Сорокина Антонина Ивановна Подписан: Сорокина Антонина Ивановна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К. ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409, E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна, SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2023.10.11 12:12:36+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Пояснительная записка Программа элективного курса «Мир измерений» приближена к содержанию обязательного программного материала, курс имеет ярко выраженную практическую направленность: самостоятельные лабораторные исследования составляют 70% от общего числа занятий. Курс важен потому, что, во-первых, экспериментальные лабораторные работы входят в требования стандарта по курсу физики основной школы. Вовторых, в непрерывном образовании личности огромную важность в настоящее время приобретают вопросы, связанные с выбором профиля дальнейшего обучения на старшей ступени общего образования, в чем поможет данный курс. В-третьих, данный курс будет особенно полезен учащимся для подготовки к выполнению экспериментальных заданий, включенных в ОГЭ по физике. Лабораторные работы сгруппированы по тематическому принципу. Внутри тематических разделов (механические, тепловые, электрические и оптические явления) работы располагаются в соответствии с деятельностным принципом конструирования экспериментальных заданий: прямые измерения, косвенные измерения, проверка правил, исследование зависимостей. В школьном курсе физики 7-9 классов недостаточно времени для проведения анализа экспериментальных данных, характеризующих значения физических величин, измеряемых в лабораторных работах, для изучения различных методов оценивания погрешностей измерений. Данная программа позволяет ликвидировать этот пробел. Кроме того, элективный курс «Мир измерений», без сомнения, повышает интерес к физике и тем самым способствует ее лучшему усвоению, расширяет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике, позволяет успешно справиться с экспериментальной частью ОГЭ за курс основного общего образования. Особенность курса состоит в том, что расширяется кругозор обучающихся, пополняются знания о методах измерения физических величин, о существовании различных погрешностей возникающих в процессе проведения эксперимента и обработке полученных данных, совершенствуются навыки оформления бланков ответов при выполнении экспериментальных заданий. При создании данной программы использовались материалы пособия “Измерение физических величин” и одноименного элективного курса (авторы Кабардин С. И, Шефер Н.И). Из данных материалов взяты теоретические вопросы, основная тематика лабораторных работ, содержание отдельных лабораторных работ изменено с учетом знаний обучающихся на данном этапе. Учитывалось также наличие лабораторного оборудования в кабинете физики. Основанием для разработки данной программы являются следующие документы: примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. - М: Просвещение, 2010 (стандарты второго поколения); методическое письмо о преподавании учебного предмета “Физика” в условиях введения федерального компонента государственного стандарта перечень учебных пособий рекомендованных Министерством образования; Программа курса предусматривает теоретические установочные занятия, инструктаж по технике безопасности, проведение экспериментальных лабораторных работ в условиях специально оборудованного кабинета, проекты. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Цель курса: формирование деятельностной компетенции обучающихся в ходе самостоятельного проведения измерений физических величин в процессе экспериментальных исследований. Задачи курса: формирование индивидуального интереса обучающихся к практическим приложениям физики в процессе самостоятельной, познавательной и творческой деятельности при проведении экспериментальных исследований; формирование у учащихся умения вычислять погрешности измерений и записывать результаты с учетом погрешностей; формирование у обучающихся навыков анализа результатов экспериментального исследования, умений делать самостоятельно выводы в соответствии со сформулированной задачей исследования; раскрытие роли измерений в технике. Результаты обучения: Личностные : 1. Гражданское воспитание: - готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики; - осознание важности морально-этических принципов в деятельности учѐного. 2. Патриотическое воспитание: - проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки; - ценностное отношение к достижениям российских учѐных-физиков. 3. Духовно - нравственное воспитание: - осознание социальных норм и правил межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов, создании учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; - готовность оценивать своѐ поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков. 4. Эстетическое воспитание: - восприятие эстетических качеств физической науки: еѐ гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности. 