РП кубноведение 1-4 кл.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, авторской
рабочей программы Е.Н.Еременко «Кубановедение. 1-4 классы».
Краснодар. « Перспективы образования» 2017 года и в соответствии с
приложением к письму министерства образования, науки и молодежной
политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1
«О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году»
в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение»
вводится
тематический
раздел
«Духовные истоки Кубани» (4 часа).
В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального
общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
- воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений,
которые обучающийся получил в ходе изучения края, его традиций,
значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта - того, к чему привело изучение курса в ходе
исследовательской, проектной деятельности: идентификация себя как
гражданина, бережное отношение к памяти предков, потребность
(положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего края.
Воспитательные результаты распределяются по трѐм уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися
социальных знаний:
- о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых
формах;
- об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях:
- о природных, климатических условиях Краснодарского края;
- об основных видах народного прикладного искусства, устном народном
творчестве, о литературе Кубани.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как
значимыми для него носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат
в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса,
образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищенной,
дружественной просоциальной среде, в которой ребѐнок получает первое
практическое применение приобретѐнных социальных знаний, начинает их
ценить.

Третий уровень результатов предусматривает:- получение обучающимися
начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его
особенностей
в
сопоставлении
с
другими
регионами;
- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей
поведения
в
обществе.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие
обучающегося
с
представителями
различныхсоциальныхсубъектов за пределами образовательного учреждения,
в открытой общественной среде.С переходом от одного уровня результатов к
другомусущественновозрастают
воспитательные
эффекты:
- на первомуровне воспитаниеприближено к обучению, при этом
предметомвоспитания какученияявляются знания о своей семье, школе,
своѐмнаселѐнном пункте, о природе,которая непосредственно окружает
ребѐнка;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте
жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных
нравственно
ориентированных
поступков,
ситуаций,
исследования своего района;
- на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в
нравственно ориентированной социально значимой деятельности и
приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход
от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется
последовательно, постепенно путѐм наращивания изучаемой информации, за
счѐт концентрического построения программы, когда одна и та же тема
изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением
меры трудности изучаемого материала.
1 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе
является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания
учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м
классе является формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД).

Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе
является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания
учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м
классе является формирование следующих универсальных учебных действий
(УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя.
Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться
в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе
является сформированность следующих умений.
Обучающийся научится:
• называть своѐ полное имя, имена своих родных, домашний адрес
• определять основные помещения школы, их предназначение,
ориентироваться в их месторасположении
• соблюдать традиции своей школы
• ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома
• определять основные учреждения культуры, быта, образования своего
города (села, станицы и др.)
• приводить примеры основных достопримечательностей родного города
(села, станицы и др.)
• приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.)
• различать основных представителей растительного и животного мира своей
местности (ближайшее окружение)Обучающийся получит возможность
научиться:
-соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях,
опасных для жизни;
- составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать
сказки, выразительно читать литературные произведения
различать герб родного города (села, станицы и др.)
2 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м
классе является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2м классе является формирование следующих универсальных учебных
действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и
самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально
предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки (на
основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства
(учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна
дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один
шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения
учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м
классе является формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
различать особенности времен года своей местности
• определять характерные особенности рельефа своей местности *
• приводить примеры названий морей, рек, крупных населѐнных пунктов
своей местности и Краснодарского края
• приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6 растений и
4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности
• знать кубанские песни, пословицы и поговорки
• соблюдать основные правила поведения в окружающей среде,
в общественных местах, на дорогах, у водоѐмов, в школе
• называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района
Обучающийся получит возможность научиться:
• показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые
объекты, свой населѐнный пункт
• рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы;
• различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники,
лекарственные и ядовитые растения)
• бережно относиться к растительному и животному мир Кубани
использовать приобретѐнные знания и умении в практическо1 деятельности и
повседневной жизни для
• соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия
флага
. соблюдать правила поведения у водоѐмов, в лесу, в горах
• искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и
животном мире Краснодарского края, промыслах и ремѐслах,
распространѐнных на Кубани, и т. д.
3 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3−4-м
классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого
человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания
учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м
классе является формирование следующих универсальных учебных
действий:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-ем
классе является формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и
быта на Кубани

различать природные условия, территориальную принадлежность,
коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и
культуры а Краснодарском крае
• различать формы земной поверхности Краснодарского края
• приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее
распространѐнных в Краснодарском крае растений и животных
• называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края
(физической, административной и исторической)
• различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего
родного города (станицы), района
• называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д.
• узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных,
опасных для человека
• различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского
края
• ориентироваться по карте Краснодарского края
• давать описание истории возникновения своего населѐнного пункта, его
достопримечательностей Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта,
решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями
труда
и
быта
людей
своей
местности
выполнять
правила
сбора
грибов
в
своей
местности
выполнятьправила поведения у водоема в разное время года;

