Кубановедение 4 класс

Сорокина
Антонина
Ивановна

Подписан: Сорокина Антонина Ивановна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка,
T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К.
ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН, СНИЛС=00455706123,
ИНН=232700857409, E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина
Ивановна, SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна
Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей
подписью
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.28 11:26:58+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечивать
достижение обучающимися:
- воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил в ходе
изучения края, его традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта – того, к чему привело изучение курса в ходе исследовательской, проектной
деятельности: идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность
(положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослым учителями, родителями – как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному
наследию.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на
уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в
которой ребенок получает первое практическое применение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его
особенностей в сопоставлении с другими регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с
представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой
общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются
знания о своей семье, школе, своем населенном пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребенка;
- на втором уровне воспитания осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут
усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района;
На третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально
значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно
путем наращивания изучаемой информации, за счет концентрического построения программы, когда одна и та же тема
изучается насколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала.
В ходе организации проектной деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и
метапредметных результатов.

Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский
народ и историю России, за свою семью;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном
ракурсе;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих
Краснодарский край;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла изучения малой родины;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах поведения в обществе;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в социальных ситуациях,
связанных с исследовательской деятельностью;
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, Бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты изучения предмета «Кубановедение» является:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств
ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской
деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы исследования для достижения результата;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания родового древа, герба
семьи, плана своего населенного пункта (улицы, района);
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для
решения исследовательских задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном
пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст
с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных
точек зрения и права каждого иметь свою;
- аргументация своей точки зрения и оценка событий;

- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье. Истории, культуре;
- освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение,
классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве.
К концу 1 класса
Планируемые предметные результаты
учащиеся должны знать











Свое полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес
Адрес школы, основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении
Традиции своей школы
Улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно
Основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.)
Основные достопримечательности родного города (станицы, села)
Профессии жителей своего города (села, станицы и др.)
Основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение)
Что такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы.
Что такое духовные святыни. Святые места Кубани.

На практическом уровне уметь






Выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни
Составлять рассказ – описание по картине, по увиденному
Находить географические объекты на карте-схеме
Реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.

К концу 2 класса
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать





Особенности времен года своей местности
Характерные особенности рельефа своей местности
Название водоемов, крупных населенных пунктов своей местности и Краснодарского края
Название и отличительные признаки некоторых растений и животных, обитающих на территории своей
местности, правила защитников природы
 Значение Красной книги Краснодарского края
 Особенности труда и быта земляков
 Родственные связи в семье, уклад семьи
 Герб, флаг, гимн Краснодарского края
 Кубанские песни, пословицы и поговорки
 Основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе
 Имена выдающихся людей своего района
 Что такое «красный угол». Иконы,составляющие "красный угол".
 Почитаемые иконы в православных к кубанских семьях.
 История написания семейных икон.
уметь






Показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населенный пункт
Рассказывать о достопримечательностях родного города, станицы;
Различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые
растения)
Бережно относиться к растительному и животному миру Кубани
Выполнять правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага, а также у водоемов, в лесу, в
горах

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
 Соблюдения правил поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага
 Соблюдения правил поведения у водоемов, в лесу, в горах
 Поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края,
промыслах и ремеслах, распространенных на Кубани, планирования и реализации индивидуального проекта.
К концу 3 класса
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать













Связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани
Природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае
Формы земной поверхности Краснодарского края
Разновидности водоёмов Краснодарского края
Особенности почв Краснодарского края, их значение для жизни растений и животных
Названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных
Основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и
исторической)
Герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района
Фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
Что такое именины. День небесногопокровителя. Святые.
Традиции имя наречения.
Мерные иконы.

