Моя первая экология 4 класс

Сорокина
Антонина
Ивановна

Подписан: Сорокина Антонина Ивановна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка, T=Директор,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К. ГЕРАСИМЕНКО
Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ
РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409, E=school12@bru.kubannet.ru,
G=Антонина Ивановна, SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.28 11:32:06+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

I.Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочного занятия «Моя первая экология » разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта
начального общего образования , программы внеурочной деятельности «Путешествие в мир экологии» (автор В.А. Самкова )
Задачи:
-развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира;
-формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе;
-изучение народных традиций, отражающих отношение человека к природе; развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру
природы;
-развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, религия, наука);
-формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
-вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

II.Место учебного курса в учебном плане.
В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СОШ №12 на внеурочные занятия «Моя первая экология» отводится в
неделю –1 час, в год 34 часа.

III.Общая характеристика учебного курса.
Объектом изучения курса являются разнообразные взаимосвязи в окружающем мире. В процессе познания природы как целостного реального окружения требуется его осмысленное
расчленение на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании курса сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умений устанавливать причинно- следственные связи. В содержание курса
включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, опыт, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей
практической деятельности.
Содержание курса строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение обучающихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний,
преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических
занятий в ближайшем природном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк,
водоем и т.п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать
условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребенок должен учится различать
универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным
принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной,
практической.
Интегрированный, междисциплинарный характер курса несет в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция курса заключается в формировании у младших
школьников потребности познания окружающего мира и своих связей с ним; экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь, гуманного
отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эколого-эстетического восприятия,
интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности младшего школьника, способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию.

IV. Содержание учебного курса .

Экология и экономика — две науки о доме( 3 ч.)
Условия существования живых организмов. Обмен веществом, энергией и информацией. Потребности человека. Разнообразие потребностей (биологические и социальные;
материальные и духовные). Мои личные потребности. Потребности — это все то, что требуется для жизни. Естественные потребности, характерные для всего живого: в пище, воде,
тепле, безопасности (на примере домашних питомцев). Потребности, характерные только для человека: общение, образование, проявление
своих интересов. Потребности и желания людей разного возраста, имеющих разные условия жизни и профессии. «Экология» и «экономика» — две науки о доме (от греч. ойкос — дом).
Экология — наука о взаимосвязях живых организмов, включая человека, с окружающей средой. Экономика — «искусство ведения домашнего хозяйства». Взаимосвязь между экологией
и экономикой. Четыре закона экологии Б. Коммонера, отражающие зависимость человека, его хозяйственной деятельности от природы.

Все связано со всем( 4ч.)
Проявление взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Беседа по стихотворению С. Маршака «Гвоздь и подкова». Инсценировка сказки В. Бианки «Сова». Обсуждение
причинно- следственных связей. Прямые и косвенные связи в природе и жизни человека, общества. Дом, в котором мы живем, — место для жизни семьи. Отношения, объединяющие
(связывающие) членов семьи. Важность уюта, целесообразного порядка. Хозяйство — все имущество, принадлежащее семье и ее членам. Правила ведения домашнего хозяйства.
Качества, присущие хорошему хозяину: бережливость, экономность (умение правильно рассчитать средства), щедрость. Все, что принадлежит человеку, — это его собственность.
Личные вещи человека. Собственность — это не только вещи, но и произведения человека (стихи, музыка, идеи, научные открытия). Как человек становится собственником: производит
сам, покупает, получает в дар, обменивает одну вещь на другую.
Заботливое отношение к своей и чужой собственности. Планета — наш общий большой дом, о котором нужно заботиться и поддерживать в нем порядок и равновесие. Как связаны уют
и порядок в нашем «маленьком» доме (жилище семьи) и «большом» доме (нашей планете)? Природа — всеобщее достояние. Почему проблема сохранения природы касается каждого из
нас.

Все должно куда-то деваться( 4ч.)
Почему в природе не существует проблемы отходов. Круговорот веществ в природе. Как человек решает проблему отходов. Путешествие на машине времени (первобытнообщинный
строй, древний мир, Средневековье, начало XX века). Проблема отходов в настоящее время. Почему некоторые вещества, которые создает человек, не включаются в природный
круговорот? Загрязнение окружающей среды и состояние живых организмов (на примере растений и животных). Что такое биологическая индикация? Лишайники — индикаторы
чистоты воздуха. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
П р а к т и ч е с к и е р а б о ты: Составление рассказа-предположения «Что было бы, если… (исчезли дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)». Занятие с элементами исследования
«Знакомство с лишайниками».
И г р а «Опасные цепочки».

