Родная литература 5-9 кл.

Сорокина
Антонина
Ивановна

1

Подписан: Сорокина Антонина Ивановна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка,
T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К.
ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ
РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409,
E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна,
SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.27 13:19:25+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
(РУССКАЯ)»
Личностные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны отражать:

осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление
патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга
перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, уважительное отношение к труду;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной
практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой
деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;

способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной
деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности
и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам
других.
Личностные результаты отражают сформированность, в том числе в части
1. Гражданского воспитания
через готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного
края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых
форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о
способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном само
управлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
2. Патриотического воспитания
через осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса
к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения
произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины
2

— России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию
и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей
посредством ориентации на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков
персонажей литературных произведений; готовности оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активного неприятия асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
4. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания)
через восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и
культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания)
посредством ориентации в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития
человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения; овладения языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладения
основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установки на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья
через осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему
здоровью и установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том
числе навыков безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
посредством осмысления собственного опыта и выстраивания дальнейших целей; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять
собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения
посредством установки на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной направленности, способности инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознания важности обучения на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений для этого; готовности адаптироваться в
3

профессиональной среде; уважения к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского
фольклора и литературы; осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей.
8. Экологического воспитания
посредством ориентации на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышения уровня экологической культуры,
осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения; активного неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические
проблемы; осознания своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовности к участию в практической деятельности экологической направленности.
Учащиеся приобретают опыт:
•
осознания роли русского родной литературы в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека,
осознание национальногосвоеобразия, богатства, традиций российского народа;
•
осознания и ощущения личностной сопричастности судьбероссийского народа;
•
усвоения гуманистических, демократических и традиционныхценностей многонационального российского
общества;
•
освоения социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальныесообщества;
•
участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных,социальных и экономических особенностей;
•
участия в социально значимом труде.
У учащихся может быть сформировано:
•
ответственное отношение к учению; уважительное отношение ктруду, опыта
•
целостное мировоззрение, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
•
активное отношение к традициям художественной культуры каксмысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности;
•
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членамсвоей семьи;
•
моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств инравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемнодиалогическая технология, технология продуктивного чтения.
4

Метапредметные результаты освоения
программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны
отражать сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.
Познавательные УУД:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;

навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Средством формирования коммуникативных УУД служат коммуникативный подход в обучении, предполагающий проведение
уроков в форме дискуссий, использование проблемных вопросов и заданий, метод проектов.
Предметные результаты освоения
программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» должны
отражать:

понимание значимости родной русской литературы для вхождения в культурно-языковое пространство своего народа;
осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного русского языка на основе изучения выдающихся произведений родной
русской литературы;

проявление ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры русского народа,
ответственности за сохранение национальной культуры, приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации и мира;
5


понимание наиболее ярко воплотивших национальную специфику русской литературы и культуры произведений русских
писателей, в том числе современных авторов, продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы;

осмысление ключевых для национального сознания культурных и нравственных смыслов, проявляющихся в русском
культурном пространстве и на основе многоаспектного диалога с культурами народов России и мира;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России и всего
человечества; понимание их сходства и различий с русскими традициями и укладом; развитие способности понимать литературные
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение различными способами постижения смыслов, заложенных в произведениях родной русской литературы, и
создание собственных текстов, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной
деятельности, в речевом самосовершенствовании; умение формировать и обогащать собственный круг чтения;

накопление опыта планирования собственного досугового чтения произведений родной русской литературы, определения
и обоснования своих читательских предпочтений; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и
себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.

Предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»
по годам обучения
Первый год обучения. 5 класс

формирование умения выделять проблематику русских народных и литературных сказок, пословиц и поговорок как
основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте диалога культур с другими народами России;
осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о Москве как
столице России и о русском лесе;

формирование представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в рождественских произведениях и произведениях о семейных ценностях;

формирование начальных представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в
произведениях о защите Родины в Отечественной войне 1812 года, о проблемах подростков и о своеобразии русского языка и родной
речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов; под
руководством учителя создавать элементарные историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего
характера в формате ответа на вопрос, сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств и учиться
отбирать произведения для самостоятельного чтения; формирование начальных представлений о проектно-исследовательской
деятельности и оформлении ее результатов, начальных умений работы с разными источниками информации.
Второй год обучения. 6 класс

развитие умения выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для
развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи
6

между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и
нравственных смыслов в произведениях о русском севере и русской зиме;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

развитие представлений о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о
защите Родины в Крымской войне, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в
книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по
предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в
формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения
словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие
начальных умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными
источниками информации и овладения простейшими способами её обработки и презентации.
Третий год обучения. 7 класс

развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских народных песен (исторических и
лирических), выявлять фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о нравственном идеале
русского народа; осмысление ключевых для русского национального сознания культурных и нравственных смыслов в произведениях о
сибирском крае и русском поле;

развитие представлений о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русские
национальные традиции в произведениях о православном праздновании Пасхи и о русских умельцах и мастерах;

развитие представлений о русском национальном характере, истоках русского патриотизма и героизма в произведениях о
защите Родины; о загадках русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать подросткам; об уникальности русского
языка и родной речи;

развитие умений давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста по предложенному плану и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать историко-культурные
комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на
проблемный вопрос; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения; развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской
деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения основными способами её
обработки и презентации.
Четвёртый год обучения. 8 класс
 6 выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений о легендарных героях земли Русской для развития
представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского национального сознания
культурные и нравственные смыслы в произведениях о Золотом кольце России и великой русской реке Волге;
7







6 иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России; русских
национальных традициях в произведениях о православном праздновании Троицы и о родстве душ русских людей;
6 иметь понятие о русском национальном характере в произведениях о войне; о русском человеке как хранителе национального
сознания; трудной поре взросления; о языке русской поэзии;
6 владеть умением давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ фольклорного и литературного текста и
воспринимать художественный текст как послание автора читателю, современнику и потомку; создавать развёрнутые историкокультурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на
проблемный вопрос; самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств;
самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
6 владеть умениями самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления её результатов, навыками работы
с разными источниками информации и основными способами её обработки и презентации.

Четвёртый год обучения. 9 класс
 6 выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений разных жанров и эпох об Отечественной войне
1812 года для развития представлений о нравственных идеалах русского народа; осознавать ключевые для русского
национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях об образе Петербурга и российской степи в
русской литературе;
 6 понимать духовно-нравственную и культурно-эстетическую ценность русской литературы и культуры в контексте культур
народов России; осознавать роль русских национальных традиций в произведениях об августовских Спасах и о родительском
доме как вечной ценности;
 6 осмысливать характерные черты русского национального характера в произведениях о Великой Отечественной войне, о судьбах
русских эмигрантов в литературе русского зарубежья; выделять нравственные проблемы в книгах о прощании с детством;
 6 осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных
читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста; создавать
развёрнутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах;
самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и их воплощение в других искусствах; самостоятельно
формировать круг внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы;
 6 осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты, владеть навыками
работы с разными источниками информации и различными способами её обработки и презентации.

8

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»
Первый год обучения. 5 КЛАСС (7 ч)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Преданья старины глубокой (2 ч)
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки о Родине, России, русском народе.
Русские народные и литературные сказки. Сказка «Лиса и медведь» (русская народная сказка).
К. Г. Паустовский. «Дремучий медведь».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Праздники русского мира (1 ч)
Рождество. В. Д. Берестов. «Перед Рождеством». А. И. Куприн. «Бедный принц». И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША. (3 ч)
3.1. Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года. Д. В. Давыдов. «Партизан» (отрывок).
3.2. О ваших ровесниках (1 ч). Школьные контрольные. А. А. Гиваргизов. «Контрольный диктант».
3.3. Лишь слову жизнь дана (1 ч). Родной язык, родная речь. И. А. Бунин. «Слово».
РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА ПРОЕКТА (1 ч)
Второй год обучения. 6 КЛАСС (7 ч)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (2 ч)
1.1. Преданья старины глубокой
Русские былины: богатыри и богатырство. Былина «Илья Муромец и Святогор». Былинные сюжеты и герои в русской литературе. И.
А. Бунин. «Святогор и Илья».
1.2. Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме. А. А. Блок. «Снег да снег. Всю избу занесло…». Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме. Е. Л. Шварц. «Два брата».
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (1 ч)
Праздники русского мира. Масленица. Тэффи. «Блины».
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (3 ч)
3.1. Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками. Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
3.2. О ваших ровесниках.
Реальность и мечты. Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).
3.3. Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке. К. Д. Бальмонт. «Русский язык».
РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА ПРОЕКТА (1 ч)
Третий год обучения. 7 КЛАСС (7 ч)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (1 ч)
Преданья старины глубокой. Русские народные песни: исторические и лирические. «На заре то было, братцы, на утренней…», «Ах вы,
ветры, ветры буйные…». Фольклорные сюжеты и мотивы в русской литературе. А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
9