учащиеся должны уметь
 Определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека

 Различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края
 Ориентироваться по физической карте Краснодарского края
 Объяснять историю возникновения своего населённого пункта, его названия, культурных и исторических
достопримечательностей
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
 Обогащения жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда
и быта людей своей местности
 Выполнения правил поведения во время стихийных бедствий
 Соблюдения правил сбора грибов в своей местности
 Правильного поведения у водоёма в разное время года
 Бережного отношения к растениям и животным
К концу 4 класса
Планируемые предметные результаты:
учащиеся должны знать/понимать
 Природные зоны Краснодарского края
 Различные виды карт Краснодарского края (физическая, административная, историческая) и их
отличительные особенности
 Природные богатства родного края и их использования человеком
 Символику Краснодарского края
 Органы местного самоуправления
 Даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора, аула и т.д.
 Особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края
 Достопримечательности родного края, своего района









Наиболее важные события исторической, общественной, спортивной и культурной жизни Краснодарского
края
Особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края
Важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
Заповедник и заказники, находящийся на территории Краснодарского края
Фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани
Духовные сокровища краеведческих, художественных музеев.
Православные традиции

Уметь






Определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России
Узнавать наиболее распространенные лекарственные растения
Определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных,
спортивных).
Правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края
Исполнять гимн Краснодарского края

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для





Правильного поведения во время исполнения гимна России и гимна Краснодарского края
Соблюдения изученных правил бережного и безопасного поведения
Исполнения знакомых народных песен
Выполнения исследовательских и творческих проектов

Содержание учебного предмета, курса.
Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по кубановедению в полном
объеме совпадают с авторской программой по предмету.
I класс (33 часа)
Введение. Мой родной край. (1 час).
Раздел 1. «Я и моя семья» (7 часов). Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности в и
увлечения нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем
жить одной семьей».
Раздел 2: «Я и моя школа» (6 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и
обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы.
Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».
Раздел 3. «Я и мои родные места» (8 часов).
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила
поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населенного пункта. Труд моих родных.
Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» ( 7 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет. Забота о комнатных растениях и домашних животных.
Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края.
Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».
Раздел 5.Духовные истоки Кубани. (4 часа).
Любовь к ближнему. Залог успеха детей – послушание родителям и уважение
старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и
матерь твою...". Какой должна быть семья. Значение слова "благословение".
Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях. Казак - отец, глава семьи. Казачка – мать,
хранительница домашнего очага.

II класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу. (1 час).
Раздел 1. «Природа моей местности» (12 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 1: «Уж небо осенью дышало».
Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоемы моей местности и их обитатели.
Правила поведения у водоемов. Растительный мир моей местности. Лекарственные растения. Правила сбора и
использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.
Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы.
Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».
Раздел 2. «Населенные пункты» (6 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улица моего населенного пункта. История образования города (района).
Глава города (района). Населенный пункты Краснодарского края.
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» (11 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремесла
на Кубани. Труженики родной земли.
Творческий проект «Труд в моей семье».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани. (4 часа).
Понятие "Родина", "малая Родина". Что такое поклонный крест. Традиции
установления поклонных крестов на Кубани. Источники духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции
и др.

III класс (34 часа)
Введение. Изучаем родной край. (1 час).
Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (10 часов).
Рельеф Краснодарского края. Природные явления
и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения.
Взаимопомощь земляков. Водоемы Краснодарского края . Растительный и животный мир Кубани. Кубань – территория
здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в
сердце. Символика Краснодарского края история и современность. Добрые соседи. Майкоп – столица Республики
Адыгея.
Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (10 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твое имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий.
Семейные ценности. Мама. Твои земляки - труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий
фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа)
Раздел 4. Духовные истоки Кубани. (4 часа).
Духовный смысл православных праздников. Крещение Господне. Значение
крещения. Крещенские традиции. История возникновения святых источников. Карта святых источников края.
Устройство храма и его значение. Особенности архитектуры, иконостас. Храмовые традиции (престольный праздник,
храмовая икона, памятные даты) Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и
материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья.
IV класс (34 часа)
Введение. Мой край на карте России. (1 час).
Раздел 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» (9 часов).

Природные зоны края. Заповедники, заказники, школьные лесничества расположенные на территории края. Роль
водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоемов Краснодарского края. Типы почв. Защита и
охрана почв. Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые края, их использование. Значение
природных богатств Краснодарского края для жителей России.
Проектная работа «Береги землю родимую, как мать любимую».
Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (12 часов).
Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные исторические источники. История Кубани в
архитектуре. Жилища людей разных эпох. Современный облик административного центра. Вещи рассказывают о
прошлом. Краснодарский государственный историко – археологический музей заповедник имени Е.Д. Фелицина.
Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Народные ремесла и промыслы на
Кубани. Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных, источниках.
Современные письменные источники. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная история
родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани.
Проектная работа «Земля отцов – моя земля».
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (8 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки – гордость страны. Радетели
земли кубанской. Ты – наследник земли отцов.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела».
Раздел 4. Духовные истоки Кубани. (4 часа).
Евангелие – главная книга казаков. Возникновение библиотек при храмах и
монастырях. Православные традиции в музыкальных, художественных, литературных произведения известных,
талантливых земляков. Духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Литературный
музей г. Краснодара – сокровищница старинных духовных и исторических
книг.
Таблица тематического распределения количества часов

Кубановедение 1 класс
Раздел
Введение

Я и моя семья

Я и моя школа

Кол –
во
часов
1

7

6

Тема

Мой родной край
«Кубаньмногонациональный
край»
Будем знакомы!
Кто я? Какой я?

