Сорокина Антонина Ивановна Подписан: Сорокина Антонина Ивановна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К. ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409, E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна, SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.28 11:32:06+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 I.Пояснительная записка. Рабочая программа внеурочного занятия «Моя первая экология » разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования , программы внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» (автор В.А. Самкова ) Задачи: -развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира; -формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе; -изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе; развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы; -развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, религия, наука); -формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования; -вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения. II.Место учебного курса в учебном плане. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СОШ №12 на внеурочные занятия «Моя первая экология» отводится в неделю –1 час, в год 34 часа. III.Общая характеристика учебного курса. Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как целостного реального окружения требуется его осмысленное расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников. Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно- следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности. Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоем и т.п.). Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической. Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию. IV. Содержание учебного курса . Экология и экономика — две науки о доме( 3 ч.) Условия существования живых организмов. Обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека. Разнообразие потребностей (биологические и социальные; материальные и духовные). Мои личные потребности. Потребности — это все то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. «Экология» и «экономика» — две науки о доме (от греч. ойкос — дом). Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, включая человека, с окружающей средой. Экономика — «искусство ведения домашнего хозяйства». Взаимосвязь между экологией и экономикой. Четыре закона экологии Б. Коммонера, отражающие зависимость человека, его хозяйственной деятельности от природы. Все связано со всем( 4ч.) Проявление взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Беседа по стихотворению С. Маршака «Гвоздь и подкова». Инсценировка сказки В. Бианки «Сова». Обсуждение причинно- следственных связей. Прямые и косвенные связи в природе и жизни человека, общества. Дом, в котором мы живем, — место для жизни семьи. Отношения, объединяющие (связывающие) членов семьи. Важность уюта, целесообразного порядка. Хозяйство — все имущество, принадлежащее семье и ее членам. Правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Все, что принадлежит человеку, — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, идеи, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую. Заботливое отношение к своей и чужой собственности. Планета — наш общий большой дом, о котором нужно заботиться и поддерживать в нем порядок и равновесие. Как связаны уют и порядок в нашем «маленьком» доме (жилище семьи) и «большом» доме (нашей планете)? Природа — всеобщее достояние. Почему проблема сохранения природы касается каждого из нас. Все должно куда-то деваться( 4ч.) Почему в природе не существует проблемы отходов. Круговорот веществ в природе. Как человек решает проблему отходов. Путешествие на машине времени (первобытнообщинный строй, древний мир, Средневековье, начало XX века). Проблема отходов в настоящее время. Почему некоторые вещества, которые создает человек, не включаются в природный круговорот? Загрязнение окружающей среды и состояние живых организмов (на примере растений и животных). Что такое биологическая индикация? Лишайники — индикаторы чистоты воздуха. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. П р а к т и ч е с к и е р а б о ты: Составление рассказа-предположения «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)». Занятие с элементами исследования «Знакомство с лишайниками». И г р а «Опасные цепочки». Природа знает лучше( 5 ч.) В природе все должно идти своим чередом — нельзя покорять природу, а нужно сотрудничать с ней. Почему о человеке иногда говорят — «неразумное дитя природы»? Гибель многих древних цивилизаций связана с нарушением законов природы. Древнейшие земледельческие цивилизации. Нарушения законов природы в истории нашей страны: осушение болот, распашка целины. Проекты, которые не были осуществлены: поворот северных рек, транспортировка айсбергов для пополнения запасов пресной воды и др. Безграничны ли возможности природы к самовосстановлению? Как человек помогает природе восстановиться? Р и с у н о ч ный т е с т «Что бы я попросил у Золотой Рыбки?». Т в о р ч е с к о е з ада н и е «Что я изобрету для того, чтобы помочь природе?». За все надо платить( 5 ч.) Природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса) — источник богатства государства и благосостояния его населения. Природные богатства России. Источники богатства государства: природные ресурсы, результаты деятельности людей (интеллектуальной, творческой, трудовой). Источники богатства человека: результаты его деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счет налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы. Налоги на землю, природные ресурсы. Отчисления на охрану и восстановление природы. Закон разумного использования природы (рационального природопользования) — «за все надо платить». Ничто не дается нам даром: за ухудшение состояния окружающей среды человек расплачивается своим здоровьем; за повышение урожая — «платит» удобрениями; за рост отходов — природными территориями, на которых создаются свалки и полигоны для захоронения твердых отходов и др. Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение разнообразия видов живых организмов — цена возрастающих потребностей человека. Необходимость разумного сокращения потребностей. Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). К чему приводит нарушение законов экологии. Как природа наказывает человека за его неразумные поступки в погоне за прибылью и нежелание ограничивать свои потребности. Чем опасны отходы и как с ними бороться( 9 ч.) Увеличение количества промышленных и бытовых отходов. Способы утилизации отходов: сжигание и захоронение отходов. Повторное использование отходов (рециклинг). Вступительная беседа: что происходит с твердыми отходами после того, как мы выносим их из дома. Виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод (станцию по сортировке мусора, мусоросжигающий завод, полигон ТБО). Как повторно используется утиль и макулатура. Утилизация и повторное использование стекла. Как получают и что изготавливают из алюминия. Применение алюминия в авиации. Как работают автоматы по приему алюминиевых банок. Изучение состава пищевых отходов. Как могут использоваться пищевые отходы: биогаз, органические удобрения и т.д. Компостирование. Использование дождевых червей для получения органического удобрения — вермикультура. Утилизация бытовых приборов и техники: мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и др. Об акциях, проводимых магазинами бытовой техники (скидки при покупке, если сдан старый бытовой прибор). Программа утилизации старых автомобилей. Как каждый человек может уменьшить количество твердых бытовых отходов. Научим других тому, о чем узнали сами. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а : Изготовление мини-компостера из пластиковых бутылок. Ко л л е к т и в н ы й п р о е к т : Составление мини-энциклопедии «Мусор от А до Я». Ви р т у а л ь н а я э к с к у р с и я : «Что происходит с твердыми отходами?». Мы отвечаем за Землю: что может каждый из нас? ( 4 ч.) Знакомство с разнообразными профессиями, имеющими непосредственное отношение к экологии (специалисты в области биологической экологии; экологии города и жилища; промышленной, медицинской космической экологии; палеоэкологии и т.д.). Профессии, в которых нужно знать экологию: архитектор, ландшафтный дизайнер, лесничий, цветовод, агроном. Необычные профессии: эколог на таможне, эколог, заботящийся о здоровье китов во время морской нефтедобычи др. Правила, которые должен знать и соблюдать каждый человек, чтобы сохранить наш общий дом — нашу планету. Итоговое занятие по курсу: Защита проектов, викторина, КВН и т.п.). V.Результаты освоения курса. Личностными результатами освоения программы кружка являются: —развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук; —развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.); —воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды; —формирование мотивации дальнейшего изучения природы. Метапредметными результатами являются: —овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений; —освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; —формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.; —развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью. Предметными результатами являются: —в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; —в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде; —в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами; —в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства; —в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды. VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка « Моя первая экология» Книгопечатная продукция - Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва. Просвещение.2011. - В. И.Самкова «Наш чистый дом» Экспозиционный экран Персональный компьютер Мультимедийный проектор VII.Календарно- тематическое планирование № п/п Дата по плану Дата по факту Тема занятия Содержание Деятельность обучащихся Результат Экология и экономика: две науки о доме( 3 ч.) 1 Как мы взаимодействуем с окружающим миром. 