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2 ч)
2.1. Праздники русского мира
Пасха. А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). А. П. Чехов. «Казак».
2.2. Тепло родного дома
Русские мастера. С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША - 3 ч
3.1. Не до ордена – была бы Родина
На Первой мировой войне. Н. С. Гумилёв. «Наступление», «Война». М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза».
3.2. Загадки русской души
Долюшка женская. Ф. И. Тютчев. «Русской женщине». Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам войны…».
Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг берутся силы…»
3.3. О ваших ровесниках. Взрослые детские проблемы. А. С. Игнатова. «Джинн Сева».
РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА ПРОЕКТА - 1ч
Четвёртый год обучения. 8 КЛАСС (7 ч)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (1ч)
Легендарный герой земли русской Иван Сусанин
Стихотворения (не менее одного). Например: С. Н. Марков «Сусанин», О. А. Ильина «Во время грозного и злого поединка.» и др.
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не менее двух глав по выбору).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2ч)
Праздники русского мира. Троица
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бунин «Троица», С. А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон.», Н. И. Рыленков
«Возможно ль высказать без слов.» и др.
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».
Тепло родного дома. Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (две главы по выбору).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША (3ч)
Не до ордена — была бы Родина. Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не менее двух глав по выбору).
Загадки русской души. Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках. Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (не менее одной главы по выбору).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (не менее одной главы по выбору)
РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА ПРОЕКТА (1 ч)
10

Пятый год обучения. 9 КЛАСС (7 ч)
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (1ч)
Преданья старины глубокой. Гроза двенадцатого года
Русские народные песни об Отечественной войне 1812 года (не менее одной). Например: «Как не две тученьки не две гроз- ныя^»
Стихотворения (не менее двух). Например: В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов» (в сокращении), А. С. Пушкин
«Полководец», «Бородинская годовщина», М. И. Цветаева «Генералам двенадцатого года» и др.
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812 года» (один фрагмент по выбору).
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2ч)
Праздники русского мира. Августовские Спасы
Стихотворения (не менее трёх). Например: К. Д. Бальмонт «Первый спас», Б. А. Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е. А.
Евтушенко «Само упало яблоко с небес...» и др.
Е. И. Носов. «Яблочный спас».
Тепло родного дома. Родительский дом
А. П. Платонов. «На заре туманной юности» (две главы по выбору).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (рассказ из повести «Последний поклон»).
РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША (3ч)
Не до ордена — была бы Родина. Великая Отечественная война
Стихотворения (не менее двух). Например: Н. П. Майоров «Мы», М. В. Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр, лентяй-завистник!..» и др.
Ю. М. Нагибин. «Ваганов». Е. И. Носов. «Переправа».
Загадки русской души. Судьбы русских эмигрантов
Б. К. Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т. Аверченко. «Русское искусство».
О ваших ровесниках. Прощание с детством
Ю. И. Коваль. «От Красных ворот» (не менее одного фрагмента по выбору).
Лишь слову жизнь дана
«Припадаю к великой реке...»
Стихотворения (не менее двух). Например: И. А. Бродский «Мой народ», С. А. Каргашин «Я — русский! Спасибо, Господи!..» и др.
РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА ПРОЕКТА (1 ч)

11

2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (РУССКАЯ) в 5–9 классах
5 класс (7 часов)
№
п/п

Раздел, тема

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся на уровне
универсальных учебных действий

Основные
направления
воспитательной

деятельности
Раздел 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ. Преданья старины глубокой (2ч)

1.

