РП изо 3 кл._

СОДЕРЖАНИЕ
I.Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусству» на уровне начального общего
образования
1.Личностные результаты
2.Метапредметные результаты
3.Предметные результаты
II. Содержание учебного предмета «Изобразительное
искусство»
1.Разделы учебной программы.
3 класс
4 класс
III. Тематическое
планирование
3 класс (34 часа)
4 класс (34 часа)

Рабочая программа «Изобразительное искусство»
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе
должныбыть достигнуты определѐнные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этическихнормах поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственное воспитание:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности к другому человеку; неприятие любых форм поведения,
направленных на причинение физическогоимморального вреда другим людям.
3. Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к
разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
4. Физическое воспитание:
формирование культуры здоровья и эмоциональногоблагополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в
окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.
5. Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям.
6. Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Формирование представлений о ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность,любознательность и самостоятельность познания.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практическойтворческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умениемсравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессевыполнения
коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала,
выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;

- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
К концу обучения в 3 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль «Графика».
Приобретать представление о художественном оформлении книги, о дизайне книги,
многообразии форм детских книг, о работе художников-иллюстраторов.
Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный сюжет: рисунок обложки
с соединением шрифта (текста) и изображения, рисунок заглавной буквицы, создание
иллюстраций, размещение текста и иллюстраций на развороте.
Узнавать об искусстве шрифта и образных (изобразительных) возможностях надписи, о
работе художника над шрифтовой композицией.
Создавать практическую творческую работу – поздравительную открытку, совмещая в
ней шрифт и изображение.
Узнавать о работе художников над плакатами и афишами. Выполнять творческую
композицию – эскиз афиши к выбранному спектаклю или фильму.
Узнавать основные пропорции лица человека, взаимное расположение частей лица.
Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека.
Создавать маску сказочного персонажа с ярко выраженным характером лица (для
карнавала или спектакля).
Модуль «Живопись»
Осваивать приёмы создания живописной композиции (натюрморта) по наблюдению
натуры или по представлению.
Рассматривать, эстетически анализировать сюжет и композицию, эмоциональное
настроение в натюрмортах известных отечественных художников.
Приобретать опыт создания творческой живописной работы – натюрморта с ярко
выраженным настроением или «натюрморта-автопортрета».
Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по представлению.
Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы.
Приобрести представление о деятельности художника в театре.
Создать красками эскиз занавеса или эскиз декораций к выбранному сюжету.
Познакомиться с работой художников по оформлению праздников.
Выполнить тематическую композицию «Праздник в городе» на основе наблюдений, по
памяти и по представлению.
Модуль «Скульптура»
Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа на основе сюжета
известной сказки (или создание этого персонажа в технике бумагопластики, по выбору
учителя).
Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного материала путём
добавления к нейнеобходимых деталей и тем самым «одушевления образа».
Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая скульптура, мелкая
пластика, рельеф (виды рельефа).
Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры.

Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные художественные
промыслы гжель и хохлома.
Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду
гжели и хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим промыслам;
выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по мотивам выбранного
художественного промысла).
Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении, например, в росписи тканей, стен,
уметь рассуждать с опорой на зрительный материал о видах симметрии в сетчатом
орнаменте.
Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и трафаретов.
Получить опыт создания композиции орнамента в квадрате (в качестве эскиза росписи
женского платка).
Модуль «Архитектура»
Выполнить зарисовки или творческие рисунки по памяти и по представлению на тему
исторических памятников или архитектурных достопримечательностей своего города.
Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать в коллективной работе по
созданию такого макета.
Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной бумаги эскизы
разнообразных малых архитектурных форм, наполняющих городское пространство.
Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики) транспортное
средство.
Выполнить творческий рисунок – создать образ своего города или села или участвовать в
коллективной работе по созданию образа своего города или села (в виде коллажа).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Рассматривать и обсуждать содержание работы художника, ценностно и эстетически
относиться к иллюстрациям известных отечественных художников детских книг, получая
различную визуально-образную информацию; знать имена нескольких художников
детской книги.
Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего города (села),
характерные особенности улиц и площадей, выделять центральные по архитектуре здания
и обсуждать их архитектурные особенности, приобретать представления, аналитический и
эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников архитектуры Москвы и
Санкт-Петербурга (для жителей регионов на основе фотографий, телепередач и
виртуальных путешествий), уметь обсуждать увиденные памятники.
Знать и уметь объяснять назначение основных видов пространственных искусств:
изобразительных видов искусства – живописи, графики, скульптуры; архитектуры,
дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а также деятельности художника в
кино, в театре, на празднике.
Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и скульптуры, определяемые
предметом изображения.
Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И. И. Шишкина, И.
И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. К. Айвазовского и других (по выбору
учителя), приобретать представления об их произведениях.
Осуществлять виртуальные интерактивные путешествия в художественные музеи,
участвовать в
исследовательских квестах, в обсуждении впечатлений от виртуальных путешествий.
Знать имена крупнейших отечественных портретистов: В. И. Сурикова, И. Е. Репина,
В. А. Серова и других (по выбору учителя), приобретать представления об их
произведениях.
Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и чему посвящены их
коллекции: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Эрмитаж,

Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина.
Знать, что в России много замечательных художественных музеев, иметь представление о
коллекциях своих региональных музеев.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями, геометрическими
фигурами, инструментами традиционного рисования.
Применять получаемые навыки для усвоения определённых учебных тем, например:
исследования свойств ритма и построения ритмических композиций, составления
орнаментов путём различных повторений рисунка узора, простого повторения (раппорт),
экспериментируя на свойствах симметрии; создание паттернов.
Осваивать с помощью создания схемы лица человека его конструкцию и пропорции;
осваивать с помощью графического редактора схематическое изменение мимики лица.
Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения при создании,
например, поздравительных открыток, афиши.
К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль «Графика»
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы и применять их в своей
практической творческой деятельности. Изучать основные пропорции фигуры человека,
пропорциональные отношения отдельных частей
фигуры и учиться применять эти знания в своих рисунках.
Приобретать представление о традиционных одеждах разных народов и представление о
красоте человека в разных культурах, применять эти знания в изображении персонажей
сказаний и легенд или просто представителей народов разных культур.
Создавать зарисовки памятников отечественной и мировой архитектуры.
Модуль «Живопись»
Выполнять живописное изображение пейзажей разных климатических зон (пейзаж гор,
пейзаж степной или пустынной зоны, пейзаж, типичный для среднерусской природы).
Передавать в изображении народные представления о красоте человека, создавать образ
женщины в русском народном костюме и образ мужчины в народном костюме.
Приобретать опыт создания портретов женских и мужских, портрета пожилого человека,
детского портрета или автопортрета, портрета персонажа (по представлению из
выбранной культурной эпохи).
Создавать двойной портрет (например, портрет матери и ребёнка).
Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский город».
Участвовать в коллективной творческой работе по созданию композиционного панно
(аппликации из индивидуальных рисунков) на темы народных праздников (русского
народного праздника и традиционных праздников у разных народов), в которых
выражается обобщённый образ национальной культуры.
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилина эскиза памятника героям Великой Отечественной войны или участие
в коллективной разработке проекта макета мемориального комплекса ко Дню Победы в
Великой Отечественной войне (работа выполняется после освоения собранного материала
о мемориальных комплексах, существующих в нашей стране в память о Великой
Отечественной войне).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Исследовать и делать зарисовки особенностей, характерных для орнаментов разных
народов или исторических эпох (особенности символов и стилизованных мотивов),
показать в рисунках традиции использования орнаментов в архитектуре, одежде,
оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи.

