Сорокина Антонина Ивановна Подписан: Сорокина Антонина Ивановна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К. ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409, E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна, SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.27 11:59:33+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа по предмету «Музыка» разработана на основе: -Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями); - Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, 2010 год, - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - Примерной программой основного общего образования по музыке («Примерные программы основного общего образования Искусство», серия «Стандарты второго поколения»), Просвещение 2010, - Авторской программы «Музыка». 5-8 кл. – М.: Дрофа, 2017. Авторы программы: В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает: Пояснительную записку. Общую характеристику курса музыки. Место курса музыки в базисном учебном плане. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса музыки. Содержание курса музыки. Тематическое планирование. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса. Цели реализации программы: Достижение обучающимися результатов изучения музыки в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение биологии на уровне среднего общего образования, создание условий для достижения личностных результатов основного общего образования. Цели музыкального образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели музыкального образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения музыкального образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. С учётом вышеназванных подходов глобальными целями музыкального образования являются: социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром искусства; приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере художественной культуры. Помимо этого, музыкальное образование призвано обеспечить: ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к искусству; развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений; овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной; формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам художественной культуры. Задачами реализации программы являются: - научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; - содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; - развивать интеллектуальный потенциал; - всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке, выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения информационнокоммуникационных технологий; - способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства; - сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание характерных признаков музыкальноисторических стилей, знание наиболее значительных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве). Ценностные ориентиры содержания курса заключаются: в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности; формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития; в формировании основ художественного мышления; в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие. Общая характеристика курса музыки Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире. Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей: формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационнообразной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационнокоммуникационных технологий). Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуальнотворческого развития, активный познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся, понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего человека. В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников. Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д., развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе. Основное содержание образования в программе представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации». В них включаются разделы: «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Предлагаемые содержательные линии ориентированы на сохранение преемственности с курсом музыки в начальной школе. Место предмета музыки в базисном учебном плане Предмет «Музыка» рекомендуется изучать в 5—8 классах в объеме не менее 136 часов (по 34 часа в каждом классе). Настоящая программа «Музыка 5-8 классы » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования. Она предусматривает следующее количество часов, отведенное на изучение предмета: «Музыка» в 5-х классах -34 часа в год (1час в неделю); «Музыка» в 6-х классах -34 часа в год (1час в неделю), «Музыка» в 7-х классах -34 часа в год (1час в неделю), в 8-х классах34 часа в год (1час в неделю) I. Планируемые результаты Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета. В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части: 1) патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурноми многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края. 2) гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения, отраженными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий. 3) духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральныхи духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов. 4) эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства. 5) ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельностина звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии. 6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. 7) трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. 8) экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; нравственно-эстетическое отношение к природе, участие в экологических проектах через различные формы музыкального творчества 9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; стремление перенимать опыт, учиться у других людей – как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства; воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе. 5 класс Личностные результаты: - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке; - совершенствование художественного вкуса; - овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; - формирование навыков самостоятельной музыкально-учебной деятельности; - сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач. Метапредметные результаты: - анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; - проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; - размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; - использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; - применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; - наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; - общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. Предметные результаты: - умение находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством, выражать их в размышлениях о музыке, подборе музыкальных стихотворений, создании музыкальных рисунков; - умение определять главные отличительные особенности музыкальных жанров - песни, романса, хоровой музыки, оперы, оперы, балета, а также музыкально-изобразительных жанров; - знание имён композиторов - К. Дебюсси и М. Равеля, художественных особенностей музыкального импрессионизма; - проявление навыков вокально-хоровой деятельности: исполнение одноголосных произведений с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a capella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания. 6 класс Личностные результаты: - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке; - совершенствование художественного вкуса; - овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; - наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; - формирование навыков самостоятельной музыкально-учебной деятельности; - сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач. Метапредметные результаты: - анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; - проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; - размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; - использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; - применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; - наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; - общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. Предметные результаты: - определение в прослушанном музыкальном произведении его главных выразительных средств – ритма, мелодии, гармонии, полифонических приемов, фактуры, тембров, динамики; - умение отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и письменно); - проявление навыков вокально-хоровой деятельности – исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинантный ритм). 7 класс Личностные результаты: —развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоциональноценностном, заинтересованном отношении к музыке; —совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; —овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; —наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; —приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-учебной деятельности; —сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач. Метапредметные результаты: —анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов; —проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями; —размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства; —использование разных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; —определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях; —применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; —наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры; —общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности. Предметные результаты: —понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия; —умение определить характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке; —умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений; —умение находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике); —осмысление характера развития музыкального образа, проявляющегося в музыкальной драматургии; —понимание художественно-выразительных особенностей музыкальных форм (период, двухчастная форма, трехчастная форма, рондо, вариации, сонатная форма); —проявление навыков вокально-хоровой деятельности —исполнение двухголосных произведений с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее отдельные голоса. 8 класс. Личностные результаты: • укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; • наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; • формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; • приобретение навыков социокультурной адаптации в современно мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; • развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализации творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования; . Метапредметные результаты: • наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; • ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; • готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; • планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия; • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; • умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Предметные результаты: Учащийся научится: -специфике музыки как вида искусства; -возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;основным жанрам народной и профессиональной музыки; -многообразию музыкальных образов и способов их развития; -знать основные формы музыки; -характерным чертам и образцам творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; -знать виды оркестров, названия наиболее известных инструментов; -знать и использовать имена выдающихся композиторов и музыкантовисполнителей; —осмыслению важнейших категорий в музыкальном искусстве —традиции и современности, понимании их неразрывной связи; —установлению взаимодействий между образами музыки, литературы и изобразительного искусства на уровне содержания и формы; —пониманию концептуально-содержательных особенностей сонатной формы; Учащийся получит возможность научиться: сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; -различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; -устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках; -слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм; -размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки; -музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио и телепередач и др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, ЭССЕ, РЕЦЕНЗИЙ Нормы оценок по предмету «Музыка» Важнейшая функция оценки на уроке музыки как уроке искусства - этическая: поддержать стимулировать активность учащихся или в тактичной форме указать школьнику на пробелы в музыкальном развитии. «5» проявление интереса к музыке, непосредственный отклик на нее; высказывания о прослушанном или исполненном произведении; активные усилия школьников, обнаруженные в ходе поисковых ситуаций и умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе восприятия музыки; рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учетом исходного уровня подготовки ученика, его активности в занятиях «4» Соответствие 2 или 1 критерию в отметке «5» «3»___ Отсутствие соответствия перечисленным критериям на отметку «5» II. Содержание учебного предмета. 5 класс Тема года: «МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА». Рассказать о роли музыки в семье искусств, о ее влиянии на другие искусства. Сформировать представления о песне, как истоке и вершине музыки. Показать взаимосвязь музыки и литературы. Знакомство с жанром вокализ, кантата, опера, балет. Сформировать представление о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров. 1.Музыка рассказывает обо всем. Древний союз Откуда берётся музыка? Музыка связана с окружающей жизнью. Истоки всех искусств едины. Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых словах и понятиях. Искусства различны – тема едина. Слушание музыки К. Дебюсси «Снег танцует», П. Чайковский «Июнь. Баркарола», «Октябрь. Осенняя песнь», Р. Шуман «Первая утрата», М. Таривердиев «Маленький принц». Разучивание песен П. Аедоницкого «Красно солнышко», Г. Струве «Музыка». Иллюстрации на тему «Звучащая природа», составление варианта урока-концерта «Природа в искусстве» 2.Истоки. 3.Искусство открывает мир. 4.Искусства различны, тема едина. Часть первая. МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА. Показать как музыка, выступая главным героем сказки, проявляет свою волшебную силу - помогает в трудную минуту. Проанализировать каким образом музыкальные звуки помогают дорисовывать поэтический текст. Помочь учащимся выбрать более вдумчивое отношение к жизни. Проследить каким образом музыка воздействует на человеческие чувства, мысли. Слово и музыка. Слово и музыка – два великих начала искусства. Влияние слова на музыку: интонации, ритмы, рифмы. Музыкальные жанры, связанные с литературой: песня, романс, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М. Глинка «Я помню чудное мгновенье», Ф. Шуберт «В путь», В. Моцарт симфония №40 I часть, П. Чайковский концерт №1 для ф-но с оркестром III часть, М. Мусоргский «Кот Матрос». Разучивание песен С. Старобинского «Песенка о словах», А. Куклина «Песенка о песенке». Сочинение песни на стихи Р. Бёрнса «За полем ржи», П. Элюара «Музыкант» (на выбор). Решение кроссворда. 5.Два великих начала искусства. 6.«Стань музыкою, слово!» 7.Музыка «дружит» не только с поэзией. 8.Заключительный урок – концерт. Песня. Песня – верный спутник человека. Мир русской песни. Песни народов мира. Слушание музыки: В. Баснер «С чего начинается Родина?», русская народная песня «Среди долины ровныя», «Ах ты, степь широкая», «Вечерний звон», Польская н.п. «Висла»; Г. Малер «Похвала знатока»; Ф. Мендельсон «Песня без слов» №14 (фр-т). Разучивание песен Ю. Тугаринова «Если другом стала песня», А. Александрова «Уж ты зимушка-зима». 9.Песня — верный спутник человека. 10.Мир русской песни. 11.Песни народов мира. Романс. Романса трепетные звуки. Влияние русской поэзии на развитие романса. Внимание и любовь к окружающему миру – главная идея в русском музыкальном искусстве. Мир человеческих чувств. Проявление в романсах русских композиторов внутреннего мира человека, его счастья, мечты, одиночества. Слушание музыки: М. Глинка «Жаворонок», С. Рахманинов «Ночь печальна», Р. Шуман «В сиянье тёплых майских дней». Разучивание: М. Глинка «Жаворонок». 12.Романса трепетные звуки. 13.Мир человеческих чувств. Хоровая музыка. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. Мир музыкальных образов хоровой музыки. Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов. Что может изображать хоровая музыка. Звуковое пространство хорового звучания. Слушание музыки: Р.н.п. «Есть на Волге утёс»; П. Чайковский «Отче наш»; Н. Римский-Корсаков «Вхождение в невидимый град», Г. Свиридов «Поёт зима» из «Поэмы памяти Сергея Есенина». Разучивание песен: канон «С весёлой песней»; кант XVIII века «Музы согласно». 14.Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме. 15.Что может изображать хоровая музыка. 16. Заключительный урок – концерт. Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки. Опера – синтетический вид искусства. Из чего состоит опера (либретто, увертюра, ария, инструментальные эпизоды). Слушание музыки: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила», Н. Римский-Корсаков Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка», «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Разучивание: М. Глинка хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя», С. Баневич «Пусть будет радость в каждом доме…» финал из оперы «История Кая и Герды». Иллюстрации декораций. 17.Самый значительный жанр вокальной музыки. 18. Из чего состоит опера. Балет. Единство музыки и танца. Балет – результат совместного труда композитора, балетмейстера, художников, создающих костюмы и декорации, музыкантов, артистов балета. «Русские сезоны» в Париже. Связь балета с литературой и изобразительным искусством. Слушание музыки: М. Глинка Мазурка из оперы «Жизнь за царя» II д.; Ф. Шопен Мазурка ля минор. И. Стравинский «Русская», «У Петрушки» из балета «Петрушка»; П. Чайковский Вариация II из балета «Щелкунчик». Разучивание песен: Е. Адлер «Песня менуэта». Костюмы балетных персонажей. 19. Единство музыки и танца. 20.«Русские сезоны в Париже». Музыка звучит в литературе. Музыкальность слова. Многообразие музыки в литературе (поэзия, проза). Музыкальные сюжеты в литературе. Могучее, преобразующее воздействие музыки. Античность. Миф об Орфее. Слушание музыки: К. Глюк «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика». Разучивание песен: М. Яковлев «Зимний вечер»; М. Преториус «Вечер». 