РП РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ 5-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
имени М. К. Герасименко

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на ШМО учителей
русского языка и
литературы

Заместитель директора
по УВР
Т. В. Фефелова

. Н. Соломка
Протокол № 1 от «25»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Речь и альтернативная коммуникация»
(вариант 2)
для обучающихся 5–9 классов

Сорокина
Антонина
Ивановна

Подписан: Сорокина Антонина Ивановна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая
Балка, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ
М. К. ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН, СНИЛС=00455706123,
ИНН=232700857409, E=school12@bru.kubannet.ru,
G=Антонина Ивановна, SN=Сорокина,
CN=Сорокина Антонина Ивановна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.29 12:23:24+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

х. Гарбузовая Балка 2023 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана
на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся 5–9 классов с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Специфические нарушения развития обучающегося значительно препятствуют и
ограничивают его полноценное общение с окружающими. У обучающихся с выраженными
нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих обучающихся с ТМНР устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими
значительно затруднено либо невозможно.
Обучение детей речи и альтернативной коммуникации должно включать
целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении,
на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию
альтернативных средств коммуникации и социального взаимодействия.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью
предметной области «Язык и речевая практика».
Цель обучения - формирование коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими
в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта ребенка.
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических
жестов.
- Пользование воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы,
персональные компьютеры и другие).
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации соблюдая
общепринятые правила общения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах, формирование навыка
понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или
слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом
на доступном уровне.
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывает область развития речи и альтернативной коммуникации,
является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте
социального взаимодействия. Обучающиеся класса могут овладеть средствами социального
взаимодействия только с помощью взрослого, при этом основой продуктивного
взаимодействия является их интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в
доступных обучающимся пределах выстраиваются педагогом путем использования

специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка
ситуациях. Для обучения создаются такие специальные условия, которые дают возможность
каждому ребёнку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность.
Педагог подбирает материал по объёму и компонует по степени сложности, исходя из
особенностей развития каждого ребёнка. Опыт социального взаимодействия детей будет
обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых
возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций
общения. В процессе урока учитель использует различные виды деятельности: игровую
(сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную
трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка,
рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению коммуникативных
навыков.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
В учебном плане предмет представлен с 5 по 9 год обучения. В 5–9 классах -102 часа (по 3 часа
в неделю, 34 учебных недели). С обучающимися, нуждающимися в дополнительной
индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также
формируются коммуникативные навыки, в том числе с использованием технологий по
альтернативной коммуникации.
Коррекционная работа.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов.
Коррекция зрительного восприятия.
Коррекция слухового восприятия.
Коррекция пространственной ориентации.
Коррекция мыслительной деятельности.
Психокоррекция поведения обучающихся.
Коррекция сенсомоторного развития.
Коррекция эмоционально - волевой сферы.
Коррекция речи.
Коррекция памяти.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Общение неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно
препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. У детей с выраженными
нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и всех ее функций:
коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим, обучение детей общению
должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них
потребности в общении на обучение использованию альтернативных средств общения. Данная
рабочая программа даёт возможность для создания оптимальных, наиболее благоприятных
условий для формирования коммуникативных и речевых навыков с использованием средств
вербальной и альтернативной коммуникации, а также расширение жизненного опыта и
повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого
обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых

образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательной программы представляют собой описание возможных результатов
образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
1. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
2. формирование уважительного отношения к окружающим;
3. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
Метапредметные результаты (базовые учебные действия)
Программа «Речь и АК» направлена на формирование базовых учебных действий и
готовности к овладению содержанием АООП образования для у обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) и включает следующие
задачи:
1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
□ направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
□ умение выполнять инструкции педагога;
□ использование по назначению учебных материалов;
□ умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
□ в течение определенного периода времени,
□ от начала до конца,
□ с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции,
действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.
д. В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной
общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) результативность обучения может
оцениваться только строго индивидуально с учётом особенностей психофизического
развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Возможные предметные результаты должны отражать
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта обучающегося
2)
Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными
и невербальными.
□ Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными
показаниями.
□ Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий,
пиктограмм, других графических знаков.
□ Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами,
взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями.
3)
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских
задач.
□ Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
□ Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил
коммуникации.

□ Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
□ использование
предметов,
жестов,
взгляда,
шумовых,
голосовых,
речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму.
При обучении чтению и письму можно использовать содержание соответствующих
предметов АООП для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 1).
Планируемые результаты освоения учебного предмета "Речь и альтернативная
коммуникация":
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и
личного опыта обучающегося: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы,
объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать
усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения - вербальными и
невербальными:
Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм,
других графических знаков.
Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом,
коммуникативными
таблицами,
тетрадями,
воспроизводящими
(синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в
разнообразных видах детской деятельности.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и
вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных
реакций для выражения индивидуальных потребностей; пользование индивидуальными
коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями
объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением,
либо другим доступным способом: общение с помощью электронных средств коммуникации
(коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого
слова.
Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия
хорошо известных предметов и действий.
Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и
письму.
Узнавание и различение образов графем (букв).
Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
Начальные навыки чтения и письма.

2. Содержание учебного предмета, курса
Речь и альтернативная коммуникация
№ Раздел

Планируемые результаты
Кол-во Предметные
Личностные
БУД
часов
1 Коммуникация
1.Развитие речи как 1. социально1. Подготовку
2 Развитие речи
средства общения в эмоциональное ребенка к
средствами
контексте познания участие в
нахождению и
вербальной и
окружающего мира и процессе
обучению в среде
невербальной
личного опыта
общения и
сверстников, к
обучающегося.
совместной
эмоциональному,
3 коммуникации
деятельности; 2. коммуникативно
Чтение и письмо
формирование ному
уважительного взаимодействию с
2. Овладение
отношения к
группой
доступными
окружающим;
обучающихся.
средствами
3. развитие
2. Формирование
коммуникации и
навыков
учебного
общения сотрудничества с поведения: •
вербальными и
взрослыми и
направленность
невербальными.
сверстниками в взгляда (на
• Качество
разных
говорящего
сформированности социальных
взрослого, на
устной речи в
ситуациях,
задание); • умение
соответствии с
умения не
выполнять
возрастными
создавать
инструкции
показаниями.
конфликтов и
педагога; •
• Понимание
находить выходы использование по
обращенной речи,
из спорных
назначению
понимание смысла ситуаций;
учебных
рисунков,
материалов; •
фотографий,
умение выполнять
пиктограмм, других
действия по
графических знаков.
образцу и по
3. Умение
подражанию.
пользоваться
3. Формирование
средствами
умения выполнять
альтернативной
задание: • в течение
коммуникации:
определенного
жестами, взглядом.
периода времени, •
Умение пользоваться
от начала до конца,
доступными
• с заданными
средствами
качественным и
коммуникации в
практике
экспрессивной и
импрессивной речи
для решения
соответствующих

возрасту житейских
задач.
• Мотивы
коммуникации:
познавательные
интересы, общение и
взаимодействие в
разнообразных видах
детской
деятельности. •
Умение вступать в
контакт,
поддерживать и
завершать его,
используя
невербальные и
вербальные средства,
соблюдение
общепринятых
правил
коммуникации.
• Умение
использовать
средства
альтернативной
коммуникации в
процессе общения:
• использование
предметов, жестов,
взгляда, шумовых,
голосовых,
речеподражательных
реакций для
выражения
индивидуальных
потребностей;
пользование
индивидуальными
коммуникативным и
тетрадями,
карточками,
таблицами с
графическими
изображениями
объектов и действий
путем указания на
изображение или
передачи карточки с
изображением, либо
другим

параметрами.
4.Формирование
умения
самостоятельно
переходить от
одного задания
(операции,
действия) к
другому в
соответствии с
расписанием
занятий,
алгоритмом
действия и т. д.

доступным способом;
общение с помощью
электронных средств
коммуникации
(коммуникатор,
компьютерное
устройство).
4.Глобальное
чтение в доступных
ребенку пределах,
понимание смысла
узнаваемого слова.
Узнавание и
различение
напечатанных слов,
обозначающих имена
людей, названия
хорошо известных
предметов и
действий.
Использование
карточек с
напечатанными
словами как средства
коммуникации.
5.Развитие
предпосылок к
осмысленному
чтению и письму,
обучение чтению и
письму.
Узнавание и
различение образов
графем (букв).
Копирование с
образца отдельных
букв, слогов, слов.
Начальные навыки
чтения и письма.

№ урока в
четверти

урока в году

3. Тематическое планирование
5 класс
Тема урока

Количество
часов

I четверть
Ответы на вопросы словом (предложением).
Задавание вопросов предложением.

