Русский язык родной 5-6 кл.

Сорокина
Антонина
Ивановна

Подписан: Сорокина Антонина Ивановна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка,
T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К.
ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ
РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409,
E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна,
SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.27 08:35:03+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

1

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) на уровне основного общего образования
достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) для основного общего образования
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности
на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на
основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);
патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского
языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; проявление интереса к познанию
русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России в контексте учебного предмета «Родной язык
(русский)»; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; осознание важности русского языка как
2

средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных
форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного языкового образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для
выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке; сформированность
навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания
и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; умение
рассказать о своих планах на будущее;
экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики
школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
3

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; способность действовать
в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об
объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;
умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и
выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и
читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
• устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
• выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления
закономерностей и противоречий;
• выявлять дефицит информации, необходимой для решения поставленной учебной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая
варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
• использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
• формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
4

•
•
•

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц,
процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования; владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
• выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
• использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в
нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
• использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с
учётом поставленных целей;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать
решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной
установки;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
• Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою
точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;
• знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;

5

•

в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования,
проекта;
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно планировать и выполнять действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, «мозговой штурм» и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других членов команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности
и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
• Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения
группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
• самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
• владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

6

•
•

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
• объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий
общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
• развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
• признавать своё и чужое право на ошибку;
• принимать себя и других не осуждая;
• проявлять открытость;
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
Язык и культура:
• характеризовать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; осознавать важность
бережного отношения к родному языку;
• приводить примеры, доказывающие, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны (в рамках изученного);
• распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом; характеризовать особенности
употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной
литературы;
• распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением (в рамках
изученного); понимать и объяснять национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических словсимволов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;
• распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок; пословицы и поговорки, объяснять их значения (в
рамках изученного), правильно употреблять их в речи;
• иметь представление о личных именах исконно русских (славянских) и заимствованных (в рамках изученного), именах, входящих в состав
пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определённую стилистическую окраску;

7

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных русских городов и истории народа, истории языка (в рамках
изученного);
использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений;
учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по пунктуации (в том
числе мультимедийные).
Культура речи:
словари и справочники по пунктуации. иметь общее представление о современном русском литературном языке;
иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;
иметь общее представление о роли А. С. Пушкина в развитии современного русского литературного языка (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической
нормы (в рамках изученного);
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного); соблюдать
нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;
соблюдать нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов (в рамках изученного); употреблять слова в соответствии с их лексическим
значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических
норм современного русского языка;
различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; различать типичные ошибки, связанные с
нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к
незнакомому человеку; соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; соблюдать русскую
этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе
мультимедийные; использовать орфографические
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть элементами интонации; выразительно читать тексты;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения (просьба, принесение извинений); инициировать диалог и
поддерживать его, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных функционально-смысловых типов речи; составлять планы разных
видов; план устного ответа на уроке, план прочитанного текста;
создавать объявления (в устной и письменной форме) с учётом речевой ситуации;
распознавать и создавать тексты публицистических жанров (девиз, слоган);

8

•
•
•

•
•
•
•

•
•
•

•
•
•
•

анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы,
былины, пословицы, загадки);
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их
в устной форме.
6 класс
Язык и культура:
понимать взаимосвязи исторического развития русского языка с историей общества, приводить примеры исторических изменений значений и
форм слов (в рамках изученного);
иметь представление об истории русского литературного языка; характеризовать роль старославянского языка в становлении современного
русского литературного языка (в рамках изученного);
выявлять и характеризовать различия между литературным языком и диалектами; распознавать диалектизмы; объяснять национальнокультурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);
устанавливать и характеризовать роль заимствованной лексики в современном русском языке; комментировать причины лексических
заимствований; характеризовать процессы заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур, приводить
примеры; характеризовать особенности освоения иноязычной лексики; целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные
фразеологизмы;
характеризовать причины пополнения лексического состава языка; определять значения современных неологизмов (в рамках изученного);
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом (с помощью фразеологического
словаря); комментировать (в рамках изученного) историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно употреблять их;
использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; фразеологические словари; словари иностранных слов; словари синонимов,
антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по
пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных; глаголов (в рамках
изученного); различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов
современной орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления
синонимов, антонимов, омонимов;
употреблять имена существительные, имена прилагательные, местоимения, порядковые и количественные числительные в соответствии с
нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);
выявлять, анализировать и исправлять типичные речевые ошибки в устной и письменной речи;