21.Музыкальность слова. 22.Музыкальные сюжеты в литературе. Часть вторая. МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни., разные искусства по-своему и независимо друг от друга воплощают одно и тоже жизненное содержание. Проанализировать каким образом в музыкальном и изобразительном искусстве создают одни и тот же образ. Сопоставить произведения живописи и музыки. Ввести понятие «Музыкальный пейзаж». Образы живописи в музыке Живописность искусства. Музыка – сестра живописи. Изобразительное искусство и музыка. Влияние изобразительного искусства на музыку. Музыкальные жанры, связанные с изобразительным искусством: симфонические картины, этюды-картины, музыкальные портреты. Изображение пространства в музыке: динамика. Понятия, общие для музыки и живописи: контраст, краска, колорит, оттенок, холодные и тёплые тембры, светлые и сумрачные тона. Слушание музыки: С. Прокофьев «Вариации Феи зимы» из балета «Золушка», О. Лассо «Эхо», П. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром II ч. (фр-т), М. Мусоргский «Два еврея, богатый и бедный». Разучивание песен: Г. Струве «Весёлое эхо», Е. Поплянова «Как поёшь?». Зрительный ряд: И. Ромадин «Иней», А. Саврасов «Вид в швейцарских Альпах», К. Моне «Стог сена в Живерни», Э. Дробицкий «Жизнь и смерть». 23.Живописность искусства. 24.«Музыка — сестра живописи». Музыкальный портрет. Может ли музыка выразить характер человека? Сопоставление музыки и картин. Слушание музыки: М. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; «Гном» из ф-ного цикла «Картинки с выставки». Разучивание песен: Г. Гладков «Песня о картинах». Иллюстрации к прослушанным произведениям. Зрительный ряд: Н. Репин «Протодьякон». 25.Может ли музыка выразить характер человека? Пейзаж в музыке. Искусство и природа неотделимы друг от друга. Природа – прекрасный образец для творчества художников, композиторов, писателей. Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторовимпрессионистов. Красочность, зримость, живописность. Отражение в звуках разнообразных впечатлений, которые дарит нам окружающий мир. Слушание музыки: П. Чайковский «Апрель. Подснежник», И. Стравинский «Поцелуй земли» вступление к балету «Весна священная», М. Равель «Игра воды»; К. Дебюсси «Облака». Разучивание песен: В. Серебренников «Семь моих цветных карандашей». Иллюстрации к прослушанным произведениям. Зрительный ряд: В. Борисов-Мусатов «Весна», Н. Рерих «Поцелуй земли», К. Моне «Река в Аржантае», «Впечатление»; П. Сезанн «Гора Святой Виктории». 26.Образы природы в творчестве музыкантов. 27.«Музыкальные краски» в произведениях композиторов - импрессионистов. «Музыкальная живопись» сказок и былин. Волшебная красочность музыкальных сказок. Роль сказки в музыке. Сказочные герои в музыке. Тема богатырей в музыке. Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», П. Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик», И. Стравинский «Заколдованный сад Кащея» из балета «Жар-птица», М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» из ф-ного цикла «Картинки с выставки», А. Бородин Симфония №2 «Богатырская» I ч. (фр-т), М. Мусоргский «Богатырские ворота». Разучивание песен: С. Никитин «Сказка по лесу идёт», Былина о Добрыне Никитиче. Иллюстрация персонажа любимой музыкальной сказки. Зрительный ряд: Б. Анисфельд Три эскиза костюмов к опере «Садко». А. Головин «Кащеево царство»; Л. Бакст два эскиза костюмов Жар-птицы, В. Васнецов «Бо-гатыри»; И. Билибин «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Знакомство с понятием «Музыкальность» картин. Музыка может изображать потому что у не есть свои краски. Знакомство с творчеством художников – импрессионистов, Проследить взаимосвязь музыки и живописи, через песенность и пейзажность русской народной песни. Взаимосвязь иконописи и музыки. Воплощение образа матери в светском и духовном искусстве. 28.Волшебная красочность музыкальных сказок. 29.Сказочные герои в музыке. 30.Тема богатырей в музыке. Музыка в произведениях изобразительного искусства. Что такое музыкальность в живописи. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия». Изображения музыкальных инструментов, музицирующих людей, портреты композиторов. Внутреннее состояние духа, сила творческой энергии, неповторимый внутренний мир великих музыкантов. Воплощение высокого и творческого начал личности. Слушание музыки: П. Чайковский Концерт для ф-но с оркестром №1 I ч. (фр-т). Разучивание песен: В. Синенко «Птица-музыка». Зрительный ряд: Караваджо «Люнист», А. Аппиани «Парнас», Т. Ромбо «Песня», Э. Дега «Оркестр оперы», М. Пепейн «Придворный бал», Э. Делакруа «Портрет Шопена», И. Репин «М.И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила», И. Айвазовский «Наполеон на острове Святой Елены». 31.Что такое музыкальность в живописи. 32.«Хорошая живопись — это музыка, это мелодия». 33.Подводим итоги. 34. Заключительный урок. 6 класс Тема года: «В чём сила музыки». 1. «Музыка души» (1 час). Введение в тему года «В чем сила музыки». Объяснить что курс 6 класса посвящен изучению вопросов художественной выразительности музыкального искусства. Слушание вальса Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» и прелюдии соль минор Рахманинова. Разучивание песни «Цветные сны» М. Дунаевского, слова Н. Олева из телефильма «Мэри Поппинс, до свидания!». Письмо Богине Музыке. 2. Тысяча миров музыки (7 часов). Наш вечный спутник. Не только жизнь учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь. Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь. Созидательная сила музыки. Проблема добра и зла в музыке. Слушание музыки Ж. Брель «Вальс», П. Чайковский «Сентиментальный вальс», фрагмент симфонии №6, Ф. Шопен «Блестящий вальс», И. Штраус, вальсы, М. Мусоргский «Старый замок», Глюк, фрагменты оперы «Орфей и Эвридика», фрагменты оперы С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» и кантаты «Александр Невский», фрагменты симфонии №9 и №5 Л. Бетховена, песни И. Дунаевского и В. Баснера. Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», Г. Струве «Полонез дружбы». Зрительный ряд: П. Федотов «Сватовство майора», В. Пукирев «Неравный брак», М. Врубель «Пан», портреты композиторов 3. Как создаётся музыкальное произведение (23 часа). Единство сторон музыкального произведения. Ритм – основа музыки. Звук, который выражает слово. Единство содержания и формы. Музыкальные тембры. Музыкальная динамика. Музыкальные жанры: песня, романс, симфония, кантата, оратория, опера, балет, оперетта, жанры программной музыки. Слушание музыки: М.Равель «Болеро», Хачатурян «Танец с саблями», Шостакович фрагменты симфонии №7 «Ленинградской», Бетховен, увертюра «Эгмонт», Шуберт «Серенада», Моцарт «Реквием, Лакримоза», Сен-Санс «Лебедь», И. Бах, органные фуги, «Весенние воды» С. Рахманинов, песни о войне: «Священная война», «Дороги», «День Победы». Создание устных журналов «Недаром помнит вся Россия», «Песни, звавшие на подвиг». Изучение новых музыкальных терминов: ноктюрн, баллада, романс, полифония, сюита, рондо, серенада. Разучивание: Е. Крылатов «Прекрасное далёко», «Звуки музыки», «Баллада о солдате», и др. Зрительный ряд: портреты композиторов 4. Чудесная тайна музыки (2 часа). В чем сила музыки. Какой мир музыки мы открыли для себя. Слушание: Г. Свиридов «Время, вперёд», Н. Римский-Корсаков, фрагменты оперы «Снегурочка», Зрительный ряд: музыкальные инструменты, портреты композиторов. 5. Подводим итоги. Обобщающий урок по теме года «В чем сила музыки» (1 час). Итоговое тестирование. Музыкальная викторина 7 класс Тема года: «Содержание и форма в музыке». Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр. (16 часов). Единство музыкального произведения. Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание? Каким бывает музыкальное содержание? Музыка, которую необходимо объяснить словами. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Драматический, лирический, романтический, эпический образы. О чем рассказывает музыкальный жанр? Виды жанров – песня, танец, марш. Слушание музыки: И. Брамс. Симфония № 3, III часть; Л.Бетховен, Соната № 14 для фортепиано, I часть; А. Вивальди «Зима», 1 часть из цикла «Времена года»; О. Мессиан «Пробуждение птиц»; П. Чайковский «Ноябрь», «На тройке» из цикла «Времена года»; Н. Римский-Корсаков «Шехеразада», 1 часть; С. Рахманинов «Прелюдия соль-диез минор»; Ф. Шуберт «Лесной царь»; Н. Римский-Корсаков «Окиан-море синее», вступление к опере «Садко»; Ф. Шопен «Полонез ля-бемоль мажор», соч. 53 № 6; «Во поле береза стояла», русская народная песня; П. Чайковский, Симфония № 4, IV часть, фрагмент; П. Чайковский, марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Бизе, Марш тореадора из оперы «Кармен»; П. Чайковский, Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен, Вальс Си минор, соч. 69 № 2; В.Берковский, С. Никитин, стихи А. Величанского «Под музыку Вивальди». Разучивание песен А. Островского «Мальчишки и девчонки», Г. Струве «Спасибо вам, учителя», В. Мурадели «Бухенвальдский набат», М.Таривердиев «Маленький принц», Ю. Милютин «Лирическая песенка»; Г.Струне «Матерям погибших героев»; «Ты река ль моя, реченька», русская народная песня, обработка Л. Лядовой. Форма в музыке. Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия. часов). (18 Что такое музыкальная форма? «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма — это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Понятие музыкальной композиции. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Двухчастная и трехчастная формы. Многомерность образа в форме рондо. Вариации. Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Музыкальная драматургия как взаимосвязь музыкальных образов. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Слушание музыки: В. А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», «Реквием. Лакримоза», Симфония № 41 «Юпитер», IV часть; Ф. Шуберт «Серенада», «Шарманщик» из вокального цикла «Зимний путь»; Л. Бетховен, Симфония № 5, 1 часть; М. Равель «Игра воды»; Ф. Шопен, Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; М. Глинка, стихи И. Козлова. «Венецианская ночь», стихи А. Пушкина. «Я здесь, Инезилья...»; А. Бородин «Спящая княжна»; С. Прокофьев «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта»; Д..Шостакович, Симфония № , I часть, «эпизод нашествия»; М. Мусоргский «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки»; Р. Шуман. «Порыв»; М. Глинка. «Мазурка», хор поляков из «Сцены в лесу» и хор «Славься» из оперы «Жизнь за царя»; А. Бородин, опера «Князь Игорь», фрагменты: хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия, ария князя Игоря из II действия, ария хана Кончака из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия; Разучивание песен Е. Крылатова «Я верю только мачтам и мечтам», А. Зацепина «Есть только миг», А. Рыбникова «Последняя поэма» из кинофильма «Вам и не снилось», В.Синявского «Благодарим, солдаты, вас!», А. Пахмутовой «Надежда», Г.Комракова «Вечный огонь», Ю.Антонова «Красные маки» и других. III. Тематическое планирование. 5 класс № Тема. п/п. 1 Музыка рассказывает обо всём 2 Кол-во часов. 1 Древний союз 3 Музыка и литература. 3 Слово и музыка. Песня. 4 5 1. Различать характерные признаки видов искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими образами искусства. 3. Исполнять песенные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием. 1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства по критериям, заданным в учебнике. 2. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 3. Исполнять музыку, передавая ее общий художественный смысл. 18 3 4 Характеристика видов деятельности. Романс. 2 1. Воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой. 2. Исследовать значение литературы для воплощения музыкальных образов. 3. Рассуждать об общности и различии организации речи в произведениях литературы и музыки. 4. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы. 1. Изучать специфические черты русской народной музыки и исполнять ее отдельные образцы. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (в рамках изученного на уроке материала). 3. Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. 4. Рассказывать о народной музыке своего региона (края, республики и т. д.). 