Сорокина Антонина Ивановна Подписан: Сорокина Антонина Ивановна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Гарбузовая Балка, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12 ИМЕНИ М. К. ГЕРАСИМЕНКО Х. ГАРБУЗОВАЯ БАЛКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН, СНИЛС=00455706123, ИНН=232700857409, E=school12@bru.kubannet.ru, G=Антонина Ивановна, SN=Сорокина, CN=Сорокина Антонина Ивановна Основание: я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.28 11:38:00+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей программы Рабочая программа соответствует виду, целям и особенностям ОУ. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Цели и задачи изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение». Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих целей: расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Общая характеристика учебного предмета «Родной (русский) язык» Содержание курса «Родной (русский) язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной (русский) язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык». В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов. Срок реализации программы «Родной (русский) язык»: 2019-2023 учебный год Основные содержательные линии программы учебного предмета «Родной (русский) язык» Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практикоориентированный характер. Целевыми установками данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка; расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки: Первый блок – «Русский язык: прошлое и настоящее» – включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира. Второй блок – «Язык в действии» – включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни. Третий блок – «Секреты речи и текста» – связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной (русский) язык» Личностные, метапредметные и предметные результаты 1 класс Личностные: У учащихся будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи; чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка. Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: Обучающиеся научатся: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Предметные результаты: Обучающиеся научатся: распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); осознавать смыслоразличительную роль ударения; различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты. 2 класс Личностные: У учащихся будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи. чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка. Регулятивные Учащиеся научатся на доступном уровне: адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. вычитывать все виды текстовой информации: по факту, подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения. Коммуникативные: Учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть (в соответствии с возрастными особенностями) монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты Обучающиеся будут знать: антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: сравнения, олицетворение, эпитеты; типы текстов: повествование, описание уметь: o распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта, понимать значение устаревших слов по указанной тематике; o использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; o понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; o произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); o осознавать смыслоразличительную роль ударения; o определять прямое и переносное значение слова; распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте. восстанавливать деформированный текст; устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении; составлять планы различных видов. 3 класс Личностные результаты: формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания; воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач; формирование духовных и эстетических потребностей; воспитание готовности к отстаиванию своего мнения; отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Регулятивные УУД Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений. Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД Уметь донести свою позицию до собеседника; Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста). Уметь слушать и понимать высказывания собеседников. Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста. Учиться согласованно работать в группе: а) учиться планировать работу в группе; б) учиться распределять работу между участниками проекта; в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты: Обучающиеся будут знать: изобразительно-выразительные средства языка: метафора, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы; типы текстов: рассуждение, повествование, описание; стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный); структуру текста рассуждения уметь: o o o распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; o произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); o определять тему текста и основную мысль; распознавать типы текстов; устанавливать связь предложений в тексте; выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте; определять грамматические значения заимствованных слов; строить словообразовательные цепочки. 4 класс Личностные: У учащихся будут сформированы: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту); осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи; устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи; чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи; интерес к изучению языка. Регулятивные Учащиеся научатся на доступном уровне: адекватно воспринимать оценку учителя; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения. Коммуникативные: Учащиеся научатся: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное); договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты Обучающиеся будут знать: многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, омоформы, омофоны ; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; стили речи: разговорный и книжный (художественный, научный), газетнопублицистический; особенности эпистолярного жанра; типы текстов; основные элементы композиции текста. уметь: распознавать и понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); выразительно читать небольшой текст по образцу; определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения; вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; быть хорошим слушателем; определять лексическое значение слова; отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений; редактировать предложения; определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова; сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности; распознавать типы текстов; устанавливать связь основных элементов композиции текста; распознавать стили речи. Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык» Основные содержательные линии программы для 1-4 классов (разделы программы) соотносятся с содержательными линиями основного курса русского языка. Программа включает в себя следующие разделы: 1. Русский язык: прошлое и настоящее. 2. Язык в действии: слово, предложение. 3. Секреты речи и текста. Содержание ориентировано на воспитание уважения к русскому языку как основе русской культуры и литературы. Работа с теоретическими материалами, практическими и проектными заданиями позволяет расширить представления учащихся об отражении в русской истории, материальной и духовной культуры русского народа, о русской языковой картине мира, о закономерностях развития русского языка. Особое внимание уделяется вопросам формирования речевой культуры учащихся в современной языковой ситуации, развитию речевых умений в различных сферах общения. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. «Родной (русский) язык» в 1-м классе Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Практическая работа. Оформление буквиц и заставок. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: 1. Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.). 2. Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.) Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Проектное задание. Словарь в картинках. Раздел 2. Язык в действии Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Слово и его значение Многозначные слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Раздел 3. Секреты речи и текста Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Озаглавливание. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание). «Родной (русский) язык» во 2 классе Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька). Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлебка, бублик, коврижка, ватрушка), какие из них сохранились до наших дней; 3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти). Пословицы и поговорки, фразеологизмы возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но разную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (русск.), ехать в лес с дровами (тат.). Проектное задание: Словарь «Почему это так называется». Раздел 2. Язык в действии Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Работа со словарем ударений. Слово имеет значение. Синонимы. Антонимы. Как появляются фразеологизмы; пословицы. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений. Совершенствование орфографических навыков. Раздел 3. Секреты речи и текста Типы текстов: описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Умение делить текст на части. План текста. Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы в диалоге, завершение диалога (например, как выразить несогласие; как убедить товарища). Создание текстов – повествований. Создание текста: развернутое толкование значения слова. «Родной (русский) язык» в 3 классе Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, описывающие город (например, конка, карета, городовой, фонарщик, лавка, купец, приказчик, полицмейстер, мастеровой ); 2) слова, называющие то, во что раньше одевались, элементы женского русского костюма (например, кафтан, зипун, армяк, навершник, душегрея, салоп, кушак, понева, передник, кокошник, кичка, сорока, позатыльник). Пословицы и поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, работать спустя рукава, один салопчик да и тот подбит ветром). Проектное задание: «Русский народный костюм» Раздел 2. Язык в действии Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Фразеологизмы. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Заимствованные слова. Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Раздел 3. Секреты речи и текста Тема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации. «Родной (русский) язык» в 4 классе Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее Слова, называющие части тела человека (например, перст, очи, ланита, чело, выя, уста, око, шуйца, десница); 1. слова, называющие доспехи древнего русского воина (например, копье, древко, кальчуга, шлем, науши, бармица, ); 2. слова, называющие старинные меры (например, аршин, сажень, пядь, локоть и т.д) Пословицы и поговорки, фразеологизмы, в которых сохранились устаревшие слова (например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит) Проектное задание: Пословицы с устаревшими словами в картинках. Раздел 2. Язык в действии Лексическое значение слова. Омоформы, омофоны и омонимы. Прямое и переносное значение слова. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы , поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Диалектизмы. Значение диалектизмов в литературном языке. Раздел 3. Секреты речи и текста Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Аннотация. Письма пишут разные. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Тематическое планирование учебного предмета «Родной (русский) язык» 1 класс 7ч. Тема Характеристика деятельности учащихся Раздел 1. Секреты речи и текста Как люди общаются различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной друг с другом речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; Вежливые слова использовать в речи языковые средства для свободного выражения Как люди приветствуют мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; друг друга владеть различными приемами слушания научно-познавательных и Спрашиваем и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа; отвечаем анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: Зачем людям имена выделять в нем наиболее существенные факты. Текст уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст. уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему Заглавие текста уметь находить главные строки текста, озаглавливать его. Раздел 2. Язык в действии Выделяем голосом важные слова произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); Где поставить осознавать смыслоразличительную роль ударения; ударение Слово и его значение Однозначные и определяют однозначность или многозначность слова; многозначные слова определяют лексическое значение многозначного