Сорокина Антонина Ивановна Подписан: Сорокина Антонина Ивановна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К. ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409, E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна, SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.28 11:25:49+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По изобразительному искусству Уровень образования (класс) – начальное общее образование (4 класс) Количество часов – 34 Учитель – Дуняева Инна Владимировна Программа разработана: - в соответствии и на основе ФГОС начального общего образования - с учетом Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» (базовый уровень). (Приказ министерства просвещения РФ от 18.05.2023 №372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»). 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУНА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: уважение и ценностное отношение к своей Родине – России; ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества; духовно-нравственное развитие обучающихся; мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности; позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов. 1. Патриотическое воспитание осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знанийо красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях. 2. Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты их эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности. 3. Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают обучающемуся обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества. 4. Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию. 5. Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности. 6. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно- эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде. 7. Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческаяинициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу – обязательные требования к определённым заданиям по программе. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Пространственные представления и сенсорные способности:характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальномобразе; сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданнымоснованиям; находить ассоциативные связи между визуальными образами разныхформ и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции; выявлять и анализировать ритмические отношения в пространствеи в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях; передавать обобщенный образ реальности при построении плоскойкомпозиции; соотносить тональные отношения (тёмное – светлое) в пространственныхи плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовыхотношений в пространственной среде и плоскостном изображении. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические и исследовательские действия: проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов; проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества; использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды; анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека; формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения; использовать знаково-символические средства для составленияорнаментов и декоративных композиций; классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей; классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений; ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания. Работа с информацией: использовать электронные образовательные ресурсы; уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями; выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги; анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах; самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях; осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи(галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем; соблюдать правила информационной безопасности при работев Интернете. Коммуникативные универсальные учебные действия: понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами; вести диалог и участвовать в обсуждении, проявляя уважительное отношение к противоположным мнениям, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления; находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности; демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта; анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем; признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей; взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата. Регулятивные универсальные учебные действия: внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем; соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и проявляя бережное отношение к используемым материалам; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительномуискусству: Модуль «Графика» Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их в своей практической творческой деятельности. Изучать основные пропорции фигуры человека, пропорциональные отношения отдельных частей фигуры и учиться применять эти знания в своих рисунках. Приобретать представление о традиционных одеждах разных народов и представление о красоте человека в разных культурах, применять эти знания в изображении персонажей сказаний и легенд или просто представителей народов разных культур. Создавать зарисовки памятников отечественной и мировой архитектуры. Модуль «Живопись» Выполнять живописное изображение пейзажей разных климатических зон (пейзаж гор, пейзаж степной или пустынной зоны, пейзаж, типичныйдля среднерусской природы). Передавать в изображении народные представления о красоте человека, создавать образ женщины в русском народном костюме и образ мужчиныв народном костюме. Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, портрета пожилого человека, детского портрета или автопортрета, портрета персонажа (по представлению из выбранной культурной эпохи). Создавать двойной портрет (например, портрет матери и ребёнка). Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский город». Участвовать в коллективной творческой работе по созданию композиционного панно (аппликации из индивидуальных рисунков) на темы народных праздников (русского народного праздника и традиционных праздников у разных народов), в которых выражается обобщённый образ национальной культуры. Модуль «Скульптура» Лепка из пластилина эскиза памятника героям Великой Отечественной войны или участие в коллективной разработке проекта макета мемориального комплекса ко Дню Победы в Великой Отечественной войне (работа выполняется после освоения собранного материала о мемориальных комплексах, существующих в нашей стране в память о Великой Отечественной войне). Модуль «Декоративно-прикладное искусство» Исследовать и делать зарисовки особенностей, характерных для орнаментов разных народов или исторических эпох (особенности символов и стилизованных мотивов), показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре, одежде, оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи. Изучить и показать в практической творческой работе орнаменты, традиционные мотивы и символы русской народной культуры (в деревянной резьбе и росписи по дереву, вышивке, декоре головных уборов, орнаментах, которые характерны для предметов быта). Получить представления о красоте русского народного костюма и головных женских уборов, особенностях мужской одежды разных сословий, а также о связи украшения костюма мужчины с родом его занятий и положением в обществе. Познакомиться с женским и мужским костюмами в традициях разных народов, со своеобразием одежды в разных культурах и в разные эпохи. Модуль «Архитектура» Получить представление о конструкции традиционных жилищ у разных народов, об их связи с окружающей природой. Познакомиться с конструкцией избы – традиционного деревянного жилого дома – и надворных построек, уметь строить из бумаги или изображать конструкцию избы, понимать и уметь объяснять тесную связь декора (украшений) избы с функциональным значением тех же деталей: единство красоты и пользы. Иметь представления о конструктивных особенностях переносного жилища – юрты. Иметь знания, уметь объяснять и изображать традиционную конструкцию здания каменного древнерусского храма, знать примеры наиболее значительных древнерусских соборов и где они находятся, иметь представление о красоте и конструктивных особенностях памятников русского деревянного зодчества. Иметь представления об устройстве и красоте древнерусского города, его архитектурном устройстве и жизни в нём людей. Знать основные конструктивные черты древнегреческого храма, уметь его изобразить, иметь общее, целостное образное представлениео древнегреческой культуре. Иметь представление об основных характерных чертах храмовых сооружений, характерных для разных культур: готический (романский) собор в европейских городах, буддийская пагода, мусульманская мечеть, уметь изображать их. Понимать и уметь объяснять, в чём заключается значимость для современных людей сохранения архитектурных памятников и исторического образа своей и мировой культуры. Модуль «Восприятие произведений искусства» Формировать восприятие произведений искусства на темы историии традиций русской отечественной культуры (произведения В.М. Васнецова, А.М. Васнецова, Б.М. Кустодиева, В.И. Сурикова, К.А. Коровина, А.Г. Венецианова, А.П. Рябушкина, И.Я. Билибина и других по выбору учителя). Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве (Московский Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль и другие с учётом местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских), о памятниках русского деревянного зодчества (архитектурный комплекс на острове Кижи). Узнавать соборы Московского Кремля, Софийский собор в Великом Новгороде, храм Покрова на Нерли. Уметь называть и объяснять содержание памятника К. Минину и Д. Пожарскому скульптора И.П. Мартоса в Москве. Знать и узнавать основные памятники наиболее значимых мемориальныхансамблей и уметь объяснять их особое значение в жизни людей (мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата в Москве; памятник- ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, «Воин- освободитель» в берлинском Трептов-парке, Пискарёвский мемориал в Санкт- Петербурге и другие по выбору учителя), знать о правилах поведения при посещении мемориальных памятников. Иметь представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях в культуре Древней Греции, других культурах Древнего мира, в том числе Древнего Востока, уметь обсуждать этипроизведения. Узнавать, различать общий вид и представлять основные компоненты конструкции готических (романских) соборов, знать особенности архитектурного устройства мусульманских мечетей, иметь представление об архитектурном своеобразии здания буддийской пагоды. Приводить примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо и других (по выбору учителя). Модуль «Азбука цифровой графики» Осваивать правила линейной и воздушной перспективы с помощью графических изображений и их варьирования в компьютерной программе Paint: изображение линии горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений. Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкцию традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различные варианты его устройства. Использовать поисковую систему для знакомства с разными видами деревянного дома на основе избы и традициями и её украшений. Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкцию юрты, находить в поисковой системеразнообразные модели юрты, её украшения, внешний и внутренний вид юрты. Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур конструкции храмовых зданий разных культур(каменный православный собор с закомарами, со сводами-нефами, главой, куполом, готический или романский собор, пагода, мечеть). Построить пропорции фигуры человека в графическом редакторес помощью геометрических фигур или на линейной основе; изобразить различные фазы движения, двигая части фигуры (при соответствующих технических условиях создать анимацию схематического движения человека). Освоить анимацию простого повторяющегося движения изображения в виртуальном редакторе GIFанимации. Освоить и проводить компьютерные презентации в программе PowerPoint по темам изучаемого материала, собирая в поисковых системах нужный материал, или на основе собственных фотографий и фотографий своих рисунков, делать шрифтовые надписи наиболее важных определений, названий, положений, которые надо помнить и знать. Осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем. 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Содержание Кол-во (разделы, темы) часов Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия Основные направления воспитательной деятельности 1.Истоки родного искусства 8 Пейзаж родной земли. 1 Пейзаж родной земли. Художественные работы в технике пластики 1 Деревня – деревянный мир. 1 Деревня-деревянный мир. Создание коллективного панно. 1 Разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и т.д. 1 Красота человека. Женский и мужской образы. 1 Конструкция женского и мужского народных костюмов; украшения и их значение. 1 Народные праздники 1 Предметные. Знать характерные черты родного пейзажа, образ русской избы. Уметь нарисовать пейзаж по памяти; создать женский, мужской, народный образ; использовать художественные материалы (гуашь, акварель). Иметь представление о красоте русского человека, традиционной народной одежде; о своеобразии русской природы, деревенской местности. Метапредметные. Регулятивные: - понимание учебной задачи; выполнение советов учителя по организационной деятельности; - умение работать самостоятельно; - умение организовать работу по алгоритму; - владение пооперационным контролем; - оценивание учебных действий своих и товарища; - умение работать по плану и алгоритму; - планирование основных этапов работы; - контролирование этапов и результатов. Познавательные:- самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации; - овладение приемами работы различными графическими материалами; - наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета; - наблюдение природы и природных явлений; - создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве; - использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен; - использование контраста для усиления 1, 2, 4, 6,7 2. Древние города нашей земли 7 Родной угол. 1 Древние соборы. 1 эмоционально- образного звучания работы; - в доступной форме участвовать в создании проектов изображений, украшений; - умение пользоваться учебником при изучении новых тем. Коммуникативные: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку; - уметь придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы; - уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник; - выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении. Личностные: - формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; - формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - формирование навыков коллективной деятельности; - умение видеть и ценить гармонию природы; - развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; - развитие способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру. Предметные. Знать: как выбиралось место для постройки крепостной стены, башни, ворот; особенности соборной архитектуры, пропорции соборов; организацию внутреннего пространства Кремля; как жили князь и его люди, как одевались; 1, 2, 3, 6 Города Русской земли. 1 Древнерусские воины-защитники. 1 Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. 1 Узорочье теремов. 1 Пир в теремных палатах 1 старинные русские города: Москва, Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий; роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. Уметь: изобразить крепостные башни, ворота; объяснять, почему собор является смысловым центром города; лепить из пластилина макет храма (в группе); моделировать жилое наполнение города; изобразить древнерусских воинов; отличать старинные русские города; изобразить техникой вклеивания предметный мир праздника «Княжеский пир». Метапредметные. Регулятивные: - понимание учебной задачи; - выполнение советов учителя по организационной деятельности; - умение работать самостоятельно; - умение организовать работу по алгоритму; - владение пооперационным контролем; - оценивание учебных действий своих и товарища; - умение работать по плану и алгоритму; - планирование основных этапов работы; - контролирование этапов и результатов. Познавательные: - самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации; - овладение приемами работы различными графическими материалами; - наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета; - создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве; - использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен; - использование контраста для усиления эмоционально - образного звучания работы; - в доступной форме участвовать в создании проектов изображений, украшений; 3. Каждый народ – художник 11 - умение пользоваться учебником при изучении новых тем. Коммуникативные: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку; - уметь придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы; - уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник; - выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении; - оценивание учебных действий своих и товарищей. Личностные: - формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; - формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - формирование навыков коллективной деятельности; - развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; - развитие способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру. Предметные. Знать: характерные особенности 5, 2, 1, 4, 7 Художественная культура Японии. 