РП Астрономия 10-11 классы

Сорокина
Антонина
Ивановна

Подписан: Сорокина Антонина Ивановна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая
Балка, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К. ГЕРАСИМЕНКО Х.
ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН,
СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409,
E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна,
SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.10.06 12:10:17+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА АСТРОНОМИЯ
В результате изучения учебного предмета «Астрономия» на уровне
среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
- воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о её связях с
физикой и математикой;
- использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и
принципа работы телескопа.
- воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и
кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее
время);
- объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного
стиля;
- объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца
на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины
затмений Луны и Солнца;
- применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и
звезд;
- воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии
гелиоцентрической системы мира;
- воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
- вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их
размеры — по угловым размерам и расстоянию;
- формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе
третьего (уточненного) закона Кеплера;
- описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием
сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
- объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в
движении тел Солнечной системы;
- характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов
для исследования тел Солнечной системы.
- формулировать и обосновывать основные положения современной
гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
- определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, метеоры,
болиды, метеориты);
- описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
- перечислять существенные различия природы двух групп планет и
объяснять причины их возникновения;
- проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу
поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы
2

этих планет;
- объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
- описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
- характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
- описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
- описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
- объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения;
- определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой
год);
- характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
- описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
- объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
- описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
- вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
- называть основные отличительные особенности звезд различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
- сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
- объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
- описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
- оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
- описывать этапы формирования и эволюции звезды;
- характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр;
- объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
- характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
- определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
- распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
- сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
- обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения»в спектрах галактик;
- формулировать закон Хаббла;
- определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
- оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
- интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы горячей Вселенной;
- классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента
начала ее расширения Большого взрыва;
3

- интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия анти тяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой
еще неизвестна;
- систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научится:
- иметь представления о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимать сущность наблюдаемых во Вселенной явлений;
- иметь представление об основополагающими астрономическими понятиями,
теориями, законами, закономерностями, уверенное пользование астрономической
терминологией и символикой;
- иметь представление о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
-понимать роль отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развития международного сотрудничества в этой области.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АСТРОНОМИИ

(34 ч 1 час в неделю)
1. Введение в астрономию (1 час).
Структура и масштабы Вселенной (наука астрономия, изучение вселенной).
Далекие глубины Вселенной (современные земные обсерватории,
космические телескопы).
2. Астрометрия (5 часа).
Звездное небо (звезды и созвездия, полярная звезда, зодиакальные созвездия,
эклиптика). Небесные координаты (экваториальная система координат,
горизонтальная система координат). Видимое движение планет и Солнца
(видимое движение планет, неравномерное движение Солнца среди звезд).
Движение Луны и затмения (движения Луны, фазы Луны, солнечные
затмения, лунные затмения). Время и календарь (звездное и солнечное время,
календари).
3. Небесная механика (3 часа).
Система мира (геоцентрическая система мира, гелиоцентрическая система
мира, гелиоцентрический годичный параллакс). Законы движения планет
(законы Кеплера, первый закон Кеплера, второй закон Кеплера, третий закон
Кеплера). Космические скорости (первая космическая скорость, вторая
космическая скорость). Межпланетные перелеты (расчет траекторий
космических полетов).
4. Строение Солнечной системы (7 часов).
Современные представления о Солнечной системе (планеты и астероиды,
карликовые планеты, облако Оорта). Планета Земля (вращение Земли, масса
и плотность Земли, внутреннее строение Земли, парниковый эффект,
магнитное поле Земли). Луна и ее влияние на Землю (природа Луны,
приливы, прецессия). Планеты земной группы (Меркурий, Венера, Марс).
4