Изучить и показать в практической творческой работе орнаменты, традиционные мотивы
и символы русской народной культуры (в деревянной резьбе и росписи по дереву,
вышивке, декоре головных уборов, орнаментах, которые характерны для предметов быта).
Получить представления о красоте русского народного костюма и головных женских
уборов, особенностях мужской одежды разных сословий, а также о связи украшения
костюма мужчины с родом его занятий и положением в обществе.
Познакомиться с женским и мужским костюмами в традициях разных народов, со
своеобразием одежды в разных культурах и в разные эпохи.
Модуль «Архитектура»
Получить представление о конструкции традиционных жилищ у разных народов, об их
связи с окружающей природой.
Познакомиться с конструкцией избы – традиционного деревянного жилого дома – и
надворных построек, уметь строить из бумаги или изображать конструкцию избы,
понимать и уметь объяснять тесную связь декора (украшений) избы с функциональным
значением тех же деталей: единство красоты и пользы. Иметь представления о
конструктивных особенностях переносного жилища – юрты.
Иметь знания, уметь объяснять и изображать традиционную конструкцию здания
каменного древнерусского храма, знать примеры наиболее значительных древнерусских
соборов и где они находятся, иметь представление о красоте и конструктивных
особенностях памятников русского деревянного зодчества. Иметь представления об
устройстве и красоте древнерусского города, его архитектурном устройстве и жизни в нём
людей. Знать основные конструктивные черты древнегреческого храма, уметь его
изобразить, иметь общее, целостное образное представление о древнегреческой культуре.
Иметь представление об основных характерных чертах храмовых сооружений,
характерных для разных культур: готический (романский) собор в европейских городах,
буддийская пагода, мусульманская мечеть, уметь изображать их.
Понимать и уметь объяснять, в чём заключается значимость для современных людей
сохранения архитектурных памятников и исторического образа своей и мировой
культуры.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Формировать восприятие произведений искусства на темы истории и традиций русской
отечественной культуры (произведения В. М. Васнецова, А. М. Васнецова, Б.
М. Кустодиева, В. И. Сурикова, К. А. Коровина, А. Г. Венецианова, А. П. Рябушкина, И.
Я. Билибина и других по выбору учителя).
Иметь образные представления о каменном древнерусском зодчестве (Московский
Кремль, Новгородский детинец, Псковский кром, Казанский кремль и другие с учётом
местных архитектурных комплексов, в том числе монастырских), о памятниках русского
деревянного зодчества (архитектурный комплекс на острове Кижи).
Узнавать соборы Московского Кремля, Софийский собор в Великом Новгороде, храм
Покрова на Нерли.
Уметь называть и объяснять содержание памятника К. Минину и Д. Пожарскому
скульптора И. П. Мартоса в Москве.
Знать и узнавать основные памятники наиболее значимых мемориальных ансамблей и
уметь объяснять их особое значение в жизни людей (мемориальные ансамбли: Могила
Неизвестного Солдата в Москве; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на
Мамаевом кургане, «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке, Пискарёвский
мемориал в Санкт-Петербурге и другие по выбору учителя), знать о правилах поведения
при посещении мемориальных памятников.
Иметь представления об архитектурных, декоративных и изобразительных произведениях
в культуре Древней Греции, других культурах Древнего мира, в том числе Древнего
Востока, уметь обсуждать эти произведения.