1 Японские сады. Традиции любования, созерцания природной красоты. 1 Традиционные постройки. 1 Художественные традиции в культуре народов гор. 1 Художественные традиции в культуре народов степей. 1 Города в пустыне 1 Искусство Древней Греции. 1 Красота построения человеческого тела – «архитектура» тела, воспетая греками. Скульптура. 1 Искусство греческой вазописи. 1 Европейские города Средневековья. 1 Художественные культуры мира 1 художественной культуры Японии, народов гор и степей, Средней Азии; Уметь: изобразить природу через детали; изобразить характерные особенности жизни в горах; изображать характерные особенности народов степей. Знать и уметь передать характерные особенности среднеазиатского города. Знать значение искусства Древней Греции, конструктивность в греческом понимании красоты мира. Уметь изобразить греческий храм, олимпийских спортсменов. Знать образ готических городов средневековой Европы, готические витражи, готические костюмы. Уметь предавать цветом пространственные планы. Метапредметные. Регулятивные: - понимание учебной задачи; выполнение советов учителя по организационной деятельности; - умение работать самостоятельно; - умение организовать работу по алгоритму; - владение пооперационным контролем; - оценивание учебных действий своих и товарища; - умение работать по плану и алгоритму; - планирование основных этапов работы; - контролирование этапов и результатов. Познавательные: - самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации; - овладение приемами работы различными графическими материалами; - наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета; - создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве; - использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен; - использование контраста для усиления эмоционально - образного звучания работы. Коммуникативные: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку; - уметь придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы; - уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник; - выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении; - оценивание учебных действий своих и товарищей. Личностные: - умение видеть и ценить гармонию природы; - уважение к своему народу, к другим народам, через изучение художественного творчества разных народов; - ценить и беречь культурное наследие других народов, созданное поколениями; - формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; - развитие способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и 4. Искусство объединяет народы 8 Тема материнства – вечная тема в искусстве. 1 Красота внешняя и красота внутренняя, выражающая богатство духовной жизни человека. 1 Изображение печали и страдания в искусстве. 1 Героическая тема в искусстве разных народов. 1 Памятники героям. Монументы славы. 1 Тема детства, юности в изобразительном искусстве. Роль искусства в жизни человека. 1 Искусство народов мира. Итоговый урок. 1 1 окружающему миру; - воспринимать искусство, как пространственно – временную историю каждого народа. Предметные. Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери. Уметь самостоятельно изобразить маму. Знать, что красота – это эстетическая и духовная категория, лучшие черты характера бабушки, дедушки. Уметь найти хорошее в повседневной жизни стариков. Знать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние, что унижение, угнетение человека следует понимать как нарушение гармонии и красоты жизни человека. Уметь грамотно располагать композицию . Знать основные сюжеты и темы детства, юности. Уметь изобразить радость детства. Уметь пользоваться знакомыми техниками, воплощать в изображении задуманное. Знать великие темы в искусстве, темы, объединяющие все народы. Метапредметные. Регулятивные: - понимание учебной задачи; - выполнение советов учителя по организационной деятельности; - умение работать самостоятельно; - умение организовать работу по алгоритму; - владение пооперационным контролем; - оценивание учебных действий своих и товарища; - умение работать по плану и алгоритму; - планирование основных этапов работы; - контролирование этапов и результатов. Познавательные: - самостоятельная подготовка сообщений с использованием различных источников информации; - овладение приемами работы различными графическими материалами; 1, 4, 6, 7, 3 - наблюдение, сравнение, сопоставление геометрической формы предмета; - создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве; - использование элементарных правил перспективы для передачи пространства на плоскости в изображении природы, городского пейзажа и сюжетных сцен; - использование контраста для усиления эмоционально - образного звучания работы. Коммуникативные: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку; - уметь придавать своим мыслям-фантазиям видимые художественные формы; - уметь участвовать в коллективных художественных работах с использованием различных материалов и техник; - выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, письменном сообщении; - оценивание учебных действий своих и товарищей. Личностные: - умение видеть и ценить гармонию природы; - уважение к своему народу, к другим народам, через изучение художественного творчества разных народов; - ценить и беречь культурное наследие других народов, созданное поколениями; - формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; - развитие воображения, творческого потенциала, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески; - развитие способностей к эмоциональноценностному отношению к искусству и окружающему миру; - воспринимать искусство, как пространственно – временную историю каждого народа. Итого 34 ч