5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска музыкальных произведений к изучаемой теме. 1. Самостоятельно определять характерные свойства камерновокальной музыки. 2. Проявлять личностное отношение, эмоциональную отзывчивость к музыкальным произведениям при их восприятии. 3. Самостоятельно подбирать сходные произведения литературы (поэзии) к изучаемой музыке. 4. Раскрывать особенности музыкального воплощения 6 Хоровая музыка. 3 7 Опера. 2 8 Балет 2 9 Музыка звучит в литературе 2 Музыка и изобразительное искусство 10 Образы живописи в музыке поэтических текстов. 1. Изучать специфические черты русской народной музыки. 2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 4. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия интонаций, музыкальных тем. 1. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении. 4. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения высокохудожественных произведений или их фрагментов. 5. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке. 6. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 1. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 4. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 5.Импровизировать, передавая в общих чертах характерные интонации заданного музыкального образа (танцевальная импровизация). 5. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. 1. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки. 2. Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот. 3. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы 12 2 1. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 11 Музыкальный портрет 1 12 Пейзаж в музыке 2 13 14 «Музыкальная живопись» сказок и былин. 3 Музыка в произведениях изобразительного искусства. 3 15 Заключительный урок. 1 Всего часов 3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 4. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в исполнении. 1. Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства. 3. Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 4. Воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации в процессе слушания музыки. 1. Понимать характерные черты музыкального импрессионизма (с учетом критериев, представленных в учебнике), и называть его основных представителей. 2. Исследовать значение изобразительного искусства для воплощения музыкальных образов. 3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 4. Воспринимать внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 1. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 2. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке. 3. Ориентироваться в специфике выразительных средств музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике). 1. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством. 2. Анализировать и обобщать многообразие связей между музыкой и изобразительным искусством. 3. Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и искусства. 4. Самостоятельно подбирать сходные произведения изобразительного искусства к изучаемой теме. 5. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска произведений изобразительного искусства. 1. Различать характерные признаки видов искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Приводить примеры преобразующего влияния музыки (в рамках главной темы года). 4. Владеть специальными музыкальными терминами в пределах изучаемого курса. 34 6 класс № п/п. Тема. Кол-во часов. «Музыка души». 1 1 «Тысяча миров» музыки. 2 7 Как создаётся музыкальное произведение. 3 23 Характеристика видов деятельности. 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). 2. Осознавать и рассказывать о влияния музыки на человека. 1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 2. Осознавать интонационно-образные, жанровые основы музыки как вида искусства. 3. Исследовать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений. 4. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 6. Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей (с учетом критериев, представленных в учебнике). 7. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 8. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 6. Сотрудничать в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов, учитывать мнения своих товарищей. 1. Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения. 2. Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности. 3. Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений. 4. Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов (с учетом критериев, представленных в учебнике). 5. Узнавать по характерных признакам (ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого и современности. 6. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении. 7. Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкальных произведений. 8. Сравнивать разнообразные мелодико-гармонические интонации в музыке. 9. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приемам). 10. Сравнивать музыкальные произведения с точки зрения их фактурного воплощения. 11. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека. 12. Раскрывать особенности музыкального воплощения поэтических текстов. 13. Устанавливать внешние связи между звуками природы и Чудесная тайна музыки. 4 2 Подводим итоги. 5 1 Всего часов звучаниями музыкальных тембров, динамических оттенков. 1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 2. Рассуждать о преобразующем влиянии музыки. 3. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое — ложное, глубинное — поверхностное). 4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 5. Понимать характерные особенности музыкального языка (с учетом критериев, представленных в учебнике). 6. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 7. Устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки. 8. Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности. 1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. 2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). 3. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. 4. Приводить примеры преобразующего влияния музыки. 5. Понимать выразительные особенности музыкального языка в произведениях разного эмоционального и смыслового содержания (с учетом критериев, представленных в учебнике для 6 класса). 