5. Ценности научного познания: - осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры; - развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности. 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья: - осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и тепловым оборудованием в домашних условиях; - сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права у другого человека. 7. Трудовое воспитание: - активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических знаний; - интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой. 8. Экологическое воспитание: - ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; - осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения. Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной практической и творческой деятельности; самооценки результатов деятельности; формирование умений перерабатывать и предъявлять полученную информацию в образной, символической формах. Общепредметные: приобретение умения самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы. Частнопредметные: учащиеся понимают и объясняют такие физические явления, как: колебания нитяного маятника, охлаждение жидкости при испарении, нагревание проводников электрическим током; умеют измерять расстояние, промежуток времени, массу, силу, температуру, влажность воздуха, электрическое сопротивление, напряжение, силу тока, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу, увеличение линзы; владеют экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости удлинения пружины от приложенной силы, силы трения скольжения от силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, силы тока на участке цепи от напряжения. Оборудование: В процессе работы используется материальнотехническая база кабинета физики. В ходе проведения занятий используется материал школьной медиатеки. Тематический план курса. № 1 2 3 4 5 Наименование раздела Введение Механические явления Тепловые явления Электрические явления Оптические явления Всего Количество часов всего 4 13 5 7 5 34 теория 2 4 1 2 2 11 практика 2 9 4 5 3 23 Содержание программы 1.Введение (4 ч) Система единиц, измерение физических величин; понятие о прямых и косвенных измерениях; правила измерения и вычисления; правила действия над приближенными числами; правила определения абсолютных и относительных погрешностей; методы учета погрешностей. Лабораторные работы 1. Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (линейки, мензурки, часов). 2. Изучение правил пользования линейкой, динамометром, весами, мензуркой. 2.Механические явления (13 ч) Масса, плотность, сила упругости, сила трения, деформация, жесткость, период колебаний, сила Архимеда, наклонная плоскость, коэффициент полезного действия; колебательное движение, гармонические колебания. Оформление бланков ответов при выполнении экспериментальных заданий по механике. Лабораторные работы 1.Определение плотности вещества посредством мензурки и технических весов. 2.Измерение выталкивающей силы. 3.Измерение жесткости пружины. 4.Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. 5.Определение коэффициента трения на трибометре. 6.Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления. 7.Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от длины нити. 8. Изучение зависимости коэффициента полезного действия наклонной плоскости от угла еѐ наклона. 9. Исследование равновесия рычага. Тепловые явления (5) Температура. Примеры различных значений температуры в природе и технике. Температурные шкалы. Современные методы измерения удельной теплоемкости вещества. Влажность. Значение влажности в живой природе и технике. Оформление бланков ответов при выполнении экспериментальных заданий на тепловые явления. Лабораторные работы 1.Изучение правил пользования жидкостным термометром. 2.Исследование зависимости скорости остывания тела температур с окружающей средой. 3. Изучение правил пользования психрометром. от разности 4.Использование калориметрического способа теплоемкости вещества для различных образцов. измерения удельной Электрические явления (7 ч) Сила тока, напряжение, сопротивление. Принцип действия измерительных приборов: амперметра, вольтметра, омметра; мощность, виды соединения. Оформление бланков ответов при выполнении экспериментальных заданий по электричеству. Лабораторные работы 1.Определение электрического сопротивления проводника. 2.Определение работы и мощности, потребляемой электрической лампочкой. 3.Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. 4. Экспериментальная проверка правила сложения электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников. 