Разговоры о важном 3-4 класс

Сорокина
Антонина
Ивановна

Подписан: Сорокина Антонина Ивановна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка,
T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К.
ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ
РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409,
E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна,
SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.28 11:37:00+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ начального
общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося ценностного отношения к Родине,
природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
 формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
 формирование интереса к познанию;
 формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и
свободам других;


выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;

 создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
 развитие у школьников общекультурной компетентности;
 развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 осознание своего места в обществе;
 познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 формирование готовности к личностному самоопределению.

Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса
внеурочной деятельности
1. Федеральный

закон

«Разговоры о важном» составляют следующиедокументы.
"Об

образовании

в

Российской

Федерации"от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля
2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций по
проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11 классов. В 2023–2024 учебном году
запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей

родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия
«Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности
обучающегося, необходимой емудля конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с обучающимися. Занятия
позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной
истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и
ответственным отношением к собственным поступкам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное
развитие ребёнка. Это проявляется:
 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
 в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение
и конкретизацию в программе воспитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и
сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:

1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно (государственные и
профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, «День народного единства», «День защитника
Отечества»,
«Новогодние семейные традиции разных народов России», «День учителя (советники по воспитанию)», «День российской
науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «190-летие со дня рождения Д.
Менделеева. День российской науки»,
«215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225лет со дня рождения А. С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими датами календаря,
но являющиеся важными в воспитании
школьника. К примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического здоровья,
профилактика буллинга)» и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у
обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых результатах каждого сценария
внеурочного занятия выделяются нравственные ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности
характеризуются следующим образом.
1. Историческая память

– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
– историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить достижения, мудрость, опыт,
традиции прошлых поколений;
– историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения индивидуальных
переживаний, и включает важнейшие нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и
подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например, тема «День
народного единства» рассматривается на известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в
защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений
– каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает его достижения,
традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих поколениях бережно хранится
в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается проблема: каждое поколение связано с
предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен
воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей далёких поколений: любовь к родной
земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
– патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к родному дому, малой родине;

– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости за историю, культуру
своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях
«Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается многогранность чувства
патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
 доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без ожидания
благодарности;
 благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность была распространена в России в прошлые
века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в настоящее время, тема
волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
– семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами, но и значимыми
ценностями — взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому: взять на себя его дела,
проявить внимание, оказать помощь другдругу;
– обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее делах, помогать родителям;
– семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности представлены в традиционных
религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на занятиях, посвященных

темам: «О взаимоотношениях в семье (Деньматери)», «Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.
6. Культура России
– культура общества — это достижения человеческого общества, созданные на протяжении его истории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
–

культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника, предметы быта и др.), в

духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в этике,
культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне представлены в
«Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов, произведений
живописи и музыки: «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России»,
«Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню цирка)».
7. Наука на службе Родины
– наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
– в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
– в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем: «190-лет со
дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «Я вижу Землю! Это так красиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это
не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого
воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на внеурочных занятиях как неучебных
формируются определенные ценности:

высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся много раз будут возвращаться к
обсуждению одних и тех же понятий, что послужитпостепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе содержания занятия,
которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития
учащихся, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить
(изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями, другими
членами семьи.
Особенности реализации программы
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных результатов, обучающихся педагог может достичь,
увлекая школьников совместной и интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу;
насыщая занятия ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать возможность школьнику анализировать,
сравнивать и выбирать.
В приложениях к программе содержатся методические рекомендации, помогающие педагогу грамотно организовать
деятельность школьников назанятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».

Содержание программы внеурочной деятельности

«Разговоры о важном»
С чего начинается Родина? Колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга. Малая Родина: родная природа,
школа, друзья, культура и история родного края. Ответственность гражданина за судьбу своей Отчизны. Историческая
память народа и каждого человека. Связь (преемственность) поколений – основа развития общества и каждого человека.
Историческая память
– это стремление поколения, живущего в настоящее время, принять и воспитывать в себе качества, которые отражают
нравственные ценности предыдущих поколений («Там, где Россия», «Что такое Родина? (региональный и местный
компонент)»,
«День народного единства», «Урок памяти»).
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному краю, способность любоваться
природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Преемственность поколений в готовности защищать родную землю.
Великая Отечественная война: герои, подвиги, самопожертвование. Непокоренный Ленинград: страницы истории блокады
города («Зоя. К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской», «Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады», «День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова», «Союзники
России», «Урок памяти»).
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и обязанности гражданина.
Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей членами общества. Избирательная система в России (общее
представление) («Главный закон страны», «Избирательная система России (30 лет ЦИК)», «Налоговая грамотность»).
Любовь к родной природе, ее охрана и защита – проявление патриотических чувств. Россия от края и до края:
разнообразие природы, объекты природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО. Природа малой Родины.

Природные достопримечательности Поволжья, Севера, Сибири, Дальнего Востока. Крым – природная жемчужина.
Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма» («Крым. Путь домой», «Я вижу Землю! Это так красиво»,
«Экологичное потребление»).
Нравственные ценности российского общества. Трудовая деятельность россиян, созидательный труд на благо
Отчизны. Многообразие профессий, люди особых профессий (спецназ, МЧС, полиция, гражданская авиация) («День
спецназа», ««Первым делом самолеты». О гражданской авиации»).
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту?
Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока
работаешь? («Труд крут!», «Как найти свое место в обществе», «Герои нашего времени»).
Гуманизм, доброта, волонтёрская деятельность — качество настоящего человека, способность оказать помощь,
поддержку, проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела
граждан России в прошлые времена: благотворительность граждан; пожертвование как одна из заповедей в традиционных
религиях.
Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной
жизни. Качества людей, которых называют добровольцами: милосердие, гуманность, сопереживание.
Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим людям? («Мы вместе», «О взаимоотношениях в
коллективе (Всемирный день психическогоздоровья, профилактика буллинга)»).
Детские общественные организации в России и их деятельность – мы вместе, и мы делаем добрые дела. Наша
помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым («Будь готов! Ко дню детских общественных
организаций»). Всемирный фестиваль молодежи
Учебный коллектив. Правила взаимодействия в учебной деятельности. Взаимоответственность членов учебного

коллектива за успехи одноклассников, помощь, поддержка в коллективе – залог его благополучия и отсутствия
конфликтов. Противостояние отрицательным влияниям («Всемирный день психического здоровья, профилактика
буллинга)», «Россия – здоровая держава»).
Государственные праздники Российской Федерации:
 Новый год, — замечательный общенародный праздник. Традиции празднования Нового года в разных странах.
История возникновения новогоднего праздника в России. Рождество (7 января). История праздника Рождества Христова.
Рождественские традиции в России. История создания новогодних игрушек («Новогодние семейные традиции разных
народов России»).
 День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в России. Значение научных открытий для
прогресса общества и развития человека. Преемственность поколений в научных достижениях. Выдающиеся ученые
прошлых веков: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э. Циолковский. Научные открытия российских учёных, без которых
невозможно представить современный мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз,
искусственное сердце. Качества ученого: талант, вдохновение, упорство, увлеченность. Проявление интереса к научным
знаниям и деятельности российских ученых. Желание расширять свои знания, участвовать в школьной опытноисследовательской деятельности. Что такое виртуальный мир и кто его создаёт?
«Плюсы» и «минусы» виртуального мира. Правила безопасного пользования Интернет-ресурсами. («Россия: взгляд в
будущее», «Технологический суверенитет/цифровая экономика/новые профессии», «190 лет со дня рождения Д.
Менделеева. День российской науки»).
 День защитника Отечества (23 февраля). История рождения праздника. Защита Отечества — обязанность
гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время: всегда
есть место подвигу. Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование («День защитника Отечества. 280

