Безопасные дороги Кубани 5-6 кл.

Сорокина
Антонина
Ивановна

Подписан: Сорокина Антонина Ивановна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка,
T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К.
ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН,
СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409,
E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна,
SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.28 10:32:01+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

1. Пояснительная записка
Актуальность программы.
В связи с возрастающим процентом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей безопасность учащихся приобрела ранг наиболее значимых социальных проблем России. Профилактика дорожноготранспортного травматизма (ДТТ) в последнее время стала одним из основных и приоритетных направлений образования. Центральную роль в данной
работе играет школа. Как показывает многолетний педагогический опыт, в
процессе обучения и воспитания в условиях школы у обучающихся формируются знания о сохранении жизни и здоровья человека, укрепляются навыки ориентирования в дорожных ситуациях, предвиденья опасности и оценивания ее уровня. Данная актуальность проблемы определяет необходимость
совместной системной и продуктивной деятельности региональных органов
образования, образовательных организаций и управления ГИБДД ГУ МВД в
области предупреждения и профилактики детского ДТТ.
В связи с выше обозначенной актуальностью возникла необходимость
в разработке и реализации краевой программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся 5-6 классов общеобразовательных школ «Безопасные дороги Кубани».
Основным концептуальным положением данной программы стало понимание важности вопросов профилактики ДТТ и изучения правил дорожного движения (ПДД), которые рассматриваются в аспекте личной безопасности и социальной функциональной грамотности школьника. Составляющими
социальной функциональной грамотности школьника в аспекте содержания
Программы выступают:
- готовность успешно адаптироваться в изменяющейся ситуации, приспосабливаться к различным ситуациям, в том числе экстремальным;
- способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать
возможность корректировать ситуацию, проектировать способы поведения
на дороге на основе ПДД и с учетом конкретных условий дорожной ситуации;
- осознание важности для жизни человека элементарной правовой
культуры, проявление в повседневной жизни законопослушности, применение грамотных способов взаимодействия и правил взаимоотношений с другими людьми;
- наличие качеств личности, которые обеспечивают ответственность за
свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств.

2

Нормативная основа для разработки программы
Нормативной основой для разработки программы для учащихся 1–11
классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» стали
следующие документы:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся»;
- Конвенция «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29 декабря 2012 (в ред. От 24.03.2021);
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от
31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности
должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") (с
изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022);
- ПДДМАСТЕР – автомобильное законодательство в доступной форме:
сайт. – URL: https://pddmaster.ru/documents/pdd (дата обращения 21.03.2022).
– Текст: электронный.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован
05.07.2021 № 64100)
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован
05.07.2021 № 64101)
- Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных
организаций. / Москва, 2021 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. От 21.12.2020);
- Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 - 2024 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 г. № 1-р;
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020)«О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- Федеральный проект «Безопасность дорожного движения» в рамках
национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»
в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года;
- «Паспорт национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по страте3

гическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №
15);
- Паспорт федерального проекта «Безопасность дорожного движения»
(утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту
«Безопасные и качественные автомобильные дороги» от 20 декабря 2018 г.
№ 4);
- Паспорт регионального проекта Краснодарского края «Безопасность
дорожного движения» (утв. протоколом заседания регионального проектного
комитета от 15 июля 2019 года № 8 (в соответствии с изменениями);
- Приказ МВД России Главного управления внутренних дел Российской Федерации по Краснодарскому краю, министерства образования, науки
и молодежной политики Краснодарского края, от 26 декабря 2017 г. №
1143/210 «О мерах по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в Краснодарском крае.
Программа построена с учетом следующих принципов.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностный, возрастных особенностей обучающихся и уровня
их психического и физического развития. На основе индивидуального и
дифференцированного подхода к обучающимся, изучение черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.
Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше
возраст обучающихся, тем быстрее и легче происходит у них формирование
устойчивых привычек безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией
взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин.
Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с
возрастом в процессе обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствий. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их
в дороге.
Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно
рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасной дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно
большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это
объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спеш4