9

•
•
•
•

•
•
•
•
•

•
•
•
•

•

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь (в рамках
изученного); корректировать свою речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения; использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального русского речевого этикета; этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и комплимента, благодарности, сочувствия,
утешения и т. д.;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе
мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; выбирать и использовать различные виды чтения в соответствии
с его целью; владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами
получения, переработки и преобразования информации; использовать информацию словарных статей энциклопедического и лингвистических
словарей для решения учебных задач;
анализировать и создавать тексты описательного типа (определение понятия, пояснение, собственно описание);
уместно использовать жанры разговорной речи (рассказ о событии, «бывальщины» и др.) в ситуациях неформального общения;
анализировать и создавать учебно-научные тексты (различные виды ответов на уроке) в письменной и устной форме;
использовать при создании устного научного сообщения языковые средства, способствующие его композиционному оформлению;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их
в устной форме.
7 класс
Язык и культура:
характеризовать внешние причины исторических изменений в русском языке (в рамках изученного); приводить примеры; распознавать и
характеризовать устаревшую лексику с национально-культурным компонентом значения (историзмы, архаизмы); понимать особенности её
употребления в текстах;
характеризовать процессы перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом; приводить примеры актуализации
устаревшей лексики в современных контекстах;
характеризовать лингвистические и нелингвистические причины лексических заимствований; определять значения лексических
заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок; фразеологические словари; словари иностранных слов; словари синонимов,
антонимов; учебные этимологические словари, грамматические словари и справочники, орфографические словари, справочники по
пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях, наречиях; в словоформах с непроизводными предлогами (в рамках
изученного); различать основные и допустимые нормативные варианты постановки ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях,
10

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

наречиях, в словоформах с непроизводными предлогами;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления
паронимов;
анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках изученного); корректировать устную и письменную речь с учётом её
соответствия основным нормам современного литературного языка;
употреблять слова с учётом вариантов современных орфоэпических, грамматических и стилистических норм;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета (запрет на употребление грубых
слов, выражений, фраз; исключение категоричности в разговоре и т. д.); соблюдать нормы русского невербального этикета;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том
числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть умениями информационной переработки
прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
использовать информацию словарных статей энциклопедического и лингвистических словарей для решения учебных задач;
характеризовать традиции русского речевого общения; уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды абзацев; распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
использовать различные типы заголовков при создании собственных текстов;
анализировать и создавать тексты рекламного типа; текст в жанре путевых заметок; анализировать художественный текст с опорой на его
сильные позиции;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их
в устной и письменной форме;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
8 класс
Язык и культура:
иметь представление об истории развития лексического состава русского языка, характеризовать лексику русского языка с точки зрения
происхождения (в рамках изученного, с использованием словарей);
комментировать роль старославянского языка в развитии русского литературного языка; характеризовать особенности употребления
старославянизмов в современном русском языке (в рамках изученного, с использованием словарей);
характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и
более поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей); сфере функционирования;