Кол –
во
часов
1

1

Любимые занятия

2

Моя семья.

1

Обязанности и
увлечения в нашей
семье.

1

Семейные традиции.
Праздники, которые
мы отмечаем вместе

1

Творческий проект
"Будем жить одной
семьёй»
Наша школа. Правила
поведения в школе.

1

1

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных действий)

Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие "малая
родина". Называть край, район, населённый пункт, в котором проживает.
Называть своѐ имя (полное, сокращѐнное, уменьшительно-ласкательное),
называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер,
рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов.
Составлять ребус своего имени одним из способов.
Составлять рассказ о своѐм любимом занятии, иллюстрировать рассказ
рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своѐм участии в
коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих
занятий
Составлять рассказ о своей семье, называть еѐ членов, описывать их.
Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях,
семейных играх
Характеризовать понятия "обязанность" и "увлечение". Перечислять домашние
обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую
умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными
инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей
семье.
Характеризовать понятие "традиция". Сопоставлять семейные традиции с
временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать
рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции
празднования одного и того же праздника разных семьях.
Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о своей работе,
анализировать качество выполнения действий. Описывать коллективный проект,
оценивать участие каждого.
Рассказывать о своей школе. Называть отличия различных видов школ
(спортивной, музыкальной, воскресной и др.). Рассказывать о школьных

Я и мои родные места

8

Знакомство со школой.
Традиции нашей
школы.

1

Школьные поручения и
обязанности. Мой
режим дня.

1

Мои одноклассники.
Правила школьной
дружбы.
Творческий проект
"Мы такие разные, но
так похожи".
Главный город
Краснодарского края.

2

1

1

Достопримечательности

1

Мой адрес. Улица, на
которой я живу.

1

Правила поведения в

2

принадлежностях,классифицировать их, анализировать способы бережного
отношения к ним. Анализировать своѐ поведение и других детей в школе,
сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по
школе.
Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии
записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять
их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое
обозначение своего кабинета. Анализировать своѐ поведение во время
экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, еѐ традициях.
Характеризовать понятие "поручение". Анализировать деятельность в ходе
выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и
обосновывать своѐ желание выполнять то или иное поручение. Анализировать
учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с
нормами здорового образа жизни.
Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы,
совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы.
Анализировать своѐ поведение в соответствии с этими правилами.
Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы,
совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы.
Анализировать своѐ поведение в соответствии с этими правилами.
Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на
фотографии, картины, рисунки.
Характеризовать понятие "достопримечательность". Рассказывать об известных
достопримечательностях Краснодарского края и своего района. Описывать
места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа
"Достопримечательности нашего
населѐнного пункта..
Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения,
иллюстративный материал.
Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила

общественных местах,
на улице, в транспорте.

Я и природа вокруг
меня

7

поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать
различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в
общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждать
правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять
план и безопасного движения из дома в школу и обратно.
Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных,
рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы
представителей различных профессий. Характеризовать понятия
"индивидуальный" и " коллективный" труд. Обсуждать с одноклассниками тему
бережного отношения к чужому труду.
Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своѐм населѐнном
пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.) Рассказывать, как
вести се6бя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать
работу каждого участника группы в соответствии с поставленной целью

Труд жителей моего
населѐнного пункта.
Труд моих родных.

2

Исследовательский
проект "Какой я
житель"

1

Растения и животные
вокруг меня. Что где
растѐт, кто где живѐт.

2

Забота о комнатных
растениях и домашних
животных.

1

Красота природы моей
местности. Поэты,
прозаики, художники о
красоте родного края.

2

Анализировать различные способы описания красоты природы родного края.
Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать
произведения художников, писателей, воспевающих красоту родного края.