кой, заинтересованностью, увлеченностью чем-либо, когда они находятся на
дороге. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
- Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать,
что они живут в обществе, где необходимо соблюдать определенные нормы и
правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного
движения необходимо соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для
окружающих.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот
принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
Данный принцип способствует тому, что дети достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают
нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и
возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правил. Для
подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен организовать работу не только с обучающимися, но и с
родителями.
Цель программы - формирование культуры и навыков безопасного поведения на дороге; сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.
Общая цель Программы получает конкретизацию по уровню образования (НОО, ООО, СОО) с учетом целевых ориентиров рабочей программы
воспитания ООП (2021 г.). Так,
 в воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для развития социально значимых отношений школьников, и,
прежде всего, ценности жизни и здоровья в ситуациях дорожного движения.
Задачи.
Образовательные:
•
разъяснить требования Правил дорожного движения Российской
Федерации;
•
повысить у обучающихся уровень знаний Правил дорожного
движения Российской Федерации;
•
помочь обучающимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
•
сформировать систему знаний, умений и навыков, позволяющих
обучающимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
5

•
сформировать мотивационно-поведенческую культуру обучающихся как основу безопасности в условиях общения с дорогой.
Развивающие:
• научить обучающихся ориентироваться в дорожно-транспортной
ситуации;
• сформировать у школьников такие умения, как:
-правопослушность;
-быстрота реакции;
-внимательность и осторожность;
-предвидение ситуации;
-бдительность и сосредоточенность;
-наблюдательность;
-слуховое и зрительное восприятие, а также боковое зрение;
-логическое и гибкое мышление;
-чувство опасности;
-самообладание, находчивость.
Воспитательные:
• сформировать общественно и личностно значимые мотивы безопасного поведения на дороге;
• выработать у обучающихся навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватных решений в
непрерывно меняющихся условиях движения;
•
воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадут в ДТП, но и помогут друзьям и
знакомым стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными
пешеходами;
•
сформировать у обучающихся дисциплинированность и чувство
ответственности за свои действия на дороге;
•
выработать у обучающихся культуру безопасного поведения в
транспорте и на дороге;
•
сформировать у школьников сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
В решении вышеназванных задач и достижении планируемых результатов Программы системообразующее значение имеет применение в обучении ситуационного подхода. Значение ситуационного подхода в обучении
безопасному поведению на дорогах состоит в развитии у обучающихся субъектного опыта принятия решений при обеспечении собственной безопасности, безопасности других людей в современных условиях дорожного движения. В процессе изучения Программы обучающимся предъявляются ситуации следующих типов:
стандартная ситуация – типична для обучающегося, носит повседневный характер, систематически повторяется при схожих обстоятельствах,
имеет одинаковые причины, может носить как положительный, так и отрицательный характер (например, переход дороги );
6

критическая ситуация – нетипична, неожиданна, нарушает первоначальные планы людей, установленные нормы, наносит материальный и моральный ущерб, вредна для здоровья, требует радикального вмешательства
(например, дорожно-транспортное происшествие).
В начальной школе не менее важно при реализации Программы исходить из позиционного деятельностного подхода в подаче материала (япешеход, я-пассажир, я-водитель). Деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей младшего школьного возраста в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности – проверенные факторы эффективности личностного развития обучающихся.
Место программы в плане развития школы.
Программу внеурочной деятельности для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» следует рассматривать
как составную часть программы воспитания, которая осуществляется классным руководителем.
Контроль за реализацией программы возлагается на заместителя директора по воспитательной работе. Усиленная деятельность по предупреждению
ДТТ проводится в начале учебного года в рамках «Месячника безопасности»,
а также перед уходом школьников на каникулы. Обучение осуществляется
классными руководителями с привлечением учителей-предметников, сотрудников Госавтоинспекции, медицинских работников, инструкторов по
вождению автотранспорта, родительской общественности.
Функции классного руководителя по профилактике ДДТТ и привитию
навыков безопасного поведения на дорогах:
- инструктирование обучающихся класса в целях формирования алгоритма безопасного участия в дорожном движении;
- проведение тематических классных часов по основам БДД, в том числе с участием сотрудников Госавтоинспекции;
- индивидуальная работа с обучающимися класса, допускающими (допустившими) нарушениями ПДД, направленная на коррекцию их поведения,
с использованием частных бесед, в том числе бесед с их родителями, психологических тренингов;
- работа с родителями по профилактике ДДТТ, в том числе совместно с
сотрудниками Госавтоинспекции (тематические классные родительские собрания, индивидуальные консультации, совместные профилактические мероприятия и т.д.);
- организация интерактивных форм воспитательной работы с классом,
направленной на привитие обучающимся навыков безопасного поведения на
дорогах, профилактику ДДТ (коллективные творческие дела, социальные
проекты и т.д.).
Особенности тематического содержания программы.
Формулировка тематики классных часов находится в единой логике с
уже реализующими программами по ПДД, как например, «Безопасность дорожного движения. 5-9 классы» (под общей редакцией А.Т. Смирнова).
7