слова по предметным Как сочетаются слова картинкам, контексту Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее Как писали в старину распознают и понимают значение устаревших слов по указанной Дом в старину: что как тематике; используют словарные статьи для определения лексического значения называлось слова; Во что одевались в учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с старину изученными темами 2класс 7ч. Тема Характеристика деятельности учащихся Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее По одежке встречают. Ржаной хлебушко калачу распознают и понимают значение устаревших слов по указанной дедушка. тематике; Любишь кататься – люби и используют словарные статьи для определения лексического саночки возить. значения слова; В решете воду не удержишь. учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами Самовар кипит – уходить не велит. Проектное задание: Словарь «Почему это так называется». Раздел 2. Язык в действии Помогает ли ударение различать слова? выполняют проектное задание работают со словарем ударений. различают слова, которые по разному звучат, но называют одно и тоже. Подбирают синонимы, следят за выразительностью речи правильно расставляют ударение в словах; подбирают слова близкие по значению и противоположные по Для чего нужны антонимы? значению; находят антонимы в пословицах. находят в тексте фразеологизмы; Как появляются объясняют значение фразеологизмов; фразеологизмы и пословицы? уместно употребляют крылатые слова в речи; объясняют и применяют пословицы в своей речи. Для чего нужны синонимы? определяют лексическое значение слова по словарю, контексту; выделяют слова в переносном значении в тексте, сравнивают Как можно объяснить прямое и переносное значения, определяют основу переноса значение слова? Переносное значения; значение слова. конструируют образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, используют слова с переносным значением при составлении предложений. Раздел 3. Секреты речи и текста выбирают из текста словосочетания для описания; Типы текстов: описание, по вопросам составляют описание предмета, существа; повествование. составляют текст по опорным словам и по плану. находят в деформированном тексте начало рассказа и Учимся связывать продолжают составлять рассказ; предложения в тексте. устанавливают связь событий и соединяют события линией, записывают рассказ. Зачем нужен план? Участвуем в диалогах. Итоговый тест делят текст на части, выделяют в каждой части самое важное; различают картинный план, цитатный план. участвуют в различных видах диалога; упражняются в различных приемах общения. выполняют итоговую работу 3 класс 7ч. Тема Характеристика деятельности учащихся Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее Экскурсия по старому городу. распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; используют словарные статьи для определения лексического значения слова; Русский народный костюм учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами Проектное задание: «Русский выполняют проектное задание народный костюм» Раздел 2. Язык в действии Как правильно произносить слова. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Фразеологизмы. Откуда приходят слова? Как растет слово? Раздел 3. Секреты речи и текста Темы текстов. Основная мысль текста. Опорные слова. работают со словарем ударений. учатся подбирать и употреблять метафоры, сравнения, эпитеты и олицетворение в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов. находят в тексте фразеологизмы; объясняют значение фразеологизмов; учатся уместно употреблять крылатые слова в речи. знакомятся с заимствованными словами; учатся определять грамматические значения заимствованных слов. упражняются в словообразовании; работают с морфемнословообразовательным словарем учатся определять тему текста, основную мысль; определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. Сочинение на тему: «Мой выходной день» Типы текста. Рассуждение. знакомятся со структурой текста рассуждения; учатся составлять тексты рассуждения Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Культура общения. Итоговый тест учатся определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. выполняют итоговую работу 4 класс 7ч. Тема Характеристика деятельности учащихся Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее Путешествие в прошлое распознают слова и понимают значение устаревших слов по указанной тематике; Русский богатырь используют словарные статьи для определения лексического значения слова; Чем мерили в старину? учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами Проектное задание: Пословицы с создают книжку с пословицами с устаревшими словами в устаревшими словами в картинках. картинках. Раздел 2. Язык в действии Омонимы, омофоны, омоформы, Как правильно произносить слова. Фразеологизмы. Диалектизмы. Пословицы и поговорки. Афоризмы Сочинение по пословице Раздел 3. Секреты речи и текста Художественный стиль. Композиция текста. Основные элементы композиции. знакомятся с омофонами и омоформами и учатся их определять. упражняются в различении многозначного слова от омонима. работают со словарем ударений. работают с фразеологизмами; заменяют слова фразеологизмами; объясняют смысл фразеологизма; используют в речи. читают тексты, в которых использованы диалектизмы. учатся уместно употреблять пословицы в речи; знакомятся с афоризмами учатся составлять текст по заданной пословице. анализируют тексты разных стилей; выявляют особенности художественного стиля; пробуют самостоятельно составить небольшой рассказ в художественном стиле. знакомятся с основными элементами композиции текста; учатся их находить в тексте упражняются в определении элементов композиции в деформированном тексте; восстанавливают и записывают текст Творческая работа. Написать рассказ продумывают содержание рассказа и его композицию; на тему: «Что произошло после того, составляют план рассказа; записывают опорные слова; как наша кошка Мурка научилась составляют черновой вариант текста; редактируют; разговаривать» записывают чистовой вариант текста. знакомятся с жанрами газетного стиля; упражняются в Газетно-публицистический стиль. определении газетного жанра Композиция. Работа с деформированным текстом. Я пишу письмо знакомятся с особенностями эпистолярного жанра; пробуют самостоятельно написать письмо другу, в котором бы просматривались такие части: обращение к адресату, рассказ о событиях, изложение своих мыслей, добрые пожелания адресату.