Творческая мастерская
"Милый сердцу
уголок"

2

Выбирать для описания (рисования, фотоизображения и др.) объект природы.
анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и
пр.для передачи своего отношения к данному объекту.

Наблюдать во время экскурсии за погодой, растительным и животным миром.
Составлять рассказ об увиденном. Анализировать правила поведения во время
экскурсии на природу. Сопоставлять своѐ поведение с нормами. Называть
животных своей местности. Составлять сообщения об одном из них,
иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями.
Рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их.
Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и
домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать
рассказ)

Духовные истоки
Кубани

4

Семья. Родители.
Родительская любовь и
благословение.
Традиции казачьей
семьи

1

Наша школа.
Воскресная школа.
Светские и
православные традиции
школы.
Достопримечательности.
Духовные святыни моей
малой Родины.
«Кубаньмногонациональный
край»

1

Что такое воскресная школа. Традиции воскресной и светской школы.

1

Что такое духовные святыни. Святые места Кубани.

1

Любовь к ближнему. Залог успеха детей –послушание родителям и уважение
старших. Выполнение заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и
матерь твою...". Какой должна быть семья. Значение слова "благословение".
Понятие "традиция". Православные традиции в казачьих семьях. Казак - отец,
глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага.

33 час

Кубановедение 2 класс
Раздел
Введение

Кол –
во
часов
1

Тема

Кол –
во
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных действий)

Символика района
(города), в котором я

1

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия "малая родина".
Характеризовать понятияи"гимн", "флаг", "герб". Анализировать символику

Природа моей
местности

12

живу. «Кубаньмногонациональный
край»
Времена года на Кубани

своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района.
Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна.
1

Годовой
исследовательский
проект сезонных
изменений.
Часть 1: "Уж небо
осенью дышало",
Формы земной
поверхности моей
местности.

1

Водоѐмы моей
местности и их
обитатели. Правила
поведения у водоѐмов.

1

Растительный мир моей
местности.

2

Лекарственные
растения. Правила
сбора и использование
лекарственных
растений.

1

Анализировать сезонные измерения в природе и жизни человека. Перечислять
дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины
художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его.
Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии.
Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать
свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников.
Характеризовать понятия: "горная" и "равнинная" часть Краснодарского края,
физическая карта Краснодарского края, условные обозначения.

Перечислять названия известных водоѐмов, описывать занятия людей у
водоѐмов. Описывать Чѐрное и Азовское моря, сравнивать их основные
характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань,
находить и называть города, расположенные на еѐ берегах. Называть водоемы
своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила
поведения у водоѐмов
Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения
на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать
растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое).
Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками.
Характеризовать понятие «лекарственные растения». Перечислять
лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их
сбора. Описывать способы применения лекарственных растений.

Населѐнные пункты

6

Ядовитые растения.
Первая помощь при
отравлении ядовитыми
растениями.

1

Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные
признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении
растениями

Животный мир моей
местности.

2

Красная книга
Краснодарского края.

1

Правила защитников
природы.

1

Исследовательский
проект "Растения и
животные в природе и
жизни людей".

1

Перечислять названия животных своей местности. Классифицировать их.
Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в
энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать
внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения,
картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своѐм
любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией.
Анализировать, какую пользу приносят животные человеку
Знать названия некоторых растений и животных, занесѐнных в Красную книгу
Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и
растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя
рассказ фотографиями или рисунками.
Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать
(делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в
виде запрещающих и разрешающих знаков. Понимать важность размещения
таких знаков в различных общественных местах.
Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение
растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо
изделию или продукту.

Годовой
исследовательский
проект сезонных
изменений.
Часть 2: "Зимушказима, зима снежная
была". Мой родной
город. Улицы моего
населѐнного пункта.

2

Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки
зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать
зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме.
Называть свой населенный пункт, перечислять названия улиц. Называть
главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть
фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них.
Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные)
с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам
своего населѐнного пункта.

Труд и быт моих
земляков

11

История образования
города (района). Глава
города(района)

1

Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату
образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его
деятельность.

Населѐнные пункты
Краснодарского края

1

Исследовательский
проект "Где я могу
проводить свободное
время".
Казачья станица.
Религиозные традиции
моих земляков.

2

Характеризовать типы населѐнных пунктов: «район», «город», «станица»,
«село», «хутор», «аул». Классифицировать населѐнные пункты своего района.
Находить различные типы населѐнных пунктов на карте своего района, называть
их.
Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по схожим интересам.
Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы,
направленность.