Узнавать, различать общий вид и представлять основные компоненты конструкции
готических (романских) соборов, знать особенности архитектурного устройства
мусульманских мечетей, иметь представление об архитектурном своеобразии здания
буддийской пагоды.
Приводить примеры произведений великих европейских художников: Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Рембрандта, Пикассо и других (по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы с помощью графических
изображений и их варьирования в компьютерной программе Paint: изображение линии
горизонта и точки схода, перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур
конструкцию традиционного крестьянского деревянного дома (избы) и различные
варианты его устройства.
Использовать поисковую систему для знакомства с разными видами деревянного дома на
основе избы и традициями её украшений.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур
конструкцию юрты, находить в поисковой системе разнообразные модели юрты, её
украшения, внешний и внутренний вид юрты.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов геометрических фигур
конструкции храмовых зданий разных культур (каменный православный собор с
закомарами, со сводами-нефами, главой, куполом, готический или романский собор,
пагода, мечеть).
Построить пропорции фигуры человека в графическом редакторе с помощью
геометрических фигур или на линейной основе; изобразить различные фазы движения,
двигая части фигуры (при соответствующих технических условиях создать анимацию
схематического движения человека).
Освоить анимацию простого повторяющегося движения изображения в виртуальном
редакторе GIF-анимации.
Освоить и проводить компьютерные презентации в программе PowerPoint по темам
изучаемого материала,
собирая в поисковых системах нужный материал, или на основе собственных фотографий
и фотографий своих рисунков, делать шрифтовые надписи наиболее важных определений,
названий, положений, которые надо помнить и знать.
Осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные
и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов,
предложенных учителем.

Содержание программы
3 класс
34 часа (34 недели по 1 часу)
Искусство вокруг нас
Искусство в твоем доме – 8 часов.
Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы в твоем доме. Мамин платок. Твои
книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города – 7 час.
Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные
фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника на улицах твоего города
(села) (обобщение темы).
Художник и зрелище - 11 час.
Художник в цирке. Художник в театре. Художник-создатель сценического мира.
Театр кукол. Образ куклы, её конструкция и костюм. Маски. Условность языка масок, их
декоративная выразительность. Афиша и плакат. Праздник в городе. Элементы
праздничного украшения города. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей -8 час.
Музеи в жизни города. Картина - особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет.
Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Учимся смотреть картины.
Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).
4 класс
34 часа (34 недели по 1 часу)
Каждый народ – художник
(изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли. Красота природы в произведениях русской живописи. Деревнядеревянный мир. Украшения избы и их значение. Красота человека. Образ русского
человека в произведениях художников. Календарные праздники. Народные праздники
(обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол. Древние соборы. Города Русской земли. Древнерусские воинызащитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в
теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник - 11 час.
Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Образ
женской красоты. Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры. Города в
пустыне. Древняя Эллада. Мифологические представления Древней Греции. Европейские
города Средневековья. Образ готического храма. Многообразие художественных культур
в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство. Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости. Сопереживание. Герои - защитники. Героическая тема в искусстве
разных народов. Юность и надежды. Искусство народов мира (обобщение темы).

3 класс
Искусство вокруг нас (34 часа).
1.Искусство
твоем доме.

в

8

Твои игрушки.

1

Посуда у тебя дома.

1

Обои и шторы у тебя дома.

1

Мамин платок.

1

Твои книжки.

1

Открытки.

1

Труд художника для твоего
дома (обобщение темы).

2

Обучающийся научится: твоем доме характеризовать и 2,3,4,5,7
эстетически оценивать разные виды игрушек,
материалы, из которых они сделаны. Выявлять в
воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров
Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о
ней. Создавать выразительную пластическую форму
игрушки и украшать ее, добиваясь целостности
цветового решения. Характеризовать связь между
формой, декором посуды
(ее художественным образом) и ее назначением. Уметь
выделять конструктивный образ (образ формы,
постройки)
и
характер
декора,
украшения
(деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе
создания образа посуды). Овладевать навыками
создания выразительной формы посуды и ее
декорирования в лепке, а также навыками изображения
посудных форм, объединённых общим, образным
решением. Понимать зависимость характера узора,
цветового решения предназначен. Знать и объяснять
основные варианты композиционного решения
росписи платка (с акцентировкой изобразительного
мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи),
а
также
характер
узора
(растительный,
геометрический). Обрести опыт творчества. Понимать
роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги
(многообразие форм книг, обложка, иллюстрации,

буквицы и т.д.). Узнавать и называть произведения
нескольких художников иллюстраторов детской книги.