Природа знает лучше( 5 ч.)
В природе все должно идти своим чередом — нельзя покорять природу, а нужно сотрудничать с ней. Почему о человеке иногда говорят — «неразумное дитя природы»?
Гибель многих древних цивилизаций связана с нарушением законов природы. Древнейшие земледельческие цивилизации. Нарушения законов природы в истории нашей страны:
осушение болот, распашка целины. Проекты, которые не были осуществлены: поворот северных рек, транспортировка айсбергов для пополнения запасов пресной воды и др. Безграничны ли возможности природы к самовосстановлению? Как человек помогает природе восстановиться?
Р и с у н о ч ный т е с т «Что бы я попросил у Золотой Рыбки?».
Т в о р ч е с к о е з ада н и е «Что я изобрету для того, чтобы помочь природе?».

За все надо платить( 5 ч.)
Природные ресурсы (земли, полезные ископаемые, реки, леса) — источник богатства государства и благосостояния его населения. Природные богатства России. Источники богатства
государства: природные ресурсы, результаты деятельности людей (интеллектуальной, творческой, трудовой). Источники богатства человека: результаты его деятельности, знания,
умения, предприимчивость. Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства. Ценности материальные и нематериальные. Богатство и
культура. Богатство и милосердие. Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За счет налогов строятся и обслуживаются
больницы, парки, скверы, библиотеки, школы. Налоги на землю, природные ресурсы. Отчисления на охрану и восстановление природы. Закон разумного использования природы
(рационального природопользования) — «за все надо платить». Ничто не дается нам даром: за ухудшение состояния окружающей среды человек расплачивается своим здоровьем; за
повышение урожая — «платит» удобрениями; за рост отходов — природными территориями, на которых создаются свалки и полигоны для захоронения твердых отходов и др.
Истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, сокращение разнообразия видов живых организмов — цена возрастающих потребностей человека. Необходимость
разумного сокращения потребностей.
Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все
желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия

и изобретения). Как можно помочь своим близким в исполнении их желаний (сделать подарок к празднику своими руками, отказаться от своего желания в пользу желания близкого, если
оно важнее). К чему приводит нарушение законов экологии. Как природа наказывает человека за его неразумные поступки в погоне за прибылью и нежелание ограничивать свои
потребности.

Чем опасны отходы и как с ними бороться( 9 ч.)
Увеличение количества промышленных и бытовых отходов. Способы утилизации отходов: сжигание и захоронение отходов. Повторное использование отходов (рециклинг).
Вступительная беседа: что происходит с твердыми отходами после того, как мы выносим их из дома. Виртуальная экскурсия на мусороперерабатывающий завод (станцию по сортировке
мусора, мусоросжигающий завод, полигон ТБО). Как повторно используется утиль и макулатура. Утилизация и повторное использование стекла. Как получают и что изготавливают из
алюминия. Применение алюминия в авиации. Как работают автоматы по приему алюминиевых банок. Изучение состава пищевых отходов. Как могут использоваться пищевые отходы:
биогаз, органические удобрения и т.д. Компостирование. Использование дождевых червей для получения
органического удобрения — вермикультура. Утилизация бытовых приборов и техники: мобильных телефонов, компьютеров, телевизоров и др. Об акциях, проводимых магазинами
бытовой техники (скидки при покупке, если сдан старый бытовой прибор). Программа утилизации старых автомобилей. Как каждый человек может уменьшить количество твердых
бытовых отходов. Научим других тому, о чем узнали сами.
П р а к т и ч е с к а я р а б о т а : Изготовление мини-компостера из пластиковых бутылок.
Ко л л е к т и в н ы й п р о е к т : Составление мини-энциклопедии «Мусор от А до Я».
Ви р т у а л ь н а я э к с к у р с и я : «Что происходит с твердыми отходами?».

Мы отвечаем за Землю: что может каждый из нас? ( 4 ч.)
Знакомство с разнообразными профессиями, имеющими непосредственное отношение к экологии (специалисты в области биологической экологии; экологии города и жилища;
промышленной, медицинской космической экологии; палеоэкологии и т.д.). Профессии, в которых нужно знать экологию: архитектор, ландшафтный дизайнер, лесничий, цветовод,
агроном. Необычные профессии: эколог на таможне, эколог, заботящийся о здоровье китов во время морской нефтедобычи др. Правила, которые должен знать и соблюдать каждый
человек, чтобы сохранить наш общий дом — нашу планету. Итоговое занятие по курсу: Защита проектов, викторина, КВН и т.п.).