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Поддержание диалога на заданную тему

3

Составление рассказа о прошедших событиях
(«Моё лето»)

3

Узнавание (различение),
(букв)

4

22
23
24

Ответы на вопросы по содержанию текста:
«Осень».

1
2
3

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

образов графем

Чтение слога (слова) (с пройденными
буквами)

Написание
буквы (слога,
пройденными буквами)

слова)

5

(с

3

3

II четверть

25
26
27

1
2
3

28
29
30
31
32
33
34
35
36

4
5
6
7
8
9
10
11
12

Узнавание (различение) образов графем
(букв) (В, в).

3

Графические действия с использованием
элементов графем:
обводка, штриховка,
печатание букв.
Чтение слога с буквой.

3

Составление рассказа по одной сюжетной
картинке.

3

3

Дата
проведения

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Называние (употребление)
понятий.

обобщающих

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным
действиям
с
использованием графического изображения
(электронного устройства).

4

Узнавание (различение) образов графем (букв)

3

Чтение слога (слова) с буквой

3

Написание буквы.

3

3

Чтение слога с буквой

3

Называние буквы. Написание буквы

3

Называние
понятий.

3

(употребление)

обобщающих

III четверть

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
77
75
76
77
78

Называние
(употребление)
обозначающих действия предмета

слов,

3

Узнавание (различение) образов графем (букв)

3

Чтение слога (слова) с буквой

4

Написание буквы

3

Называние (употребление)
слов,
обозначающих признак действия, состояние

4

IV четверть

79
80
81
82
83
84
85
86

1
2
3
4
5
6
7
8

Чтение слога (слова) c пройденными
буквами

4

Называние (употребление)
слов,
обозначающих взаимосвязь слов в предложении
(в, на, под, из, из-за и др.).

4

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

№ урока в
четверти

№ урока в
году

87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Понимание содержания текста

4

Узнавание (различение) образов графем
(букв)

4

Чтение слога (слова) с буквой
Написание
буквы

4

Составление рассказа о планируемых
событиях «Мои каникулы

4

Тематическое планирование
6 класс
Тема урока

Кол-во
часов

I четверть
1
2
3

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27

1
2
3

Составление рассказа о прошедших событиях
(«Моё лето»)

3

Составление рассказа по одной сюжетной
картинке «Здравствуй, школа!»

3

Поддержание диалога на заданную тему

3

Узнавание (различение),
букв.

4

образов графем

Чтение слога (слова) с пройденными буквами.

Написание
буквы (слога,
пройденными буквами)

слова)

5

(с

3

Ответы на вопросы по содержанию текста:
«Осень».

3

II четверть
Узнавание (различение) образов графем
(букв)

3

Дата
проведения

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
68
70
71
72
73
74
75
76
77
78

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Графические действия с использованием
элементов графем:
обводка, штриховка,
печатание букв
Чтение слога с буквой.

3

Составление рассказа по одной сюжетной
картинке.

3

Называние (употребление) слов, обозначающих
действие предмета.

3

Чтение слога с буквой

4

Называние буквы. Написание буквы.

5

III четверть
Составление рассказа по серии сюжетных
картинок.

3

4

Узнавание (различение) образов графем
(букв)

3

Чтение слога (слова) ( с буквой

3

Написание буквы.

3

Называние
(употребление)
обозначающих признак предмета

слов,

4

Узнавание (различение) образов графем
(букв)

3

Чтение слога (слова) с буквой

3

Написание буквы

3

Называние (употребление) слов,
указывающих на предмет, его признак (я, он,
мой, твой).

4

IV четверть

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Чтение слога (слова) (с пройдёнными
буквами)

4

Называние
(употребление)
слов,
обозначающих число, количество предметов
(пять, второй и т. д.).

4

Понимание содержания текста.

4

Узнавание (различение) образов графем
(букв)

4

Чтение слога (слова) с буквой Написание
буквы.

4

Составление рассказа о планируемых
событиях «Мои каникулы»

4

Количество
часов

Тема урока

№ урока в
четверти

№ урока в
году

Тематическое планирование
7 класс.

I четверть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Составление
рассказа
событиях («Моё лето»)

о

прошедших

3

Составление рассказа по одной сюжетной
картинке «Здравствуй, школа!»