2.

3.

Малые жанры фольклора. Пословицы
и поговорки о Родине, России, русском
народе.
Русские народные и литературные
сказки. Сказка «Лиса и медведь»
(русская народная сказка). К. Г.
Паустовский. «Дремучий медведь».

Личностные: осознание черт русского национального
характера в произведениях УНТ, эмоционально
положительное
принятие
своей
этнической
идентичности.
Регулятивные: применять методы
1
информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств. Познавательные: объяснять
явления, процессы, связи и отношения.
Коммуникативные: проявлять речевые действия.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ. Праздники русского мира (1ч)
Рождество. В. Д. Берестов. «Перед
Личностные: освоение национальных ценностей, тра1
Рождеством». А. И. Куприн. «Бедный
диций, культуры. Познавательные: объяснять явлепринц».
ния, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
И. А. Ильин. «Рождественское письмо».
литературоведческого анализа Коммуникативные:
проявлять речевые действия: использовать адекватные
языковые средства
1

2,3,4,7

1,2,3,4,7,8

1,3,4

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (3ч)

4.

3.1. Не до ордена – была бы Родина
Отечественная война 1812 года. Д.
В. Давыдов. «Партизан» (отрывок)

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
применять
методы
информационного
поиска.
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,2,3,4

5.

3.2. О ваших ровесниках
Школьные контрольные. А. А.
Гиваргизов. «Контрольный диктант».

1

Личностные: любовь к природе, оптимизм в
восприятии мира; потребность в самовыражении и

1,3,4,5,6,7

12

самореализации,
социальном
признании.
Регулятивные: применять методы информационного
поиска.
Познавательные:
объяснять
явления,
процессы, связи и отношения. Коммуникативные:
проявлять речевые действия
6.

3.3. Лишь слову жизнь дана
Родной язык, родная речь. И. А.
Бунин. «Слово».

7.

Защита проекта

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
применять методы информационного поиска, в том
числе
с
помощью
компьютерных
средств.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи
и отношения. Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию

1

1,2,3,4,8

РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА ПРОЕКТА (1ч)

ИТОГО

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
применять методы информационного поиска, в том
числе
с
помощью
компьютерных
средств.
Познавательные: объяснять явления, процессы, связи
и отношения. Коммуникативные: проявлять речевые
действия: использовать адекватные языковые средства

1

3,4,5,7

(7)
6 класс (7 часов)

№
п/п

Раздел, тема

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся на уровне
универсальных учебных действий

Основные
направления
воспитательной

деятельности
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (2ч)

1.

1.1. Преданья старины глубокой
Русские былины: богатыри и
богатырство. Былина «Илья Муромец и
Святогор». Былинные сюжеты и герои в
русской литературе.

1

Личностные: осознание черт русского национального
характера в произведениях УНТ и русских писателей,
эмоционально
положительное
принятие
своей
этнической идентичности. Регулятивные: применять
13

2,3,4,7

И. А. Бунин. «Святогор и Илья».

2.

1.2. Родные просторы
Стихи русских поэтов о зиме. А. А.
Блок. «Снег да снег. Всю избу
занесло…». Н. М. Рубцов. «Первый снег».
По мотивам русских сказок о зиме. Е.
Л. Шварц. «Два брата».

методы информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств. Познавательные:
объяснять явления, процессы, связи и отношения
Коммуникативные: проявлять речевые действия.
1

Личностные: осознание черт русского национального
характера
в
произведениях
русских
поэтов,
эмоционально
положительное
принятие
своей
этнической идентичности. Регулятивные: применять
методы информационного поиска Познавательные:
способность
строить
рассуждения.
Коммуникативные:
использовать
адекватные
языковые средства в форме речевых высказываний

1,2,3,4,7,8

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (1ч)

3.

Праздники русского мира.
Масленица. Тэффи. «Блины».