Планеты-гиганты. Планеты-карлики (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун,
планеты-карлики). Малые тела Солнечной системы (астероиды, кометы,
метеоры и метеориты). Современные представления о происхождении
Солнечной системы (космогоническая теория Шмидта, образование планет).
5. Астрофизика и звездная астрономия (8 часов).
Методы астрофизических исследований (излучение небесных тел,
оптические телескопы, радиотелескопы). Солнце (основные характеристики
Солнца, строение солнечной атмосферы, солнечная активность). Внутреннее
строение и источники энергии Солнца (физические характеристики Солнца,
источник энергии Солнца, строение Солнца, солнечные нейтрино). Основные
характеристики звезд (температура и цвет звезд, диаграмма ГерцшпрунгаРессела, массы звезд). Внутреннее строение звезд (строение звезд главной
последовательности, строение красных гигантов и сверхгигантов). Белые
карлики, нейтронные звезды, пульсары и черные дыры (белые карлики,
нейтронные звезды, черные дыры). Двойные, кратные и переменные звезды
(двойные и кратные звезды, заметно-переменные звезды, затменнопеременные звезды, пульсирующие переменные звезды). Новые и
сверхновые звезды (новые звезды, сверхновые звезды). Эволюция звезд:
рождение, жизнь и смерть звезд (жизнь
звезд, возраст сверхновых скоплений).
6. Млечный путь – наша галактика (3 часа).
Газ и пыль в галактике (млечный путь, газопылевые туманности). Рассеянные
и шаровые звездные скопления (рассеянные звездные скопления, шаровые
звездные скопления). Сверхмассивная черная дыра в центре галактики
(обнаружение черной дыры, космические лучи в галактике).
7. Галактики (3 часа).
Классификация галактик (классификация галактик, красное смещение в
спектрах галактик, закон Хаббла, темная материя в галактиках). Активные
галактики и квазары (активные галактики, квазары). Скопления галактик
(скопление галактик, рентгеновское излучение скоплений галактик, ячеистая
структура распределения галактик).
8. Строение и эволюция Вселенной (2 часа).
Конечность и бесконечность вселенной – парадоксы классической
космологии (космология, фотометрический парадокс, общая теория
относительности). Расширяющаяся вселенная (космологическая модель
вселенной, радиус мегагалактики, возраст вселенной). Модель горячей
вселенной и реликтовое излучение (модель горячей вселенной, реликтовое
излучение).
9. Современные проблемы астрономии (2 часа).
Ускоренное расширение вселенной и темная энергия (темная материя,
ускоренное расширение вселенной и темная энергия). Обнаружение планет
около других звезд (невидимые спутники звезд, методы обнаружения
экзопланет, экзопланеты с условиями благоприятными для жизни). Поиск
жизни и разума во вселенной (жизнь во Вселенной, формула Дрейка).
5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел

Темы

1.Введение в
астрономию
-1 час

Структура
и
масштабы Вселенной
(наука астрономия,
изучение вселенной).
Далекие
глубины
Вселенной
(современные
земные
обсерватории,
космические
телескопы).

Звездное
небо
2.
Астрометрия (звезды и созвездия,
полярная
звезда,
- 5 ч.

зодиакальные
созвездия,
эклиптика).
Небесные
координаты
(экваториальная
система координат,
горизонтальная
система координат).
Видимое движение

Основные
виды Основные
учебной деятельности направления
обучающихся
воспитательной
деятельности
—
воспроизводить Ценности научного
определения
познания, трудовое,
терминов и понятий эстетическое,
(созвездие, высота и гражданственное,
кульминация
звезд патриотическое
и Солнца, эклиптика,
местное,
поясное,
летнее и
зимнее
время);
—
объяснять
необходимость
введения високосных
лет
и
нового
календарного стиля;
—
объяснять
наблюдаемые
невооруженным
глазом
движения
звезд и Солнца на
различных
географических
широтах, движение и
фазы Луны, причины
затмений Луны и
Солнца;
— применять
звездную карту для
поиска на небе
определенных
созвездий и звезд.
—
воспроизводить Ценности научного
исторические
познания, трудовое,
сведения
о эстетическое
становлении
и
развитии
гелиоцентрической
системы мира;
—
воспроизводить
определения
терминов и понятий
(конфигурация
планет, синодический
и
сидерический
6

планет и Солнца
(видимое движение
планет,
неравномерное
движение
Солнца
среди
звезд).
Движение Луны и
затмения (движения
Луны, фазы Луны,
солнечные затмения,
лунные
затмения).
Время и календарь
(звездное
и
солнечное
время,
календари).
.