11

•
•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

определять значения лексических заимствований последних десятилетий и особенности их употребления в разговорной речи, современной
публицистике, в том числе в дисплейных текстах; оценивать целесообразность их употребления; целесообразно употреблять иноязычные
слова;
комментировать исторические особенности русского речевого этикета (обращение); характеризовать основные особенности современного
русского речевого этикета;
использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных и стилистических вариантов
современной орфоэпической нормы;
иметь представление об активных процессах современного русского языка в области произношения и ударения (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления
синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;
корректно употреблять термины в текстах учебно-научного стиля, в публицистических и художественных текстах (в рамках изученного);
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь
с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
распознавать типичные ошибки согласования и управления в русском языке; редактировать предложения с целью исправления
синтаксических грамматических ошибок;
характеризовать и оценивать активные процессы в речевом этикете (в рамках изученного); использовать приёмы, помогающие противостоять
речевой агрессии; соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том
числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных задач; владеть умениями информационной переработки
прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
использовать графики, диаграммы, план, схемы для представления информации;
использовать основные способы и правила эффективной аргументации в процессе учебно-научного общения; стандартные обороты речи и
знание правил корректной дискуссии; участвовать в дискуссии;
анализировать структурные элементы и языковые особенности письма как жанра публицистического стиля речи; создавать сочинение в жанре
письма (в том числе электронного);
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их
в устной и письменной форме;
12

•
•

•
•
•

•
•
•
•
•

•
•
•

строить устные учебно-научные сообщения различных видов, составлять рецензию на реферат, на проектную работу одноклассника, доклад;
принимать участие в учебно-научной дискуссии;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
9 класс
Язык и культура:
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного), правильно употреблять их
в речи; иметь представление о русской языковой картине мира; приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности
родного русского языка; анализировать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор;
иметь представление о ключевых словах русской культуры; комментировать тексты с точки зрения употребления в них ключевых слов
русской культуры (в рамках изученного);
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; анализировать и комментировать
историю происхождения фразеологических оборотов; уместно употреблять их; распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках
изученного); правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения в различных ситуациях речевого общения (в рамках
изученного);
характеризовать влияние внешних и внутренних факторов изменений в русском языке (в рамках изученного); иметь представление об
основных активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры в рамках изученного);
комментировать особенности новых иноязычных заимствований в современном русском языке; определять значения лексических
заимствований последних десятилетий;
характеризовать словообразовательные неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять
иноязычные слова;
объяснять причины изменения лексических значений слов и их стилистической окраски в современном русском языке (на конкретных
примерах);
использовать толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и
выражений; словари синонимов, антонимов; учебные этимологические словари; грамматические словари и справочники, орфографические
словари, справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения (в рамках изученного); способы фиксации
произносительных норм в современных орфоэпических словарях;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; соблюдать нормы произношения и ударения в отдельных грамматических
формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного); употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости (в рамках изученного); опознавать
частотные примеры тавтологии и плеоназма;
13

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

соблюдать синтаксические нормы современного русского литературного языка: предложно-падежное управление; построение простых
предложений, сложных предложений разных видов; предложений с косвенной речью;
распознавать и исправлять типичные ошибки в предложно-падежном управлении; построении простых предложений, сложных предложений
разных видов; предложений с косвенной речью;
анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам и вариантам норм современного литературного языка;
использовать при общении в интернет-среде этикетные формы и устойчивые формулы, принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального русского речевого этикета; соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения;
использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов, антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в том
числе мультимедийные; использовать орфографические словари и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные форматы представления
информации (инфографика, диаграмма, дисплейный текст и др.);
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации (аннотация, конспект); использовать графики, диаграммы, схемы для представления информации;
анализировать структурные элементы и языковые особенности анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях
неформального общения;
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового письма;
создавать устные учебно-научные сообщения различных видов, отзыв о проектной работе одноклассника; принимать участие в учебнонаучной дискуссии;
понимать и использовать в собственной речевой практике прецедентные тексты;
анализировать и создавать тексты публицистических жанров (проблемный очерк);
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в
устной и письменной форме;
владеть правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 5–9 КЛАССЫ
5 КЛACC (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура (2 часа)
1.1. Русский язык — национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества
и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык
— язык русской художественной литературы.
14