34 7 класс № п/п. 1 Тема. О единстве содержания и формы в художественном произведении. Кол-во часов. 1 Музыку трудно объяснить словами. 2 3 1 В чем состоит сущность, музыкального содержания. 2 Характеристика видов деятельности. 1. Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства. 2. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и другими видами искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 1. Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека. 2. Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности 1. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства. 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Каким бывает музыкальное содержание. 4 4 Музыкальный образ. 5 3 О чём рассказывает музыкальный жанр. 6 4 Форма в музыке. 7 10 Музыкальная драматургия. 8 7 3. Оценивать художественные произведения с позиции красоты и правды. 4. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях 1. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях. 2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Осваивать выдающиеся образцы западноевропейской музыки (эпоха венского классицизма) 4. Выявлять круг образов в музыкальном произведении. 5. Рассуждать о яркости и контрастности в музыке. 1. Анализировать особенности воплощения лирических образов в музыке. 2. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении. 3. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. 4. Самостоятельно подбирать сходные литературные произведения, произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. 5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в драматических произведениях, содержащих контрастные сопоставления образов, тем. 6. Анализировать особенности воплощения эпических образов в музыке. 1. Осознавать взаимосвязь жанровых и интонационно-образных воплощений в музыке (с учетом критериев, представленных в учебнике). 2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях. 3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 1. Воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения единства содержания и формы. 2. Понимать характерные особенности музыкального языка. 3. Различать характерные признаки видов искусства. 4. Понимать специфику деятельности композитора, поэта и художника (с учетом критериев, представленных в учебнике). 5. Выявлять типологические особенности в музыкальном формообразовании. 1. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в оперных произведениях. 2. Наблюдать за развитием музыкального образа в музыке. 3. Анализировать приемы развития музыкального образа. 4. Понимать характерные особенности музыкального языка. 5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 6. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного, (нескольких) образов в пределах произведений крупных форм или их фрагментов. 7. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. 1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 3. Понимать характерные особенности музыкального языка. Формула красоты. 9 2 34 Всего: 8 класс № Наименование п.п разделов и тем . О1традиции в музыке Колич ество часов 3 Характеристика видов деятельности. Сказочно2 мифологические темы 6 1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы. 2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 3. Понимать характерные особенности музыкального языка. 4. Анализировать особенности воплощения лирических образов в музыке. 5. Наблюдать за развитием одного образа в музыкальном произведении. 6. Анализировать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Мир 3 человеческих чувств 10 1. Эмоционально воспринимать художественные образы, воссоздающие мир человеческих чувств и переживаний 2. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. 3. Оценивать художественные произведения с позиции красоты и правды. 1. Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства. 2. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и другими видами искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства 4.Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. В4поисках истины и красоты 5 О5современности в музыке 9 Музыка 6 всегда остаётся 1 4. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях 1. Эмоционально воспринимать образы различных видов искусства. 2. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой и другими видами искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике). 3. Рассуждать о яркости образов в музыке и других видах искусства 4.Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 2. Рассуждать о традициях и современности, о преобразующем влиянии музыки. 1. Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека. 2. Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности 3. Воспринимать и сопоставлять художественнообразное содержание музыкальных произведений (правдивое — ложное, глубинное — поверхностное). 4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 5. Понимать характерные особенности музыкального языка (с учетом критериев, представленных в учебнике). 6. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 7. Устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки. 8. Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности. 1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 2. Рассуждать о традициях и современности, о преобразующем влиянии музыки. 3. Рассуждать о значении искусства в жизни современного человека. 4. Изучать специфику современной популярной зарубежной музыки, высказывать собственное мнение о ее художественной ценности 5. Воспринимать и сопоставлять художественнообразное содержание музыкальных произведений (правдивое — ложное, глубинное — поверхностное). 6. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 8. Понимать характерные особенности музыкального языка (с учетом критериев, представленных в учебнике). Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Науменко Т.И., Алеев В.В., - Музыка. 5 класс. Фонохрестоматия /. – М.: Дрофа, 2013. 2. Науменко Т.И., Алеев В.В., - Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия /. – М.: Дрофа, 2013. 3. Науменко Т.И., Алеев В.В., - Музыка. 