1

Личностные: освоение национальных ценностей, традиций, культуры. Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
литературоведческого анализа Коммуникативные:
проявлять речевые действия: использовать адекватные
языковые средства

1,3,4

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (3ч)

4.

5.

3.1. Загадки русской души
Чудеса нужно делать своими руками.
Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».

3.2. О ваших ровесниках.
Реальность и мечты. Р. П. Погодин.
«Кирпичные острова» (рассказы «Как я с
ним
познакомился»,
«Кирпичные
острова»).

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
применять
методы
информационного
поиска.
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,2,3,4,7

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных

1,3,4,8

14

условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников
6.

3.3. Лишь слову жизнь дана
На русском дышим языке. К. Д.
Бальмонт. «Русский язык».

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей.
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1

1,2,3,4

РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА ПРОЕКТА (1ч)

7.

Защита проекта

ИТОГО

Личностные: способность
к саморазвитию и
самообразованию.
Регулятивные: осуществляет
итоговый контроль деятельности. Познавательные:
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное
мнение и позицию, аргументировать и координировать
её с позициями собеседников

1

3,4,5,7

(7)
7 класс (7 часов)

№
п/п

Раздел, тема

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся на уровне
универсальных учебных действий

Основные
направления
воспитательной

деятельности
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (1ч)

1.

Преданья старины глубокой
Русские народные песни: исторические

1

Личностные: осознание черт русского национального
15

2,3,4,7

и лирические. «На заре то было, братцы,
на утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…».
Фольклорные сюжеты и мотивы в
русской литературе. А. С. Пушкин.
«Песни о Стеньке Разине» (песня 1).

характера в произведениях УНТ и русских писателей,
эмоционально
положительное
принятие
своей
этнической идентичности. Регулятивные: применять
методы информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств. Познавательные:
объяснять явления, процессы, связи и отношения
Коммуникативные: проявлять речевые действия.
РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2ч)

2.

2.1. Праздники русского мира
Пасха. А. А. Фет. «Христос Воскресе!»
(П. П. Боткину). А. П. Чехов. «Казак».

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,3,4,8

3.

2.2. Тепло родного дома
Русские мастера. С. А. Есенин. «Ключи
Марии» (фрагмент).

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,2,3,4

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (3ч)

4.

3.1. Не до ордена – была бы Родина
На Первой мировой войне. Н. С.
Гумилёв. «Наступление», «Война». М. М.
Пришвин. «Голубая стрекоза».

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
применять
методы
информационного
поиска.
16

1,2,3,4

Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников
5.

6.

3.2. Загадки русской души
Долюшка женская. Ф. И. Тютчев.
«Русской женщине». Н. А. Некрасов.
«Внимая ужасам войны…». Ю. В.
Друнина. «И откуда вдруг берутся
силы…»

3.3. О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы. А. С.
Игнатова. «Джинн Сева».

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,3,4,6

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований. Познавательные: строить
логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.

1,3,4,8

РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА ПРОЕКТА (1ч)

7.

Защита проекта
ИТОГО

Личностные: способность
к саморазвитию и
самообразованию.
Регулятивные: осуществляет
итоговый контроль деятельности.

1

3,4,5,7

(7)
8 класс (7 часов)

№
п/п

Раздел, тема

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся на уровне
универсальных учебных действий

Основные
направления
воспитательной

деятельности
17

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (1ч)

1.

Легендарный герой земли русской
Иван Сусанин
Стихотворения (не менее одного).
Например: С. Н. Марков «Сусанин», О.
А. Ильина «Во время грозного и злого
поединка.» и др.
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не
менее двух глав по выбору).

1

Личностные: осознание черт русского национального
характера в произведениях УНТ и русских писателей,
эмоционально
положительное
принятие
своей
этнической идентичности. Регулятивные: применять
методы информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств. Познавательные:
объяснять явления, процессы, связи и отношения
Коммуникативные: проявлять речевые действия.

2,3,4,7

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2ч)

2.

3.

2.1. Праздники русского мира
Троица
Стихотворения (не менее двух).
Например: И. А. Бунин «Троица», С. А.
Есенин «Троицыно утро, утренний
канон.», Н. И. Рыленков «Возможно ль
высказать без слов.» и др.
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».

