Сорокина Антонина Ивановна Подписан: Сорокина Антонина Ивановна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К. ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409, E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна, SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.28 11:29:55+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по литературному чтению достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности обучающегося, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы по литературному чтению отражают освоение обучающимися социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовнонравственным ценностям, приобретение опытаприменения сформированных представлений и отношений на практике. В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: 1) гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2) духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным и другим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физическогои морального вреда другим людям. 3) эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видаххудожественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально- эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. 4) трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участияв различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. 5) экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих вред окружающей среде. 6) ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно- художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведенийфольклора и художественной литературы, творчества писателей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения литературного чтения на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли, жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицироватьпроизведения по темам, жанрам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев. Базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Коммуникативные универсальные учебные действия воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствиис целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правилаведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные тексты (описание, и письменные рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к текстувыступления. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;выстраивать последовательность выбранных действий. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: осознавать значимость художественной литературы и фольклора для всестороннего развития личности человека, находить в произведениях отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры народовРоссии и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; демонстрировать интерес и положительную мотивацию к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устногонародного творчества: формировать собственный круг чтения; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного (прочитанного) произведения: отвечать и формулировать вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и художественным текстам; различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений фольклораразных народов России; соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры разных жанров литературы России и стран мира; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам; находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные связи событий, явлений, поступков героев; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст ис использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средства художественной выразительности (сравнение, эпитет,олицетворение, метафора); осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ); участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления, грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе прослушанного (прочитанного) текста, подтверждать свой ответ примерамииз текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный), пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание, рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности, выразительности письменной речи; составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение прочитанного произведения(не менее 10 предложений); использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложка, оглавление, аннотация, иллюстрация, предисловие, приложение, сноски, примечания); выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; использовать справочную литературу, электронные образовательные и информационные ресурсы в Интернете (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ О Родине, героические страницы истории. Наше Отечество, образ родной земли в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков (по выбору, не менее четырёх, например, произведения С.Т. Романовского, А.Т. Твардовского, С.Д. Дрожжина, В.М. Пескова и другие). Представлениео проявлении любви к родной земле в литературе разных народов (на примере писателей родного края, представителей разных народов России). Страницы истории России, великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова и других выдающихся защитников Отечества в литературе для детей. Отражение нравственной идеи: любовь к Родине. Героическое прошлое России, тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы (на примере рассказов Л.А. Кассиля, С.П. Алексеева). Осознание понятия: поступок, подвиг. Круг чтения: народная и авторская песня: понятие исторической песни, знакомство с песнями на тему Великой Отечественной войны (2–3 произведения по выбору). Произведения для чтения: С.Д. Дрожжин «Родине», В.М. Песков «Родине», А.Т. Твардовский «О Родине большой и малой» (отрывок), С.Т. Романовский «Ледовое побоище», С.П. Алексеев (1–2 рассказа военно-исторической тематики) и другие (по выбору). Фольклор (устное народное творчество). Фольклор как народная духовная культура (произведения по выбору). Многообразие видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый (календарный). Культурное значение фольклора для появления художественной литературы. Малые жанры фольклора (назначение, сравнение, классификация). Собиратели фольклора (А.