4 класс
Личностными результатами изучения курса «Кубановедение»
в 3−4-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого
человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания
учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м
классе является формирование следующих универсальных учебных
действий:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся
критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания
учебника.
Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения..
Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м классе
является формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
различать природные зоны Краснодарского края
рассказывать о природных богатствах родного края и их использовании
человеком
отличать символику Краснодарского края
называть органы местного самоуправления
называть даты важнейших событий в истории края, города, станицы,
хутора и т.д.
различать особенности культуры и быта народов, населяющих
территорию Краснодарского края
знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на
территории края
называть важнейшие экологические проблемы Краснодарского края
рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Краснодарского
края
называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных,
культурных деятелей Кубани
определять месторасположение Краснодарского края на физической карте
России
узнавать наиболее распространѐнные лекарственные растения своей
местности
определять хронологическую последовательность основных событий
(исторических, культурных, спортивных)
правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории
Краснодарского края
исполнять гимн Краснодарского края
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать приобретѐнные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для
правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани
выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения
исполнения знакомых народных песен
самоорганизации и выполнения исследовательских проектов

II. Содержание учебного предмета.
В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и
молодежной
политики
Краснодарского
края
от
08.08.2016
г.
№ 13-13834/16-1«О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 20162017 учебном году» в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета
«Кубановедение»
вводится
тематический
раздел
«Духовные истоки Кубани» (4 часа).
1 класс (33 часа)
Введение. Мой родной край (1 час).
Раздел 1. Я и моя семья (7 часов).
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности
и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы
отмечаем вместе. Будем жить одной семьей (творческий проект).
Раздел 2. Я и моя школа (6 часов).
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции
нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои
одноклассники. Правила школьной дружбы. Мы такие разные, но так похожи
(творческий проект)
Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов).
Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес.
Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на
улице, в транспорте. Труд жителей моего населѐнного пункта. Труд моих
родных. Какой я житель (исследовательский проект).
Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов).
Растения и животные вокруг меня. Что где растѐт, кто где живѐт. Забота о
комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей
местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Милый
сердцу уголок (творческаямастерская).
Раздел 5. «Духовные истоки Кубани» (4 часа)
Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей
семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции
школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.

2 класс (34 часа)
Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час).
Раздел 1. Природа моей местности (12 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть
1:
«Уж
небо
осенью
дышало».
Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности.
Физическая карта, условные обозначения. Водоѐмы моей местности и их
обитатели. Правила поведения у водоѐмов. Растительный мир
моей
местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование
лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при
отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная
книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Растения и
животные в природе и жизни людей (исследовательский проект).
Раздел 2. Населѐнные пункты (6 часов).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была».
Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населѐнного
пункта. История образования города (района). Глава города (района).
Населенные пункты Краснодарского края. Где я могу проводить свободное
время (исследовательский проект).
Раздел 3. Труд и быт моих земляков (11 часов).
Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности
казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремесла на Кубани. Труженики
родной земли.
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит».
Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой
Отечественной войны. Семья и семейные традиции. Труд в моей семье.
(творческий проект).
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4: «Здравствуй, лето!».
Раздел 5. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни.
Религиозные традиции моих земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше
той любви, чем жизнь отдать за други своя".

3 класс ( 34 часа).
Введение. Изучаем родной край (1 час). Раздел 1. Нет в мире краше
Родины нашей (10 часов).Рельеф Краснодарского края. Природные явления
и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоемы
Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани. Кубань территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Красота
окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше
Родины нашей»( творческий проект).
Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов).
Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние город. История на карте.
Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика
Краснодарского края история и современность. Добрые соседи. Майкоп столица
Республики
Адыгея.
Без
прошлого
нет
настоящего(исследовательский проект).
Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов).
Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоѐ имя, имена в моей
семье.Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама.
Твои земляки – труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и
традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная
работа).
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство.
Именины. Подвиг материнства.
4 класс (34 часа)
Введение. Краснодарский край на карте России (1 час).
Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов).
Природные зоны Краснодарского края. Заповедники, заказники, школьные
лесничества, расположенные на территории края.Роль водоемов в природе и
жизни человека.Использование и охрана водоѐмов. Типы почвы. Защита и
охрана почв. Полезные ископаемые, их использование. Защита природных
богатств Краснодарского края для жителей России. Береги землю родимую,
как мать любимую (проектная работа).
Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов).
Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные
исторические источники. История Кубани в архитектуре. Жилища людей
разных эпох.
Екатеринодар – Краснодар. Современный облик
административного центра. Вещи рассказывают о прошлом. Краснодарский
государственный историко-археологический музей-заповедник имени
Е.Д.Фелицына. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в
прошлом и настоящем.
Народные ремесла и промыслы на Кубани.
Письменные
исторические
источники.
История
Кубани
в
документах,литературных, научных источниках. Современные письменные
источники.
Символика Краснодарского края: гербы городов и
районов.Устная история родного края.
Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани.