2.2. Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников.

1,3,4,8

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,2,3,4

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (3ч)

3.1. Не до ордена – была бы Родина
18

4.

5.

6.

Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не
менее двух глав по выбору).

3.2. Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».

3.3. О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война»
(не менее одной главы по выбору).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось»
(не менее одной главы по выбору)

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
применять
методы
информационного
поиска.
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,2,3,4

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,3,4,6

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,3,4,8

РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА ПРОЕКТА (1ч)

7.

Защита проекта

1

Личностные: способность
к саморазвитию и
самообразованию.
Регулятивные: осуществляет
итоговый контроль деятельности. Познавательные:
19

3,4,5,7

строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное
мнение и позицию, аргументировать и координировать
её с позициями собеседников
ИТОГО

(7)
9 класс (7 часов)

№
п/п

Раздел, тема

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся на уровне
универсальных учебных действий

Основные
направления
воспитательной

деятельности
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (1ч)

1.

Преданья старины глубокой
Русские
народные
песни
об
Отечественной войне 1812 года (не менее
одной). Например: «Как не две тученьки
не две грозныя...»
Стихотворения (не менее двух).
Например: В. А. Жуковский «Певец во
стане русских воинов» (в сокращении),
А.
С.
Пушкин
«Полководец»,
«Бородинская годовщина», М. И.
Цветаева «Генералам двенадцатого года»
и др.
И. И. Лажечников. «Новобранец 1812
года» (один фрагмент по выбору)

1

Личностные: осознание черт русского национального
характера в произведениях УНТ и русских писателей,
эмоционально
положительное
принятие
своей
этнической идентичности. Регулятивные: применять
методы информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств. Познавательные:
объяснять явления, процессы, связи и отношения
Коммуникативные: проявлять речевые действия.

2,3,4,7

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2ч)

2.

2.1. Праздники русского мира
Августовские Спасы. Стихотворения
(не менее трёх). Например: К. Д.
Бальмонт «Первый спас», Б. А.
Ахмадулина «Ночь упаданья яблок», Е.
А. Евтушенко «Само упало яблоко с
небес...» и др.
Е. И. Носов. «Яблочный спас»

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
20

1,3,4,8

связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников.
3.

2.2. Тепло родного дома
Родительский дом
А. И. Платонов. «На заре туманной
юности» (две главы по выбору).
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая
сказка» (рассказ из повести «Последний
поклон»)

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,2,3,4

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (3ч)

4.

5.

3.1. Не до ордена – была бы Родина
Великая Отечественная война
Стихотворения (не менее двух).
Например: Н. П. Майоров «Мы», М. В.
Кульчицкий «Мечтатель, фантазёр,
лентяй-завистник!..» и др. Ю. М.
Нагибин. «Ваганов». Е. И. Носов.
«Переправа»
3.2. Загадки русской души
Судьбы русских эмигрантов Б. К.
Зайцев. «Лёгкое бремя». А. Т. Аверченко.
«Русское искусство»

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
применять
методы
информационного
поиска.
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,2,3,4

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,3,4,6

21

6.

3.3. О ваших ровесниках
Прощание с детством Ю. И. Коваль.
«От Красных ворот» (не менее одного
фрагмента по выбору)

7.

Защита проекта

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

1,3,4,8

РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА ПРОЕКТА (1ч)

ИТОГО

1

Личностные: способность
к саморазвитию и
самообразованию.
Регулятивные: осуществляет
итоговый контроль деятельности.

(7)

Учебно-методическая литература
1. Родная русская литература.
Учебное пособие Александрова О.М. ,.Аристова М.А. и др
2.Родная русская литература. Методическое пособие. Авторы:
Александров О.М., Аристов М.А.и др.
Цифровые образовательные ресурсы:
http://schoolcollection.edu.ru/catalog/teacher/
56
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/
www.school.edu.ru
www.fipi.ru
www.math.ru
www.mccme.ru
22