периоды обращения
планет,
горизонтальный
параллакс,
угловые
размеры
объекта,
астрономическая
единица);
—
вычислять
расстояние до планет
по горизонтальному
параллаксу,
а
их
размеры
—
по
угловым размерам и
расстоянию;
—
формулировать
законы
Кеплера,
определять
массы
планет на основе
третьего
(уточненного) закона
Кеплера;
—
описывать
особенности
движения
тел
Солнечной системы
под действием сил
тяготения по орбитам
с
различным
эксцентриситетом;
—
объяснять
причины
возникновения
приливов на Земле и
возмущений
в
движении
тел
Солнечной системы;
— характеризовать
особенности
движения и маневров
космических
аппаратов для
исследования тел
Солнечной системы.

7

мира —
воспроизводить Ценности научного
3. Небесная Система
(геоцентрическая
исторические
познания, трудовое,
механика - 3
система
мира, сведения
о эстетическое
ч.
гелиоцентрическая
система
мира,
гелиоцентрический
годичный
параллакс). Законы
движения
планет
(законы
Кеплера,
первый
закон
Кеплера,
второй
закон
Кеплера,
третий
закон
Кеплера).
Космические
скорости
(первая
космическая
скорость,
вторая
космическая
скорость).
Межпланетные
перелеты
(расчет
траекторий
космических
полетов).
.

становлении
и
развитии
гелиоцентрической
системы мира;
—
воспроизводить
определения
терминов и понятий
(конфигурация
планет, синодический
и
сидерический
периоды обращения
планет,
горизонтальный
параллакс,
угловые
размеры
объекта,
астрономическая
единица);
—
вычислять
расстояние до планет
по горизонтальному
параллаксу,
а
их
размеры
—
по
угловым размерам и
расстоянию;
—
формулировать
законы
Кеплера,
определять
массы
планет на основе
третьего
(уточненного) закона
Кеплера;
—
описывать
особенности
движения
тел
Солнечной системы
под действием сил
тяготения по орбитам
с
различным
эксцентриситетом;
—
объяснять
причины
возникновения
приливов на Земле и
возмущений
в
движении
тел
Солнечной системы;
—
характеризовать
особенности
движения и маневров

8

космических
аппаратов
для
исследования
тел
Солнечной системы.

— формулировать и Ценности научного
4. Строение Современные
представления
о
обосновывать
познания, трудовое
Солнечной
системы-7 ч.. Солнечной системе основные положения
(планеты
и
астероиды,
карликовые планеты,
облако
Оорта).
Планета
Земля
(вращение
Земли,
масса и плотность
Земли,
внутреннее
строение
Земли,
парниковый эффект,
магнитное
поле
Земли). Луна и ее
влияние на Землю
(природа
Луны,
приливы, прецессия).
Планеты
земной
группы (Меркурий,
Венера,
Марс).
Планеты-гиганты.
Планетыкарлики
(Юпитер,
Сатурн,
Уран
и
Нептун,
планеты-карлики).
Малые
тела
Солнечной системы
(астероиды, кометы,
метеоры
и
метеориты).
Современные
представления
о
происхождении
Солнечной системы

современной
гипотезы
о
формировании всех
тел
Солнечной
системы из единого
газопылевого облака;
—
определять
и
различать
понятия
(Солнечная система,
планета, ее спутники,
планеты
земной
группы,
планетыгиганты,
кольца
планет, малые тела,
астероиды, планетыкарлики,
кометы,
метеоры,
болиды,
метеориты);
—
описывать
природу Луны
и
объяснять причины ее
отличия от Земли;
—
перечислять
существенные
различия
природы
двух групп планет и
объяснять причины
их возникновения;
—
проводить
сравнение Меркурия,
Венеры и Марса с
Землей по рельефу

9

(космогоническая
поверхности
и
теория
Шмидта, составу
атмосфер,
образование планет). указывать
следы
эволюционных
изменений природы
этих планет;
—
объяснять
механизм
парникового эффекта
и его значение для
формирования
и
сохранения
уникальной природы
Земли;
—
описывать
характерные
особенности природы
планет-гигантов, их
спутников и колец;
—
характеризовать
природу малых тел
Солнечной системы и
объяснять причины
их
значительных
различий;
— описывать явления
метеора и болида,
объяснять процессы,
которые происходят
при движении тел,
влетающих
в
атмосферу планеты с
космической
скоростью;
—
описывать
последствия падения
на Землю крупных
метеоритов;
—
объяснять
сущность астероиднокометной опасности,
возможности
и
способы
ее
предотвращения.