лет со дня рождения Ф. Ушакова»).
 Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном
обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в истории России, прославившие свою Отчизну («О
взаимоотношениях в семье (День матери)»). День космонавтики (12 апреля). Страницы истории российской космонавтики.
Первый искусственный спутник Земли; Луноход-1; первый полёт человека в космос – Ю. А. Гагарин; первый выход в
открытый космос — А. А. Леонов; самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков. Гордость россиян за успехи
страны в освоении космоса («Я вижу Землю! Это так красиво»).
 Праздник Весны и Труда (1 мая). Истории праздника – 100 лет. Последний весенний месяц связан с разнообразными
работами в поле, в саду, в огороде. С давних времен люди желали друг другу хорошего урожая, удачного лета. Традиция
изменилась, когда женщины-работницы выступили на митинге с требованиями прекратить эксплуатировать детский труд и
повысить заработную плату женщинам(«Труд крут!»).
 День Победы (9 мая). Великая победа советской армии в Великой Отечественной войне. Какое чувство вело
советских людей на борьбу за свободу своей Родины? Вклад в победу советских воинов, тыла, партизанского движения. Кто
такие фашисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами? Преступления нацистов: концлагерь как места
принудительной жестокой изоляции. Дети Освенцима. 11 апреля — день освобождения узников концлагерей. Связь
(преемственность) поколений: бессмертный полк — помним, любим, гордимся («День памяти»).
 День России (12 июня) – праздник всех, кто любит свою страну, заботиться о ее процветании. Этот праздник –
символ свободы, гражданского мира, согласия всех народов Российской Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о
том, что Россия – это мы, живущие в больших и малых городах, на берегах Северного Ледовитого океана и на склонах
Кавказских гор, в Поволжье и за Уралом…. В этот день мы еще раз убеждаемся, что все народы нашей страны – едины
(«Там, где Россия»).

 День знаний (1 сентября). Наша страна предоставляет любому ребёнку возможность с 6,5 лет учиться в школе.
Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного
развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и расширению своих знаний («День Знаний»).
 День учителя (5 октября). Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя – социальное
служение, образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников. Оценка учительского труда. Страницы истории развития образования. Первые школы, первые
учителя-монахи. Влияние книгопечатания на развитие образования. И. Федоров. Великие педагоги прошлого. Учебники К.Д.
Ушинского для обучения грамоте детей. Яснополянская школа Л. Н. Толстого («День учителя (советники по
воспитанию)»).
 День народного единства (4 ноября). Этот праздник – проявление гордости и поклонения предшествующим
поколениям, которые не раз проявляли патриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина нуждалась в
защите. Так было в 1612 году, когда Минин и Пожарский собрали народное ополчение для борьбы с иноземными
захватчиками. Так было в 1941-1945 годах во время Великой Отечественной войны с фашистами. («День народного
единства»).
Различные праздники, посвященные истории и культуре России:
Историческая память: Пётр и Феврония Муромские – символ любви и взаимопонимания в семейной жизни. Ценности
российской семьи: любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Семья – первый в жизни
ребенка коллектив. Традиции, обычаи, трудовая и досуговая деятельность; взаимоотношения в семьях разных народов РФ.
Поколения в семье. Семейное «древо». Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Роль отца в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге семьи,
укреплении традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское

влияние на сына и/или дочь. Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница
семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время присутствует мама — человек,
чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей («О взаимоотношениях в семье (День матери)»).
Культура России. Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы, артисты,
создатели игрушек. Примеры народныхпромыслов. Искусство в жизни человека. Страницы истории становления
искусства в России: от Древней Руси до современности (скоморохи, первые театры опера и балета, драматические театры в
России). Музыкальное, изобразительное, театральное, цирковое искусства и его выдающиеся представители. К. С.
Станиславский — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни и деятельности. Значение российской
культуры для всего мира («По ту сторону экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню
цирка)», «От «А» до «Я», 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова»).
Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин – создатель нового русского языка поэзии.
Памятные даты календаря: дни памяти российских писателей и поэтов прошлых веков. Николай Васильевич Гоголь –
русский писатель, внесший вклад в развитие отечественной литературы («215- летие со дня рождения Н. В. Гоголя»,
«Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина»).
Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий
«Разговоры о важном»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных,
метапредметных и предметныхобразовательных результатов.
Личностные результаты
Гражданско-патриотического

воспитание:

осознание

своей

этнокультурной

и

российской

гражданской

идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и
другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина,
качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание: понимание связи человека с окружающим миром; бережное отношение к среде
обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных
на причинение физического иморального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических норм поведения и
правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и
безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное
отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и
бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания обогащать свои
знания, способность к поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные познавательные действия: для решения предложенных учебных задач использовать

интеллектуальные операции (сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и безнравственного
поведения, приводить примеры событий, фактов, демонстрирующих отношение человека к окружающему миру,
проявление нравственно-этических качеств. Работать с информацией, представленной в текстовом, иллюстративном,
графическом виде.
Универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять активность в диалогах, дискуссиях, высказывать свое
мнение по поводу обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные и письменные
высказывания, небольшие тексты (описание, рассуждение); проявлятьжелание готовить небольшие публичные выступления.
Универсальные учебные регулятивные действия: признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение. Принимать участие в планировании действий и операций по
решению учебной задачи, оценивать свое участие в общей беседе (дискуссии, учебномдиалоге).
Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач по освоению предметных планируемых
результатов.
Многие темы «Разговоров о важном» строятся на использовании содержания учебных предметов. Это позволяет
совершенствовать функциональную грамотность младших школьников: развивать умения использовать полученные знания
в нестандартных ситуациях; отбирать, анализировать и оценивать информацию в соответствии с учебной задачей; строить
высказывания и тексты с учетом правил русского языка.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметныхобластей, к которым имеет отношение
содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской
Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного

средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли
русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя
общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о
нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного
творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа
и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией,
представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и
делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации,
родному краю, России, ее истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы; первоначальные представления о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о
многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой природы; сформированность основ
рационального поведения и обоснованного принятия решений; первоначальные представления о традициях и обычаях,
хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и
родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для
страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина

Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления,
выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинноследственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение
базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе,
безопасного использования электронных ресурсов организации и сети Интернет, получения информации из источников в
современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения
правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и
финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил безопасного
поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного
отношения к природе; стремлениядействовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования,
духовного развития, роли в этом личных усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную
оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение
суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в
обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить примеры
положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с
людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных
норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на
благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение",
"дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в
религиозной культуре, истории России, современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;

осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм
морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных
правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов
и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры
изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества,
многообразии предметов материальной культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической
активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических
упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила
честной игры
Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ учебных предметов и способствуют развитию
кругозора младшего школьника, его возрастной эрудиции и общей культуры. Эта функция внеурочной деятельности
особенно важна и является после решения воспитательных задач - существенной иприоритетной.

Тематическое планирование
3–4 классы (1 час в неделю)
Тема
1. День знаний

Основное содержание
Наша страна предоставляет
возможность каждому получить
достойное
образование.
Обязательное образование в РФ 9
лет.
Каждый должен стремиться к
обогащению и расширению своих
знаний.