7 класс. Фонохрестоматия /. – М.: Дрофа, 2013. 4. Т.И. Науменко, В.В.Алеев «Искусство. Музыка. 5 класс»: Учебник для учащихся 5 класса, М., Дрофа, 2013. 5. Т.И. Науменко, В.В.Алеев «Искусство. Музыка. 6 класс»: Учебник для учащихся 6 класса, М., Дрофа, 2013. 6. Т.И. Науменко, В.В.Алеев «Искусство. Музыка. 7 класс»: Учебник для учащихся 7 класса, М., Дрофа, 2013. 7. Т.И. Науменко, В.В.Алеев «Искусство. Музыка. 8 класс»: Учебник для учащихся 8 класса, М., Дрофа, 2013. 1. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Гриценко Л.И. - Педагогика и психология: теория и технологии /. – М.: Планета, 2012. О.К. Разумовская «Зарубежные композиторы» /. – М.: Айрис пресс, 2008. Д. Сорокотягин «Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения» /. – Р.: Феникс, 2013. Ю.А. Ивановский «Речевой хор» /. – Р.: 2002. Ю.М. Овсянников «Картины русского быта» /. – М.: АСТ – Пресс, Галарт, 2001. К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников» /. – М.: Просвещение, 2008. И.Ф. Яценко «Праздники России» /. – М.: Вако, 2010. М.А. Давыдова, И.А. Агапова «Праздник в школе» /. – М.: Айрис Пресс, 2007. Технические средства обучения. Музыкальный центр; Фортепиано; Ноутбук; Колонки; Наушники; Микрофон; Принтер; Сканер; Кабинет для индивидуальной работы на компьютерах; Видео кабинет. Интернет ресурсы. 1. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 2. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76f453-552f31d9b164 3. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipediaorg/wiki. 4. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//classic. Chubrik.Ru 5.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//www.music-dic.ru 6. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music 7.http://минобрнауки.рф/ 8.http://fcior.edu.ru/ 9.http://school-collection.edu.ru/ 10.http://www.edu.ru 11.http://www.1september.ru 12.http://www. zavuch.info 13.http://www.minobr.ru 14.www.pedsovet.org № п/п 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ 7 КЛАСС Тема урока Кол-во Дата часов (по плану) 1 Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр. 01.09.23г. «Магическая единственность» музыкального произведения. Неповторимость музыкальных произведений. 2 Музыку трудно объяснить словами. Что такое музыкальное содержание 1 08.09.23г 3 В чем состоит сущность, музыкального содержания. 1 15.09.23г 1 1 22.09.23г 06.10.23г 1 13.10.23г 1 1 20.10.23г. 27.10.23г. 1 10.11.23г 1 17.11.23г. 1 1 24.11.23г 01.12.23г. 1 08.12.23г. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Что такое музыкальное содержание? Музыка, которую необходимо объяснить словами. Каким бывает музыкальное содержание. Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского. «Восточная» партитура Н. Римского – Корсакова «Шехеразада». Когда музыка не нуждается в словах. Обобщение и систематизация знаний по теме «Содержание и форма музыки» Музыкальный образ Лирические образы в музыке. Драматические образы в музыке. Эпические образы в музыке. О чём рассказывает музыкальный жанр «Память жанра». Определение замысла произведения через средства музыкальной выразительности. 13 Такие разные песни. Дата (фактич) Такие разные танцы. Такие разные марши. Форма в музыке. «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы. «Художественная форма – это ставшее зримым содержание». От целого к деталям. Какой бывает музыкальная композиция. Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период). Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма). Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки. Многомерность образа в форме рондо. Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича (вариации). Обобщение и систематизация знаний по теме «Образы ВОВ» Музыкальная драматургия Музыка в развитии. Музыкальный порыв. Высокое эстетическое значение искусства. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь». Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Углубление. Жизненное содержание и форма музыкальных произведений. 1 1 1 15.12.23г. 22.12.23г. 29.12.23г. 1 12.01.24г 1 1 1 1 19.01.24г 26.01.24г 02.02.24г 09.02.24г 1 16.02.24г 1 1 16.02.24г 01.03.24г 1 15.03.24г 1 15.03.24г 1 22.03.24г 1 05.04.24г 1 12.04.24г 1 19.04.24г 1 26.04.24г 1 03.05.24г 33 Формула красоты. 1 17.05.24г 34 Обобщение и систематизация знаний по теме года «Содержание и форма в музыке». Урок--обобщение по теме «Содержание и форма в музыке» Итого 1 24.05.24г 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 № п/п 1 2 3 4 5 6 34 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ 8 КЛАСС Название раздела Кол-во Тема урока часов « Традиция и современность в музыке» 1. О традиции в музыке (3 часа) Музыка старая и новая 1 Настоящая музыка не бывает « старой» 2 1. Сказочно-мифологические темы (6 часов) Искусство начинается с мифа Опера « Снегурочка» Языческая Русь в творчестве И.Стравинского 1 1 1 Дата 07.09.23г 14-21.09.23г 28.09.23г 05.10.23г 12.10..23г 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 « Благословляю вас, леса...» 2 19-26.10..23г Заключительный урок 1. Мир человеческих чувств (10 часов) Образы радости в музыке Мелодией одной звучит печаль и радость… 1 09.11.23г 1 2 16.11.23г 21-30.11.23г Слезы людские, о слезы людские Бессмертные звуки « Лунной сонаты» Два пушкинских образа в музыке 1 1 2 07.12.23г 14.12.23г 21-28.12.23г Трагедия любви в музыке.П.Чайковского Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен Мотивы пути-дороги в искусстве 1 1 1 11.01.24г 18.01.24г 25.01.24г 1. В поисках истины и красоты (5 часов) Мир духовной музыки Колокольный звон на Руси От Рождества до Крещения 1 1 2 01.02.24г 08.02.24г 15-22.02.24г « Светлый праздник» .Православная музыка сегодня 1. О современности в музыке (9часов) Как мы понимаем современность 1 29.02.24г 1 07.03.24г. Вечные сюжеты Философские образы 20 века Новые области в музыке 20 века .Джазовая музыка Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А. Шнитке Любовь никогда не перестанет... В каждой мимолетности вижу я миры... Заключительный урок. 1. Музыка всегда остаётся (1 час) Музыка всегда остается... Подводим итоги Итого 1 1 1 14.03.24г 21.03.24г 04.04.24г 1 1 1 1 1 11.04.24г 18.04.24г 25.04.24г 02.05.24г 16.05.24г 1 34 23.05.24г