10

5.
Астрофизика
и
звездная
астрономия 8 ч.

Методы
астрофизических
исследований
(излучение небесных
тел,
оптические
телескопы,
радиотелескопы).
Солнце
(основные
характеристики
Солнца,
строение
солнечной
атмосферы,
солнечная
активность).
Внутреннее строение
и источники энергии
Солнца (физические
характеристики
Солнца,
источник
энергии
Солнца,
строение
Солнца,
солнечные
нейтрино). Основные
характеристики звезд
(температура и цвет
звезд,
диаграмма
ГерцшпрунгаРессела,
массы
звезд). Внутреннее
строение
звезд
(строение
звезд
главной
последовательности,
строение
красных
гигантов
и
сверхгигантов).
Белые
карлики,
нейтронные звезды,
пульсары и черные
дыры
(белые
карлики, нейтронные
звезды,
черные
дыры).
Двойные,
кратные
и
переменные звезды
(двойные и кратные
звезды,
заметнопеременные звезды,
затменнопеременные звезды,
пульсирующие
переменные звезды).

— формулировать и
обосновывать
основные положения
современной
гипотезы
о
формировании всех
тел
Солнечной
системы из единого
газопылевого облака;
—
определять
и
различать
понятия
(Солнечная система,
планета, ее спутники,
планеты
земной
группы,
планетыгиганты,
кольца
планет, малые тела,
астероиды, планетыкарлики,
кометы,
метеоры,
болиды,
метеориты);
—
описывать
природу Луны
и
объяснять причины ее
отличия от Земли;
—
перечислять
существенные
различия
природы
двух групп планет и
объяснять причины
их возникновения;
—
проводить
сравнение Меркурия,
Венеры и Марса с
Землей по рельефу
поверхности
и
составу
атмосфер,
указывать
следы
эволюционных
изменений природы
этих планет;
—
объяснять
механизм
парникового эффекта
и его значение для
формирования
и
сохранения
уникальной природы
Земли;
—
описывать
характерные
особенности природы

Ценности научного
познания, трудовое,
эстетическое,
экологическое
.

11

Новые и сверхновые
звезды
(новые
звезды, сверхновые
звезды). Эволюция
звезд:
рождение,
жизнь и смерть звезд
(жизнь
звезд,
возраст
сверхновых
скоплений).

6. Млечный
путь – наша
галактика-3
ч.

Газ
и
пыль
в
галактике (млечный
путь,
газопылевые
туманности).
Рассеянные
и
шаровые
звездные
скопления
(рассеянные
звездные скопления,
шаровые
звездные
скопления).
Сверхмассивная
черная дыра в центре
галактики
(обнаружение черной
дыры, космические
лучи в галактике).

планет-гигантов, их
спутников и колец;
—
характеризовать
природу малых тел
Солнечной системы и
объяснять причины
их
значительных
различий;
— описывать явления
метеора и болида,
объяснять процессы,
которые происходят
при движении тел,
влетающих
в
атмосферу планеты с
космической
скоростью;
—
описывать
последствия падения
на Землю крупных
метеоритов;
—
объяснять
сущность астероиднокометной опасности,
возможности
и
способы
ее
предотвращения.
—
определять
и
различать
понятия
(звезда,
модель
звезды, светимость,
парсек, световой год);
—
характеризовать
физическое состояние
вещества Солнца и
звезд и источники их
энергии;
—
описывать
внутреннее строение
Солнца и способы
передачи энергии из
центра
к
поверхности;
—
объяснять
механизм
возникновения
на
Солнце грануляции и
пятен;
—
описывать
наблюдаемые
проявления
солнечной

Ценности научного
познания, трудовое,
эстетическое,
экологическое

12

7. Галактики Классификация
галактик
-3 ч.