Характеристика деятельности обучающихся
Участие в беседе: «Что дает образование человеку и обществу.
Рассматривание репродукции картины Н. Богданова-Бельского «У
дверей школы». Беседа по вопросам: «Что привело подростка к дверям
школы? Что мешает ему учится? Все ли дети в царское время были
грамотными?
Рассматривание репродукций картин о школе прошлых веков,
сравнение с современной школой. Например: В. Маковский «В
сельской школе»; Н. Богданов-Бельский «Сельская школа», «Устный
счет. Народная школа»; Б. Кустодиев «Земская школа»; А. Максимов
«Книжное научение»; А. Морозов «Сельская школа» (на выбор)
Просмотр видеоматериалов о МГУ имени Ломоносова и о
Смольном институте.
Участие в викторине «Своя игра»: задай вопрос одноклассникам

2. Там, где Россия
Историческая память народа и
каждого человека
Героическое
прошлое
России:
преемственность
поколений в проявлении любви к
Родине, готовности защищать
родную землю.

Просмотр видео: памятник советскому солдату в Берлине.
Обсуждение: почему был поставлен этот памятник? О чем думал Н.
Масалов, спасая немецкую девочку? Какое значение для жизни
народов Европы имела победа Советского Союза над фашистской
Германией?
Дискуссия: С чего начинается понимание Родины, как проявляется
любовь к Родине.
Интерактивное
задание:
партизанское
движение
двух
Отечественных войн: 1812 и 1941-45 гг. – преемственность поколений.

Организаторы партизанского движения Д. Давыдов и. С. Ковпак, Д.
Медведев, П.
Вершигора (на выбор).
3. 100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской
Проявление чувства любви к
Родине советской молодежью.
Юные защитники родной страны –
герои Советского Союза. Зоя.
Космодемьянская
–
первая
женщина – герой Советского
Союза.
Качества
героини:
самопожертвование,
готовность
отдать жизнь за свободу Родины
4. Избирательная система России (1час)
Что
такое
избирательная
система, какое значение имеют
выборы для жизни государства,
общества и каждого его члена;
право гражданина избирать и быть
избранным
Свободные выборы отражают
демократизм и справедливость
российского
государства,
обеспечивают достойное будущее
общества и каждого его члена.
Принципы
избирательной
системы в нашей стране:
демократизм,
справедливость,

Рассматривание
и
описание героини
картины
художника Дм. Мочальского «Портрет Зои».
Воображаемая ситуация: кинотеатр «Колизей», призывной пункт,
набора в диверсионную школу Обсуждение: зачем Зоя хотела
поступить в диверсионную школу? Какими качествами должны были
обладать люди, работавшие в тылу врага?
Видео-экскурсия «Подвиг Зои» по материалам музея в Петрищеве.
Интерактивное задание: События ВОВ – юные защитники Родины –
герои Советского Союза – последователи Зои
Рассматривание иллюстративного материала. Диалог: «О чем
рассказывают фотографии? Для чего создаются избирательные
участки?».
Работа с иллюстративным материалом (детские рисунки о
выборах):
«Как мы понимаем суждение: «Голосуй за свое будущее!».
Диалог: «Кого избирают депутатом Государственной думы?
Знаменитые депутаты Государственной Думы (спортсмены, учителя,
космонавты, актеры и др.)». Рассказ учителя о деятельности Думы.
Интерактивное задание. Воображаемая ситуация: «Если бы я был
депутатом? О чем бы я заботился?». Рассказы-суждения, предложения
участников занятия.
Интерактивное задание 3.
Воображаемая ситуация: представим, что мы - члены

всеобщность, личное участие.

избирательной комиссии. Как мы готовим избирательный участок ко
дню выборов? (работа с иллюстративным материалом и видео). Как
мы встретим человека, который впервые пришел голосовать?

5. День учителя (советники по воспитанию)
В разные исторические времена
труд учителя уважаем, социально
значим, оказывает влияние на
развитие
образования
членов
общества.
Великие педагоги прошлого.
Яснополянская школа Л. Н.
Толстого.
Почему
великий
писатель открыл
для
крестьянских
детей
школу.
Особенности учения и общения
школьников со своими учителями
и между собой. Книги-учебники
для обучения детей чтению
6. О взаимоотношениях в коллективе

Народные школы в России - просмотр и обсуждение
видеоматериалов.
Виртуальная экскурсия в Ясную Поляну: дом Л.Н. Толстого, дерево
бедных, колокол.
Интерактивное задание: «Как Толстой проводил с учениками время,
чем с ними занимался? (рассматривание фотоматериалов).
Выставка рисунков «Буква для первого предложения сказки Л.Н.
Толстого» (о своих рисунках рассказывают их авторы).

Школьный класс - учебный
коллектив. Ответственность за
успешность каждого ученика,
помощь,
поддержка
и
взаимовыручка – качества членов
коллектива. Роли в коллективе:
умение руководить и подчиняться.
Воспитание
в
себе
умения
сдерживаться,
справляться
с

Рассматривание выставки фотографий класса «Мы вместе: что мы
умеем?»
Интерактивное задание: работа с пословицами о ценности
коллектива: восстановление пословицы, объяснение е значения.
Например: «В коллективе чужой работы не бывает», «Один и камень
не поднимет, а миром – город передвинут»; «Согласие и лад – для
общего дела – клад», «Водиночку не одолеешь и кочку».
Дискуссия «Как справиться с обидой?»
Ролевая игра: «Выбираем командира для предстоящей работы»

обидами,
снимать конфликты.
Детский телефон доверия
7. По ту сторону экрана
Российскому кинематографу
– 115 лет. Рождение «Великого
немого» в России. Что такое
киностудия? Кто и как снимает
кинофильмы?
Первые
звуковые
фильмы,
которые знают и любят все:
«Путевка в жизнь» (режиссер Н.
Экк), «Чапаев» (режиссеры –
братья Васильевы),
Какие бывают кинофильмы:
документальные, художественные.
Любимые детские кинофильмы.
Музыка в кино

Слушание песни «Веселые качели» из кинофильма «Приключения
Электроника» (композитор Е. Крылатов).
Виртуальная экскурсия по киностудии «Союзмультфильм». Ролевая
игра: «Расскажи о себе. Чем ты занимаешься?» (ответы детей от
первого лица на вопросы: «Чем занимается режиссер? А оператор? А
костюмер? Азвукооператор? А композитор?
Интерактивное задание: просмотр отрывков из документальных
фильмов, определение их темы, объяснение назначение: почему фильм
называется документальным? Чем он отличается от художественного?
Рассказы детей: «Мой любимый детский фильм»

28
октября
–
День
подразделений
специального
назначения.
Страна
гордится
важной работой бойцов спецназа.
Деятельность подразделений
спецназа: поимка особо опасных
преступников,
террористов,
освобождение
заложников,
различные
поисковоспасательные работы;

Видеоматериалы: будни подразделений спецназа». Беседа: «Важна
ли работа спецназа?», «Почему нужно бороться с террористами,
захватчиками заложников, охранять важные мероприятия или
объекты?
Интерактивное задание: соединить физкультурное упражнения с
нормой его выполнения при поступлении в спецназ. Например, бег на
3 км (10 мин.30сек); подтягивание на перекладине (25 раз); отжимание
от пола (90 раз).
Ролевая игра: роли – боец «Альфы», боец «Дельфина», боец
«Града».