Н. Афанасьев, В.И. Даль). Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Отражение в произведениях фольклора нравственных ценностей, быта и культуры народов мира. Сходство фольклорных произведений разных народов по тематике, художественным образам и форме («бродячие» сюжеты). Круг чтения: былина как эпическая песня о героическом событии. Герой былины – защитник страны. Образы русских богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича, Никиты Кожемяки (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Средства художественной выразительности в былине: устойчивые выражения, повторы, гипербола. Устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Народные былинносказочные темыв творчестве художника В.М. Васнецова. Произведения для чтения: произведения малых жанров фольклора, народные сказки (2–3 сказки по выбору), сказки народов России (2–3 сказки по выбору), былины из цикла об Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче (1–2 по выбору). Творчество А.С. Пушкина. Картины природы в лирических произведениях А.С. Пушкина. Средства художественной выразительности в стихотворном произведении (сравнение, эпитет, олицетворение) на примере 2–3 произведений. Литературные сказки А.С. Пушкина в стихах: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Фольклорная основа авторской сказки. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Няне», «Осень» (отрывки), «Зимняя дорога» и другие. Творчество И.А. Крылова. Представление о басне как лиро-эпическом жанре. Круг чтения: басни на примере произведений И.А. Крылова, И.И. Хемницера, Л.Н. Толстого, С.В. Михалкова. Басни стихотворные и прозаические (не менее трёх). Развитие событий в басне, её герои (положительные, отрицательные). Аллегория в баснях. Сравнение басен: назначение, темы и герои, особенности языка. Произведения для чтения: И.А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Квартет», И.И. Хемницер «Стрекоза», Л.Н. Толстой «Стрекоза и муравьи» и другие. Творчество М.Ю. Лермонтова. Круг чтения: лирические произведения М.Ю. Лермонтова (не менее трёх). Средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); рифма, ритм. Метафора как «свёрнутое» сравнение. Строфа как элемент композиции стихотворения. Переносное значение слов в метафоре. Метафора в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Произведения для чтения: М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва! …Люблю тебя как сын…» и другие. Литературная сказка. Тематика авторских стихотворных сказок (две-три по выбору). Герои литературных сказок (произведения П.П. Ершова, П.П. Бажова, С.Т. Аксакова, С.Я. Маршака и другие). Связь литературной сказки с фольклорной:народная речь как особенность авторской сказки. Иллюстрации в сказке:назначение, особенности. Произведения для чтения: П.П. Бажов «Серебряное копытце», П.П. Ершов «Конёк-Горбунок», С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» и другие. Картины природы в творчестве поэтов и писателей ХIХ‒ХХ веков. Лирика, лирические произведения как описание в стихотворной форме чувств поэта, связанных с наблюдениями, описаниями природы. Круг чтения: лирические произведения поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): В.А. Жуковский, И.С. Никитин, Е.А. Баратынский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, И.А. Бунин, А.А. Блок, К.Д. Бальмонт и другие. Темы стихотворных произведений, герой лирического произведения. Авторские приёмы создания художественного образа в лирике. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения, олицетворения, метафоры. Репродукция картины как иллюстрация к лирическому произведению. Произведения для чтения: В.А. Жуковский «Загадка», И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…», Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко», А.А. Фет «Весенний дождь», Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», И.А. Бунин «Листопад» (отрывки) и другие (по выбору). Творчество Л.Н. Толстого. Круг чтения (не менее трёх произведений): рассказ (художественный и научнопознавательный), сказки, басни, быль. Повесть как эпический жанр (общее представление). Значение реальных жизненных ситуаций в создании рассказа, повести. Отрывки из автобиографической повести Л.Н. Толстого «Детство». Особенности художественного текста-описания: пейзаж, портрет героя, интерьер. Примеры текстарассуждения в рассказах Л.Н. Толстого. Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Детство» (отдельные главы), «Русак», «Черепаха» и другие (по выбору). Произведения о животных и родной природе. Взаимоотношения человека и животных, защита и охрана природы как тема произведений литературы. Круг чтения (не менее трёх авторов): на примере произведений А.И. Куприна,В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина, Ю.И. Коваля и другие. Произведения для чтения: В.П. Астафьев «Капалуха», М.М. Пришвин «Выскочка» и другие (по выбору). Произведения о детях. Тематика произведений о детях, их жизни, играх и занятиях, взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками (на примере произведений не менее трёх авторов): А.П. Чехова, Б.С. Житкова, Н.Г. Гарина- Михайловского, В.В. Крапивина и других. Словесный портрет героя как его характеристика. Авторский способ выражения главной мысли. Основные события сюжета, отношение к ним героев. Произведения для чтения: А.П. Чехов «Мальчики», Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (отдельные главы), М.М. Зощенко «О Лёньке и Миньке» (1–2 рассказа из цикла), К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» и другие. Пьеса. Знакомство с новым жанром пьесой-сказкой. Пьеса – произведение литературы и театрального искусства (одна по выбору). Пьеса как жанрдраматического произведения. Пьеса и сказка: драматическое и эпическое произведения. Авторские ремарки:назначение, содержание. Произведения для чтения: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев» и другие. Юмористические произведения. Круг чтения (не менее двух произведений по выбору): юмористические произведения на примере рассказов М.