3

Поддержание диалога на заданную тему

3

Узнавание (различение), образов графем
(букв)

3

Чтение слога (слова) (с пройденными
буквами)

4

Написание

буквы

(слога,

слова)

(с

4

Дата
проведения

18
19
20
21
22
23
24

18
19
20
21
22
23
24

пройденными буквами)
Ответы на вопросы по содержанию текста:
«Осень».

4

II четверть

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Узнавание (различение) образов графем
(букв)

3

Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв
Чтение слога с буквой.

3

Составление рассказа по одной сюжетной
картинке.

3

Называние
(употребление)
обозначающих действие предмета.

3

слов,

3

Чтение слога с буквой

3

Называние буквы. Написание буквы.

3

Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв

3

III четверть

49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Составление рассказа по серии сюжетных
картинок.

3

Узнавание (различение) образов графем
(букв)

3

Чтение слога (слова) (с буквой

3

Написание буквы.

3

61
62
63
64
65

13
14
15
16
17

Называние
(употребление)
обозначающих признак предмета

слов,

Узнавание (различение) образов графем
(букв)

3

3

66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Чтение слога (слова) с буквой

3

Написание буквы

3

Называние
(употребление)
слов,
указывающих на предмет, его признак (я,
он, мой, твой).

3

Написание буквы

3
IV четверть

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Чтение слога (слова) (с пройденными
буквами)

3

Называние
(употребление)
слов,
обозначающих число, количество предметов
(пять, второй и т. д.).
Написание буквы

3

Понимание содержания текста.

3

Узнавание (различение) образов графем
(букв)

3

Чтение слога (слова) с буквой Написание
буквы.

3

Составление рассказа о планируемых
событиях «Мои каникулы»

3

Написание буквы

3

3

1
2
3

№ урока в
четверти

№ урока в
году

Тематическое планирование
8 класс

1
2
3

Тема урока

I четверть
Поддержание диалога на заданную тему:
поддержание зрительного контакта с
собеседником,
соблюдение
дистанции
(очередности) в разговоре на темк «Мо

Количество
часов

3

Дата
проведения

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

лето».
Составление рассказа по серии сюжетных
картинок «Снова в школу».

3

Пересказ текста по плану, представленному
графическими изображениями (фотографии,
картинки, мнемокартинки)
Узнавание (различение),
образов графем
(букв)

3

Чтение слога (слова) (с пройденными буквами)

4

Написание буквы (слога,
пройденными буквами)

4

слова)

(с

Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв (слов)

3

4

II четверть

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Составление
рассказа
о
себе
с
использованием графического изображения
(электронного устройства).
Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв
Чтение слога с буквой.

3

Называние (употребление) слов,
обозначающих взаимосвязь слов в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Называние
(употребление)
простых
предложений.

3

41
42
43
44

17
18
19
20

Чтение слога с буквой

4

45
46
47
48

21
22
23
24

Называние буквы. Написание буквы.

4

49
50

1
2

Ответы на вопросы по содержанию текста.

3

3

4

III четверть

3

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

68
69
70

Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным действиям.

3

Чтение слога (слова) (с буквой

3

Написание буквы.

3

Называние (употребление) слов, обозначающих
действия предмета

3

Узнавание (различение) образов графем
(букв)

4

20
21
22

Чтение слога (слова) с буквой

3

71
72
73
74

23
24
25
26

Написание буквы

4

75
76
77
78

27
28
29
30

Называние
(употребление)
слов,
обозначающих признак действия, состояние.

4

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Чтение слога (слова) (с пройденными
буквами)

4

Называние
(употребление)
слов,
обозначающих
взаимосвязь
слов
в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

3

Понимание содержания текста.

4

Узнавание (различение) образов графем
(букв)

3

Чтение слога (слова) с буквой Написание
буквы.

3

Составление рассказа
о
прошедших,
планируемых событиях с использованием
графического изображения (электронного

4

IV четверть

21
22
23
24

устройства
Написание слогов, слов

1
2
3
4

1
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

3

9 класс
Тематическое планирование
Тема урока

№ урока в
четверти

№ урока в
году

99
100
101
102

I четверть
Составление
рассказа
о
прошедших
событиях «Моё лето».

Количество
часов

3

Пересказ текста по плану, представленному
графическими изображениями (фотографии,
рисунки, пиктограммы).

3

Называние
(употребление)
сложных
предложений.
Узнавание (различение),
образов графем
(букв)
Чтение слога (слова) (с пройденными
буквами)

3

Написание буквы (слога, слова) (с
пройденными буквами)
Ответы на вопросы по содержанию текста:
«Осень».