8. День спецназа

Обеспечение международных
мероприятий
(олимпиад,
соревнований,
встреч
руководителей
Деятельность
известных
спецподразделений:
«Альфа»,
борьба
с
террористами,
освобождение
заложников, поиск особо опасных
преступников
«Дельфин»
–
спецотряды
морской пехоты – борьба с
подводными диверсантами
«Град»
–
борьба
с
террористами,
освобождение
заложников
Способности и особые качества
бойцов
спецназа:
Физические (сила, ловкость,
быстрота), волевые (выносливость,
терпеливость, сдержанность,
наблюдательность),
умение
пользоваться разными видами
оружия
9. День народного единства

Они читают о своей деятельности, показывают иллюстрации.
Интерактивное задание: выбери фото и расскажи, в каком
подразделение спецназа ты хотел бы служить.
Коллективное создание плаката - аппликации «День спецназа»

История
рождения
праздника. Минин и Пожарский
– герои, создавшие народное
ополчение
для
борьбы
с

Рассматривание памятника Минину и Пожарскому на Красной
площади в Москве. Оценка надписи на памятнике: «Гражданину
Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия».
Диалог: вспомним значение слова «ополчение». Сравним две

иноземными
захватчиками.
Преемственность
поколений:
народ объединяется, когда Родине
грозит
опасность.
Чувство
гордости за подвиги граждан
земли русской в 1612 году и в
1941-1945 г.

иллюстрации: ополчение 1612 года московское ополчение 1941 года.
Беседа: «Кто шел в ополчение?»
Обсуждение значения пословицы: «Если народ един, он
непобедим».
Беседа: почему люди откликнулись на призыв Минина?
Рассматривание картины художника А. Кившенко «Воззвание
Козьмы Минина к нижегородцам».
Интерактивное задание: на основе рассматривания иллюстраций о
подвигах А. Матросова (картина художника В. Памфилова «Подвиг
Матросова»), Н. Гастелло (картина
художника В. Шестакова «Подвиг Н. Гастелло) составить портрет
героя.
Творческое задание: закончите плакат-аппликацию «День
народного единства»

10. Россия – взгляд в будущее
Цифровая экономика – это
деятельность, в основе которой
лежит работа с цифровыми
технологиями
(интернетэкономика,
электронная
экономика). Что такое «умный
город»: «умное освещение»,
«умный общественный
транспорт»,
противопожарные
датчики. Какое значение имеет
использование
цифровой
экономики?
Механизмы
цифровой
экономики: роботы (устройства,

Просмотр и обсуждение видео: «Компьютер в нашей жизни».
Беседа:
«Можно ли сегодня прожить без компьютера? Что умеет
компьютер? Какие профессии заменил сегодня компьютер?
Интерактивное задание: сравнение фотографий с рисунками,
который сделал искусственный интеллект. Обсуждение: чем похожи
изображения, сделанные человеком и компьютером; в чем разница
между ними.
Воображаемая ситуация: путешествие по «умному городу».
Интерактивное задание: разработать задания для робота, используя
предложенные рисунки

повторяющие действия человека
по
заданной
программе);
искусственный
интеллект
(способность компьютера учиться
у
человека
выполнять
предложенные задания)
11. День матери
Мать, мама – самый дорогой и
близкий человек на свете. С
давних времен мать и дитя –
олицетворение нежности, любви,
привязанности. Мадонна
– мать Иисуса Христа –
воплощение любви к своему
ребенку.
История
создания
картины Леонардо-да Винчи
«Мадонна Литта».
Нравственная
истина
и
ценность: «У матери чужих детей
не бывает»: защита, помощь,
внимание со стороны матерей
детям других матерей (примеры
ВОВ)
12. Что такое Родина?

Слушание песни «О маме» из кинофильма «Мама» (или другой по
выбору). Беседа: «Почему мама для ребенка самый близкий человек?»
Рассматривание репродукции картины Леонардо да Винчи»
«Мадонна Литта: «Какие чувства испытывает Мадонна, глядя на
своего Сына? Какими словами можно описать взгляд Матери на
Иисуса?»
Дискуссия «Верно ли суждение «У матери чужих детей не бывает»?
Рассматривание репродукции художника Б. Неменского «Мать».
Беседа по вопросам: «Что можно рассказать о женщине, которая
охраняет сон солдат, освобождавших ее село? Можно предположить,
что она думает о своих детях-солдатах?»
Многодетные семьи с приемными детьми в ВОВ (например, семья
Деревских усыновила 20 детей, в том числе 17 из блокадного
Ленинграда).
Наша выставка: поздравительные открытки и плакаты «Ко дню
матери»

Родина
–
это
страна,
государство, в котором живет
человек,
гражданин
этого
государства.
Здесь
прошло

Слушание (исполнение) песни «С чего начинается Родина?».
Дискуссия: «Что я Родиной зову?» (оценка высказываний великих
людей о Родине и суждений детей).
Интерактивное задание: «Узнай объект». Восприятие фото,

детство, юность, человек вступил в
самостоятельную трудовую жизнь.
Что значит «любить Родину,
служить Родине»?
Роль
нашей
страны
в
современном мире.
Значение
российской
культуры
для
всего
мира.
Уникальные объекты природы и
социума, вошедшие в список
ЮНЕСКО

узнавание, называние: Уникальные объекты природы России,
вошедшие в список ЮНЕСКО. Уникальные культурные объекты
России, вошедшие в список ЮНЕСКО.
Интерактивное задание: переведем названия книг наших великих
поэтов и писателей, напечатанных за рубежом (Пушкина, Толстого,
Чехова)
Выставка рисунков детей «Наша Родина, как я ее вижу». Дети
рассказывают о своих рисунках

Историческая
память
проявляется в том, что новое
поколение
людей
стремится
воспитать в себе качества, которые
отражают нравственные ценности
предыдущих
поколений.
Например, ценности добра, заботы,
ответственности
за
жизнь,
здоровье и благополучие ближних:
«накорми
голодного,
напои
жаждущего,
одеть
нагого,
навестить
больного
–
будь
милосерден».
Благотворительные организации
в
современной
России
(«Например, «Подари жизнь»)

Эвристическая беседа: «Что такое преемственность поколений? Что
переходит из поколения в поколение? Что значит выражение «всем
миром»?
Интерактивное задание: «Обсуждение ситуаций по сюжетам картин
К. Юона «Постройка дома», В. Бакшеева «За обедом», А. Корин
«Трапеза»:
«Что хотели художники рассказать зрителям этими сюжетами?
Работа с иллюстрацией и видеоматериалами: «Традиции трудового
воспитания детей у разных народов»: рассматривание и оценка
сюжетов картин А. Пластова «Жатва», В. Маковского «Пастушки», И.
Прянишникова «Ребятишки-рыбачки», И. Шишкин «Косцы», Н.
Пиманенко «Вечереет», А. Чикачев «Охотники на привале»,
«Рыбалка» (на выбор).
Просмотр и обсуждение видеофильма о благотворительном фонде
«Подари жизнь». Беседа: «Как мы можем помочь больным детям?»

13. Мы вместе.

14. Главный закон страны
Конституция – главный закон
страны.
Права гражданина РФ: свобода
вероисповедования, право на
участие в управлении делами
государства; право
избирать и
быть избранным;
право на участие культурной
жизни
общества
(доступ
к
культурным ценностям)
Обязанность гражданина РФ
как
установленные
законом
правила,
которые
должен
выполнять каждый гражданин
Обязанности школьника.

Рассматривание обложки и страницы Конституции РФ. Беседа:
«Почему Конституцию называют главным законом государства?
Дискуссия: «Может ли общество жить без правил, которые
являются правами и обязанностями каждого человека?
Эвристическая беседа: вспомним, какие права гражданина записаны
в главном законе РФ?
Работа с
иллюстративным материалом:
познакомимся
с
другими правами гражданина РФ (в соответствии с программным
содержанием)
Эвристическая беседа: Что такое обязанность?
«Когда возникли обязанности члена общества?». Рассматривание
иллюстраций и обсуждение рассказа учителя «Как берегли огонь в
первобытном обществе?»: Почему наказывали дежурного, если он
ночью у костра засыпал?
Интерактивное задание: выберем суждения, которые рассказывают
об обязанностях школьника.