Не исключена корректировка или дополнение тематики классных часов
по данной программе с учетом места жительства (городская/сельская местность), особенностей условий (наличие различных видов транспорта, пешеходных зон, велосипедных дорожек, близость автотрассы, ж/д пути и т.д.)
учебно-материальной базы.
Основные методы воспитательного воздействия.
Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают
все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на
улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект
внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и
те же идеи внушения лучше формировать по-разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На обучающихся наиболее эффективно воздействует предметнословесное убеждение. Убеждение предполагает прежде всего осмысление и
внутреннее понятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а
что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и
неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением,
приучением, примером. В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются
правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей.
Обсуждаются нарушения ПДД водителями и пешеходами, формируются
нравственные понятия.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание. Важно
окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один
раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у обучающихся заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются
необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.
Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же
действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому
формирование и развитие положительных привычек у обучающихся является
основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности ребенка. Одобрение его поступков педагог выражает жестом,
мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной
8

безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.
Основные формы реализации.
Образовательный квест, конкурсы, тематические недели, акции, проектная деятельность, исследовательская деятельность, тренинги, дискуссии.
Классный час по программе рекомендуется проводить в специально
оборудованном кабинете, мобильном автогородке, специально оборудованной автоплощадке с использованием немеханических транспортных средств
(велосипед, гидроскутер, самокат и т.д.), интерактивных электронных образовательных ресурсов, портала «Дорога безопасности», видео и аудио материалов.
Планируемые результаты реализации Программы.
Полученные знания позволят обучающимся прогнозировать опасные
ситуации на дорогах, ориентироваться в них, оценивать влияние их последствий на жизнь и здоровье человека. Обучающиеся смогут оценивать свое
поведение на улице и дороге с точки зрения соответствия требованиям ПДД
и здорового образа жизни. Научатся разрабатывать пошаговые действия безопасного поведения (пешехода, пассажира) с учетом особенностей реальных
дорожных ситуаций.
Основные разработчики программы.
Министерство образования науки и молодежной политики Краснодарского края;
ГБОУ ИРО Краснодарского края;
Управление ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю.
2. Тематический план занятий (классных часов)
2.1. Программы для обучающихся 5-6 классов общеобразовательной
школы «Безопасные дороги Кубани»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

5-й класс
Виды транспортных средств
Обязанности пассажира
Сигналы транспортных светофоров с дополнительной секцией и пешеходных светофоров
Дорожные знаки и дополнительные средства информации
Назначение, роль дорожной разметки в организации дорожного движения
Понятие об организованной пешей колонне
Обязанности водителя велосипеда
Железнодорожный переезд
Первая помощь при кровотечениях
Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах
Сигналы регулировщика. Специальные сигналы водителей.
9

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12

Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об
истории создания разных транспортных средств.

1

13

Транспорт будущего.

1

14

Правила движения для велосипедиста.

1

11

Дорожное движение при разных дорожных условиях
Порядок движения групп детей в городе и за городом. Меры безопасности при организации пеших экскурсий с
детьми
Итоговое занятие
6-й класс
Правила дорожного движения – единый нормативный край
Дополнительные требования к движению велосипедистов
Технические требования, предъявляемые к велосипеду, и
уход за ним
Движение велосипедистов в колонне
Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей
на транспортных средствах
Тормозной остановочный путь
Общие правила проезда перекрестков
Пользование осветительными приборами и звуковыми
сигналами
Дорожная разметка как способ регулирования дорожного
движения
Сигналы регулировщика. Специальные сигналы водителей.
Транспорт будущего.

12

Правила движения для велосипедиста.

15
16
17
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

13
14
15
16
17

Дорожное движение при разных дорожных условиях
Устройство велосипеда. Назначение и устройство основных узлов и агрегатов велосипеда.
Движение по велосипедной дорожке.
Движение по неосвещенным улицам в городе. Движение
днем в условиях тумана, сильного дождя, снегопада.
Итоговое занятие

10

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».