Язык как зеркало национальной
культуры.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова,
обозначающие предметы иявления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры,народные
танцы
и
т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы,
народно-поэтические эпитеты (за тридевять
земель,
цветущая
калина девушка, тучи — несчастья, полынь, веретено, ясный
сокол, красна девица,родный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная,Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица
и т.п.)
в
русских
народных илитературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
1.2. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в
современныхситуациях речевого общения (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни
пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление
в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и
особенностей национальной культуры народа.
Загадки. Метафоричность русской загадки.
Раздел 2. Культура речи (2 часа).
2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы.
Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные
пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова. пАрить — парИть,рОжки —рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты
орфоэпической
нормы: (було[ч’] ная було[ш]ная,
же[н’]щина —
же[н]щина,
до[жд]ём
— до[ж’]ём и
под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь — микровОлновая
терапия).
2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления:
правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению действительности. Синонимы и
точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые,
стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности
употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки, связанные с употреблением синонимов, антонимов и лексических омонимов
в речи.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (2 часа)
3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи.
Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).
Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
3.2. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания,
повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

15

Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой.
Раздел 4. Защита проекта (1 час)
6 КЛАСС (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура (1 час)
1.1. Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков.
Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном
русском языке.
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые, стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенностиупотребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи.
Смысловые‚ стилистическиеособенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением
синонимов‚антонимов и лексических омонимов в речи.
2.1. Основные грамматические нормы современного русскоголитературного языка.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть
туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности –
неодушевленности (смотретьна спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков,
апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой
форме (медлен –медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления формимен существительных в соответствии с типом склонения (в
санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья
– не «платьи»),
принадлежностью к разряду
– одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть наспутник), особенностями
окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой
форме (медлен –медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежныеформы имен существительных. Отражение вариантов
грамматической нормы всловарях и справочниках.
2.2. Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета:
сдержанность,вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к

16

собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль;этические нормы – этикетные нормы –
этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулыначала и конца общения. Этикетные формулы
похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (1 час)
Функциональные разновидности языка.
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного
сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ- анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответгруппировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устногоответа). Компьютерная презентация.
Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного
сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ- анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответгруппировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устногоответа). Компьютерная презентация.
Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Раздел 4. Защита проекта (1 час)
7 КЛАСС (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура (1 час)
1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории.
Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из
общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в
современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между
активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный
пункт, большевик, колхоз и т. п.).
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая
окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

17

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение
вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической нормы.
2.3. Речевой этикет.
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность
речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный
(несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (1 час)
3.1. Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и
некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в
художественных текстах. Притча.
Раздел 4. Защита проекта (2 часа)
8 КЛАСС (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура (2 часа)
1.1. Исконно русская лексика: слова общеиндоевропейского фонда, слова праславянского (общеславянского) языка, древнерусские (обще
восточнославянские) слова, собственно русские слова. Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского
литературного языка. Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные,
устаревшие старославянизмы. Иноязычная лексика в разговорной речи, современной публицистике, в том числе в дисплейных текстах.
1.2. Речевой этикет. Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и вежливость. «Ты» и «вы» в русском речевом этикете и
в западноевропейском, американском речевых этикетах. Специфика приветствий у русских и других народов.
Раздел 2. Культура речи (2 часа)
2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи:
произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иноязычного происхождения; произношение парных
по твёрдости-мягкости согласных перед е в словах иноязычного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение
сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инич- на; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф’] и [в’]; произношение
мягкого [н] перед ч и щ. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в
научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Типичные речевые
ошибки, связанные с употреблением терминов. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов.
2.2. Основные грамматические нормы. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках.
Варианты грамматической нормы согласования сказуемого с подлежащим. Типичные грамматические ошибки в согласовании и управлении.