15. Герои нашего времени
Качества героя – человека,
ценою собственной жизни и
здоровья, спасающего других:
смелость,
самопожертвование,
ответственность за судьбу других,
отсутствие чувства страха. Герои
военных времен. Герои мирного
времени
Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя

Рассматривание памятников героям мирного времени. Например,
памятник пожарным и спасателям (Новосибирск); памятник героям,
погибшим, спасая детей (Севастополь), памятник морякамподводникам, погибшим в мирное время (Курск), памятник пожарным
и спасателям МЧС (Тверь) – на выбор. Беседа: Почему героям принято
ставить памятники? О чем они должны напоминать?
Составление классной книги памяти: чтение детьми кратких
рассказов-напоминаний о героях Великой Отечественной войны.
Например, И.А. Покрышкин (трижды герой Советского Союза), И.
Кожедуб (трижды герой Советского Союза; К. Евстигнеев (дважды

волевые
качества:
смелость,
решительность, стремление прийти
на помощь

герой Советского Союза), А. Матросов, Т. Фрунзе, В. Гризодубова, В.
Талалихин (на выбор).
Интерактивное задание: на основе видеоматериалов составить
список героев, совершавших подвиги при исполнении служебного
долга (например, С. Солнечников, Д. Маковкин, М. Малинников, Ю.
Ануфриева К. Парикожа А. Логвинов Д. Максудов – на выбор) и
список героев – простых граждан, пришедшим на помощь (например,
В. Грушин, А. Продовиков, К. Щеголев, Игорь Няч, Артем Потехин).
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся около
памятника героям мирного времени. Какие цветы мы возложим к
памятнику, что напишем на ленточке?
16. «Новый год – традиции праздника разных народов России»
История
возникновения
новогоднего праздника в России.
Участие детей в подготовке и
встрече Нового года. Традиции
Новогоднего праздника в разных
странах мира: Швеции, Франции,
Испания, Китай, Япония – (по
выбору)
17. От «А» до «Я». 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова

Эвристическая беседа: «Как мы украсим наш класс к Новому году?
Что сделаем своими руками? Как поздравим детей детского сада
(детского дома) с Новым годом?
Виртуальная экскурсия в музей новогодней игрушки (г. Клин).
Интерактивное задание: составление коротких историй о традиции
встречи Нового года в странах мира

Иван Федоров - выдающийся
первопечатник России, создатель
первого печатного учебника для
обучения
детей
славянской
письменности.
Трудности,
с
которыми пришлось встретиться
первопечатнику.
Особенности

Чтение и оценка слов Федорова, которыми он приветствует
ученика:
«…Если мои труды окажутся достойными вашей милости, примите
их с любовью. А я готов трудиться и над другими угодными вам
книгами,
Интерактивное задание: используя высказывания И. Федорова,
составить портрет первопечатника: каким он был, к чему стремился,

построения «Азбуки», правила,
которые изучали дети в 16 веке

какие желания были у него главными. «Помощи прося и поклоны
творя, к коленям припадая и простираясь перед ними на земле;
капающими из глубины сердца слезами моими ноги их я омывал»;
«скорби и беды перенесу», лишь бы продолжать начатое дело.
Рассматривание страниц «Азбуки», определение правил, которые
изучали дети, чтобы овладеть грамотой. Беседа: «Можно ли назвать И.
Федорова педагогом? Знал ли он, как нужно учить детей грамоте?
Воображаемая ситуация: если бы вы жили в XVI веке и встретили
бы И. Федорова, чтобы вы ему сказали?

18. Налоговая грамотность
Появление налогов связано с
возникновением государства: это
были средства для содержания
органов
власти,
армии,
чиновников. Ни одно государство
не может обойтись без налогов, это
–
основа
бюджета
страны,
основной
источник
дохода.
Коллективные
потребности
в
государстве.
19. Непокоренные (блокада Ленинграда)

Интерактивное задание: на основе анализа иллюстративного
материала сформулировать ответ на вопрос «Что такое коллективные
потребности в государстве?»
Дискуссия: «Может ли человек отказаться платить налоги? Почему
говорят, что уплата налогов - обязанность гражданина?»
Интерактивное задание: если человек получает зарплату 8 000 руб.,
а налог составляет восьмую часть, то сколько рублей будет его налог?
Дискуссия: «Может ли человек отказаться платить налоги? Почему
говорят, что уплата налогов - обязанность гражданина?»

Блокада
Ленинграда:
900
страшных дней: холод, голод,
отсутствие электричества,
ежедневные обстрелы.
Жизнь
в
Ленинграде
продолжалась: работал военный
завод, убирали снег с улиц; по

Просмотр видеофильма «Салют в Ленинграде в честь прорыва
блокады». Беседа: почему ленинградцы плачут во время салюта?
Работа с фотографиями: оценка эпизодов жизни в блокадном
городе: дорога жизни, кабель жизни, наведение порядка на улице.
Рассматривание репродукции картины художника С. Боим «Ладога
– дорога жизни». Беседа по вопросам: Кто сидит в грузовике? Куда
везут детей? Какая стоит погода? Чем занят солдат с красным

радио шли передачи «Говорит
Ленинград»; работали школы и
дети учились.
Дорога жизни, кабель жизни;
эвакуация детей.
Посильная помощь детей
взрослым: уход за ранеными,
дежурство на крыше. Под грохот
канонады
продолжалась
культурная жизнь блокадного
Ленинграда: работала филармония,
блокадный
театр,
в
музеях
проводились
экскурсии,
печатались газеты и книги,
работали
выставки
картин
ленинградских художников.
Январь 1944 г – снятие блокады
20. Союзники России

флажком?
Эвристическая беседа: оценка отрывков из дневника мальчика
Саши (12 лет), что работал поваренком в заводской столовой.
Рассказ учителя о радиопередаче «Говорит Ленинград», чтение
стихов Ольги Берггольц.
Рассматривание фотографий: как учились дети, чем примечателен
учебный класс; помощь детей взрослым (работа в госпитале,
дежурство на крышах).
Интерактивное задание: о чем могут рассказать афиши? (описание
фактов о культурной жизни блокадного Ленинграда)
Просмотр видео (отрывка): операция «Искра». Прорыв блокады
Ленинграда: как это было?

Союзники
современной
России. Договор о коллективной
безопасности
–
объединение
государств, которые совместно
борются с терроризмом.
Научное сотрудничество России
с Белоруссией, Китаем, Индией,
Кубой.
Экономическое сотрудничество
государств с Россией: Китай,
Турция, Белоруссия, Сирия.

Просмотр
видео: подписание
главами
государств
договора о сотрудничестве (В.В. Путин и А.Г. Лукашенко)
Интерактивное задание: подберем антонимы и синонимы к слову
союзник. Сформулируем суждение: кто такой союзник.
Рассказ учителя: что такое научное сотрудничество?
Интерактивное задание: на основе иллюстраций описать товары,
которые получает Россия из стран (Китай, Белоруссия, Турция, Сирия)
Просмотр и оценка видео: параолимпийские соревнования;
художественные выставки, выступления Большого театра за рубежом.
Интерактивное задание: восстановим пословицу.
Например, «В одиночку — слабы, вместе — сильны». «Где

Культурное
сотрудничество
государств с Россией: спортивные
соревнования,
художественные
выставки, фестивали и конкурсы,
выступления театров
21. Менделеев. 190 лет со дня рождения
Роль научных открытий в жизни
и развитии общества и человека.
Д.И. Менделеев – великий химик,
физик, метеоролог.
Исследование
ученым
свойств
веществ,
атмосферы
Земли,
создание
бездымного
пороха.
«Хобби»
Менделеева:
«чемоданных
дел
мастер»,
шахматист, художник (создатель
новых красок)

большинство, там и сила».