(классификация
галактик,
красное
смещение в спектрах
галактик,
закон
Хаббла,
темная
материя
в
галактиках).
Активные галактики

активности
и
их
влияние на Землю;
—
вычислять
расстояние до звезд
по
годичному
параллаксу;
— называть основные
отличительные
особенности
звезд
различных
последовательностей
на
диаграмме
«спектр —
светимость»;
— сравнивать модели
различных
типов
звезд
с моделью
Солнца;
—
объяснять
причины изменения
светимости
переменных звезд;
—
описывать
механизм
вспышек
новых и сверхновых;
— оценивать время
существования звезд
в зависимости от их
массы;
— описывать этапы
формирования
и
эволюции звезды;
—
характеризовать
физические
особенности
объектов,
возникающих
на
конечной
стадии
эволюции
звезд:
белых
карликов,
нейтронных звезд и
черных дыр
обосновывать
справедливость
модели
Фридмана
результатами
наблюдений
«красного смещения»
в спектрах галактик;
—
формулировать
закон Хаббла;
—
определять
13

8. Строение и
эволюция
Вселенной-2
ч.

и квазары (активные
галактики, квазары).
Скопления галактик
(скопление галактик,
рентгеновское
излучение скоплений
галактик,
ячеистая
структура
распределения
галактик).

расстояние
до
галактик на основе
закона Хаббла; по
светимости
сверхновых;
— оценивать возраст
Вселенной на основе
постоянной Хаббла;

Конечность
и
бесконечность
вселенной
–
парадоксы
классической
космологии
(космология,
фотометрический
парадокс,
общая
теория
относительности).
Расширяющаяся
вселенная
(космологическая
модель
вселенной,
радиус
мегагалактики,
возраст вселенной).
Модель
горячей
вселенной
и
реликтовое
излучение
(модель
горячей вселенной,
реликтовое
излучение).

— объяснять смысл Ценности научного
понятий (космология, познания, трудовое,
Вселенная,
модель эстетическое
Вселенной, Большой
взрыв,
реликтовое
излучение);
—
определять
расстояние
до
звездных скоплений и
галактик по цефеидам
на
основе
зависимости
«период —
светимость»;
— распознавать типы
галактик
(спиральные,
эллиптические,
неправильные);
— сравнивать выводы
А. Эйнштейна
и
А. А. Фридмана
относительно модели
Вселенной;
—
обосновывать
справедливость
модели
Фридмана
результатами
наблюдений
«красного смещения»
в спектрах галактик;
—
формулировать
закон Хаббла;
—
определять
расстояние
до
галактик на основе
закона Хаббла; по
светимости
сверхновых;
— оценивать возраст
Вселенной на основе
14

9.
Современные
проблемы
астрономии 2 ч.

Ускоренное
расширение
вселенной и темная
энергия
(темная
материя, ускоренное
расширение
вселенной и темная
энергия).
Обнаружение планет
около других звезд
(невидимые
спутники
звезд,
методы обнаружения
экзопланет,
экзопланеты
с
условиями
благоприятными для
жизни). Поиск жизни
и
разума
во
вселенной (жизнь во
Вселенной, формула
Дрейка).

постоянной Хаббла;
— интерпретировать
обнаружение
реликтового
излучения
как
свидетельство
в
пользу
гипотезы
горячей Вселенной;
— классифицировать
основные
периоды
эволюции Вселенной
с момента начала ее
расширения —
Большого взрыва.
.
— систематизировать
знания о методах
исследования
и
современном
состоянии проблемы
существования жизни
во
Вселенной.
Обеспечить
достижение
планируемых
результатов освоения
основной
образовательной
программы, создать
основу
для
самостоятельного
успешного усвоения
обучающимися новых
знаний,
умений,
видов и способов
деятельности должен
системнодеятельностный
подход.
В
соответствии с этим
подходом
именно
активность
обучающихся
признается основой
достижения
развивающих целей
образования
—
знания не передаются
в готовом виде, а
добываются
учащимися
в
процессе

Ценности научного
познания, трудовое,
гражданственное,
эстетическое,
экологическое

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».