V.Результаты освоения курса.
Личностными результатами освоения программы кружка являются:
—развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
—развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы
различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
—воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
—формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
—овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную
деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
—освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование
с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых
измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
—формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей,
а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
—развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также
участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
—в ценностно-ориентационной сфере — формирование представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и
взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

—в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об
изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения
систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для
решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной среде;
—в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за
домашними питомцами;
—в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
—в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния
от факторов окружающей среды.

VI. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение кружка « Моя первая экология»
Книгопечатная продукция
- Федеральный государственный образовательный стандарт НОО. Москва. Просвещение.2011.
- В. И.Самкова «Наш чистый дом»

 Экспозиционный экран
 Персональный компьютер
 Мультимедийный проектор

VII.Календарно- тематическое планирование
№
п/п

Дата
по
плану

Дата
по
факту

Тема занятия

Содержание

Деятельность обучащихся

Результат

Экология и экономика: две науки о доме( 3 ч.)
1

Как мы взаимодействуем с
окружающим миром.

2

Потребности человека.

Условия существования любого живого
организма. Обмен веществом, энергией и
информацией.
Потребности человека. Разнообразие
потребностей (биологические и
социальные; материальные и духовные).

Отвечают на вопросы. Работают в группах,
парах. Обмениваются мнениями

Ответы на вопросы

Отвечают на вопросы.
Характеризуют естественные потребности ,
характерные для всего живого.

Работа в паре

Мои личные потребности. Потребности —
это все то, что требуется для жизни.
Естественные потребности, характерные
для всего живого: в пище, воде, тепле,
безопасности (на примере домашних
питомцев). Культурные потребности,
характерные только для человека: общение,
образование, проявление своих интересов.
Потребности и желания
людей разного возраста, имеющих разные
условия жизни и профессии.

Определяют культурные потребности
человека

Читают фрагмент «Книги джунглей» Р.
Киплинга. Участвуют в беседе. Участвуют в
тренинге, в ходе которого записывают
признаки, объединяющие каждого из них с
любимым домашним питомцем (любимым
животным, растением). Обсуждают
выполненную работу.

Ответы на
вопросы

Принимают участие в беседе.
Инсценируют сказку. Обсуждают

Фронтальный
опрос

3

«Мы все одной крови — ты и
я!».

Чтение фрагмента «Книги джунглей» Р.
Киплинга. Беседа о том, почему волки приняли Маугли в свою стаю; о том, чему учили
мальчика животные:медведь Балу, пантера
Багира, удав Каа. Обобщение результатов.

4

О чем гласит первый закон
экологии?

Беседа по стихотворению С. Маршака «Гвоздь
и подкова». Инсценировка сказки В. Бианки
«Сова». Обсуждение причинно-следственных
связей. Прямые и косвенные связи в природе и
жизни человека,
общества.
Дом, в котором мы живем, — место для жизни
семьи. Важность уюта, целесообразного
порядка. Хозяйство — все имущество,
принадлежащее семье и ее членам. Экономика
как правила ведения домашнего хозяйства.
Качества, присущие хорошему хозяину:
бережливость, экономность (умение правильно
рассчитать средства), щедрость. Планета —
наш общий большой дом, о котором нужно
заботиться и поддерживать в нем порядок и
равновесие. Как связаны уют и порядок в
нашем «маленьком» доме (жилище семьи) и
«большом» доме (нашей планете)?
Все, что принадлежит человеку — это его
собственность. Личные вещи человека.
Собственность — это не только вещи, но и
произведения человека (стихи, музыка, идеи,
научные открытия). Как человек становится собственником: производит сам,
покупает, получает в дар, обменивает одну

Все связано со всем ( 4ч.)

5
6

Дом «маленький» и дом
«большой».

7

Кому принадлежит природа?

причинно-следственные связи.

Отвечают на вопросы. Работают в
группах, парах. Обмениваются
мнениями.

Работа в группах

Принимают участие в беседе.
Обсуждают о том, что принадлежит
человеку и как он становится
собственником.

Работа в парах

вещь на другую. Заботливое отношение
к своей и чужой собственности. Природа —
всеобщее достояние. Беседа о том, почему
проблема сохранения природы касается
каждого из нас.

8

Почему в природе не
существует проблемы
отходов.

9

Как человек поступал с
отходами в разные периоды
истории?

10

Как загрязнение окружающей
среды влияет на живые организмы?

11

«Опасные цепочки».

12

Природа — основа
благосостояния человека.

13

Закон разумного
природопользования.

14
15

«Хочу, могу, надо».