Интерактивное задание: «Нужно проверить, потонет ли в воде
данный предмет? С чего нужно начать?
Выберите правильный ответ: спросить у взрослых; высказать
предположение; посмотреть ответ в Интернете.
Дискуссия: объясним суждение, высказанное Менделеевым –
«Знать – значит предсказывать»
Работа с репродукциями картин: И. Репин «Д.И. Менделеев»; Н.
Ярошенко «Д.И. Менделеев», В. Петров-Гринев «Портрет Д.И.
Менделеева (по выбору). Беседа: каким изображен Дмитрий
Иванович? Какая обстановка его окружает? Можно ли представить, о
чем думает ученый?
Работа с иллюстрациями и текстом. Тема: «Менделеев – полет на
воздушном шаре». Беседа: «С какой целью создал ученый воздушный
шар (стратостат)?
Рассматривание фото любимых занятий ученого: создание
чемоданов, шахматы, рисование.
Дискуссия: почему Менделеева называли «чемоданных дел
мастер»? Разве он не мог купить себе чемодан в магазине? Можно ли
по свободным занятиям ученого сказать, что он был разносторонним,
творческим и очень интересным человеком?

22. День первооткрывателя
Первопроходцами

называют

Воображаемая ситуация: ролевая игра «Рассказывают моряки

людей,
которые
открывают,
изучают и описывают новые
территории Земли, а также космос;
первыми делают важные научные
открытия. Это – мореплаватели,
землепроходцы, первооткрыватели
космоса, изобретатели, ученыемедики
Проявление
интереса
и
уважения к
личности
первооткрывателя, его чертам
характера:
целеустремленности,
смелости, упорству

кораблей
«Нева» и «Надежда» (дети читают или рассказывают об отдельных
событиях кругосветного путешествия Ю. Лисянского и И.
Крузенштерна). Например, когда проходило путешествие, сколько оно
длилось; в каких странах побывали моряки; праздник Нептуна;
встреча с аборигенами.
Интерактивное задание: на основе иллюстраций и текста к ним
составить рассказ о путешествии Миклухо-Маклая.
Викторина (на основе иллюстраций): «Знаешь ли ты?»: Кто открыл
радио? Кто первым вышел в открытый космос? Кем был Пирогов? Кем
был Склифосовский?
Рассматривание и описание героя картины художника М. Нестерова
«Портрет хирурга С. Юдина». Вопросы для обсуждения: каким
изображен хирург? Почему центром картины является рука врача?
Какие качества героя отразил художник?
Заполним таблицу: каких мы знаем первооткрывателей –
мореплавателей, землепроходцев, космонавтов, ученых

23. День защитника Отечества
Благодарность армии за мирную
жизнь,
за
проявление
патриотических чувств, защиту
Родины, охрану ее рубежей.
Преемственность поколений.
Страницы
истории
российской армии. «В жизни
всегда есть место подвигу». Герои
России мирного времени

Слушание песни из кинофильма «Офицеры» и просмотр
соответствующего отрывка из фильма Комментарий детей: вызвало ли
волнение эта песня и эти кинокадры?
Беседа: о каких качествах солдат и офицеров советской армии
говорится в песне?
Просмотр видео (фотографий): оборона Москвы, Сталинградская
битва, Курское танковое сражение, парад Победы на Красной площади
(по выбору).
Беседа: что принесла победа в ВОВ нашей стране и миру? Какие
чувства испытывают люди разных поколений, освободившись от
фашизма?

Интерактивное задание: мини-рассказы детей на основе
иллюстраций на тему «О героях мирного времени». Например: О.
Федора, С. Бурнаев, А. Логвинов, С. Солнечников (по выбору).
Дискуссия: «Думали ли герои, совершая подвиги, о каких-то наградах
для себя? Назовем качества героев».
Создадим плакат к Дню защитника Отечества. Какие слова
напишем, как благодарность нашей армии за их службу?
24. Как найти свое место в обществе?
Школьная жизнь – подготовка к
взрослой жизни в обществе.
Качества
члена
детского
общества,
которые
помогают
найти свое место в жизни.
Знаешь ли ты себя: что ты
хочешь, о чем мечтаешь, к чему
стремишься, что для этого делаешь

Просмотр видео: спортивные выступления детей (художественная
гимнастика, спортивные танцы, синхронное плавание – по выбору)
Беседа: какие качества членов спортивного коллектива помогают
им достичь слаженности и красоты движений?
Интерактивное задание: нужно написать на листочке свое желание,
листочек не подписывать. Сложим желания в чудесный мешочек, все
перемешаем, а теперь оценим, какие из желаний относятся наши
ученики только к себе, а какие – ко всему классу. Много ли в нашем
обществе эгоистов или большинство имеет желания, касающиеся
благополучия других
Работа с иллюстративным материалом: что главное в жизни этих
детей
– «я хочу, это - мне» или «я могу и должен, это – для всех»? Кто из
этих детей проявляет эгоизм? Кто – равноправный член семейного
коллектива?
Интерактивное задание: проанализируй пословицы и поговорки.
Какие качества характеризуют коллектив: соотнеси слово-качество с
соответствующей пословицей.
«С ремеслом спеши дружить — в коллективе легче жить»
(трудовые умения); «Веника не переломишь, а по пруту весь веник
переломаешь» (согласованность, дружба); «Что одному трудно, то

сообща легко» (взаимопомощь). «Без актива нет коллектива» (умение
подчиняться).
Сделаем памятку: какие качества нужно воспитывать в себе, чтобы
в обществе жить в мире и согласии?
25. Всемирный фестиваль молодежи
Фестиваль
молодежи
и
студентов проходит под лозунгом
«За мир, дружбу, солидарность и
справедливость!».
История
рождения Фестивалей.
Фестиваль – это возможность
молодых
людей
общаться:
поделиться своими планами на
будущее, рассказать о своей
стране, о работе или учебе. На
Фестивале проводятся различные
мероприятия, собрания, диспуты,
дружеские
соревнования,
концерты.
Россия
принимает
гостей со всего мира дружелюбно
и гостеприимно

Слушание гимна фестиваля молодежи и студентов 2017 года.
Беседа: О каких идеях Фестиваля говорится в его гимне? (Мы открыты
всему. Дружба, мир, солидарность. Молодежь – создатели новой
истории).
Рассказ учителя: история рождения Фестивалей: первый (1947,
Прага), второй (1957, Москва, последний (2017, Сочи).
Программа Фестиваля: 1) Образовательная программа – «Россия в
советское время», «День Африки», «День Азии и Океании», «День
Европы», «Неграмотность в мире и борьба с ней». 2) Культурная
программа – «Джазовый фестиваль», «Музыка будущего»,
«Танцевальная академия»; 3) Спортивная программа – футбол, теннис,
фигурное катание, шахматы.
Виртуальная экскурсия в образовательный центр «Сириус» (работа
с иллюстративным материалом): что увидят здесь гости Фестиваля.
Беседа: Для каких ребят создана школа «Сириус»? Чем учатся дети.
Если бы ты был учеником этой школы, какое бы выбрал направление
образования: Спорт? Науку? Искусство?
Просмотр и оценка видео: что говорят о России и россиянах
зарубежные гости Фестиваля (2017 г)? Изменилось ли отношение
молодых людей разных стран о России?
26. Первым делом самолеты…. О гражданской авиации
Гражданской авиации России
100 лет. Значение авиации для