3,4,5,7

23

Муниципальное образование Брюховецкий район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12 имени М. К. Герасименко
х. Гарбузовая Балка муниципального образования Брюховецкий район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по родной литературе (русской)
Класс
8« А»
Учитель
Вакарчук Валентина Владимировна
Количество часов:
всего 7 часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы по родной литературе (русской) В. В. Вакарчук. Программа утверждена решением
педсовета, протокол № 1 от 31. 08. 2023 г.
Планирование составлено на основе Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных
организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной Решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию. Протокол от 17 сентября 2020 года №3/20.
Примерной рабочей программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих
программы основного общего образования, утверждённой региональным учебно-методическим объединением в системе общего образования
Краснодарского края (заседание №2 от 17 июня 2021 г.)
Составители: ГБОУ ДПО « Институт развития образования» Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. Учебное пособие
для общеобразовательных организаций.. /Под ред. В. Я. Коровиной/, М.: «Просвещение», 2019 год.
В соответствии с ФГОС основного общего образования
Учебник: Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И.
Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной. М.:«Просвещение », 2019г.
Авторы: О. М. Александрова, О. В. Загоровская, С. И. Богданов, Л. А. Вербицкая, Ю. Н. Гостева, И. Н. Добротина, А. Г. Нарушевич,
№
п/п

1.

№
п/п

Раздел, тема

Количество
Основные виды деятельности обучающихся на уровне
часов
универсальных учебных действий
РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (1ч)

Легендарный герой земли русской
Иван Сусанин
Стихотворения (не менее одного).
Например: С. Н. Марков «Сусанин», О. А.
Ильина «Во время грозного и злого
Раздел, тема

1

Количество
часов

Личностные: осознание черт русского национального
характера в произведениях УНТ и русских писателей,
эмоционально
положительное
принятие
своей
Основные виды деятельности обучающихся на уровне
универсальных учебных действий
24

Дата
План/факт

12.02.23г.

Дата
План/факт

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (1ч)

1.

Легендарный герой земли русской
Иван Сусанин
Стихотворения (не менее одного).
Например: С. Н. Марков «Сусанин», О.
А. Ильина «Во время грозного и злого
поединка.» и др.
П. Н. Полевой. «Избранник Божий» (не
менее двух глав по выбору).

1

Личностные: осознание черт русского национального
характера в произведениях УНТ и русских писателей,
эмоционально
положительное
принятие
своей
этнической идентичности. Регулятивные: применять
методы информационного поиска, в том числе с
помощью компьютерных средств. Познавательные:
объяснять явления, процессы, связи и отношения
Коммуникативные: проявлять речевые действия.

12.02.24г.

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (2ч)

2.

3.

2.1. Праздники русского мира
Троица
Стихотворения (не менее двух).
Например: И. А. Бунин «Троица», С. А.
Есенин «Троицыно утро, утренний
канон.», Н. И. Рыленков «Возможно ль
высказать без слов.» и др.
И. А. Новиков. «Троицкая кукушка».

2.2. Тепло родного дома
Родство душ
Ф. А. Абрамов. «Валенки».

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников.

11.03.24г

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
умение оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

18.03.24г

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР – РУССКАЯ ДУША (3ч)

3.1. Не до ордена – была бы Родина
25

4.

5.

6.

Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (не
менее двух глав по выбору).

3.2. Загадки русской души
Сеятель твой и хранитель
И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».

3.3. О ваших ровесниках
Пора взросления
Б. Л. Васильев. «Завтра была война»
(не менее одной главы по выбору).
Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось»
(не менее одной главы по выбору)

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
применять
методы
информационного
поиска.
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

15.04.24г

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

26.04.24г

1

Личностные: формирование знания о своей
этнической принадлежности, освоение национальных
ценностей, традиций, культуры.
Регулятивные:
определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии
с
изменяющейся
ситуацией
Познавательные: строить логическое рассуждение,
включающее установление причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями собеседников

06.05.24г

РАЗДЕЛ 4. ЗАЩИТА ПРОЕКТА (1ч)

7.

Защита проекта

1

Личностные: способность
к саморазвитию и
самообразованию.
Регулятивные: осуществляет
26

13.05.24г

итоговый контроль деятельности. Познавательные:
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных
связей
Коммуникативные:
формулировать
собственное
мнение и позицию, аргументировать и координировать
её с позициями собеседников
ИТОГО

(7)

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».