М. Зощенко, В.Ю. Драгунского, Н.Н. Носова, В.В. Голявкина. Герои юмористических произведений. Средства выразительности текста юмористического содержания: гипербола. Юмористические произведения в кино и театре. Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1–2 произведения по выбору), Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отдельные главы) и другие. Зарубежная литература. Расширение круга чтения произведений зарубежных писателей. Литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, братьев Гримм и других (по выбору). Приключенческая литература: произведения Дж. Свифта, Марка Твена. Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди», «Русалочка», Дж. Свифт «Приключения Гулливера» (отдельные главы), Марк Твен «Том Сойер»(отдельные главы) и другие (по выбору). Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Польза чтения и книги: книга – друг и учитель. Правила читателя и способы выбора книги (тематический, систематический каталог). Виды информации в книге: научная, художественная, справочно-иллюстративный материал. Типы книг (изданий): книгапроизведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания. Работа с источниками периодической печати. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Изучение литературного чтения в 4 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические и исследовательские действия: читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания); читать про себя (молча), оценивать своё чтение с точки зрения понимания и запоминания текста; анализировать текст: определять главную мысль, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста; характеризовать героя и давать оценку его поступкам; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии); составлять план (вопросный, номинативный, цитатный) текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность; исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа). Работа с информацией: использовать справочную информацию для получения дополнительнойинформации в соответствии с учебной задачей; характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое); выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлятьаннотацию. Коммуникативные универсальные учебные действия соблюдать правила речевого этикета в учебном диалоге, отвечать и задаватьвопросы к учебным и художественным текстам; пересказывать текст в соответствии с учебной задачей; рассказывать о тематике детской литературы, о любимом писателе и егопроизведениях; оценивать мнение авторов о героях и своё отношение к ним; использовать элементы импровизации при исполнении фольклорных произведений; сочинять небольшие тексты повествовательного и описательного характерапо наблюдениям, на заданную тему. Регулятивные универсальные учебные действия понимать значение чтения для самообразования и саморазвития; самостоятельно организовывать читательскую деятельность во время досуга; определять цель выразительного исполнения и работы с текстом; оценивать выступление (своё и других обучающихся) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев; осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, проявлять способность предвидеть ихв предстоящей работе. Совместная деятельность участвовать в театрализованной деятельности: инсценировании и драматизации (читать по ролям, разыгрывать сценки); соблюдать правила взаимодействия; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместнойдеятельности, оценивать свой вклад в общее дело. 3.Тематическое планирование Раздел 2. Летописи, былины, жития) 8ч. Темы Кол-во часов Введение. Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». Самые интересные книги, прочитанные летом. 1 Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия Основные направления воспитательной деятельности Ориентироваться в учебнике по 1, 2, 6, 3 литературному чтению Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника Пользоваться словарём в конце учебника Составлять связное высказывание по иллюстрации и оформлению учебника Прогнозировать содержание раздела. События летописи - основные события Древней Руси. Из летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Летопись–источник исторических фактов. Сравнение текста летописи с текстом произведения А.С. Пушкина «Повесть о вещем Олеге» 1 Представление о многообразии видов фольклора: словесный, музыкальный, обрядовый, (календарный). 1 Собиратели фольклора А.А. Афанасьев, В.И. Даль Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». 1 Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. Герой былины - защитник Русского государства. Картина В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Гусляры», «Баян». 1 1 Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Дать знания о рукописных книгах. Знакомство с деятельностью первопечатника Ивана Федорова. Обобщение знаний по теме «Самое великое чудо на свете» Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Умение работать по предложенному учителем плану. Личностные УУД: умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы Прогнозировать содержание раздела. Сергий Радонежский – святой земли Русской. В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому» Житие Сергия Радонежского. 1 Былины об Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче. 1 Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Отличать сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе пары и группы, читать фрагменты текста в паре. Формировать навыки беглого выразительного чтения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Умение работать по предложенному учителем плану. 6. Литературная сказка 4ч. 4. Творчество А.С. Пушкина 5ч. 4. Творчество М.Ю. Лермонтова 3ч. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» Сравнение литературной и народной сказок. П.П. Ершов «Конёк- Горбунок. Характеристика героев. А.С. Пушкин «Няне» А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!..», «Зимняя дорога», «Осень». А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». 1 А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Характеристика героев. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление выставки на тему: «Книги А.С. Пушкина», написание краткого отзыва о самостоятельно прочитанном произведении по заданному образцу. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека». М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). Сравнение мотивов русской и турецкой сказок. М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Характеристика героев. 1 4 1 1 1 1 1 1 1 Личностные УУД: умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, басни передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определять различные средства выразительности. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Участвовать в работе пары и группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Знакомство с биографией поэта, с его стихотворениями. Выразительное чтение. Знакомство с жизнью и творчеством Толстого, Чехова, с их стихотворениями. Учить понимать настроение, мысли поэта. Знакомство со статьей Я, Смоленского «Как научиться читать стихи»; Знакомство с поэзией Тютчева. 2, 6 1, 2, 5, 3 1, 2, 3 8. Творчество Л.Н. Толстого 2ч. 11. Произведения о детях 2ч. 7. Картины природы в творчестве поэтов и писателей XIX века 8 ч. М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Парус», «Москва, Москва!...Люблю тебя как сын…» 1 Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Л. Н. Толстой «Детство». Л. Н. Толстой. «Как мужик камень убрал». Басня 1 А. П. Чехов «Мальчики». Главные герои рассказа - герои своего времени. Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка» 1 Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» 1 А. Н. Плещеев. «Дети и птичка». 1 И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». 1 Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» И. А. Бунин «Листопад». Картина осени в стихах И.А. Бунина. 1 Обобщение по разделу. 1 Знакомство с биографией поэта, с его стихотворениями. Знакомство со стихотворением Фета. Выразительное чтение. Знакомство с жизнью и творчеством Никитина, с его отличительные особенности стихотворного текста. 1, 2, 6, 3 1 2, 6, 4 1 1 1 1 1, 2, 3, 5 «Поэтическая тетрадь» 6. Литературная сказка 12ч. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 1 Сочетание реальных и фантастических событий в сказке В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» 1 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Составление плана сказки. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Особенности литературного жанра В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Особенности данного литературного жанра. В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст- описание в содержании художественного произведения. 1 П. П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте П. П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. 1 1 1 1 1 Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Умение работать по предложенному учителем плану. Личностные УУД: умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать произведения вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности сказок. Знать особенности литературной сказки и определять нравственный смысл. Давать характеристику героев литературной сказки. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. 1, 2, 6 13. Юмористические произведения 9ч. 10. Произведения о животных и родной природе 1ч. 11. Произведения о детях 5ч. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». 1 С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Герои произведения. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Деление текста на части. Оценка достижений. Обобщение по разделу «Моя любимая литературная сказка». 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» 1 Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Нравственный смысл произведения. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Денискины рассказы». В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». 2 В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Книги о сверстниках, о школе. Обобщающий урок «Делу время- -потехе час». 2 1 1 1 1 Представлять и характеризовать героев басни на основе их поступков. Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смысл. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Знакомство с жизнью и творчеством Бажова, Аксакова. Учить выразительно читать сказки, понимать смысл сказок и настроения сказочного героя. Познакомиться со сказкой Гаршина; развивать умение передавать настроение; обучать делению на части, выразительно читать, анализировать поступки героев, давать характеристику героям по плану; учить составлять картинный план. Знакомство с жизнью и творчеством Одоевского Знакомство с жизнью и творчеством Бажова. Обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного мнения читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам. Знакомство с произведением «Аленький цветочек»; учить анализировать поступки героев. Обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, 2, 4, 6 2, 5, 6 2, 4, 6 9. Картины в творчестве поэтов и писателей XX века 5ч. 10. Произведения о животных и родной природе Инсценирование произведений.Оценка достижений по теме «Делу время – потехе час». 2 Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Б. С. Житков. «Как я ловил человечков». Герой произведения. К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». Музыкальное сопровождение произведения. М. М. Зощенко. «Елка», «О Лёньке и Миньке». Обобщающий урок «Страна детства». Оценка достижений. 