2 Потребности человека. Условия существования любого живого организма. Обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека. Разнообразие потребностей (биологические и социальные; материальные и духовные). Отвечают на вопросы. Работают в группах, парах. Обмениваются мнениями Ответы на вопросы Отвечают на вопросы. Характеризуют естественные потребности , характерные для всего живого. Работа в паре Мои личные потребности. Потребности — это все то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде, тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Культурные потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. Определяют культурные потребности человека Читают фрагмент «Книги джунглей» Р. Киплинга. Участвуют в беседе. Участвуют в тренинге, в ходе которого записывают признаки, объединяющие каждого из них с любимым домашним питомцем (любимым животным, растением). Обсуждают выполненную работу. Ответы на вопросы Принимают участие в беседе. Инсценируют сказку. Обсуждают Фронтальный опрос 3 «Мы все одной крови — ты и я!». Чтение фрагмента «Книги джунглей» Р. Киплинга. Беседа о том, почему волки приняли Маугли в свою стаю; о том, чему учили мальчика животные:медведь Балу, пантера Багира, удав Каа. Обобщение результатов. 4 О чем гласит первый закон экологии? Беседа по стихотворению С. Маршака «Гвоздь и подкова». Инсценировка сказки В. Бианки «Сова». Обсуждение причинно-следственных связей. Прямые и косвенные связи в природе и жизни человека, общества. Дом, в котором мы живем, — место для жизни семьи. Важность уюта, целесообразного порядка. Хозяйство — все имущество, принадлежащее семье и ее членам. Экономика как правила ведения домашнего хозяйства. Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Планета — наш общий большой дом, о котором нужно заботиться и поддерживать в нем порядок и равновесие. Как связаны уют и порядок в нашем «маленьком» доме (жилище семьи) и «большом» доме (нашей планете)? Все, что принадлежит человеку — это его собственность. Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, идеи, научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам, покупает, получает в дар, обменивает одну Все связано со всем ( 4ч.) 5 6 Дом «маленький» и дом «большой». 7 Кому принадлежит природа? причинно-следственные связи. Отвечают на вопросы. Работают в группах, парах. Обмениваются мнениями. Работа в группах Принимают участие в беседе. Обсуждают о том, что принадлежит человеку и как он становится собственником. Работа в парах вещь на другую. Заботливое отношение к своей и чужой собственности. Природа — всеобщее достояние. Беседа о том, почему проблема сохранения природы касается каждого из нас. 8 Почему в природе не существует проблемы отходов. 9 Как человек поступал с отходами в разные периоды истории? 10 Как загрязнение окружающей среды влияет на живые организмы? 11 «Опасные цепочки». 12 Природа — основа благосостояния человека. 13 Закон разумного природопользования. 14 15 «Хочу, могу, надо». Все должно куда-то деваться( 4ч.) Обсуждают проблему отходов. Составляют рассказ предположение Как бы выглядел обычный дом, если бы из него не выбрасывались отходы. Наша планета — это такой же дом. Все, что мы выбрасываем, в конце концов должно где-то скапливаться в пределах нашего дома — Земли. Круговорот веществ в природе. Составление рассказапредположения «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)». Как человек решает проблему отходов. Путешествие на машине времени (первобытнообщинный строй, древний мир, Средневековье, начало XX века). Проблема отходов в настоящее время. Почему некоторые вещества, которые создает человек, не включаются в природный круговорот? Загрязнение окружающей среды и состояние живых организмов (на примере растений и животных). Что такое биологическая индикация? Лишайники — индикаторы чистоты воздуха. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Подвижная игра, моделирующая накопление ядовитых веществ в цепях питания. Индивидуальная работа «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)». Обсуждают проблему отходов. Принимают участие в беседе. Работают в паре. Работа в паре Принимают участие в беседе. Работают в паре. Знакомятся с понятием биологическая индикация. Работа в паре Принимают участие в подвижной игре За все надо платить( 5 ч.) Природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса) — источник богатства государства и благосостояния его населения. Природные богатства России. Закон разумного использования природы (рационального природо- пользования) — «за все надо платить». Ничто не дается нам даром: за ухудшение состояния окружающей среды человек расплачивается своим здоровьем; за повышение урожая — «платит» удобрениями; за рост отходов — природными территориями, на которых создаются свалки и полигоны для захоронения твердых отходов и др. Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение разнообразия Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах Работа в паре, группе Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах. Обмениваются мнениями. Работа в паре, группе Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах. Обмениваются Работа в паре, группе 16 К чему приводит нарушение законов экологии. 17 Мудрость природы. 18 От чего погибли древние цивилизации? 19 20 Проекты, которые не осуществились. видов живых организмов — цена возрастающих потребностей человека. Необходимость разумного сокращения потребностей. Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если оно важнее). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания, умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и культура. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счет налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты, детские дома. Как природа наказывает человека за его неразумные поступки в погоне за прибылью и нежелание ограничивать свои потребности. мнениями. Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах. Обмениваются мнениями. Индивидуальная работа Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах. Обмениваются мнениями. Фронтальная работа Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах. Обмениваются мнениями. Работа в паре, группе Принимают участие в беседе. Обсуждают положительные и Работа в группе Природа знает лучше( 5 ч.) В природе все должно идти своим чередом — нельзя покорять природу, а нужно сотрудничать с ней. Почему человека называют «неразумное дитя природы»? Гибель многих древних цивилизаций связана с нарушением законов природы. Древнейшие земледельческие цивилизации. Нарушения законов природы в истории нашей страны: осушение болот, распашка целины, Проекты преобразования природы, которые не были осуществлены: поворот северных рек, транспортировка айсбергов для попол- 21 Безграничны ли силы природы? 22 23 Отходы — проблема №1. 24 Что происходит с твердыми отходами? 25 Бумага, утиль, стекло. 26 Удивительный металл — алюминий. 27 Пищевые отходы. 28 29 Изготавливаем миникомпостер. От телефона до автомобиля. нения запасов пресной воды и др. Обсуждение положительных и отрицательных сторон этих преобразований. Возможности природы к самовосстановлению. Как человек помогает природе восстановиться. Творческое задание «Что я изобрету для того, чтобы помочь природе?». отрицательные стороны преобразований природы Принимают участие в беседе. Выполняют творческое задание Чем опасны отходы и как с ними бороться( 9 ч.) Увеличение количества промышленных и Принимают участие в беседе. бытовых отходов. Способы утилизации Обсуждают способы утилизации отходов: сжигание и захоронение отходов. отходов. Повторное использование отходов (рециклинг). Индивидуальная работа Работа в парах Виртуальная экскурсия. Вступительная беседа: что происходит с твердыми отходами после того, как мы выносим их из дома. Виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод (станцию по сортировке мусора, мусоросжигающий завод, полигон ТБО). Пишем вместе мини-энциклопедию «Мусор от А до Я». Из истории привычных вещей. Самое гениальное изобретение человечества — бумага. Как повторно используется утиль и макулатура. «Волшебное» стекло. Путешествие осколка. Как получают и что изготавливают из алюминия. «Крылатый» металл: почему алюминий нашел широкое применение в авиации. Что могла бы рассказать о себе обыкновенная алюминиевая банка. Как работают автоматы по приему алюминиевых банок. «Детективы» на кухне: изучаем состав пищевых отходов. Зачем нужна компостная куча на даче. Как могут использоваться пищевые отходы. Получение органических удобрений. Дождевые черви — неутомимые создатели плодородной почвы. Что такое «вермикультура». Практическая работа по изготовлению миникомпостера из пластиковых бутылок. Принимают участие в беседе. Принимают участие в виртуальной экскурсии. Создают мини энциклопедию Работа в группах Принимают участие в беседе. Работают в парах, группах. Обмениваются мнениями. Работа в парах старыми мобильными телефонами, компьютерами, телевизорами и другими предметами нашего повседневного быта. Ответы на вопросы Принимают участие в обсуждении состава пищевых отходов. Предлагают способы использования пищевых отходов. Знакомятся с новым понятием Ответы на вопросы Что происходит со старыми мобильными телефонами, компьютерами, телевизорами и другими предметами нашего Принимают участие в беседе. Обсуждают способы утилизации старых «вермикультура». Выполняют практическую работу по Работа в группе изготовлению мини-компостера из пластиковых бутылок. мобильных телефонов, компьютеров, Работа в паре повседневного быта. Как избавиться от старого автомобиля? Программа утилизации старых автомобилей. Простые правила на каждый день. Как каждый человек может уменьшить количество твердых бытовых отходов. Научим других тому, о чем узнали сами. 30 Азбука бережливости. 31 «Я б в экологи пошел, пусть меня научат…». 32 Правила на каждый день. 33 34 Подведем итоги. телевизоров и других предметов повседневного быта. Работают в паре. старыми мобильными телефонами, компьютерами, телевизорами и другими предметами нашего повседневного быта. Работают в паре. Работа в паре Мы отвечаем за Землю:что может каждый из нас? ( 4 ч.) Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Знакомство с разнообразными профессиями, имеющими отношение к экологии (например, по направлениям экологии: специалисты в области биологической экологии; экологии города и жилища; промышленной, медицинской космической экологии; палеоэкологии и т.д.). Необычные профессии: эколог на таможне, эколог, заботящийся о здоровье китов во время морской нефтедобычи и др. Профессии, в которых нужно знать экологию: архитектор, ландшафтный дизайнер, лесничий, цветовод. Правила, которые должен знать и соблюдать каждый человек, чтобы сохранить наш общий дом — нашу планету. Итоговое занятие по курсу (защита проектов, викторина, КВН и т.п.). Читают отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?». Знакомятсяс разнообразными профессиями, имеющими отношение к экологии. Знакомятся профессиями, в которых нужно знать экологию: архитектор, ландшафтный дизайнер, лесничий, цветовод. Ответы на вопросы Принимают участие в беседе. Создают правила которые помогут сохранить нашу планету.. Защищают проекты, принимают участие в викторине, КВНе Работа в группе Защита проектов