Земля отцов - моя земля (проектная работа).
Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов).
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей.
Наши земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник
земли отцов.
Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).
Раздел 4. «Духовные истоки Кубани» (4 часа).
Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители
материальной и духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия
Кубани. 10 заповедей.
III. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы.
Разделы
Автор
ская
1
2
3
прогр кл. кл. кл.
амма

Количество часов
Рабочая программа
4
Всего Характеристика деятельности
кл. часов

Введение.
Я и моя
семья.
Я и моя школа.
Я и мои родные
места.

4
7

1
7

6
8

6
8

6
8

Я и природа
вокруг нас.

7

7

7

Духовные истоки
Кубани.

16

4

Природа моей
местности.

12

12

12

Населенные
пункты.
Труд и быт моих
земляков.

6

6

6

11

11

11

1

4

1

4

1

4

4
7

16

Знать:
-свое полное имя, имена своих родных,
домашний адрес;
основные помещения школы, их
предназначения, ориентироваться
-традиции своей школы;
-улицы, расположенные вблизи школы
и дома, основные
-основные
достопримечательности
родного города;
-профессии жителей своего города
(села, станицы и др.);
-основных
представителей
растительного и животного мира
На практическом уровне:
-выполнять правила поведения в
общественных местах, а
-составлять описательный рассказ по
картине,
увиденному,
читать
литературные произведения
Знать/понимать:
-характерные
особенности
разнообразия и красоты природы
-природы, растительного и животного
мира своей местности,
-название
морей,
рек,
крупных
населѐнных пунктов своей

-название и отличительные признаки 56 растений и Краснодарского края;
-особенности труда и быта кубанцев;
-сущность понятия «Красная книга»,
«Красная книга Кубани
-родственные связи в семье;
-герб, флаг, гимн Кубани;
-кубанские песни, пословицы и
поговорки;
-основные правила поведения в
окружающей среде, водоемов, в школе;
-выдающихся
деятелей
искусств,
культуры и др.;
Уметь
-показывать на физической карте
Краснодарского
края
населѐнный
пункт;
-рассказывать
о
достопримечательностях
родного
города, станица, хутор и т.д.;
-различать растения своей местности
по видам (травы, ядовитые растения);
-сохранять гармонию в природе,
бережно относиться к
-использовать приобретенные знания и
умения в практической жизни для:
-выполнения правил поведения у
водоѐмов, в лесу, в горах;
-удовлетворения
познавательных
интересов, поисков дополнительной и
животном мире Краснодарского края;
промыслов и ремѐсел
- соблюдения правил поведения во
время прослушивания
Нет в мире краше
Родины нашей.
Без прошлого нет
настоящего.
Казачьему роду нет
переводу.

10

10

10

9

9

9

10

10

10

Знать/понимать:
-связь между деятельностью человека и
условиями его жизни
Краснодарский край в изучаемый
период:
- природные условия, территориальная
принадлежность, хозяйственной
деятельности, быта и культуры,
сельскохозяйственные выдающихся
сельскохозяйственных работников,
характерные Краснодарском крае;
-формы поверхности Краснодарского
края;
- разновидности водоемов
Краснодарского края;
-особенности почв Краснодарского
края, их значение для
-названия и отличительные признаки
наиболее распросживотных;
-отличительные особенности
физической, административной края;
-герб, гимн, флаг Краснодарского края,
а также символы
- фамилии и имена выдающихся
деятелей культуры, спорта,

Уметь:
-определять местонахождение
Краснодарского края на физич
-узнавать в окружающей природе
ядовитые растения, грибы
-узнавать особо охраняемые растения и
редких животных
-ориентироваться по карте
Краснодарского края;
-давать словесное описание истории
возникновения
достопримечательностей;
Использовать приобретенные знания
и умения в практической жизни для:
-обогащения жизненного опыта,
решения практических особенностями
труда и быта людей своей местности;
выполнения правил сбора грибов в
своей местности;
-правильного поведения у водоема в
разное время года;
- бережного отношения к растениям и
животным.

Берегите землю
родимую, как
мать любимую.
Земля отцов- моя
земля.
Жизнь дана на
добрые дела.

9

9

9

12

12

12

8

8

8

Знать/понимать:
-природные богатства родного края и
их использование
-административную карту
Краснодарского края;
-символику Краснодарского края;
- органы местного самоуправления;
-даты важнейших событий в истории
края, города, станицы,
- народы, населяющие Кубань,
особенности их быта и кул
- достопримечательности родного края;
- наиболее важные события
исторической, общественной,
- особенности хозяйственной
деятельности людей, живущих
- важнейшие экологические проблемы
Краснодарского края;
-заповедники, находящиеся на
территории Краснодарского
-фамилии и имена выдающихся
исторических, научных,
Уметь:
- находить на физической карте
Краснодарского края местонахождение
-узнавать наиболее распространѐнные
лекарственные р
-определять последовательность
основных событий на
- правильно называть выдающиеся
памятники культуры
- исполнять гимн Краснодарского края;
Использовать приобретенные знания
и умения в практической жизни для:
-правильного поведения во время

исполнения гимна России
-выполнения изученных правил
безопасного поведения;
- исполнения знакомых народных
песен;
- самоорганизации и выполнения
исследовательских проектов

Всего

135

33

34

34

34

135


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».