18

Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ: изменение обращений, использования
собственных имён. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации, помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых
формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа)
3.1. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные способы и средства получения и
переработки информации. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации.
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика
аргументов, критика демонстрации.
3.2. Разговорная речь. Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление.
Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите
реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника.
Раздел 4. Защита проекта (1час)

9

КЛАСС (7 часов)

Раздел 1. Язык и культура (2 часа)
1.1. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их
национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т. п.
1.2. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных
процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка:
активизация процесса заимствования иноязычных слов, «неологический бум» — рождение новых слов, изменение значений и
переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии.
Раздел 2. Культура речи (2 часа)
2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Активные процессы в области произношения и
ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная
и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки, связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (обобщение). Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
2.3. Типичные грамматические ошибки в предложно-падежном управлении. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов,
предложений с косвенной речью; типичные ошибки в построении сложных предложений.
19

Этика и этикет в интернет-общении. Этикет интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета интернет-дискус сии, интернет-полемики.
Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа)
3.1. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.
Разговорная речь. Анекдот, шутка.
3.2. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.
Публицистический стиль. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Раздел 4. Защита проекта (1час)

№
п/п

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» в 5–9 классах
5 КЛACC (7 часов)
Раздел, тема
Кол-во
Основные виды деятельности обучающихся на
часов
уровне универсальных учебных действий

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Раздел 1. Язык и культура (2)

1.
2.

Русский язык – национальный язык русского
народа.
Крылатые слова
и
выражения
из
русских народных и литературных сказок:
источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения.

1
1

Личностные: осознание черт русского национального характера
в произведениях УНТ, эмоционально положительное принятие
своей этнической идентичности.
Регулятивные: применять
методы информационного поиск Познавательные: объяснять
явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
литературоведческого
анализа.
Коммуникативные:
использовать адекватные языковые средства в форме речевых
высказываний.

2,3,4,7
1,2,3,4,7,8

Раздел 2. Культура речи (2)

3.

4

Основные орфоэпические нормы
современного русского литературного
языка.
Основные лексические нормы современного
русского литературного
языка

1

1

Личностные: формирование знания о своей этнической
принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций,
культуры.
Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинноследственных связей. Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и

20

1,3,4

1,2,3,4

координировать её с позициями собеседников.

Раздел 3. Речь.Речевая деятельность. Текст. (2)

5.
6.

Язык и речь. Виды речевой деятельности
Текст как единица языка и речи.
Функциональные разновидности языка.

1
1

Личностные: формирование знания о своей этнической
принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций,
культуры.
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи
и отношения. Коммуникативные: формулировать собственное
мнение и позицию

1,3,4,5,6,7
1,2,3,4,8

Раздел 4. Защита проекта (1)

7.

Защита проекта

1

ИТОГО
№
п/п

Раздел, тема

Личностные: формирование знания о своей этнической
принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций,
культуры.
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи
и отношения, Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства

7
6 КЛACC (7 часов)
Кол-во
Основные виды деятельности обучающихся на
часов
уровне универсальных учебных действий

3,4,5,7

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Раздел 1. Язык и культура (1)

1.

2.
3.

Иноязычные лексические заимствования
как результат взаимодействия
национальныхкультур

Основные лексические нормы современного
русского литературного языка.
Основные грамматические нормы

1

Личностные: осознание черт русского национального
характера, эмоционально положительное принятие своей
этнической идентичности. Регулятивные: применять методы
информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств. Познавательные: объяснять явления,
процессы, связи и отношения Коммуникативные: проявлять
речевые действия.

Раздел 2. Культура речи (3)
Личностные: осознание
1
1

характера, эмоционально
этнической идентичности.

21

черт русского национального
положительное принятие своей
Регулятивные: применять методы

2,3,4

1,2,3,4,7,8
1,2,3,4,7,8

4.

современного русскоголитературного
языка.
Речевой этикет

1

информационного поиск Познавательные: объяснять явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
литературоведческого
анализа
Коммуникативные:
использовать адекватные языковые средства в форме речевых
высказываний.

1,3,4

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (1)

5.

