РП КУЛЬТУРА РЕЧИ 7 кл Внеурочка

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
имени М. К. Герасименко

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на ШМО учителей
русского языка и
литературы

Заместитель директора
по УВР
Т. В. Фефелова

. Н. Соломка
Протокол № 1 от «25»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Культура речи»
для обучающихся 7 класса

х. Гарбузовая Балка 2023 год

Рабочая программа «Культура речи» для 7 класса составлена на основе программы «Речь и культура
общения» (авторы программы: Архарова Д. И., Долинина Т.А.) и рассчитана на 1 год обучения.
Повышение общей и речевой культуры школьников, формирование у них внимания к слову, желания
научиться хорошо говорить – важная задача уроков по данному курсу. Вместе с тем на этих занятиях
существуют большие возможности для нравственного, эстетического и патриотического воспитания
учащихся. Знание стереотипов речевого общения, социокультурных норм, умение владеть приёмами
ведения диалога и угадывать за словами собеседника его мысли - важнейшие составляющие успеха в
жизни и карьерном росте человека. Условия успешной коммуникации - сложная, многомерная категория,
представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального
знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими
навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и
взаимосвязи всех ее составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения;
социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого
языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного
характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров
общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение
собеседника и др.
Основная цель– приобретение личностно осмысленных умений и навыков, обеспечивающих уровень
культуры общения, без чего невозможна полноценная социальная адаптация личности. Приобретаемые
риторические умения и навыки направлены на создание устного или письменного текста, творчески
конструируемого в зависимости от конкретной ситуации общения с целью сделать это общение
эффективным. Ситуативно уместный текст является средством общения, помогающим реализовать цели
участников данной ситуации общения.
Основные задачи:
-развивать и формировать коммуникативные способности, готовность к успешному, позитивному
общению;
-формировать практические навыки успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных
ситуациях;
-продолжить работу по снятию психологической и речевой зажатости;
-выстроить риторическую деятельность по созданию авторского и адресно ориентированного ситуативно
уместного текста в соответствии с риторическим каноном (изобретение содержания, расположение и
оформление материала, исполнение текста);
-работать с основными способами развития мысли: индукцией, дедукцией, анализом, синтезом, аналогией,
противопоставлением;
-осваивать смысловые модели (топы) как элемент чисто риторических технологий по созданию и
восприятию ситуативно уместного текста;
-осваивать основные способы расположения и оформления текстов разных типов речи с точки зрения
автора и его адресата;
- осваивать анализ риторических параметров текстов разных типов речи.

1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Культура речи»
Личностные результаты
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
1) понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского
народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,
гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию;
3)использование достаточного объёма словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Ученик научится:
2) владеть всеми видами речевой деятельности:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
• владеть разными видами чтения;
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• овладеть приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; вести самостоятельный
поиск информации, её анализ и отбор; преобразовывать, сохранить и передавать информацию,
полученную в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных
технологий;
• определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной
и письменной форме;
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
3) применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни; использовать родной
язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные
знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
4) коммуникативно и целесообразно взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого
общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участвовать в спорах, обсуждениях; владеть
национально - культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Обучающийся получит:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской
Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи
языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
2)понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных
и
творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского
языка в процессе самообразования;
3)владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и
дополнительной информации);
•владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов
разных стилей и жанров;
•владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы
с книгой, периодическими изданиями;
• способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе
и на электронных носителях;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами
аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
• умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к
определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;
говорение и письмо:

• умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы
построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно
выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов и стилей речи с учётом замысла, адресата
и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность,
заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с
коммуникативной задачей;
•владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с
небольшими сообщениями, докладом;
•соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм
современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и
фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
•способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться
внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
•осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания,
языкового оформления и эффективности
в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
5)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое
общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функциональносмысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
6)проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста
с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2. Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Культура речи»
1. Введение в предмет. Речь и общение (2 часа)
Ситуация общения и её составляющие.
Основы работы по созданию ситуативно уместного текста. Тема и основная мысль. Авторство и
адресность текста.
Единство основной, коммуникативной цели текста, выбранного типа речи и развиваемой основной мысли.
Изобретение содержания описания. Смысловые модели(топы) «определение», «целое-части», «свойства»,
«сопоставление». Расположение материала в описательных текстах, оформление и исполнение описаний.
2. Изобретение содержания повествования (8 часов).
Основная коммуникативная цель повествовательных текстов. Обязательное движение времени (динамика
времени) в повествовании. Основная мысль в повествовании. Связь предложений.
Отбор событий и динамика их изложения в соответствии с основной мыслью, авторским отношением,
сферой общения.
Отличие повествовательных текстов от описаний событий (действий). Стилистическая окрашенность
повествовательных текстов.
Смысловая модель «обстоятельства» как один из ведущих способов развития основной мысли при
создании повествовательных текстов, как способ выражения авторского отношения к происходящему и
способ создания адресности текста.
Топы «обстоятельства» в различных функциональных стилях. Адресность повествовательного текста.