5. Экспериментальная проверка правила сложения силы тока при параллельном соединении двух проводников. Оптические явления (5 ч) Тонкая линза, собирающая линза, оптический центр линзы, оптическая сила линзы, фокусное расстояние линзы. Построение изображений в собирающей линзе. Оформление бланков ответов при выполнении экспериментальных заданий по оптике. Лабораторные работы 1. Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы. 2 Исследование изображения в линзе при удалении предмета от линзы. 3. Определение увеличения лупы. Тематическое планирование № дата Тема программы Кол-во часов Введение 4 1 Инструментальные и измерительные приборы в механике. Система единиц, понятие о прямых и косвенных измерениях. 1 2 Правила определения абсолютных и относительных погрешностей. 1 3 Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов (линейки, мензурки, часов). 1 4 Изучение правил пользования линейкой, динамометром, весами, мензуркой. 1 Л/р Виды учебной деятельности учащихся Основные направления воспитательной деятельности Патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, ценности научного познания, трудовое воспитание. Самостоятельная Ценности работа с научного текстами, познания, коррекция трудовое полученных воспитание и знаний. профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Расчет Ценности относительных и научного абсолютных познания, погрешностей. трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание Л/р Самостоятельная Патриотическое работа в парах. воспитание, эстетическое воспитание, ценности научного познания, трудовое воспитание и профессионально е самоопределение Л/ Работа в парах Патриотическое Р под воспитание, руководством эстетическое учителя. воспитание, ценности научного познания, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Механические явления Масса, плотность. 13 1 6 Определение плотности вещества посредством штангенциркуля и технических весов. 1 7 Сила упругости, сила трения. 1 8 Измерение жесткости пружины. 1 9 Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины 1 10 Определение коэффициента трения на трибометре. 1 5 Самостоятельная работа с текстами, коррекция полученных знаний. Ценности научного познания, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание Л/р Самостоятельная Патриотическое работа в парах. воспитание, эстетическое воспитание, ценности научного познания, трудовое воспитание. Самостоятельная Ценности работа с научного текстами, познания, коррекция трудовое полученных воспитание и знаний. профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Л/р Самостоятельная Ценности работа в парах научного познания, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание Л/р Самостоятельно Патриотическое проводят воспитание, исследования, эстетическое строят воспитание, графическую ценности научного зависимость и познания, формулируют трудовое вывод. воспитание и профессионально е самоопределение Л/р Проводят Патриотическое измерения, воспитание, самостоятельная эстетическое работа в парах воспитание, 11 Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления. 1 12 Сила Архимеда 1 Измерение выталкивающей силы. 13 Наклонная плоскость, коэффициент полезного действия. Рычаг. Условия равновесия рычага. 1 14 Изучение зависимости коэффициента полезного действия наклонной плоскости от угла еѐ наклона. 1 15 Исследование равновесия рычага. 1 ценности научного познания, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Л/р Самостоятельно Патриотическое проводят воспитание, исследования, эстетическое формулируют воспитание, вывод. ценности научного познания, трудовое воспитание. Ценности Самостоятельная научного работа с познания, текстами, трудовое воспитание и Л/р коррекция полученных профессиональное знаний. самоопределение, Исследования, экологическое самостоятельная воспитание. работа в парах. Беседа по Ценности вопросам. научного познания, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание Самостоятельно Патриотическое проводят воспитание, эстетическое Л/р исследования, формулируют воспитание, вывод. ценности научного познания, трудовое воспитание и профессионально е самоопределение Л/р Самостоятельно Патриотическое проводят воспитание, измерения, эстетическое заполняют воспитание, таблицу и ценности научного формулируют познания, вывод. трудовое воспитание и 16 Колебательное движение. Период колебаний, частота. 1 17 Исследование зависимости периода и частоты колебаний математического маятника от длины нити 1 18 Тепловые явления Температура. 5 1 Изучение правил пользования жидкостным термометром. 19 Исследование зависимости скорости остывания тела от разности температур с окружающей средой. 1 20 Современные методы измерения удельной теплоемкости вещества. 1 21 Влажность. 