8 кл Комплексный анализ текста

Сорокина
Антонина
Ивановна

Подписан: Сорокина Антонина Ивановна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка,
T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К.
ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ
РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409,
E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна,
SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.29 11:22:20+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Пояснительная записка
Настоящий курс внеурочной деятельности по русскому языку разработан на основе
Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы по
русскому языку для основной школы. Авторы программы «Русский язык 5-9 классы»./
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский и др. Учебник для общеобразовательных
учреждений под ред. Л. А. Тростенцовой, Т. А. Ладыженской, А. Д. Дейкиной,
«Просвещение», 2016; Настоящий курс составлен в полном соответствии с
государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по
русскому языку.
Цель курса — научить обучающихся интерпретировать художественный текст на
основе его основных единиц и категории. Учащиеся должны продемонстрировать
результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и
письменной речи, формировать стабильные навыки владения языком и совершенствование
речевой культуры; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; создавать
устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое
отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации,
составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать
тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по
объему тексты; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в
соответствии с их лексическим значением.
Курс «Комплексный анализ текста» изучается в 8 классе. Она опирается на уже
имеющиеся знания по теории литературы, теории текста, стилистике. Занятия по
комплексному анализу текста призваны синтезировать эти знания. Ученик должен
научиться рассматривать произведение как единый, динамически развивающийся и вместе
с тем «внутренне завершенный мир» и последовательно использовать при его
интерпретации как собственно литературоведческие, так и лингвистические приемы и
методы исследования текста. Лингвистический анализ помогает выявить дополнительные
«приращения смысла», которые развиваются у слов и грамматических форм в тексте,
показать развертывание и соотношение концептуально значимых семантических полей,
определить семантику ключевых текстовых единиц и «игру» значений.
Цели курса комплексного анализа текста предполагает взаимодействие
литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Художественный текст в этом
плане рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью,
образностью.
Анализ художественного произведения сопровождается вопросами и заданиями,
обращенными к ученикам. На основе уже имеющихся у них знаний они должны
проанализировать предлагаемые им на конкретном материале тексты или приемы
построения художественного произведения, а на завершающем этапе обучения сделать
комплексный анализ текста небольшого объема
Комплексный анализ текста предполагает целостное рассмотрение фактов языка в
единстве фонетики, орфоэпии, графики, орфографии, морфемики, словообразования,
морфологии, синтаксиса и пунктуации.
Как самая крупная языковая единица текст интегрирует в себе значение всех других
единиц языка (предложений, словосочетаний, слов, морфем, звуков). Текст помогает
помочь любой языковой единице выступать в своей функциональной роли.
Работа с текстом позволяет ученику проявить знания, вырабатывает умение
ориентироваться в языковом материале.
Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а
исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и
хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в
устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии

заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой
деятельности.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований по русскому
языку согласно учебного плана школы программа устанавливает примерное распределение
учебного времени 34 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне
основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся
в ней; волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России,
проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской
Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому
языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях,
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,
а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт,
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья,
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового
образования;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в
том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском
языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе
на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью
филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою
точку зрения на экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих
вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и
читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта,

наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в
рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и
знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение
учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять
взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния
на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и
их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса,
корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации,
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия.
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. Обучающиеся овладевают чтением как средством осуществления
своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного
планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована
потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении русского языка обучающиеся должны усовершенствовать
приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнить их. Они
смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде
плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и
диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); заполнять и
дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения русского языка обучающиеся должны приобрести опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации
и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных
действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся
ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из
цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и
деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).


Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных
ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и
применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять
с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную
предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:


находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите
окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:
o определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
o осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
o формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
o соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
 использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
1. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся
сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Обучающийся научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;


владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей
языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу
речи и функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный
состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный
состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи
и междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться
на
фонетический,
морфемный,
словообразовательный
и
морфологический анализ в практике правописания ;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
Обучающийся получит возможность научиться:
















анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач.

Предметными результатами освоения обучающимися являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в
жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании
в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация
речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического,
официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного,
словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным

разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Обучающийся научится:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему
вопросов,
рассматриваемую на уроке;
 составлять возможный план решения вопросов совместно с учителем;
 учитывать правило в планировании и контроля решения;

работать в соответствии с заявленным планом;
 корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными
ошибками;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения задания.
Обучающийся получит возможность научиться:
 учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать
правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки;
 выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной
форме.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
 использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно
определять главную мысль произведения;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 задавать самостоятельно
вопросы по прочитанному или прослушанному
произведению;
 самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на
основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям
произведения; сравнивать героев одного произведения;
Обучающийся получит возможность научиться:
 составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в
соответствии с представленными образцами;
 сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным
признакам, определять отличительные особенности;
 сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы;
находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для
подготовки сообщения;
 готовить рассказ по картине на основе выделения объектов картины.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится;
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной и справочной литературы;

устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание
(пересказ); собственное высказывание по аналогии;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять текст;
 самостоятельно
составлять план к прочитанному или прослушанному
произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
Обучающийся получит возможность научиться:
 использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и
выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;
 находить разные виды информации посредством разных объектов: книга,
предложение, текст, иллюстрация, схема, таблица;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
 пользоваться справочной и энциклопедической литературой.


Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
 составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
 владеть монологической и диалогической формами речи;
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
 строить понятные для партнера (собеседника) высказывания;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
 участвовать в работе пары, группы; планировать работу группы в соответствии
с поставленным заданием;
 готовить самостоятельно проекты;
 создавать письменное высказывание с обоснованием своих действий.
2. Содержание учебного курса «Комплексный анализ текста»
Раздел 1. Комплексное повторение.- 2ч.
Комплексное повторение. Анализ текста (Фонетика. Лексика. Словообразование.
Морфология. Синтаксис. Пунктуация.)
Раздел 2. Текст как речевое произведение.-5ч.
Текст как речевое произведение. Типы проблем в тексте. Типы информации в тексте.
Ключевые слова текста. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Раздел 3. Строение текста.- 3ч.
Строение текста. Название текста. Зачин (первое предложение). Микротема текста.
Средства связи между предложениями текста (лексические и грамматические).
Раздел 4.Стиль текста.-5ч
Стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного стиля речи. Основные признаки
публицистического стиля речи. Жанры публицистического стиля речи. Официальноделовой стиль речи. Жанры официально-делового стиля речи. Разговорный стиль речи.
Средства эмоциональной выразительности в разговорном стиле. Общая характеристика
художественного стиля.
Раздел 5.Функционально-смысловые типы речи.- 4ч.
Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение в публицистическом стиле.
Повествование в публицистическом стиле. Рассуждение с описанием.
Раздел 6. Языковая компетенция учащихся.-6 ч.

Языковая компетенция. Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Основные понятия морфемики и
словообразования. Основные понятия морфологии и орфографии. Основные понятия
синтаксиса и пунктуации.
Раздел 7. Средства выразительности в художественном и публицистическом тексте.4ч.
Средства выразительности в художественном тексте: фонетические, лексические,
грамматические, интонационные. Средства выразительности в публицистическом стиле:
фонетические,
лексические,
грамматические,
интонационные.
Стилистические
возможности языковых средств. Тропы, стилистические фигуры. Ритм (стиха и прозы),
рифма, интонация.
Раздел 8. Комплексный анализ текстов.-1ч.
Комплексный анализ прозаического и лирического произведения.
Раздел 9. Основные виды переработки текста.- 3ч.
Основные виды переработки текста (редактирование, сокращение, план, тезисы, выписки).
Конспект, тематический конспект, реферат.
Раздел.10 . Оценка текста.- 1ч.
Оценка текста. Рецензия.

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

3. Тематическое планирование
Название раздела
Комплексное повторение
Текст как речевое произведение
Строение текста.
Стиль текста
Функционально-смысловые типы речи.
Языковая компетенция
Средства выразительности в художественном и
публицистическом тексте
Комплексный анализ текстов.
Основные виды переработки текста
Оценка текста
Итого

Кол – во часов
2
5
3
5
4
6
4
1
3
1
34

Календарно – тематическое планирование «Комплексный анализ текста» в 8 классе
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Дата по
плану
06.09.23г
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11

Дата
факт

Темы уроков
Тема текста. Основная мысль текста.
Текст. Способы компрессии текста.
Типы речи. Рассуждение.
Типы речи. Рассуждение.
Ключевые слова текста.
Способы передачи чужой речи.
Прямая и косвенная речь.
Строение текста. Название текста. Зачин (первое предложение).
Микротема текста.
Средства связи между предложениями текста (лексические и
грамматические).

11

22.11

12

29.11

13

06.12

14

13.12

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

20.12
27.12
10.01.24г
17.01
31.01
07.02
14.02
21.02
28.02
06.03
13.03
20.03

27

03.04

28
29
30

10.04
17.04
24.04

31
3233
34

08.05
15.05

Стили речи. Научный стиль речи. Основные признаки научного
стиля речи.
Основные признаки публицистического стиля речи. Жанры
публицистического стиля речи.
Официально-деловой стиль речи. Жанры официально-делового
стиля.
Разговорный стиль речи. Средства эмоциональной
выразительности в разговорном стиле.
Общая характеристика художественного стиля
Функционально-смысловые типы речи.
Рассуждение в публицистическом стиле.
Повествование в публицистическом стиле.
Рассуждение с описанием.
Языковая компетенция
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии
Основные понятия морфемики и словообразования
Основные понятия морфологии и орфографии.
Основные понятия синтаксиса и пунктуации
Средства выразительности в художественном тексте:
фонетические, лексические, грамматические, интонационные.
Средства выразительности в публицистическом тексте:
фонетические, лексические, грамматические, интонационные
Стилистические возможности языковых средств
Ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.
Комплексный анализ прозаического и лирического
произведения
Основные виды переработки текста
Конспект, тематический конспект, реферат.

22

Оценка текста.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. ОГЭ -2022. Русский язык: устное собеседование.Типовые варианты: 20
Вариантов под ред. И.П. Цыбулько – М.: Национальное образование, 2018.
2. Мальцева Л. И. Русский язык. 9 класс. Итоговое собеседование 2022: подготовка к
выполнению заданий (20 тренировочных вариантов, примеры рассуждений), М., 2022 –
144с.
3. Русский язык. 9 класс. ОГЭ 2022г. 30 тестов,Л. И. Мальцева, П. И. Нелин, Н. М.
Смеречинская. – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д. А., М.: Народное образование, 2022. –
400 с.
4.Средства художественной выразительности. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ/ Л. И. Мальцева,
Е. В. Еремееева – Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д. А., М.: Народное образование, 2018. –
160 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.
vschool.km.ru
виртуальная
школа
Кирилла
и
Мефодия
http://www.
teachpro.ru
образовательный
сайт
Teachpro.ru

http://www.
ozo.rcsz.ru
обучающие
сетевые
олимпиады
http://www.
college.ru
открытый
колледж
http://www. fipi.ru - ФИПИ – Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х
классов
в
новой
форме
http://www.ruslit.metodist.ru - методическая лаборатория русского языка и литературы
МИОО – Итоговая аттестация в 9 классе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».