должности и роде войск начали и закончили войну?
7. Время нахождения в действующей армии.
8. Расскажите о запомнившейся боевой операции.
9. Были ли ранены (контужены), когда, при каких обстоятельствах?
10. Какие имеете награды?
11. Ваши общие впечатления о военном времени, что особенно осталось в
памяти?
12. Часто ли Вы вспоминаете годы войны, рассказываете ли об этом своим
родным и близким, каково их отношение к вашим воспоминаниям?
13. Имеются ли у Вас какие-либо грамоты, фотографии, письма, газетные
вырезки, другие документы военного времени?
14. Сегодняшний день участника Великой Отечественной войны –
Дата____________
Подпись__________
В ходе обучения важно обсудить со школьниками правила организации и
проведения интервью, например, по таким вопросам:
1.Где лучше проводить интервью?
2.Когда и как долго проводить интервью?
3.Какова последовательность вопросов интервью?
4.Какой дополнительный материал следует использовать во время интервью?
5.Как завершить интервью?
Целесообразно по всем рассматриваемым вопросам дать учащимся рекомендации в
форме памяток.
Памятка «Как вести себя во время интервью»
Во время интервью рекомендуется:
-Приходить вовремя, быть подготовленным, быть вежливым.
-Начать разговор лучше самому и несколько слов сказать о себе.
-Не задавать вопросы, на которые респондент уже ответил ранее.
-Слушать, быть терпеливым, давать респонденту время для ответа, не спорить
с ним и не исправлять его ответ.
-Задавать уточняющие вопросы, использовать дополнительные наглядные
материалы (фотографии и документы) по теме интервью.
-Не забыть поблагодарить респондента в конце интервью.
После интервью следует:
-записать, не откладывая, собственные комментарии по поводу контекста
интервью, характера информанта;
-прослушать/просмотреть запись ещё раз, чтобы проверить, какую информацию
вы получили, а какой вам ещё недостаёт.
Другой способ сбора устных исторических свидетельств – беседа( вид
неформального интервью или разговор на заранее заданную тему, в котором историк
и носитель исторической памяти являются его полноправными участниками ). Во
время беседы необходимо обращать внимание в первую очередь на особенности речи
респондента ( интонации, паузы, оговорки ), невербальные знаки общения (мимика,
жесты ). Фиксация устных свидетельств производится в форме аудио- или
видеозаписи, а также протокола интервью или беседы.
Процесс изучения устных свидетельств предполагает выполнение тех же процедур,
что и при изучении исторических источников других типов (письменных,
вещественных, визуальных). Однако процедуры – прочтение, перевод,
комментирование и интерпретация устных источников – имеют свои особенности,
например, расшифровка невербальной информации (снижение, повышение голоса,
паузы, другие эмоции), которые фиксируются условными значками.
Большое значение в работе с устными источниками имеет их сохранение и
хранение.
Способы сохранения устных исторических
источников:
- устная передача исторического свидетельства;
- фиксация в аудиоформате( видеотека );
- фиксация в письменном формате ( библиотека ).
Способы хранения устных исторических
источников:
- аудиотека – устные исторические свидетельства, зафиксированные в
аудиоформате;
-видеотека – устные исторические свидетельства, зафиксированные в
видеоформате;
-библиотека – устные исторические свидетельства, зафиксированные в
письменном формате;
-размещение на веб-сайтах в Интернете.
3.ВЫВОДЫ.
Устные исторические свидетельства современников и участников событий
есть «живая история», историческая память народа, позволяющая народу сохранять
свою историческую идентичность. Выход школьников за рамки учебного текста и
работа с устными историческими свидетельствами есть встреча учащихся с
обыденным историческим сознанием, которая даёт им возможность поразмыслить над
соотношением обыденного и научного исторического сознания.
Работа с устными историческими источниками позволяет решать и задачи
развития учащихся. Такая работа способствует развитию коммуникативных умений
(слышать другого, воспринимать и понимать вербальные и невербальные знаки в
процессе общения, владеть адресной речью, быть «ответчивым», сопереживать
собеседнику в процессе общения, выстраивать коммуникации с людьми другого поколения,
обладающими иными жизненным опытом и ценностными представлениями) и в целом
формированию умения вести предметный диалог. Школьникам прививаются навыки
исследовательской работы.
В результате совершенствуются умения работать с письменными историческими
источниками, школьники учатся соотносить информацию устных
источников с информацией, полученной из других исторических источников,
формулировать вопросы к источникам, понимать их возможности для изучения темы,
анализировать причины, обусловливающие различные версии и оценки событий
прошлого. Овладение ключевыми приемами работы с данным типом источников
позволяет учащимся увидеть историю не только как картину прошлого, но и как
пространство деятельности людей.
И завершить данную тему мне хочется словами, которые появились в процессе
работы над ней:
Без источников нет истории,
Как нет дерева без корней.
Все пути, что людьми проторены,
Пролегают навечно в ней.
И дорогою напрямик
Возвратимся к тому, что пройдено:
Там источники – тот родник,
Без которого нету Родины.