Сорокина Антонина Ивановна Подписан: Сорокина Антонина Ивановна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К. ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409, E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна, SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.28 11:35:59+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с новым ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. 3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. 8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: – понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; – формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; – понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни; – понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; – осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; – строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение независимо от принадлежности собеседников к религии илик атеизму; – соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; – строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; – понимать необходимость обогащать свои знания о духовнонравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; – понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального сформированы познавательные универсальные учебные общего образования у обучающегося будут действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. Метапредметные результаты: – овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; – формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; – совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различныхкоммуникативных и познавательных задач; – совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; – овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; – овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; – совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические и исследовательские действия – ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); – использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях исветской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); – применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала; – признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; – выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Работа с информацией: – воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике; – использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); – находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); – анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. Коммуникативные универсальные учебные действия: – использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; – соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; – создавать небольшие текстыописания, текстырассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственноэтических идей, представленныхв религиозных учениях и светской этике. Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация и самоконтроль: – проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; – проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; – анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); – выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; – проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета. Совместная деятельность: – выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; – владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; – готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Модуль «Основы православной культуры» Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: – выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; – выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; – выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; – рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общениии деятельности; – раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; – первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; – раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о БогеТроице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; – рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; – рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общенияс мирянами и священнослужителями; – рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; – раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; – распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; – рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; – излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культурыи государственности; – первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлениюи представлению её результатов; – приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; – выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; – называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; – выражать своими словами понимание человеческого православной духовнонравственной культуре, традиции. достоинства, ценности человеческой жизни в 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Модуль «Основы православной культуры» можно условно разделить на четыре тематических блока. 1. Введение. Культура и религия. Этот блок включает в себя 5 уроков: «Россия — наша Родина», «Культура и религия», «Как христианство пришло на Русь», «Бог, мир, человек», «Библия». Тематика данного блока даёт возможность ввести обучающихся в предметную среду курса, подготовить к восприятию сюжетов Священной истории. 