1 Изучение правил профессиональное самоопределение. Самостоятельная Патриотическое работа с воспитание, текстами, эстетическое коррекция воспитание, полученных ценности научного знаний. познания, трудовое воспитание. Л/р Самостоятельно Патриотическое проводят воспитание, измерения, эстетическое заполняют воспитание, таблицу и ценности научного формулируют познания, вывод. трудовое воспитание. . Беседа, работа Ценности со справочной научного литературой. познания, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание Л/р Самостоятельно Патриотическое проводят воспитание, исследования, эстетическое строят воспитание, графическую ценности научного зависимость и познания, формулируют трудовое вывод. воспитание и профессионально е самоопределение Познавательный, Патриотическое словесный, воспитание, работа с эстетическое дополнительной воспитание, литературой. ценности научного познания, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Л/р Беседа, Патриотическое практический: воспитание, измерение эстетическое пользования психрометром. 22 23 влажности различными психрометрами. Использование калориметрического способа измерения удельной теплоемкости вещества для различных образцов. Электрические явления Сила тока, напряжение. 1 7 Сопротивление. Л/р 1 Определение электрического сопротивления проводника. 25 Работа и мощность тока. Л/р 1 Определение работы и мощности, потребляемой электрической лампочкой. 26 Виды соединений. Экспериментальная проверка правила сложения Беседаповторение по вопросам. 1 Исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника. 24 Л/р Творческий, самостоятельная работа в парах. воспитание, ценности научного познания, трудовое воспитание. Ценности научного познания, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание. Л/р 1 Патриотическое воспитание, эстетическое воспитание, Измерения под ценности научного руководством познания, учителя, трудовое самостоятельно воспитание и е построение профессионально графиков и е формулирован самоопределение ие вывода. БеседаПатриотическое повторение по воспитание, вопросам. эстетическое воспитание, Самостоятельн ценности научного познания, ая работа в трудовое парах. воспитание и профессиональное самоопределение. БеседаГражданское повторение по воспитание; вопросам. Патриотическое воспитание и Самостоятельн формирование российской ая работа в идентичности группах по 4 человека. Л/р Измерения под руководством учителя, самостоятельное Ценности научного познания; Адаптация электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников. формулирование вывода. 27 Экспериментальная проверка правила сложения силы тока при параллельном соединении двух проводников 1 28 Принцип действия электроизмерительных приборов. 1 обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Трудовое воспитание и профессионально е самоопределение. Л/р Измерения под Эстетическое руководством воспитание; учителя, Физическое самостоятельное воспитание и формулирование формирование вывода. культуры здоровья; Трудовое воспитание и профессионально е самоопределение; Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды Самостоятельная Экологическое работа с воспитание; текстами, Физическое коррекция воспитание и полученных формирование знаний. культуры здоровья; Трудовое воспитание и профессионально е самоопределение; Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Гражданское 29 30 Безопасность при работе с электроизмерительными приборами Оптические явления Виды линз. Фокусное расстояние, оптическая сила и увеличение линзы. Проект 1 воспитание Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности 5 Беседаповторение по вопросам. 1 Л/р Самостоятельн ая работа в группах Л/р Самостоятельн ая работа в группах по 4 человека. Определение увеличения лупы. 31 Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы. 1 32 Изображения в собирающей линзе. Построение и характеристика изображений. 1 Беседаповторение по вопросам. Самостоятельн ая работа с Эстетическое воспитание; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Трудовое воспитание и профессионально е самоопределение; Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды Экологическое воспитание; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Трудовое воспитание и профессионально е самоопределение; Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Гражданское воспитание Гражданское воспитание; Патриотическое воспитание и формирование 33 Исследование изображения в линзе при удалении предмета от линзы. 1 34 Подведение итогов курса 1 текстами, коррекция полученных знаний. Л/р Наблюдения под руководством учителя, самостоятельное формулирование вывода. Беседа. российской идентичности Ценности научного познания; Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Трудовое воспитание и профессионально е самоопределение. Эстетическое воспитание; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Трудовое воспитание и профессионально е самоопределение; Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды Экологическое воспитание; Физическое воспитание и формирование культуры здоровья; Трудовое воспитание и профессионально е