Все должно куда-то деваться( 4ч.)
Обсуждают проблему отходов.
Составляют рассказ предположение

Как бы выглядел обычный дом, если бы из него
не выбрасывались отходы. Наша планета — это
такой же дом. Все, что мы выбрасываем, в
конце концов должно где-то скапливаться в
пределах нашего дома — Земли. Круговорот
веществ в природе. Составление рассказапредположения «Что было бы, если… (исчезли
дождевые черви, грибы, бактерии и т.п.)».
Как человек решает проблему отходов.
Путешествие на машине времени
(первобытнообщинный строй, древний мир,
Средневековье, начало XX века). Проблема
отходов в настоящее время. Почему некоторые
вещества, которые создает человек,
не включаются в природный круговорот?
Загрязнение окружающей среды и состояние
живых организмов (на примере растений и
животных). Что такое биологическая
индикация? Лишайники — индикаторы
чистоты воздуха. Загрязнение окружающей
среды и здоровье человека.
Подвижная игра, моделирующая накопление
ядовитых веществ в цепях питания.

Индивидуальная
работа

«Что было бы, если… (исчезли дождевые
черви, грибы, бактерии и т.п.)».

Обсуждают проблему отходов.
Принимают участие в беседе. Работают
в паре.

Работа в паре

Принимают участие в беседе. Работают
в паре. Знакомятся с понятием
биологическая индикация.

Работа в паре

Принимают участие в подвижной игре

За все надо платить( 5 ч.)
Природные ресурсы (земли, полезные
ископаемые, реки, леса) — источник богатства
государства и благосостояния его
населения. Природные богатства России.
Закон разумного использования природы
(рационального природо- пользования) — «за
все надо платить». Ничто не дается нам даром:
за ухудшение состояния окружающей среды
человек расплачивается своим здоровьем; за
повышение урожая — «платит» удобрениями;
за рост отходов — природными территориями,
на которых создаются свалки и полигоны для
захоронения твердых отходов и др.
Истощение природных ресурсов, загрязнение
окружающей среды, сокращение разнообразия

Принимают участие в беседе. Работают
в парах, группах

Работа в паре,
группе

Принимают участие в беседе. Работают
в парах, группах. Обмениваются
мнениями.

Работа в паре,
группе

Принимают участие в беседе. Работают
в парах, группах. Обмениваются

Работа в паре,
группе

16

К чему приводит нарушение
законов экологии.

17

Мудрость природы.

18

От чего погибли древние
цивилизации?

19
20

Проекты, которые не
осуществились.

видов живых организмов — цена возрастающих
потребностей человека. Необходимость
разумного сокращения потребностей. Желания
как первый шаг появления культурных
потребностей, усилия человека, направленные
на их достижение.
Безграничность человеческих желаний и
невозможность исполнить все желания.
Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь.
Ценность желаний, направленных на других
людей (из таких желаний рождаются
открытия и изобретения). Как можно помочь
своим близким в исполнении их желаний
(сделать подарок к празднику своими
руками, отказаться от своего желания в пользу
желания близкого, если оно важнее). Источники
богатства человека: результаты трудовой
деятельности, знания, умения,
предприимчивость. Открытия и изобретения.
Создание новых технологий. Важность знаний
в создании богатства. Ценности материальные и
нематериальные. Богатство и культура.
Богатство и милосердие. Налоги — часть
дохода человека или предприятия, которая
перечисляется государству или городу. За счет
налогов строятся и обслуживаются больницы,
парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты,
детские дома.
Как природа наказывает человека за его
неразумные поступки в погоне за прибылью и
нежелание ограничивать свои потребности.

мнениями.

Принимают участие в беседе. Работают
в парах, группах. Обмениваются
мнениями.

Индивидуальная
работа

Принимают участие в беседе. Работают
в парах, группах. Обмениваются
мнениями.

Фронтальная
работа

Принимают участие в беседе. Работают
в парах, группах. Обмениваются
мнениями.

Работа в паре,
группе

Принимают участие в беседе.
Обсуждают положительные и

Работа в группе

Природа знает лучше( 5 ч.)
В природе все должно идти своим чередом —
нельзя покорять природу, а нужно
сотрудничать с ней. Почему человека называют
«неразумное дитя природы»?
Гибель многих древних цивилизаций связана с
нарушением законов природы. Древнейшие
земледельческие цивилизации. Нарушения
законов природы в истории нашей страны:
осушение болот, распашка целины,
Проекты преобразования природы, которые не
были осуществлены: поворот северных рек,
транспортировка айсбергов для попол-

21

Безграничны ли силы
природы?

22
23

Отходы — проблема №1.

24

Что происходит с твердыми
отходами?

25

Бумага, утиль, стекло.

26

Удивительный металл —
алюминий.

27

Пищевые отходы.

28
29

Изготавливаем миникомпостер.
От телефона до автомобиля.