2. Христианская Священная история. На изучение содержания этого блока отводится 12 уроков: «Ошибка первых людей», «Вдали от рая», «В ожидании Спасителя», «Десять заповедей», «Благовещение. Рождество Христово», «Богоявление. Искушение в пустыне», «Нагорная проповедь», «Евангельские притчи», «Крест», «Пасха». Стержневым материалом для изучения основ православной культуры в 4 классе являются сюжеты Священной истории, этот блок занимает центральное место в курсе. Три темы «Десять заповедей», «Нагорная проповедь», «Евангельские притчи» выделяются своим мощным воспитательным потенциалом. Они содержат непреходящие по своей нравственной значимости правила, нормы жизни христианина. Поэтому эти темы рассматриваются не только как составляющие библейского сюжета, но и как необходимые знания каждому человеку для духовно-нравственной жизни. Именно эти знания и обеспечивают общественное служение (общественную деятельность) христианина. 3. Церковь и богослужение. Блок включает в себя 7 уроков: «Храмы России», «Икона», «Церковнославянский язык», «Православная молитва», «Церковь», «Причастие», «Покаяние». Три темы «Храмы России», «Икона», 4. «Церковнославянский язык» обеспечивают понимание обучающимися претворения библейских сюжетов в жизнь современного человека. Темы «Православная молитва», «Церковь», «Причастие», «Покаяние» убеждают в практической значимости библейских сюжетов в жизни человека. Тематика всех уроков подводит к освоению следующего блока. Общественное служение христианина. Содержание данного блока составляют 10 уроков: «Подвиг», «Брак», «Родители и дети», «Монашество», «Труд и творчество», «Любовь — вершина добродетелей», «Суд Божий и суд человеческий», «Отечество земное и небесное». Содержание имеет практическое значение для жизни ребёнка: примеры гражданской позиции христиан формируют гражданскую позицию обучающихся. Урок 16 посвящён итоговым учебным проектам (творческим и информационным). Урок 32 посвящён итоговому опросу (в конце учебного года). 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Часть 1 (16 ч) Тема Россия — наша Родина Кол-во часов 1ч Характеристика основных видов деятельности учащихся Размышлять о Родине и малой родине. Участвовать в диалоговой ситуации урока: отвечать на вопросы, формулировать свой ответ, задавать вопрос и формулировать предполагаемый на него ответ. Участвовать в поисковой деятельности: вслушиваться (вчитываться) в поэтические строки о Родине, выделять ключевые слова, помогающие создать образ России. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи (о ценностях, духовнонравственных ориентирах жизни человека, общества, государства), применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности, выявлении традиций, в том числе и православных, в жизни человека, общества, государства. Рассуждать о роли духовных традиций народов России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми. Обобщать, формулировать вывод, применяя метод синквейна, выделения опорных слов. Основные направления воспитательной деятельности 1, 2, 3 Культура и религия 1ч Как христианство пришло на Русь 1ч Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий (понимать навигатор), рассматривать иллюстративный материал разворота урока, соотносить текст с иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному Рассуждать о понятии «культурный человек»: в домашней обстановке, в обществе. На основе рассуждения составлять портрет культурного человека в домашней обстановке, в обществе. Участвовать в диалоговой ситуации урока: отвечать на вопросы, формулировать свой ответ, задавать вопрос и формулировать предполагаемый на него ответ. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм жизни (заботиться о себе, обслуживать само го себя, заботиться о других, не лениться, вести здоровый образ жизни). Осознавать существующие нормы поведения в домашней обстановке, в обществе. Осознавать роль семьи в воспитании культуры человека. Осознавать роль родителей в привитии ребёнку навыков самообслуживания. Понимать лексическое значение слов «служить, служба, слуга, услуга, служение». Служить — значит, слышать: родителей и самого себя. Работать в паре. Слушать и принимать ответ другого. Находить ответ на вопрос в тексте урока, выделять нужную информацию, работать с разными рубриками учебника, привлекая их к ответу на вопрос. Усвоить ряд понятий: семья, культура, православная культура, традиция, обычай, вера. Отвечать на проблемные вопросы. Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии. Получить представление о мировых и авраамических религиях, направлениях в христианстве; о традиционных православных праздниках; обычаях празднования отдельных православных праздников. Понимать, что такое православная культура. Объяснять (устно), что такое вера в жизни человека. Находить отражения православной культуры в произведениях искусства. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Рассуждать о язычниках и их вере в множество богов; Почему князь Владимир задумался о вере. Размышлять над вопросом: «В наше время можно выбирать веру?» Иметь представление о роли братьев Кирилла и Мефодия; о том, как пришло христианство на Русь, Почему Русь называют Святой. Усвоить ряд понятий: крещение и Крещение; вера; просвещение и просветители; проповедь и летопись. Объяснять значение слов (понятий) с опорой на текст учебника: достижения в области искусства. 1, 2, 8 2, 3 ,8 Бог, мир, человек 1ч Библия 1ч Уметь рассматривать иллюстрации урока, отображающие различные виды искусства, в частности — зодчество. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом как учебника, так и дополнительного материала. Понимать, что такое память, как она может выражаться в жизни человека, общества, государства. Уметь рассматривать памятник (иллюстрация урока — памятник святым Кириллу и Мефодию в Москве). Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Понимать смысловые синонимы: Родина — Отечество — Святая Русь. Участвовать в диалоговой ситуации урока: отвечать на вопросы, формулировать свой ответ с помощью алгоритма, задавать вопрос и формулировать предполагаемый на него ответ. Участвовать в исследовательской деятельности: работа с текстом урока. Рассуждать, что такое вера, приводить примеры веры из жизни современного человека, выражать свои впечатления. Понимать, что Бог — Творец, Господь наш, Всемогущий, Бог — Святая Троица. Иметь представление о сотворении мира; о бессмертии души. Усвоить лексическое значение слов и отдельных понятий: вера; душа — дыхание, духовный; Дух Божий; материальный/нематериальный. Усвоить смысловое понятие, что вера обладает способностью объединять народы; вера — духовная необходимость жизни человека. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии. Тема 1: Как отражается Образ Божий в человеке. Что может быть общего у человека и Бога. Чем человек похож на Бога. Тема 2: Какими качествами обладают христиане. В чём ответственность человека за мир. Уметь «читать» иллюстрацию. Работать с иллюстрациями урока. Слушать, рассматривать и воспринимать произведения искусства по теме урока. Работать с религионимами. Работать в паре: выбирать ответ на поставленный вопрос из текста урока. Приходить к общему пониманию. Уважать мнение другого. Организовать взаимопроверку. Рассуждать о важности чтения, о роли книги в жизни человека и общества. Иметь представление о Библии как собрании многих книг, рассказывающих о жизни на Земле, об Иисусе Христе и Его учении. О свободе — даре Бога человеку. Понимать по высказываниям философов, писателей, мудрецов, учёных, что Библия — «книга книг», какую роль играет чтение Библии в жизни человека. 2, 3, 8 2,3 Ошибка первых людей 1ч Вдали от рая 1ч Усвоить, что апостолы сыграли важную роль в создании и распространении знаний, содержащихся в Библии. Знать, что такое Евангелие, кто такие евангелисты. Понимать их роль в распространении учения Иисуса Христа. Участвовать в комментированном чтении текста урока (формулировать и высказывать мысль). Усвоить лексическое значение слов и отдельных понятий: апостол, пророк, Библия, Священная История, Священное Писание, Священное предание, Божественное Откровение; Евангелие, Новый Завет, Ветхий Завет. Усвоить понимание того, что Бог одарил человека дарами (какими — по тексту урока). Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Работать с религионимами. Работать со словарём Рассуждать об образе Бога в человеке и о свойствах Бога. Узнать о райском саде — Эдеме, жилище первых людей. Усвоить, что Бог наказал первым людям беречь этот сад и возделывать, что человек, подражая Богу, должен стать творцом. Иметь представление о том, кем был населён Эдем; чем занимались там первые люди. Понимать, что способность любить является самым главным из всего того, чем человек может быть похож на Создателя. Понимать смысл понятий «путь жизни» и «путь смерти», что значит «выбор»; что есть добро и что есть зло. Знать, что есть ангелы добрые и ангелы злые. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: что такое любовь и что такое грех. Отвечать на проблемные вопросы. Выдвигать гипотезу (предполагать). Усвоить и принять, что любовь всё объединяет, грех всё разрушает; грех удаляет человека от Бога. Работать со словарём, с иллюстрациями текста урока. Работать в паре. Работать с интернет-ресурсами: библейские сюжеты в изобразительном искусстве. Слушать, рассматривать и воспринимать произведения искусства по теме урока. Рассуждать о способности греха менять человека изнутри. В каком состоянии духа пребывает человек, если совершает доброе дело? Если совершает злое дело? Иметь представление о семье Адама и Евы, чем занимались их сыновья. Первое понятие о притче. Понимать, что внутреннее состояние человека — доброе и спокойное или злое и тревожное — приводит к добрым или злым поступкам. Кто такой праведник. Усвоить, что ещё в те далёкие времена установилась традиция благодарить Бога за помощь. Знать библейские сюжеты: грехопадение первых людей в Эдемском саду; грех убийства брата братом; Всемирный потоп и постройка Ноева ковчега. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: можно ли исправить допущенную ошибку? Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. 1, 2, 8 3, 4 Вдали от рая 1ч Десять заповедей 1ч Работать с фразеологизмами, пословицами и поговорками библейского происхождения: смысл и употребление в речи современного человека. Работать со словарём. Работать с интернет-ресурсами: библейские сюжеты в изобразительном искусстве. Слушать, рассматривать и воспринимать произведения искусства по теме урока. Рассуждать о роли языка в жизни человека и общества. Иметь представление о богоизбранном народе, о роли праведного Авраама. О первородстве. Понимать, почему праведного Авраама считают «отцом всех верующих»; что значит Бог смешал язык; что значит Бог заключил договор с человеком; что вера предполагает доверие и верность Богу; что порой Бог попускает людям тяжёлые испытания не для того, чтобы разрушить их веру в Него, а, наоборот, чтобы укрепить и закалить веру. Усвоить, что слова «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю...» были обращены к Ною по окончании потопа, этими словами Бог благословил семью Ноя (а не Адама и Еву). Знать библейские сюжеты: постройка Вавилонской башни; история Авраама и его долгожданного сына Исаака; какая земля называется в Библии землёй обетованной; кто такой патриарх. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: могут ли люди, говорящие на разных языках, что-либо построить? Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Работать с фразеологизмами, пословицами и поговорками библейского происхождения: смысл и употребление в речи современного человека. Уметь рассматривать и «читать» иллюстрации к уроку. Работать со словарём. Работать с интернет-ресурсами: библейские сюжеты в изобразительном искусстве. Слушать, рассматривать и воспринимать произведения искусства по теме урока Рассуждать о потомках Авраама. Иметь представление о «десяти казнях египетских». Понимать, что верующие люди во всём доверяют Богу. Смысл договора Бога с человеком. Каждая заповедь, Богом данная Моисею, — это дорожный указатель: куда идти, чтобы остаться на пути жизни и не свернуть на путь смерти. Усвоить, что удача, успех в любом деле, в любой ситуации, — это полное доверие Богу. Главное, чему Бог хочет научить человека, — это любовь. Знать библейские сюжеты о спасении новорождённого еврейского сына в Египте; о жизни Моисея в Египте; о том, что Бог даровал евреям Закон — десять заповедей. Какая из заповедей самая главная: люби Бога всем сердцем и люби своего ближнего, как самого себя. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: современны ли десять заповедей? Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Работать с фразеологизмами, пословицами и поговорками библейского происхождения: смысл и употребление в речи современного человека. 3,4 2, 3, Благовещение. Рождество Христово 1ч Богоявление. Искушение в пустыне 1ч Уметь рассматривать и «читать» иллюстрации к уроку. Работать со словарём. Работать с интернет-ресурсами: библейские сюжеты в изобразительном искусстве. Участвовать в проектной деятельности: деление класса на две команды, начало работы (см. урок 16) Рассуждать о том, могла ли Мария отказаться от благой вести Ангела. Что значит доверие Богу? Что значит исполнение воли Бога? Иметь представление о рождении и жизни Марии до встречи с Ангелом. Понимать, что «от выбора Марии, как убеждены христиане, зависела судьба всего человечества». И Она исполнила волю Божию. Слова Ангела: «Дух Святой сойдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, поэтому Тот, Которого Ты родишь, будет назван Сыном Бога». Усвоить, что послушание — главное условие жизни человека с Богом. Знать, что Мария — Матерь Божия, Благодатная. Библейский сюжет, как Иосиф с Марией отправились из Назарета в Вифлеем. Что такое Вифлеемская звезда. Знать православные праздники: Благовещение. Рождество Христово. Их традиции в современном мире. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: зачем Господь пришёл на землю в образе человека? Какие традиции празднования Благовещения, Рождества Христова есть в вашем доме. Работать с религионимами. Работать с иллюстрациями текста урока. Работать с интернет-ресурсами: отражение православных праздников в искусстве. Слушать, рассматривать и воспринимать произведения искусства по теме урока Рассуждать о добровольном крещении человека, о том, что даёт крещение человеку. Иметь представление о великом пророке Иоанне. Понимать, что Крещение — это таинство, Божественная тайна. Что такое искушение. Значение сюжета искушения Христа в пустыне и сюжета об Адаме в Эдеме. Сравнивать, делать некоторые обобщения и выводы: сюжеты искушения Христа в пустыне и Адама в Эдеме. Усвоить, что во время крещения в водах Иордана на Иисуса Христа сошёл Дух Святой в виде голубя, Бог провозгласил, что это есть Сын Божий. Так возникло представление о Святой Троице: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Знать библейский сюжет о Крещении Иисуса Христа в водах Иордана Кто такой Иоанн Креститель. Почему его называют Крестителем. Православный праздник: Крещение Господне, или Богоявление. Величайшие шедевры русского искусства на данный сюжет: А. А. Иванов. «Явление Христа народу» и другие. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: как искушал Иисуса дьявол? Можно ли назвать это духовным поединком? Работать с религионимами. Работать с фразеологизмами, пословицами и поговорками библейского происхождения: 1,2,3 3,8 смысл и употребление в речи современного человека. Уметь рассматривать и «читать» иллюстрации к уроку. Работать с интернет-ресурсами: отражение православных праздников в искусстве Нагорная проповедь 1ч Евангельские притчи 1ч Крест 1ч Рассуждать о характере человека: что это такое? Из каких черт состоит характер? Можно ли поменять характер? Что значит работать над собой? Иметь представление о добродетелях, к которым стремятся все христиане, — смирении, кротости. Понимать, кто такие блаженные; что такое «заповеди блаженства». Усвоить, что «Царство Божие — внутри вас»; что только добро может победить зло. Смирение, кротость, мир в душе, милосердие, любовь к Богу и ближнему — духовные сокровища христиан. Заповеди блаженства, «золотое правило нравственности» — духовно-нравственные ориентиры. Знать нравственное учение Иисуса Христа. Золотое правило нравственности. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: легко ли поступать так, как учил Христос? Работать в малой группе: обсуждение вопроса о чертах характера человека — смирении, кротости. Работать с иллюстративным материалом урока: рассматривать, читать и воспринимать иллюстрацию Рассуждать об отношении человека к человеку, человека к Богу. О характере человека: что это такое? Из каких черт состоит характер? Можно ли поменять характер? Что значит работать над собой? Иметь представление о добродетелях, к которым стремятся все христиане, — быть милостивым, ближним. О притче как жанре произведения (смысл, иносказание, образы, поучительный вывод). О разных видах искусства: иконе, фреске, мозаике. Понимать, что такое притча; смысл притч. Усвоить, что такое покаяние, покаянное чувство; именно покаяние может изменить жизнь человека. Бог всегда ждёт встречи с человеком, ждёт возвращения человека к Себе. Самое главное — прийти к Нему с покаянием и доверием. Знать содержание отдельных притч: «Притча о потерянной овечке», «Притча о блудном сыне», «Притча о милосердном самарянине». Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами комментирования текста урока: почему притчу о блудном сыне называют «Евангелием евангелий», сердцевиной Евангелия. Выполнять тестовые задания (тематический тест по одной теме). Работать в малой группе: раскрывать смысл фразеологизма, пословицы библейского происхождения; употребление их в речи современного человека Рассуждать о крестном пути Иисуса Христа, о «крест- ном пути» человека. 3 2.3 8 Пасха 1ч Итоговые учебные 1ч Иметь представление о географии библейских событий: Иерусалим — столица Иудеи; Гефсиманский сад. Голгофа. О сюжете воскрешения Лазаря. Понимать, почему люди радовались въезду Христа в город Иерусалим: «Люди думали, что Он идёт основать здесь, на земле, Своё Царство — богатое, славное и могущественное и что Он освободит народ от римлян, которые захватили страну. А потом подчинит Себе весь мир». То есть люди надеялись на улучшение своей жизни. Что такое жертвенная любовь. Заповедь новая: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я воз- любил вас». Что здесь нового? Люди давно знали о том, что нужно любить других. Христос же даёт нам образец истинной любви — до готовности умереть ради другого человека. Такую любовь называют жертвенной. Что такое «страстная седмица». Усвоить, что страсти, грех сребролюбия ведут к духовной, а потом и к физической гибели человека. В самые страшные минуты жизни Христос явил образец той любви, которой учил людей. Знать традиции православного праздника Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресение. Знать библейские сюжеты: Вход Господень в Иерусалим. Предательство Иуды. Тайная вечеря. Крестный путь Иисуса Христа. Что такое Голгофа. Распятие Христа. Слова Христа: «Отец, прости им! Они не знают, что делают». Уметь «читать» библейский сюжет по иконе (икона «Воскрешение Лазаря», Дионисий «Распятие»); по картине (М. В. Нестеров «Вход Господень в Иерусалим», «Несение Креста»). Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: может ли друг стать предателем; кто такой предатель. Что такое крестный путь. Почему христиане называют Христа Спасителем? Работать в малой группе: раскрывать смысл фразеологизма, пословицы библейского происхождения; употребление их в речи современного человека Рассуждать, что значит Иисус Христос умер как человек, но остался жив как Бог. Иметь представление о Великой Субботе — дне тишины. Понимать, что Христос, как и все люди, умер и попал в мир смерти — ад. Христос разбил двери ада, сошёл в него и освободил его пленников. Усвоить, что короткая весть — Христос воскресе! — передаётся от христианина к христианину. «Воистину воскресе!» — радостно отвечают они друг другу. И так длится почти две тысячи лет. Знать библейский сюжет, как женщины ранним воскресным утром спешили к гробу Христа с целью проститься с любимым Учителем. Знать традиции православного праздника Пасхи. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: почему христиане радуются на Пасху? «Читать» библейский сюжет по иконе (икона Дионисия и мастерской «Сошествие во ад»). Работать в малой группе: раскрывать смысл фразеологизма, пословицы библейского происхождения; употребление их в речи современного человека Участвовать в разработке учебного проекта. 2,3 проекты Храмы России 1ч Икона 1ч Церковно- 1ч Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Презентовать итоги своей работы над проектом. Обсуждать результаты учебных проектов Рассуждать о назначении храма в жизни человека, общества, страны. Понимать, что значит выражение «храм — «синтез искусств»: разнообразные виды искусств и ремёсел. Что такое убранство храма. Правила поведения в храме. Усвоить, что храм — часть ландшафта. Смысл и значение религионимов по теме урока: храм, молитва, церковное пение, икона и иконостас, алтарь, царские врата и престол; колокольный звон. Знать, что храм — это символ России (храм Покрова на Нерли. Владимирская область). Храм — это визитная карточка страны (храм Христа Спасителя. Москва). Храмы-памятники в России, напоминающие о важных для нашей страны исторических событиях (названия этих храмов). Внешнее и внутреннее устройство храма. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: как правильно себя вести в храме. Участвовать в виртуальной экскурсии по храму. «Читать» и соотносить содержание урока с сюжетом иллюстрации урока (изображения храмов: во Влади- мирской области, в Нижнем Новгороде, в Великом Новгороде; Н. П. Богданов-Бельский. «В церкви»). Проводить самостоятельное исследование: какие храмы есть на территории вашей малой родины. Работать в поисковой системе интернета. Ориентироваться в интернет-ресурсах по заданной теме Рассуждать о жанрах изобразительного искусства, отличии картины от иконы. О библейских сюжетах, послуживших основой для произведения православного искусства — иконы, картины. Понимать, что такое икона. Представление невидимого духовного мира. Один и тот же библейский сюжет может быть основой и иконы, и картины. Усвоить, что икона — символ православия (как и крест, и храм, и свеча, и колокол). Символическое значение изображений на иконе. Изображение святости на иконе — нимб. Особенности изображения на иконе Спасителя, Богородицы. Значение цвета в иконе. Верующие поклоняются только Богу, а иконы — почитают. Знать имена великих иконописцев — Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий. Величайшие шедевры русской иконописи: Андрей Рублёв. «Троица», «Спас. Звенигородский чин», «Спас в силах». Владимирская икона Божией Матери. Богоматерь (Великая Панагия). Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: чем отличается картина от иконы? Что такое каноны, есть ли каноны при написании картины? Рассуждать о чтении и пении в храме: что читают — стихи? Что поют — песни, арии? Что 1.2,3 2,3 2, 3 славянский язык Молитва 1ч Церковь 1ч такое молитвословие, песнопение. Понимать, что братьями святыми Кириллом и Мефодием церковнославянский язык был создан для проповеди и молитвы. Что традиция богослужебного языка, т. е. песнопение на церковнославянском языке, сохранена и актуальна в наше время. Знать отдельные названия букв церковнославянской азбуки. Аз (А) буки (Б) веди (В) — я буквы знаю (ведаю). Глаголь (Г) добро (Д) — говори добро. Рцы (Р) слово (С) твердо (Т) — говори слово твёрдо. Характеризовать традиции богослужебного языка. Читать вслух церковнославянскую азбуку. Участвовать в диалоговой ситуации урока: в каких современных словах можно найти следы церковно- славянского языка. Работать с иллюстрациями урока: изображение «При- меры церковнославянских слов»; «Берестяная грамота мальчика Онфима» и др. Слушать церковное песнопение. Находить в интернет-ресурсах и использовать церковные песнопения Рассуждать о благодарности; почему нужно быть благодарным? Понимать, что молитва отличается от магических заклинаний. Значение молитвы-просьбы, молитвы-благодарения, молитвы-славословия. Усвоить, что православный человек может молиться Богу не только в храме или дома перед иконами. Он молится в минуту опасности или радости, в одиночку или сообща, вслух или про себя. Знать, что православная молитва — это прежде всего разговор с Богом. Читать молитву «Отче наш». Работать в малой группе: раскрывать смысл пословиц библейского происхождения; показывать употребление их в речи современного человека. Слушать молитву «Отче наш» на разных языках и слышать общие понятные слова. Находить в интернет-ресурсах и использовать церковные песнопения, в том числе молитвы Рассуждать о том, что такое церковь (культовое здание) и Церковь (особое единство Бога и верующих); что такое христианская община. Усвоить, что такое Таинство: это время таинственной встречи человека со своим Творцом; что совершение Таинства в Церкви считается действием не человека, а Бога. Таинства Церкви — особенно важные священные действия, которые совершает Бог руками священнослужителей в ответ на молитву христиан. Традиции таинств: Таинство Крещения — вхождение человека в Церковь. Таинство Миропомазания. Таинство Священства. Знать библейский сюжет «Сошествие Святого Духа на апостолов». Знать традицию православного праздника Вознесения Господня — День рождения Церкви. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: почему Церковь называют ковчегом? Что нужно иметь человеку для вхождения в Церковь? Читать и комментировать отдельные предложения учебного текста: о вхождении человека в Церковь, о таинстве Крещения. 3,8 2, 3 Причастие 1ч Покаяние 1ч Работать в малой группе с использованием текста урока: объяснять слова «Кто во Христа крестился, тот облачился во Христа». Работать с иллюстрациями урока: рассматривать и формулировать вопрос(ы). Формулировать вопросы и предполагаемые ответы. Результат работы группы представлять публично Рассуждать, систематизировать полученные ранее знания и новые знания: кто является членом Церкви: человек, участвующий в Таинствах (Крещения — вошёл в Церковь; Причастия — человек подтверждает, что является частью Церкви). Усвоить, что среди церковных Таинств особое место занимает Таинство Причастия, когда верующие вкушают Святые Дары. Знать, что «Святое Причастие — это способ соединиться со Христом, «привиться» к Нему, дать Ему действовать в себе». Литургия — богослужение, на котором совершается Таинство Причастия. Шедевры иконописи: икона «Тайная вечеря» и др. Участвовать в диалоговой ситуации урока: за какие дары Церковь благодарит Бога во время Литургии. Работать с текстом урока: выбирать ответ на вопрос, находить цитату — подтверждение сказанного, цитату — иллюстрацию к сказанному. Слушать Литургию, замечать действия присутствующих на службе верующих. Находить в интернет-ресурсах трансляцию Литургии Рассуждать о внутреннем мире человека, о чувствах; о заповедях блаженства. Усвоить, что голос совести необходимо слышать до поступка. Что в Таинстве исповеди священник помогает освободить человека от греха силой Божией благодати. И цепляет же раненную грехом душу Сам Бог. Знать, что совесть — нравственное чувство; голос совести — голос Бога. Таинство исповеди, или Таинство покаяния. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: Добро — это…; Зло — это… Работать с иллюстрациями урока: видеть, описывать, задавать вопросы. Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов: читать, выделять главную мысль абзаца, формулировать вопрос по содержанию абзаца. Пополнить свой словарный запас выражениями, пословицами со словом «совесть» 3 3 Подвиг 1ч Рассуждать о духовно-нравственной жизни общества; о творчестве и творениях — произведениях искусства. Усвоить, что духовная сила проявляется в способности достойно переносить трудности с верой и доверием Богу. Только человек, обладающий силой духа, способен на подвиг. Что такое святость. Библия говорит о том, что к святости, т. е. к уподоблению Богу, призваны все христиане. Понятие о «светлых людях». Знать, что такое подвиг, кто такой подвижник; знать имена подвижников (некоторые): Василий Блаженный, святой архиепископ Лука (В. Ф. Войно-Ясенецкий). Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: что есть творчество? Каждый ли человек может быть творцом? Смысл слов: «Не нужно ждать от кого-то добра, нужно самому стать источником добра для кого-то». Работать в паре, используя навыки смыслового чтения учебных текстов, уметь формулировать вопрос и предполагаемый ответ по рассказу о Василии Блаженном. 2, 1 Брак 1ч Рассуждать о семье, об условиях создания семьи; о качествах супругов; о взаимоотношениях между супругами, между родителями и детьми. О поведении каждого члена семьи. Усвоить, что семья — одна из важнейших ценностей для христиан. Для христиан значимой ценностью является целомудрие. Роль мужчины в семье. Жертвенный подвиг материнства. Знать семейные традиции. Таинство брака — венчание. Традиция православного праздника в России — День семьи, любви и верности. Имена Петра и Февронии Муромских. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: какой смысл выражения «Семья — малая церковь»? Какой смысл венцов при венчании? Почему ответственность за 2, 3 Родители и дети 1ч Монашество 1ч семью лежит именно на плечах мужчины? Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов: читать, выделять главную мысль абзаца, формулировать вопрос по содержанию абзаца. Пополнить свой словарный запас выражениями, пословицами и поговорками о семье. Выбирать художественные произведения о семье для своей домашней библиотечки Рассуждать о семье, об условиях создания семьи; о качествах супругов; о взаимоотношениях между супругами, между родителями и детьми, о поведении каждого члена семьи. Усвоить, что в христианской семье в основе отношений мужа и жены, родителей и детей лежит любовь. Послушание — главная детская добродетель. Христианская семья — это крепкая опора для ребёнка и большая поддержка в жизни христианина. Жизнь семьи — это забота старших о младших, забота младших о старших. Почитание и уважение. Семья — это ценность, которой человек призван дорожить. Знать Заповедь, данную Моисею, о почитании родителей: «Почитай отца твоего и мать твою». Семейные традиции. Традиция православного праздника в России — День семьи, любви и верности. Имена Петра и Февронии Муромских. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: трудно ли вам слушаться родителей? Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов: читать, выделять главную мысль абзаца, формулировать вопрос по содержанию абзаца. Пополнить свой словарный запас выражениями, пословицами и поговорками о семье. Выбирать художественные произведения о семье для своей домашней библиотечки Рассуждать о путях человека к Богу (воцерковлённая семья; приобретение знаний; опыт страданий). Усвоить, что монашество — особый путь к Богу для христианина. Это путь труда духовного — молитвы; путь труда физического. Что такое монастырь и общежительный монастырь. Монастыри — важнейшие центры культуры, книжности, просвещения. Знать, кто такой монах (инок, отшельник) и с какой целью он уходит в уединение. Антоний Великий — один из основателей христианского монашества. Антоний Печерский — первый русский монах. Преподобный Сергий Радонежский. Троице-Сергиева лавра — духовный центр России. Что такое икона с клеймами? Что такое житие? Икона «Житие преподобного Сергия Радонежского», где сам святой изображён в центре, а в клеймах, окружающих его образ, — сюжеты из его жития, начиная с рождения, встречи с черноризцем и далее тех чудес, которые были совершены самим Сергием. Традиции (церковные) посвящения в монахи. Участвовать в диалоговой ситуации урока с использованием произведений искусства (иконы; картины М. В. Нестерова: «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия. Триптих»): духовный подвиг 2, 3,1 2,3 Труд и творчество 1ч Любовь — вершина добродетелей 1ч игумена Сергия Радонежского. Чему можно научиться у преподобного Сергия Радонежского? Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов: читать, выделять главную мысль абзаца, формулировать вопрос по содержанию абзаца. Пополнить свой словарный запас новыми словами и понятиями, отражающими жизнь монаха, монастыря. Узнать о художественных произведениях и справочно- информационных изданиях, посвящённых монастырю, монашеской жизни, в том числе своего края. Находить в интернет-ресурсах и использовать информацию о монастырях России и своего края для семейного путешествия Рассуждать о жизни человека: его каждодневные занятия. Какую роль в жизни человека играет труд? Что значит «труд физический», «духовный труд», «интеллектуальный труд». Что значит выражение «работать над своей душой»? Усвоить, что смысл жизни человека — в труде. Труд — это ценность, которой человек призван дорожить. Знать Заповедь Бога: «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его». Гражданские добродетели — справедливость, честность и солидарность; эти качества признают важными все люди, независимо от вероисповедания. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: может ли человек жить без труда? Труд — это необходимое условие для жизни человека на земле? Может ли труд приносить радость? Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов: читать, выделять главную мысль абзаца, формулировать вопрос по содержанию абзаца. Пополнить свой словарный запас выражениями, пословицами и поговорками, фразеологизмами о труде. Выбирать художественные произведения о людях труда для своей домашней библиотечки. Находить в интернет-ресурсах и использовать информацию, в том числе видеоряды, о «труде физическом», «духовном труде», «интеллектуальном труде» для знакомства с разными профессиями и сферами жизни человека в обществе. Участвовать в выставке творческих работ учащихся класса, школы Рассуждать об отношении человека к человеку, человека к Богу. Кто такие наши ближние. Усвоить слова из Нагорной проповеди: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благо- творите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас». Знать заповеди блаженства. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: чтение текста урока, обсуждение трёх стадий человека, предложенных аввой Дорофеем. Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов: читать, выделять главную мысль абзаца, формулировать вопрос по содержанию абзаца. Пополнить свой словарный запас выражениями, пословицами и поговорками о любви к Богу, человека к человеку, о дружбе. Работать в паре: чтение текста «Гимна любви» и выделение слов для толкования. 3, 6 2,3 1ч Суд Божий и суд человеческий Отечество земное и небесное 1ч Читать вслух «Гимн любви» апостола Павла. Находить в интернет-ресурсах информацию об авве Дорофее Рассуждать об основе жизни на земле — любви. Почему именно умение любить является обязательным условием для перехода в вечную жизнь? Усвоить, что жизнь земная имеет продолжение в жизни небесной, то есть жизнь вечна. Бедность не мешает совершать добрые поступки, а богатство — не помогает. Знать, какое событие называется Страшным Судом. Евангельский сюжет Страшного Суда. Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, — пример духовного подвига, жертвенной любви. Подвиг медицинских сестёр на фронтах Великой Отечественной войны. Заповедь: «Не судите, да не судимы будете; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: три способа совершить доброе дело или злое: мысль, слово, дело. Чем занимаются православные добровольцы — волонтёры? Готов ли ты стать волонтёром? Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов: читать, выделять главную мысль абзаца, формулировать вопрос по содержанию абзаца. Пополнить свой словарный запас выражениями, пословицами и поговорками о качествах человека, о труде на благо Отечества, на благо ближних. Выбирать произведения о благодетелях России, Москвы, своего края для своей домашней библиотечки. Находить в интернет-ресурсах информацию о современной жизни МарфоМариинской обители в Москве; о благодетелях своего края (возможны варианты: праведный Филарет Милостивый, «Святой доктор» Фёдор Петрович Гааз; Елизавета Петровна Глинка (Доктор Лиза) и др.) Рассуждать об основе жизни христианина — любви и милосердии. Что такое патриотизм. Усвоить смысл слов: «Отечество земное есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить»; «Каждая человеческая жизнь — на вес золота»; «Жизнь — ценность, дорожить которой призван каждый человек». Знать имена великого русского святого конца XIX — начала XX века священника Иоанна Кронштадтского, великого князя Дмитрия Донского, его воинов — Александра Пересвета и Андрея Ослябя, князя Дмитрия Пожарского и крестьянина Кузьмы Минина, флотоводца Ф. Ф. Ушакова и полководца А. В. Суворова, а также сюжет героического подвига Ивана Сусанина. Традиция государственного праздника: День народного единства. Участвовать в диалоговой ситуации урока с элементами дискуссии: как народ благодарит своих героев; как увековечивается память о них. Уметь читать страницы истории России, чувствовать патриотизм автора произведения (художника, музыканта, литератора, иконописца, зодчего) в его произведении. Иллюстрации у уроку: картины В. М. Васнецова «Богатыри», «Поединок Пересвета с Челубеем»; П. Д. 3 3,4 Итоговый опрос 1ч Обобщающие уроки 2ч Итого 34ч Корина «Александр Невский»; П. П. Чистякова «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту полякам»; В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»; иконы «Преподобный Илья Муромец», «Святой Фёдор Ушаков»; памятник К. Минину и Д. Пожарскому на Красной площади в Москве И. П. Мартоса. Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов: объяснять значение мудрых мыслей, приведённых в уроке. Пополнить свой словарный запас выражениями, пословицами и поговорками о патриотизме, о героях, о жизни, о Боге и Отечестве. Выбирать художественные произведения о патриотах своего Отечества для своей домашней библиотечки Объяснять значение слов, терминов и понятий. Систематизировать и обобщать знания по пройденному курсу. Анализировать и сопоставлять факты, события. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях курса «ОРКСЭ. Основы православной культуры». Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы; соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинение. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.) Проверять себя и самостоятельно оценивать свои учебные достижения