2. Искусство на
улицах твоего
города.

3. Художник и
зрелище.

4. Художник и

7

11

8

Памятники архитектуры.

1

Парки, скверы, бульвары.

1

Ажурные ограды.

1

Волшебные фонари.

1

Витрины

1

Удивительный транспорт.

1

Труд художника на улицах
твоего села (обобщение темы).

1

Художник в цирке.

2

Художник в театре.

1

Театр кукол.

3

Маски.

2

Афиша и плакат.

1

Праздник в городе

1

Школьный карнавал.

1

Музеи в жизни города.

1

Понимать образную природу искусства; эстетически
оценивать явления природы, события окружающего
мира; Применять художественные умения, знания
и
представления
в
процессе
художественно-творческой работы.

1,2,3,4,5,6,7

выполнения

Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько
великих произведений русского

2,3,4,5,7

и мирового искусства. Обсуждать
и анализировать произведения искусства.

Усвоить названия ведущих музеев России

1,2,3,4,5,6

музей.

Картина- особый мир. Картинапейзаж.

1

Картина-портрет.

1

Картина - натюрморт.

1

Картины исторические и
бытовые.

2

Скульптура в музее и на улице.
Исследовательский проект.

1

Художественная выставка
(обобщение темы).

1

и своего региона. Видеть проявления визуальнопространственных искусств в окружающей жизни: в
доме, на улице, в театре, на празднике. Использовать в
художественно-творческой
деятельности различные материалы и техники.

4 класс
Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли) (34 часа).
1.Истоки
родного
искусства.

8

Красота природы родной земли.

1

Характеризовать красоту природы родного края. 1,2,3,4,5,6,7
Изображать характерные особенности пейзажа родной
природы. Использовать выразительные средства
живописи для создания образов природы. Овладевать
живописными
навыками
работы
гуашью.
Воспринимать и эстетически оценивать красоту
русского деревянного зодчества. Характеризовать
значимость гармонии постройки с окружающим
ландшафтом. Объяснять особенности конструкции
русской избы и назначение

1

ее отдельных элементов. Изображать графическими
или живописными средствами образ русской избы и

Изображение российской
природы (пейзаж).

Красота природы в
произведениях русской
живописи. Красота разных

времён года.

Образ традиционного русского
дома – изба. Моделирование
избы

1

из бумаги.

Украшения избы и их значение.

1

Создание образа традиционной
деревни.

Женский и мужской образы.

1

Изготовление кукол.

Образ труда в народной
культуре.

1

Изображение сцен труда из
крестьянской жизни.

Праздник – народный образ
радости и счастливой жизни.

1

других построек традиционной деревни. Овладевать
навыками конструирования — конструировать макет
избы. Создавать коллективное панно (объемный макет)
способом объединения индивидуально сделанных
изображений. Овладевать навыками коллективной
деятельности, работать организованно в команде
одноклассников
под руководством учителя. Приобретать представления
об особенностях национального образа мужской и
женской красоты. Понимать
и анализировать конструкцию русского народного
костюма.
Приобретать
опыт
эмоционального
восприятия традиционного народного костюма.
Различать деятельность каждого из Братьев Мастеров
(Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера
Постройки) при создании русского народного костюма.
Характеризовать и эстетически оценивать образы
человека в произведениях художников. Создавать
женские и мужские народные образы (портреты).
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
Эстетически оценивать красоту и значение народных
праздников. Знать и называть несколько произведений
русских художников
на
тему
народных
праздников.
индивидуальные композиционные работы

Создавать

Создание коллективного панно.

Образ народного праздника в
изобразительном искусстве.
Создание коллективного панно.