Просмотр видео: взлет самолета.
Беседа: какое чувство у вас возникает, когда вы смотрите, как в

жизни общества и
каждого
человека.
Мечта
человека
летать
воплотилась в сказках, легендах,
летописях. Мечта стать летчиком,
покорить воздушное пространство
свойственно как мужчинам, так и
женщинам разного возраста.
Первый самолет гражданской
авиации
в
России.
Типы
современных самолетов

воздух поднимается самолет? летали ли вы на самолете? Ваши
ощущения (страшно, удивительно, радостно, удивительно).
Рассматривание репродукции картины А. Дейнеко «Полет сквозь
время». Беседа: «Можно предположить, что на картине изображена
семья – летчик и два его сына? Кем хотят стать мальчишки? Кто их
«заразил» интересом к небу и полетам? Будут ли мальчишки
летчиками?
Рассматривание картины А. Дейнеко «Никитка – первый русский
летун». Чтение учителем отрывка из легенды: «Смерд Никитка,
боярского сына Лупатова холоп», якобы смастерил себе из дерева и
кожи крылья и даже с успехом летал на них».
Рассказ учителя: «Первый гражданский самолет АНТ-9
(руководитель А. Туполев).
Просмотр видео: «Авиация XXI века» России»: знакомимся с
новыми типами российских самолетов гражданской авиации. Задание:
сравните современные самолеты с первым гражданским самолетом
АНТ-9

27. Крым – дорога домой
Крым на карте России. История
присоединения
Крыма к России. Крым –
губерния России с 1783 года, когда
у Белой скалы крымчане принесли
присягу на верность России и ее
императрице Екатерине Великой.
Крым всегда оставался свободной
частью России: было сохранено
другое вероисповедание, знати
присваивался титул дворянский

Просмотр видео: Крым на карте России. Вид Крыма с высоты
птичьего полета. Беседа: Опишите, как выглядит полуостров Крым с
высоты птичьего полета.
Рассматривание
иллюстраций
и
обсуждение
рассказа
учителя:
«Присоединение Крыма к России в 1783 году.
Просмотр видео: Севастополь – крупнейший город Крыма,
построенный при Екатерине Великой.
Работа с иллюстрациями: достопримечательности Севастополя.
Виртуальная экскурсия: проедем по Крымскому мосту.
Воображаемая ситуация: мы на уроке в начальной школе – Урок

титул.
Россия
построила
Севастополь - крупнейший порт
Крыма.
Как живет сегодня Крым:
Крымский мост, трасса Таврида,
благоустройство городов,
восстановление сельского
хозяйства, народной культуры
28. Россия – здоровая держава

безопасности. Беседа: чему учатся дети на уроке безопасности?
Просмотр видео: музыка и танцы крымских татар. Беседа: подберем
слова для оценки искусства татарского народа

Человек должен быть здоров,
жизнерадостен, закален. Правила
здорового образа жизни.
Российское государство
заботится о том, чтобы все
граждане были здоровы, а Россия
всегда
называли
здоровой
державой. В России строятся
стадионы, детские спортивные
школы и центры, бассейны. Россия
– мировая спортивная держава

Интерактивное задание: оценим пословицы и поговорки,
сформулируем правила здорового образа жизни. Например, пословицы
и поговорки:
«Двигайся больше — проживешь дольше»; «Лучше лекарства от
хвори нет, делай зарядку до старости лет»; «Кто курит табак, тот сам
себе враг»; «Чтоб больным не лежать, нужно спорт уважать», «Кто
излишне полнеет, тот стареет», «Тот, кто закаляется, здоровьем
наполняется» (на выбор)
Интерактивное задание: нужно разложить иллюстрации на две
группы:
1) Полезно для здоровья; 2) Вредно для здоровья.
Интерактивное задание: на тему «Физкультура зимой и летом»
предложите перечень подвижных игр, физических упражнений для
проведения интересных, веселых и полезных прогулок»
Игра-соревнование: кто быстрее всех найдет ошибки в меню
третьеклассника Пети (меню дано с нарушением баланса белковжиров- углеводов)
Виртуальная экскурсия в спортивную школу (на стадион). Рассказы
детей, какую спортивную секцию они посещают.
Беседа: чтобы укрепить свое здоровье, чем бы вы хотели

заниматься?
29. Цирк! Цирк! Цирк!
Страницы истории цирка в
России. Цирковые профессии и их
знаменитые
представители.
Великий клоун Ю. Никулин.
Первая
женщинаукротительница
тигров
И.
Бугримова.
Просто ли стать цирковым
артистом?

Рассматривание фото зрителей во время спектакля. Беседа: о чем
рассказывает мимика, выражение лица зрителей? Можно ли по
фотографиям ответить на вопрос: «Почему все любят цирк?».
Рассказ учителя с использованием иллюстраций: страницы истории
цирка в России: XVIII век – появление русских бродячих артистов;
первые стационарные цирки братьев Никитиных; самый старый цирк в
Москве на Цветном бульваре.
Беседа: в каких городах нашего края есть цирк?
Интерактивное задание: соедини фото с названием профессии.
(Например, воздушный гимнаст, клоун, эквилибрист, укротитель,
иллюзионист, наездник, жонглёр, акробат) – по выбору.
Прослушивание песни Ю. Никулина «День рождения. Старый
цирк». Беседа: «Как вы понимаете слова в песне: «Голос цирка будто
голос чуда, чудо не стареет никогда!»

Первый космонавт России и
мира: личность Ю.А. Гагарина.
Причина, по которой космонавт
решил написать книгу «Вижу
Землю».
Рассказ
Юрия
Алексеевича о своем детстве,
взрослении и подготовка к полету.
Как современный школьник
может изучать планету Земля?

Видео: пуск корабля-спутника «Восток-1». Обсудим: Какое слово,
сказанное Юрием Алексеевичем во время взлета, сейчас знает весь
мир?
Интерактивное задание: на основе иллюстраций и отрывков из
книги Ю.А. Гагарина «Вижу Землю» составить рассказ на тему
«Простым он парнем был».
Дискуссия: о каких качествах Юрия-подростка говорят его слова:
«Мы
гордились,
когда
впервые
что-нибудь
получалось
самостоятельно: удалось ли запрячь лошадь, насадить топор на
топорище, поправить забор…»
Виртуальная экскурсия в планетарий, в музей Космонавтики;

30. «Вижу Землю»

восприятие репродукций картин А. Леонова о космосе – по выбору.
Беседа: оценим наказ, который оставил людям Ю.А. Гагарин:
Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!
31. 215 лет со дня рождения Гоголя
Н.В. Гоголь – великий русский
писатель. Его произведения
сатирически освещают жизнь
общества XIX века. Особенности
характера писателя: застенчивость,
склонность к мистике, стремление
к уединению. Влияние склонности
писателя к мистике, фантастике на
сюжеты его произведений
Знакомство
и
дружба
с
Пушкиным.
Интерес детей
к
фантастическим
(сказочным)
произведениям. Особый стиль
произведений
Гоголя:
обращение к читателю; диалоги,
народность языка