1 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». С. А. Есенин. «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». Оценка достижений. Обобщение по разделу Тема природы и Родины в стихах. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Д. Н. Мамин- Сибиряк «Приемыш». 1 2 1 1 1 1 1 1 1 заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного мнения читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам. Учит видеть красоту природы; разобрать научный текст «Куда девается вода из моря». Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Умение работать по предложенному учителем плану. Личностные УУД: умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы) Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе 1, 2, 3, 6 2, 5, 6 9 ч. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька». Поступок как характеристика героя произведения. 2 М. М. Пришвин «Выскочка». Характеристика героя на основе поступка. Е. И. Чарушин «Кабан». В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои рассказа. «Капалуха». В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление плана. 2 Обобщающий урок - конкурс «Природа и мы». 1 1 1 2 диагностической работы, представленной в учебнике.. Знакомство с жизнью и творчеством Д.Мамина-Сибиряка Развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние. Знакомство с жизнью и творчеством В.Гаршина; давать характеристику героям произведения. Знакомство с жизнью и творчеством В.Одоевского; Учить анализировать, сравнивать, читать выразительно, правильно строить высказывания. Обобщение знаний по теме «Литературные сказки» Знать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения Знать творчество А. И. Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему Уметь различать элементы книги, пересказывать текст Знать творчество М. М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения Знать творчество Е. И. Чарушина. Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на вопросы, различать жанры произведений Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: Умение работать по предложенному учителем плану .Личностные УУД: умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы 1. Поэтическая тетрадь 4 ч. Родина 8 ч. Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Б. Л. Пастернак «Золотая осень» С. А. Клычков «Весна в лесу» 1 Д. Б. Кедрин «Бабье лето» 1 Н. М. Рубцов «Сентябрь» С. А. Есенин «Лебедушка» Обобщающий урок. Оценка достижений 1 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания И. С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте, знакомство с творчеством С.П. Алексеева. 2 С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…» 1 Обобщение по разделу «Родина». 1 «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!» 1 1 Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, анализировать образные языковые средства Уметь использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг. Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: Умение работать по предложенному учителем плану .Личностные УУД: умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы Прогнозировать содержание раздела. Обучать и понимать поступки героев. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух 1, 3, 6, 5 9. Страна Фантазия 6 ч. 14. Зарубежная литература 3ч. Особенности выразительных средств художественного произведения «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!». Великие люди и события: образы Александра Невского, Михаила Кутузова. Подготовка проектов 1 Защита проектов «Они защищали Родину», слушание песен о войне. 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника» Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа. 1 Кир Булычев. «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. Кир Булычев. «Путешествие Алисы». Сравнение героев рассказов фантастического жанра . Обобщение по разделу «Путешествие по стране Фантазии» 1 Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» 1 1 произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Составлять план произведения. Пересказывать произведение на основе плана. Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Умение работать по предложенному учителем плану. Личностные УУД: умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы 1, 2, 3, 6 2 1 6, 2, 1 Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Особое развитие сюжета в зарубежной литературе. 1 Г.-Х. Андерсена «Русалочка». Авторская сказка. 1 рассказа. Учить понимать поступки и состояние героев. Выражать собственное отношение к поступкам героев сказочных и реальных событиях. Совершенствовать умение давать характеристику персонажу. Обучать делению на части, составление плана. Учить читать по ролям, понимать характеры и поступки героев. Составлять план для краткого и полного пересказа. Читать сказку выразительно по ролям. Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Свифта, проанализировать его сказку «Путешествие Гулливера» Знакомство со сказкой Андерсена «Русалочка». Знакомство с жизнью и творчеством М.Твена; Обобщение знаний по теме «Зарубежная литература». Определять нравственный смысл сказки. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Знакомство с жизнью и творчеством Андерсена; работа над сказкой, деление ее на части, учить ставить вопросы по содержанию сказки. Обобщение, контроль знаний. Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Умение работать по предложенному учителем плану. Личностные УУД: умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы Прогнозировать содержание раздела. Учить понимать смысл сказаний. Учить анализировать текст, делить его на части, обучать сравнивать тексты. Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Знакомство с жизнью и творчеством. Лагерлефа, учить выражать отношение к прочитанному. Обобщение знаний по теме «Библейские сказания». Познавательные УУД: Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД: Умение слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Умение работать по образцу Итого 95