1

и коллективные пан. Понимать и объяснять роль и
значение
древнерусской
архитектуры.
Знать
конструкцию
внутреннего
пространства
древнерусского города (кремль, торг, посад).
Анализировать роль пропорций в архитектуре,
понимать образное значение вертикалей
и
горизонталей
в
организации
городского
пространства.
Знать
картины
художников,
изображающие древнерусские города. Создавать макет
древнерусского города. Эстетически оценивать красоту
древнерусской храмовой архитектуры. Овладевать на
практике элементарными основами композиции.
Получать представление о конструкции здания
древнерусского каменного храма. Понимать роль
пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.
Моделировать или изображать древнерусский храм
(лепка или постройка макета здания; изобразительное
решение).

2.
Древние
города нашей
земли.

7

Образ древнерусского города.
Создание макета
древнерусского города.

1

Знать и называть основные структурные части города, 1,2,3,4,5,6
сравнивать и определять их функции, назначение.
Изображать и моделировать наполненное жизнью
людей пространство древнерусского города. Учиться
понимать красоту исторического образа города
и его значение для современной архитектуры.
Интересоваться историей своей страны. Знать

Соборы – святыни города,
воплощение красоты,
могущества и силы

1

и называть картины художником, изображающих
древнерусских воинов- защитников
Родины

государства. Лепка макета
здания древнерусского
каменного храма.

Города Русской земли.
Организация внутреннего
пространства города.

1

Изображение древнерусского
города.

Образ жизни людей
древнерусского города.

и историческим ансамблям древнерусских городов.
Рассуждать об общем и особенном
1

Изображение древнерусских
воинов, княжеской дружины.

Старинный архитектурный
образ.

1

Изображение древнерусского
города.

Богатое украшение городских
построек.
Изображение интерьера

(В.Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.). Изображать
древнерусских воинов (князя и его дружину).
Овладевать навыками изображения фигуры человека.
Уметь анализировать ценность и неповторимость
памятников
древнерусской
архитектуры.
Воспринимать и эстетически переживать красоту
городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории. Выражать свое отношение
к архитектурным

1

в древнерусской архитектуре разных городов России.
Уметь объяснять значение архитектурных памятников
древнего зодчества для современного общества.
Создавать образ древнерусского города. Иметь
представление
о развитии декора городских архитектурных построек
и декоративном украшении интерьеров (теремных
палат). Понимать и объяснять разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны,
способность человека, живя в самых разных
природных условиях, создавать свою самобытную
художественную культуру. Изображать сцены жизни
людей
в степи и в горах, передавать красоту пустых
пространств и величия горного пейзажа. Овладевать

теремных палат.

Праздник в интерьере царских
или княжеских палат.

живописными навыками в
самостоятельной творческой
деятельность каждого

1

Изображение пира.

процессе создания
работы. Различать

из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения Мастер
Украшения и Мастер Постройки) при создании
теремов и палат. Выражать
в изображении праздничную нарядность, узорочье
интерьера терема (подготовка фона
для следующего задания)

3.Каждый
народ–
художник.

11

Особое поклонение природе
в японской культуре.

1

Изображение природы через
характерные детали.

Понимать роль постройки, изображения, украшения 2,3,4,5,7
при создании образа древнерусского города. Создавать
изображения на тему праздничного пира в теремных
палатах. Создавать многофигурные композиции
в коллективных панно. Сотрудничать в процессе
создания обшей композиции. Обрести знания

Японские сады.
Создание коллективного
панно «Праздник цветения
вишни – сакуры».

1

о многообразии представлений народов мира
о красоте. Иметь интерес к иной и необычной
художественной культуре. Иметь представления о
целостности и внутренней обоснованности различных
художественных культур. Воспринимать эстетический

Образ женской красоты.

1

Изображение японок в
кимоно.

Поселения в горах.
Изображение костюма
горцев.

1

Художественные традиции в
культуре народов степей.

1

Изображение
древнегреческих храмов.

с птичкой; цветок с бабочкой; трава
с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на
фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и
графические навыки. Создавать женский образ в
национальной одежде

1

Создание образа древнего
среднеазиатского города.