Особенности казачьего
быта.

2

Уклад кубанской семьи

1

Ремѐсла на Кубани

1

Труженики родной
земли.

1

Годовой
исследовательский
проект сезонных

2

1

Характеризовать понятия «станица», «хата». Перечислять материалы для
строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о
строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые
сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные
православные праздники, составлять рассказ об одном из них
Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовнонравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять
народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни
Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о ее традициях и
укладе. Составлять рассказ о своей семье но плану, иллюстрируя рисунком или
фотографией
Перечислять ремѐсла, распространѐнные в своей местности. Составить рассказ
об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами.
Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные
производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность.
Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почѐта».
Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки
весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать
задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с

изменений. Часть 3:
"Ласточка с весною в
сени к нам летит".
Профессии и место
работы членов моей
семьи.

Духовные истоки
Кубани

4

наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал
во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях,
описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной.
Изучать произведения художников, писателей о весне

Мои земляки в годы
Великой
Отечественной войны.

1

Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с
родными и близкими.

Семья и семейные
традиции.

1

Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье.
Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье.

Творческий проект
"Труд в моей семье".

1

Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по
плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты.

Годовой
исследовательский
проект сезонных
изменений.
Часть 4: "Здравствуй,
лето!".
.
Родная земля. Родина.
Поклонные кресты.

1

Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие, а
также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения
на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию,
анализируя экскурсионный лист.

1

Понятие "Родина", "малая Родина". Что такое поклонный крест. Традиции
установления поклонных крестов на Кубани.

Духовные родники
жизни.
Религиозные традиции
моих земляков.
Красный угол. Икона.

1

Источники духовного становления человека: храм, семья, книги, традиции и
др.

1

Что такое «красный угол». Иконы, составляющие "красный угол".
Почитаемые иконы в православных кубанских семьях. История написания
семейных икон.

"Нет больше той любви,
чем жизнь отдать за
други своя"
«Кубаньмногонациональный
край»

1

Защита Родины - священный долг. Подвиг во имя жизни других людей. Святые
заступники Руси.

Тема

Кол –
во
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных действий)

Изучаем родной край
«Кубаньмногонациональный
край»
Рельеф Краснодарского
Края.

1

Знать название своего края. Рассказывать о том, что было изучено.
Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять
вопросы для викторины.

34 час

Кубановедение 3 класс
Раздел
Введение

Нет в мире краше
Родины нашей

Кол –
во
часов
1

10

1

Природные явления и
стихийные бедствия.
Правила безопасности
поведения.

1

Водоѐмы
Краснодарского края

2

Характеризовать рельеф Краснодарского края( возвышенности,
низменности, равнины, горы) Показывать на карте горную и равнинную части
Краснодарского края.
Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для
Краснодарского края. Описывать одно их них. Составлять календарь народных
примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать
безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры
борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий.
Перечислять типы водоѐмов (моря, реки, озера, плавни, лиманы),
встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте.
Классифицировать водоѐмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на
план.

Без прошлого нет
настоящего

9

Растительность и
животный мир Кубани.

2

Описывать растительный и животный мир с опорой на карты-схемы. Сравнивать
растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского
края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать
культурные растения.
Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространѐнные на
территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора.

Кубань - территория
здоровья. Курорты
Краснодарского края.
Спорт, туризм.

1

Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на
карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои
наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе
Интернет).

Красота окружающего
Мира. Тема родного
края в творчестве
талантливых людей.

1

Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать
красоту родного края. Характеризовать понятие «талант».

Нет в мире краше
Родины нашей
(проектная работа)

2

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом
учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать
проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника,
высказывать своѐ мнение и аргументировать его.

Прошлое и настоящее.
"Лента времени".
Древние города.

1

Историческая карта,
история на карте.
Переселение казаков на
Кубань.

2

Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность
исторических событий, фиксировать их на «ленте времени».
Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и
Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать
их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал
Показывать на карте путь переселения казаков с опорой на текст учебника.
Описывать переселение казаков по представлению. Перечислять названия
первых станиц и показывать их на карте. Рассказывать историю основания
своего населѐнного пункта. Чертить план (схему) своего населѐнного пункта
(микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения.