6,7.

Функциональные разновидности языка.

Личностные: формирование знания о своей этнической
принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций,
культуры.
Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: строить логическое
рассуждение. Коммуникативные: формулировать собственное
мнение и позицию.

Раздел 4. Защита проекта (2)
Личностные: формирование знания о своей этнической
2

Защита проекта

принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций,
культуры. Регулятивные: применять методы информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и
отношения. Коммуникативные: проявлять речевые действия:
использовать адекватные языковые средства.

ИТОГО
№
п/п

1

Раздел, тема

7
7 КЛACC (7 часов)
Кол-во
Основные виды деятельности обучающихся на
часов
уровне универсальных учебных действий

1,2,3,4

3,4,5,7

Основные
направления
воспитательной

деятельности

1.

Устаревшие слова как живые свидетели
истории.

Раздел 1. Язык и культура (1)
Личностные: эмоционально положительное принятие своей
1

этнической идентичности. Регулятивные: применять методы
информационного поиска. Познавательные: объяснять явления,
процессы, связи и отношения Коммуникативные: проявлять
речевые действия.

2,3,4,7

Раздел 2. Культура речи (3)

2.

Основные лексические нормы современного
русского литературного языка. -1 ч

1

Личностные: осознание черт русского национального характера
в произведениях эмоционально положительное принятие своей
этнической идентичности. Регулятивные: применять методы

22

1,2,3,4,7

3.
4.

Основные
грамматические
нормы
современного русского литературного языка
Речевой этикет.

1
1

информационного поиск Познавательные: объяснять явления,
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
литературоведческого
анализа
Коммуникативные:
использовать адекватные языковые средства в форме речевых
высказываний.

1,2,3,4
1,2,3,4,7

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. (1)

5.

Функциональные разновидности языка

1

Личностные: освоение национальных ценностей, традиций,
культуры. Регулятивные: применять методы информационного
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и
отношения. Коммуникативные: проявлять речевые действия:
использовать адекватные языковые средства.

1,2,3,4,5,7

Раздел 4. Защита проекта (2)

6, 7.

Защита проекта

2

ИТОГО

7

Личностные: формирование знания о своей этнической
принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций,
культуры.
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи
и отношения. Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства

23

1,2,3,4,5,7

№
п/п

Раздел, тема

Кол-во
часов

8 КЛАСС (7 часов)
Основные виды деятельности обучающихся на уровне
универсальных учебных действий

Основные
направления
воспитательной

деятельности

1.1.

1.2.

2.1

2.2

Раздел 1. Язык и культура (2)
Личностные: эмоционально положительное принятие своей
1

Исконно русская лексика. Стилистически
нейтральные, книжные, устаревшие
старославянизмы. Иноязычная лексика
Речевой этикет и вежливость. Специфика
приветствий у русских и других народов.

этнической идентичности.
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и
1
отношения.
Коммуникативные: проявлять речевые действия.
Раздел 2. Культура речи (2)

Основные орфоэпические и лексические
нормы современного русского литературного
языка.
Основные грамматические нормы. Типичные
грамматические ошибки в согласовании и
управлении.

1

1

Личностные: осознание черт русского национального характера в
произведениях
эмоционально положительное принятие своей
этнической идентичности.
Регулятивные: применять методы
информационного поиск Познавательные: объяснять явления,
процессы,
связи
и
отношения,
выявляемые
в
ходе
литературоведческого анализа Коммуникативные: использовать
адекватные языковые средства в форме речевых высказываний.

2,3,4,7

1,2,3,4,7

1,2,3,4

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2)

3.1.

3.2.

Основные способы и средства получения и
переработки
информации.
Структура
аргументации: тезис, аргумент. Способы
аргументации.
Разговорная речь. Научный стиль речи. Язык
художественной литературы

1

1

Личностные: освоение национальных ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения.
Коммуникативные: проявлять речевые действия: использовать
адекватные языковые средства.

1,2,3,4,5,7

Раздел 4. Защита проекта (1)

6, 7.