Особое значение искусства
Древней Греции для
культуры Европы в России.

о красоте русской и японской женщин. Понимать
особенности изображения, украшения и постройки в
искусстве Японии. Изображать природу через детали,
характерные
для японского искусства (ветка дерева

Изображение жизни в степи.

Города в пустыне. Здание
мечети.

характер традиционного для Японии понимания
красоты природы. конструкции здания храма (пагоды).
Сопоставлять традиционные представления

1

в традициях японского искусства. Создавать образ
праздника в Японии в коллективном панно.
Приобретать новые навыки
в изображении природы и человека, новые
конструктивные навыки, новые композиционные
навыки. Приобретать новые умения в работе с
выразительными
средствами
художественных
материалов. Осваивать новые эстетические образы.
Иметь представление
об образе традиционных японских построек

Древнегреческий храм.

1

Создание коллективного
панно «Древнегреческие
храмы».

Образ готических городов
средневековой Европы.

1

Создание панно «Площадь
средневекового города».

и характеризовать особенности художественной
культуры
Средней
Азии.
Объяснять
связь
архитектурных построек с особенностями природы и
природных материалов. Создавать образ древнего
средне-азиатского города. Овладевать навыками
конструирования
из бумаги и орнаментальной графики. Характеризовать
особенности художественной культуры Средней Азии.
Объяснять
связь
архитектурных
построек
с
особенностями природы и природных материалов.
Создавать образ древнего среднеазиатского города.
Овладевать навыками конструирования
из бумаги и орнаментальной графики.

4.
Искусство
объединяет
народы.

8

Единство форм костюма и
архитектуры, общее в их
конструкции и архитектуре.

1

Выставка работ на тему:
«Каждый народ- художник».

1

Материнство. Вечная тема в
искусстве.

1

Изображение матери и дитя.

Видеть и объяснять единство форм костюма
и архитектуры, общее в их конструкции
и
украшениях.
Использовать
выразительные
возможности пропорций в практической творческой

1,2,3,4,5,7

Великие произведения
искусства на тему материнства.

1

Изображение матери и дитя.

работе. Создавать коллективное панно. Использовать и
развивать навыки конструирования из бумаги (фасад
храма). Развивать навыки изображения человека
в условиях новой образной системы. Узнавать

Красота
связи
поколений,
мудрости доброты.
Изображение
любимого
пожилого человека.

1

Изображение
печали
страдания в искусстве.
Создание
рисунка
драматическим сюжетом.

1

и
с

Героическая тема в искусстве
разных народов.
Лепка эскиза памятника герою.

1

Тема детства, юности в
изобразительном искусстве.

1

Изображение радости детства,
мечты о счастье.

Роль искусства в жизни
человека. Исследовательский
проект.

1

и приводить примеры произведений искусства,
выражающих красоту материнства. Рассказывать о
своих впечатлениях от общения с произведениями
искусства, анализировать выразительные средства
произведений. Развивать навыки композиционного
изображения. Изображать образ материнства (мать и
дитя), опираясь на впечатления
от произведений искусства и жизни произведений
искусства. Наблюдать проявления духовного мира в
лицах близких людей. Создавать в процессе
творческой работы эмоционально выразительный
образ
пожилого
человека
(изображение
по
представлению
на основе наблюдений) Уметь объяснять, рассуждать,
как в произведениях искусства выражается печальное и
трагическое содержание. Эмоционально откликаться
на образы страдания в произведениях искусства,
пробуждающих чувство печали и участия. Выражать
художественными средствами своё отношение при
изображении печального события. Изображать в
самостоятельной творческой работе драматический
сюжет. Приобретать творческий композиционный

Итоговая выставка: «Искусство
народов мира».

1

опыт в создании героического образа. Приводить
примеры памятников героям Отечества. Приобретать
творческий опыт создания проекта памятника героям
(в объеме).Овладевать навыками изображения в
объеме, навыками композиционного построения в
скульптуре.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».