4

3
4

4

II четверть

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Узнавание (различение) образов графем
(букв)

3

Графические действия с использованием
элементов графем: обводка, штриховка,
печатание букв
Чтение слога с буквой.

3

Составление рассказа по одной сюжетной
картинке.

3

Называние
понятий.

4

41
42
43
44

17
18
19
20

Чтение слога с буквой

(употребление)

обобщающих

3

4

Дата
проведения

45
46
47
48

21
22
23
24

Называние буквы. Написание буквы (слога,
слова).

4

III четверть

Составление рассказа по последовательно
продемонстрированным
действиям
с
использованием графического изображения
(электронного устройства).
Узнавание (различение) образов графем
(букв)

3

Чтение слога (слова)

3

Написание буквы (слога, слова).

3

Называние (употребление) слов, обозначающих
действия предмета

3

Узнавание (различение) образов графем
(букв)

4

20
21
22

Чтение слога (слова) с буквой

3

71
72
73
74

23
24
25
26

Написание буквы (слога, слова).

4

75
76
77
78

27
28
29
30

Называние
(употребление)
слов,
обозначающих признак действия, состояние.

4

79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Чтение слога (слова) (с пройденными
буквами)

4

Называние
(употребление)
слов,
обозначающих
взаимосвязь
слов
в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

3

Понимание содержания текста.

4

49
50
51

1
2
3

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

68
69
70

3

IV четверть

90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Узнавание (различение) образов графем (букв)

3

Чтение слога (слова) с буквой Написание
буквы (слога, слова).

3

Составление рассказа о
событиях «Мои каникулы»

4

планируемых

Написание слов.

3

4. Условия реализации предмета, курса (средства, приборы, устройства, методические
материалы)

1) графические средства для альтернативной коммуникации: таблицы букв, карточки с
изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с
напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
2) сюжетные картинки
с различной тематикой для
развития речи; аудио
и
видеоматериалы.
Контрольно-измерительный материал
1 Составление рассказа о прошедших событиях «Моё лето».
2 Называние буквы.
3 Написание буквы (слога, слова).
4 Чтение слога (слова) с буквой.
5 Составление рассказа о планируемых событиях «Мои каникулы».
Список использованных источников
1. Аксёнова А. К. Букварь. 1 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII
вида /А. К. Аксёнова, С. В. Комарова, М. И. Шишкова. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение,
2013 г.
2. Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина Подготовка к обучению грамоте детей с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - С-Пб.: Издательство «Союз», 2004 г.
3. В. В. Воронкова, И.В. Коломыткина Букварь. Для коррекционных образовательных
учреждений VIII вида. 4-е изд.- М.: «Просвещение», 1998 г.
4. Гуськова А. А. Обучаем дошкольников пересказыванию. - М.: ТЦ Сфера, 2017
5. Жукова М. Альбом по развитию речи. - М.: СИМБАТ, 2017.
6. Комарова С. В. Устная речь 2 класс: учеб. для спец. (коррекц) образоват. учреждений VIII
вида /С. В. Комарова. - М.: Просвещение, 2012 г.
7. Б. Д. Корсунская Читаю сам. Книга для чтения для детей дошкольного и младшего
школьного возраста с нарушением слуха. В трех книгах. Книга 1. 3-е
8. А. Лекомцев. Развиваем логику: стихи-загадки \ Александр Лекомцев. - Изд. 2-е, стер. Ростов н/Д: Феникс, 2014 г.
9. Нищева Н. В. Тетрадь № 1 для старшей логопедической группы (2-й год обучения)/Худ.
И.Ф. Дукк. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г.
10. Серия «Школа для дошколят» Развиваем речь 4–5 лет. В книге использованы тексты
авторов: С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной, И. Г. Топорковой, С.В. Щербининой. ЗАО
«РОСМЭН-ПРЕСС», 2006 г.
11. Худенко Е. Д., Кремнёва С.Н. Развитие речи: Учебник
(коррекционных) школ VIII вида. 1 класс. - М.: АРКТИ, 2005 г.

для

специальных

12. Худенко Е. Д., Фёдорова Г. А. Развитие речи. Учебник для
(коррекционных) школ VIII вида. 2 класс. - М.: АРКТИ, 2003

специальных


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».