Защита проекта

ИТОГО

2

Личностные: формирование знания о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять
явления, процессы, связи и отношения.

(7)

24

1,2,3,4,5,7

№
п/п

Раздел, тема

Кол-во
часов

9 КЛАСС (7 часов)
Основные виды деятельности обучающихся на уровне
универсальных учебных действий

Основные
направления
воспитательной

деятельности

1.1.

1.2.

2.1

2.2

3.1.

3.2.

Крылатые слова и выражения (прецедентные
тексты) из произведений художественной
литературы, кинофильмов, песен, реклам.
Стремительный рост словарного состава
языка: активизация процесса заимствования
иноязычных слов, «неологический бум».
Типичные ошибки, связанные с нарушением
лексической сочетаемости. Речевая точность.
Тавтология. Плеоназм.
Этика и этикет в интернет-общении. Этикет
интернет-переписки.
Этические
нормы,
правила этикета интернет-дискус сии,
интернет-полемики.

Раздел 1. Язык и культура (2)
Личностные: эмоционально положительное принятие своей
1

1

этнической идентичности.
Регулятивные: применять методы информационного поиска.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и
отношения.
Коммуникативные: проявлять речевые действия.

Раздел 2. Культура речи (2)
Личностные: осознание черт русского национального характера
1
в произведениях эмоционально положительное принятие своей
этнической идентичности. Регулятивные: применять методы
информационного поиск Познавательные: объяснять явления,
1
процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
литературоведческого
анализа
Коммуникативные:
использовать адекватные языковые средства в форме речевых
высказываний.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2)
Личностные: освоение национальных ценностей, традиций,
Виды преобразования текстов: аннотация,
1
культуры. Регулятивные: применять методы информационного
конспект.
Использование
графиков,
поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
диаграмм,
схем
для
представления
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и
информации.
отношения. Коммуникативные: проявлять речевые действия:
Официально-деловой, учебно-научный и
1
использовать адекватные языковые средства.

2,3,4,7

1,2,3,4,7

1,2,3,4

1,2,3,4,5,7

публицистические стили. Текст и интертекст.
Афоризмы.

Раздел 4. Защита проекта (1)

6, 7.

Защита проекта

ИТОГО

2

Личностные: освоение национальных ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том
числе с помощью компьютерных средств. Познавательные: объяснять
явления, процессы, связи и отношения.

(7)
25

1,2,3,4,5,7

Примерные темы проектных работ
Простор как одна из главных ценностей в русской языковой картине мира.
Образ человека в языке: слова-концепты дух и душа.
Из этимологии фразеологизмов.
Из истории русских имён.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
О происхождении фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
Словарик пословиц о характере человека, его качествах; словарь одного слова; словарь юного болельщика, дизайнера,
музыканта и др.
8. Календарь пословиц о временах года; карта «Интересные названия городов моего края/России».
9. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие «время» в русском языке.
10. Мы живём в мире знаков.
11. Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
12. Понимаем ли мы язык Пушкина?
13. Этимология обозначений имён числительных в русском языке.
14. Футбольный сленг в русском языке.
15. Компьютерный сленг в русском языке.
16. Названия денежных единиц в русском языке.
17. Интернет-сленг.
18. Этикетные формы обращения.
19. Как быть вежливым?
20. Являются ли жесты универсальным языком человечества?
21. Как назвать новорождённого?
22. Межнациональные различия невербального общения.
23. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
24. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).
25. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
26. Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
27. Сетевой знак @ в разных языках.
28. Слоганы в языке современной рекламы.
29. Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
30. Синонимический ряд: врач — доктор — лекарь — эскулап — целитель — врачеватель. Что общего и в чём различие.
31. Язык и юмор.
32. Анализ примеров языковой игры в шутках и анекдотах.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

26

33. Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов, сборника стилизаций, разработка личной странички для школьного
портала и др.
34. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору», «Как быть убедительным в споре», «Успешное резюме» и др.
«Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях» и др.

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».