Просмотр видео – памятники Н.В. Гоголю в Москве. Бесед:
«Сравните изображение Гоголя на памятниках. Почему один называют
«грустным», а второй «веселым»?
Работа с иллюстрациями (видео) к сказке «Ночь перед
Рождеством». Беседа: есть ли среди героев сказочные? Что происходит
с героями этой рождественской сказки? Напоминают ли эти события –
народные волшебные сказки?
Интерактивное задание. «Волшебная сила языка Гоголя»: сравните
два разных начала рассказа героя. Определите, какое начало более
занимательное и привлекательное для читателя.
а) Расскажу вам о смешливом деде Максиме, который нашел
заколдованное место. Вот что с ним произошло. Слушайте.
б) Ей-богу, уже надоело рассказывать! Право, скучно: рассказывай
да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу,
только, ей-ей, в последний раз…
Вот если захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит; ейбогу, обморочит!
Рассматривание репродукции картины П. Геллер. «Гоголь и
Жуковский у Пушкина в Царском селе». Беседа: «Чем занимаются
герои картины?»,
«Почему первым слушателем своих произведений Гоголь просил
быть Пушкина?»
Работа с иллюстрациями: оцените сюжеты иллюстраций,
определите по ним увлечения писателя

32. Экологичное потребление
Экологичное потребление – как
использовать
природу,
чтобы
приносить ей как можно меньше
вреда. Что значит – жизнь без
отходов: отказ от ненужного,
продление
жизни
вещей,
сокращение
потребления,
повторное
использование,
переработка отходов, экономия
природного
материала
(воды,
света)

Просмотр и обсуждение видео (фото) - «Как мусор становится
седьмым континентом Земли». Беседа: вредит ли природе «седьмой
континент» (мусорное пятно в Тихом океане).
Интерактивное задание: что означает суждение: «относитесь к
покупкам вдумчиво». Обсудим ответы: какие из них продуманные?
Например: если вещь нравится, ее нужно купить; нужно уметь
отказываться от ненужного, но модного; подумать: можно ли мои
старые вещи переделать; нужно, чтобы в доме было много разных
продуктов; нужно покупать с умом, это сохраняет деньги.
Проведем мини-исследование: проанализируем «рождение» и
жизнь какой-нибудь одежды (например, свитера, брюк): покупка
шерсти (материала); создание выкройки; пошив, покупка пуговиц,
молнии; сдача вещи на продажу; перевозка вещи в магазин; покупка;
через месяц ношения обливают жирным борщом; пятно не
отстирывается; вещь выбрасывается…
Вопрос для обсуждения: можно ли считать это экологичным
потреблением?
Задание: заполним памятку «Экологичное потребление – это…»

Страницы
прошлого:
трудились ли
люди
первобытного общества? Труд –
основа жизни человека и развития
общества.
Не только талант определяет
успешность
трудовой
деятельности. Человек должен

Просмотр отрывка из мультфильма «Нехочуха». Дискуссия:
«Может быть прав мальчик – герой мультфильма, что легко и хорошо
жить, если тебя обслуживают роботы?»
Виртуальное путешествие в прошлое. Рассматривание иллюстраций
на тему «Жизнь первобытного общества». Беседа: каким трудом
занимались первобытные люди? Какие цели труда достигались?
Дискуссия на основе рассматривания пейзажа И. Левитана. Вопрос
для обсуждения: «Только ли талант художника определяет ценность

33. Труд крут!

иметь знания и умения, быть
терпеливым и настойчивым, не
бояться трудностей (труд и трудно
– однокоренные слова), находить
пути их преодоления. Человек
должен любить свою работу и
любую выполнять старательно и
ответственно. В современных
условиях значительная часть труда
– работа коллективная

его живописи?» (умение наблюдать, чувствовать цвет, форму,
пространство, владеть кистью и красками).
Интерактивное задание: «Как хлеб на стол пришел?» На основе
иллюстративного материала ответить на вопросы: «Как доказать, что
деятельность хлебороба носит коллективный характер?», «При каком
условии деятельность хлеборобов будет успешной?
Работа в группах: определите значение пословиц и поговорок о
труде.
«Яблоню ценят по плодам, а человека – по делам», «Не лежи на
печи, будешь есть калачи», «Не делай наспех, сделаешь курам нас
мех»

Зачем человеку историческая
память? Может ли общество
существовать без исторической
памяти? Страницы героического
прошлого,
которые
нельзя
забывать.
Преемственность
поколений в области трудовой
деятельности, образования, науки.
Качества россиянина, которые
переходят
из
поколения
в
поколение.
Музеи, книги, произведения
живописи
как
хранители
исторической памяти.
Память и профессия человека:
знаменитые
профессиональные
династии России

Встреча с выпускниками школы: что они помнят о своей школьной
жизни?
Просмотр видео: что такое историческая память? Беседа: может ли
человек и общество жить без памяти о прошлом? Что каждый из вас
помнит о своем детстве? Эти воспоминания приятны, нужны вам?
Интерактивное задание: соотнесите иллюстрацию о героическом
прошлом России с названием события. Какое чувство объединяло
граждан России, когда Родине грозила опасность? Какие качества
проявляли герои этих событий?
Работа с иллюстративным материалом: сравнение школы Древней
Руси с современной школой; число факультетов в МГУ имени
Ломоносова в год его открытия и сегодня. Формулирование суждений:
вклад в развитие общества научных открытий (например, радио,
телевидения, компьютера). Дискуссия: может ли современное
общество отказаться от музеев, книг, произведений живописи?
Рассказ учителя: профессиональные династии России (ученых,
врачей, музыкантов и др.). Вопрос для обсуждения: «Почему дети

34. Урок памяти

выбирают профессии своих родителей?
35. Будь готов! Ко дню общественных организаций
История рождения советских
Просмотр видео: детские общественные организации Советского
общественных организаций:
Союза: как они возникли и чем занимались.
«Звездочка»,
пионерская
Интерактивное задание. Послушаем представителей разных
организация
имени
Ленина,
движений. Проанализируем их девизы. Сделаем вывод: какой
комсомол.
Участие
деятельностью занимаются их члены. Предложим организациям
общественных
организаций
дополнить их план мероприятиями.
(общественных движений) в жизни
«Движение первых»: взаимопомощь, историческая память,
общества.
Чем
занимаются
культура народов России.
общественная
организация
«Интеллект будущего»: конкурсы и соревнования.
(общественное движение) «Зеленая
«Детский орден милосердия»: помощь детям, испытывающим
планета», «Детский
орден
трудности в учении.
милосердия»,
«Интеллект
Дискуссия: если бы мы создавали общественную организацию или
будущего». Наше участие в
общественное движение, какой бы выбрали девиз?
общественном движении детей и
молодежи
36. Русский язык великий и могучий. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина
А.С. Пушкин – великий русский
поэт. Поэзия Пушкина известна и
любима во всем мире. Условия
жизни, которые повлияли на
становление
таланта
поэта:
влияние бабушки и няни; учеба в
Царскосельском лицее.
А.С.
Пушкин
преобразователь
литературного
русского языка. Он приблизил его

Рассматривание фото книг стихов А.С. Пушкина, переведенных на
иностранные языки. Индивидуальное задание детям – перевод
названий с английского (французского, немецкого) языка.
Работа с иллюстративным материалом: описание портретов
бабушки и няни Александра Сергеевича.
Воображаемая ситуация. Представим, что мы можем наблюдать,
как Пушкин читает стихи няне. Рассмотрим рисунок Н. Ильина:
«Пушкин и няня. Зимний вечер», прочитаем отрывок из
стихотворения.
Рассматривание репродукции картины И. Репина «Пушкин на

к народному языку, отошел от
высокопарного стиля, ввел живую
разговорную речь

лицейском экзамене». Беседа: «Увлечен ли поэт чтением своего
стихотворения? Как реагирует Державин на его выступление?».
Оценка слов Державина «Прекрасно! Великолепна! Господа, да это
истинная поэзия!»
Интерактивное задание: оценим разговорный стиль поэзии А.С.
Пушкина, близость языка к народному, яркость, выразительность
языка (на примерах из его произведений)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».