1

Казачьему роду нет
переводу

10

С верою в сердце

1

Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных
религий и других архитектурных сооружений,. Рассказывать о святом (или
православном празднике), во имя которого освящѐн храм (празднуется
праздник) в своѐм городе (районе).

Символика
Краснодарского края.
История и
современность.

1

Анализировать исторические факты, предметы, традиции, отражѐнные в
символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во
время исполнения гимна, поднятия и спуска флага.

Добрые соседи.
Майкоп – столица
Республики Адыгея.

1

Без прошлого нет
настоящего (проектная
работа)

2

Твоя родословная.
История твоей семьи.
Ты и твоѐ имя, имена в
моей семье.

1

Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «дружба народов».
Показывать на карте Республику Адыгея и еѐ столицу. Описывать маршрут из
своего населѐнного пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год его
основания, год присоединения Адыгеи к России. Называть государства и
субъекты РФ, с которыми граничит Краснодарский край.
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом
учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и
реализовывать проект «Лента времени». Анализировать картину художника,
высказывать своѐ мнение и аргументировать его.
Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать
генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная».
Рассказывать о своѐм имени, о его значении. Слушать рассказы одноклассников
о происхождении их имѐн.

Из истории кубанских
фамилий.

1

Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников.
Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении
своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать
записи в альбоме «Моя родословная».

Семейные ценности.
Мама.

1

Характеризовать понятия «семейные ценности», «честь семьи и рода» с
этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные
ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи. Родины.
Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы
СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о

1

матерях-героинях. Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней.

Духовные истоки
Кубани

4

Твои земляки –
труженики.

1

Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими
условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об
известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять
сказку о культурных растениях.

Кубанские умельцы.

1

Народные обычаи и
традиции.

1

Казачий фольклор.

1

Проектная
Работа « Казачьему роду
нет переводу»

2

Перечислять ремѐсла, распространѐнные на Кубани. Составлять рекламу
изделиям народно- прикладного искусства. Рассказывать, какими ремѐслами
владеют родные и близкие.
Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь
обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни
до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная».
Перечислять основные виды фольклора, распространѐнные на Кубани.
Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в
альбоме «Моя родословная».
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом
учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать
проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника,
высказывать своѐ мнение и аргументировать его.

Святые источники
Кубани.

1

Храмы. Внутреннее и
внешнее устройство.

1

Именины.

1

Подвиг материнства.
«Кубаньмногонациональный
край»

1

Духовный смысл православных праздников. Крещение Господне. Значение
крещения. Крещенские традиции. История возникновения святых источников.
Карта святых источников края.
Устройство храма и его значение. Особенности архитектуры, иконостас.
Храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты)
Что такое именины. День небесного покровителя. Святые. Традиции
имянаречения. Мерные иконы.
Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и
материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья.

34 час

Кубановедение 4 класс
Раздел
Введение

Береги землю
родимую, как мать
любимую

Кол –
во
часов
1

9

Тема

Кол –
во
часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных действий)

Мой край на карте
России
«Кубаньмногонациональный
край»
Природные зоны
Краснодарского края.

1

Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим
регионам, странам. Определять регионы - соседей Краснодарского края. Знать о
видах связи (железнодорожной и воздушной) с другими регионами нашей
страны.

1

Заповедники. Заказники.
Школьные лесничества.
.

1

Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса,
субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну
из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей
местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя
его рисунками, фотографиями.
Определять по карте территорию Кавказского биосферного заповедника.
Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать
действия земляков по сохранению лесных богатств края.

Роль водоёмов в
природе и жизни
человека.
Использование и
охрана водоѐмов.
Типы почв. Защита и
охрана почв.

2

1

Называть и показывать на карте Краснодарского края водоѐмы. Анализировать
их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение
птицы, отдых людей). Определять пользу водоѐмов. Находить и обсуждать
причины, которые приводят к загрязнению водоѐмов. Анализировать и
определять степень своего участия в очистке водоѐмов
Характеризовать основные типы почв, распространѐнные в Краснодарском крае.
Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и
анализировать образцы почв. Характеризовать чернозѐмные почвы, их значение
в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу,
которую приносят почвы
Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в
борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса), Составлять

Земля отцов – моя
земля

12

Полезные ископаемые
края,
их использование.

1

Значение природных
богатств
Краснодарского края
для жителей России.
Проектная работа
«Береги землю
родимую, как мать
любимую»

2

Как изучают историю
Кубани: исторические
источники

1

История Кубани в
архитектуре. Жилища
людей разных эпох

1

Екатеринодар –
Краснодар.
Современный облик
административного
центра.