нения запасов пресной воды и др. Обсуждение
положительных и отрицательных сторон этих
преобразований.
Возможности природы к самовосстановлению.
Как человек помогает природе восстановиться.
Творческое задание «Что я изобрету для того,
чтобы помочь природе?».

отрицательные стороны
преобразований природы
Принимают участие в беседе.
Выполняют творческое задание

Чем опасны отходы и как с ними бороться( 9 ч.)
Увеличение количества промышленных и
Принимают участие в беседе.
бытовых отходов. Способы утилизации
Обсуждают способы утилизации
отходов: сжигание и захоронение отходов.
отходов.
Повторное использование отходов (рециклинг).

Индивидуальная
работа

Работа в парах

Виртуальная экскурсия.
Вступительная беседа: что происходит
с твердыми отходами после того, как мы
выносим их из дома. Виртуальная экскурсия на
мусороперерабатывающий завод
(станцию по сортировке мусора,
мусоросжигающий завод, полигон ТБО).
Пишем вместе мини-энциклопедию «Мусор от
А
до Я».
Из истории привычных вещей. Самое
гениальное изобретение человечества — бумага. Как повторно используется утиль и
макулатура. «Волшебное» стекло. Путешествие
осколка.
Как получают и что изготавливают из
алюминия. «Крылатый» металл: почему
алюминий нашел широкое применение в
авиации. Что могла бы рассказать о себе
обыкновенная алюминиевая банка. Как работают автоматы по приему алюминиевых банок.
«Детективы» на кухне: изучаем состав пищевых
отходов. Зачем нужна компостная куча на даче.
Как могут использоваться пищевые отходы.
Получение органических удобрений. Дождевые
черви — неутомимые создатели плодородной
почвы. Что такое «вермикультура».
Практическая работа по изготовлению миникомпостера из пластиковых бутылок.

Принимают участие в беседе.
Принимают участие в виртуальной
экскурсии. Создают мини энциклопедию

Работа в группах

Принимают участие в беседе. Работают
в парах, группах. Обмениваются
мнениями.

Работа в парах

старыми мобильными телефонами,
компьютерами, телевизорами и другими предметами нашего
повседневного быта.

Ответы на
вопросы

Принимают участие в обсуждении
состава пищевых отходов. Предлагают
способы использования пищевых
отходов. Знакомятся с новым понятием

Ответы на
вопросы

Что происходит со старыми мобильными
телефонами, компьютерами, телевизорами и другими предметами нашего

Принимают участие в беседе.
Обсуждают способы утилизации старых

«вермикультура».

Выполняют практическую работу по

Работа в группе

изготовлению мини-компостера из
пластиковых бутылок.

мобильных телефонов, компьютеров,

Работа в паре

повседневного быта. Как избавиться от старого
автомобиля? Программа утилизации старых
автомобилей.
Простые правила на каждый день. Как каждый
человек может уменьшить количество
твердых бытовых отходов. Научим других
тому, о чем узнали сами.

30

Азбука бережливости.

31

«Я б в экологи пошел, пусть
меня научат…».

32

Правила на каждый день.

33
34

Подведем итоги.

телевизоров и других предметов
повседневного быта. Работают в паре.
старыми мобильными телефонами,
компьютерами, телевизорами и другими
предметами нашего повседневного быта.
Работают в паре.

Работа в паре

Мы отвечаем за Землю:что может каждый из нас? ( 4 ч.)
Чтение отрывка из стихотворения В.
Маяковского «Кем быть?». Знакомство с
разнообразными профессиями, имеющими
отношение к экологии (например, по
направлениям экологии: специалисты в области
биологической экологии; экологии города и
жилища; промышленной, медицинской
космической экологии; палеоэкологии и т.д.).
Необычные профессии: эколог на таможне,
эколог, заботящийся о здоровье китов во время
морской нефтедобычи и др. Профессии, в
которых нужно знать экологию: архитектор,
ландшафтный дизайнер, лесничий, цветовод.
Правила, которые должен знать и соблюдать
каждый человек, чтобы сохранить наш
общий дом — нашу планету.
Итоговое занятие по курсу (защита проектов,
викторина, КВН и т.п.).

Читают отрывок из стихотворения В.
Маяковского «Кем быть?». Знакомятсяс
разнообразными профессиями, имеющими
отношение к экологии. Знакомятся
профессиями, в которых нужно знать
экологию: архитектор, ландшафтный дизайнер,
лесничий, цветовод.

Ответы на
вопросы

Принимают участие в беседе. Создают
правила которые помогут сохранить
нашу планету..
Защищают проекты, принимают
участие в викторине, КВНе

Работа в группе
Защита проектов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».