3. Расположение материала в повествовании (6 часов).
Общая структура повествовательных текстов: начало, середина, конец.
Основные приемы, полезные в начале повествовательных текстов: подступ к теме через афоризм,
формулировку некой общепринятой истины; использование топа «место», «время», представление
действующего лица.
Основные способы изложение материала в середине описательного текста: естественный порядок
событий, обратный порядок событий, от наиболее интересного события.
Конец повествования как указание на завершение действия, как развязка истории.
Соответствие развязки началу и концу.
Работа с расположением материала в повествовательном тексте как основным средством необходимого
эмоционального напряжения действий и поддержания интереса адресата к повествованию.
4. Оформление повествовательного текста (6 часов).
Грамматические средства оформления повествования. Частотность употребления существительных,
прилагательных, глаголов в повествовательных текстах. Особая роль глаголов. Использование
обстоятельственных наречий как средств, подчеркивающих динамику и последовательность событий.
Использование причастий и деепричастий.
Зависимость частотности употребления слов различных частей речи в разных типах речи от ситуации
общения и сферы общения.
Риторические средства оформления повествования как способ эмоционального воздействия на адресата.
Метафора, сравнение, олицетворение, эпитет в повествовательном тексте. Риторические фигуры в
повествовании (инверсия, антитеза, повтор).
Стилистические особенности повествования. Синтаксические и лексические особенности научного,
делового, художественного и публицистического повествования.
Влияние сферы общения на выбор средств оформления текста.
Влияние авторского отношения к происходящим событиям на выбор средств оформления. Учет адресата
при выборе этих средств.
5. Тексты, включающие различные типы речи. (3 часа).
Речевой жанр - целостная, комплексная установка для автора и адресата на определенный способ
развития темы и основной мысли, предполагающая авторское своеобразие в создании обязательных
риторических и стилистических параметров ситуативно уместного, адресного текста на этапах его
изобретения, расположения, оформления.
Выбор речевого жанра — это установка адресату на некий «горизонт ожидания», это установка автору на
модель создания текста.
Речевые жанры художественных текстов: сопоставление басни, сказки, легенды по их риторическим и
стилистическим параметрам.
Речевые жанры научных текстов: сопоставление различных видов рассказов по их
риторическим и стилистическим параметрам.
Речевые жанры публицистических текстов: сопоставление заметки и репортажа по их
риторическим и стилистическим параметрам.
Речевые жанры разговорного стиля: анекдот и рассказ о реальном событии.
6. Исполнение повествовательных текстов и текстов, смешанных по типу речи (3часа).
Интонационная выразительность: членораздельность, паузы, темы. Интонация как средство донесения
наиболее полного смысла информации и как средство эмоционального воздействия.
Эмоциональная окраска голоса.
Особенности зрительного восприятия говорящего слушающими: внешняя сдержанность и нарастание
эмоций, жесты, сопровождающие повествовательную речь.
Основные правила невербального общения при исполнении повествовательных текстов и текстов
смешанного типа.
7. Речевой этикет (4 час)
Этикетный жанр. Этикетные ситуации. Этикетные роли. Этикетная формула. Этикетные сигналы.
Этикетные темы.
8. Повторение изученного в 7 классе (2 ч.)

3. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Культура

речи» с указанием количества часов
№
п/п

Содержание

Кол-во часов

Из них теории

Из них
практики

1

Введение в предмет. Речь и общение

2

1

1

2

Изобретение содержания повествования

8

8

0

3

Расположение материала в повествовании

6

5

1

4

Оформление повествовательного текста

6

6

0

5

Тексты, включающие различные типы речи

3

3

0

6

Исполнение повествовательного текста

3

3

0

7

Речевой этикет

4

4

0

8

Повторение изученного в 7 классе

2

1
31

1
3

34

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса внеурочной деятельности по русскому языку
«Культура речи»
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Аннушкин В. И. История русской риторики: Хрестоматия. — М., 1998.
Антология русской риторики / отв. ред. и сост. М. И. Панов. — М„ 1997.
Апресян Г. 3. Ораторское искусство. — М., 1972.
Архарова Д. И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения (практическая
риторика): 5–9 классы. Книга для учителя. - Екатеринбург, 2004
Волков А. А. Основы русской риторики. — М., 1996
Далецкий Ч. Практикум по риторике. — М., 1995.
Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — М., 1998.
Иванова С. Ф. Говори! Уроки развивающей риторики. — М„ 1997.
Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование,
логическое ударение, темп, ритм. — М., 1998.
Кап и нос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика
обучения. — М., 1991.
К о р о в и н а В. Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. —
▪ М., 1996.
К о х т е в Н. Н. Основы ораторской речи. — М., 1992.
Лосева Л. М. Как строится текст. — М., 1980.
Л ы м а р ь Н. А. Основы риторики для средней школы (концептуальные положения и
тематическое планирование). — М., 1996.
Петрякова А. Г. Культура речи: Практикум-справочник. — М.,
1998.
Речь. Речь. Речь / под ред. Т. А. Ладыженской. — М., 1990.
Рождественский Ю. В. Теория риторики. — М., 1997.
Стернин И. А. Практическая риторика. — Воронеж, 1993.
Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».