1

1

письменный рассказ – заметку в газету об охране и защите почв.
Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте
(нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк). Описывать области
применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены
целебные источники и грязи.
Характеризовать понятие «природные богатства». Анализировать их значение
для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека
к природным богатствам.
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом
учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и
реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку
плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру
художника, высказывать своѐ мнение и аргументировать его.
Исследовать и характеризовать исторические вещественные источники.
Анализировать архитектуру с точки зрения вещественного исторического
источника. Рассказать о работе археологов, понимать значение археологических
исследований для исторической науки. Назвать наиболее известные
археологические раскопки на территории края. Представлять современные
вещи в качестве вещественных источников для будущих исследователей.
Анализировать архитектурный объект с точки зрения вещественного источника.
Показывать на карте значимые в истории объекты: стоянку древнего человека
(п. Ильский), меотское городище (ст. Елизаветинская), выставочный комплекс
«Атамань» (ст. Тамань). Описать и сравнить жилища людей разных эпох.
Рассказывать об истории главного города Краснодарского края, используя
различные исторические источники. Характеризовать понятие
«административный центр». Объяснять полномочия губернатора, значение его
деятельности. Описать старинные архитектурные здания своего района,
рассказать об одном из них.

Жизнь дана на добрые
дела

8

Вещи рассказывают о
прошлом. Предметы
быта различных эпох.

2

Знать историю образования Краснодарского государственного археологического
музея – заповедника им Е.Д. Фелицина. Составить рассказ о залах и экспозициях
музея. Сопоставит предметы быта различных эпох.

Народные ремесла и
промыслы на Кубани.

1

Письменные
исторические
источники. История
Кубани в документах,
литературных, научных
источниках.

1

Сопоставлять место проживания, географические особенности с видом народно
– прикладного искусства, распространенного в данной местности. Составлять
вопросы с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её.
Исследовать и характеризовать письменные исторические источники.
Представлять современные записи в качестве данного вида источников в
будущем.

Символика
Краснодарского края:
гербы городов и
районов.
Устная история
родного края.

1

Анализировать символические изображения. Понимать значение символов,
изображенных на гербах городов и районов Краснодарского края. Знать и
описывать герб своего района (города)

1

Определять, каким образом отразились культурно-исторические традиции в
устном народном творчестве.

Обычаи и традиции
народов, живущих на
Кубани.

1

Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Кубани» на основе изучения
обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей
местности и учатся в данной школе.

Проектная работа
«Земля отцов – моя
земля»

2

Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом
учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и
реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать
произведения живописи.

Просветители земли
кубанской

1

Фиксировать на «ленте времени» год основания первой школы на Кубани.
Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной
школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие

Духовные истоки
Кубани

4

Защитники Отечества.

1

Труженики полей.

1

Радетели земли
кубанской. Наши
земляки – гордость
страны.

2

Ты - наследник земли
отцов.

1

Проектная работа
«.Жизнь дана на добрые
дела»

2

Библия. Библиотеки.

1

Культурное наследие
Кубани.
Музеи - хранители
материальной и
духовной культуры
Я как хранитель
духовного наследия
Кубани. 10 заповедей.
«Кубань-

1
1

1

школу.
Перечислять и рассказывать о героях Великой Отечественной войны, тыла.
Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте
времени» дату освобождения своего населѐнного пункта от немецко –
фашистских захватчиков.
Составлять рассказ о людях труда. Анализировать качества учѐных
селикционеров позволивших им добиться мировой известности. Составлять
статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои
наблюдения.
Характеризовать нравственный смысл понятий «гордость страны», «радетели
земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из
выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать
энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях
науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах,
политиках).
Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями
общества, в котором живѐшь. Обозначать степень ответственности за
сохранение культурно- исторического наследия.
Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом
учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и
реализовывать проект «Письмо моим наследникам». Анализировать картину
художника, высказывать своѐ мнение и аргументировать его.
Евангелие – главная книга казаков. Возникновение библиотек при храмах и
монастырях.
Православные традиции в музыкальных, художественных, литературных
произведения известных, талантливых земляков.
Духовные сокровища краеведческих, художественных музеев. Литературный
музей г. Краснодара – сокровищница старинных духовных и исторических
книг.
Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов.

многонациональный
край»
34 час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».