РП Литературное чтение 3 кл..

СОДЕРЖАНИЕ

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение» на уровне начального общего
образования________________________________________________
1.Личностные результаты
2.Метапредметные результаты
3.Предметные результаты
II. Содержание учебного предмета «Литературное
чтение»_____________________________________________________
1.Разделы учебной программы.
3 класс
4 класс
III. Тематическое планирование______________________________
3 класс
4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ
Увыпускникабудутсформированы:
1) Гражданско-патриотическоевоспитание:
 становлениеценностногоотношенияксвоейРодине—России;
 осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражданскойидентичности;
 сопричастностькпрошлому,настоящемуибудущемусвоейстраныиродногокрая;
 уважениексвоемуидругимнародам;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах
иответственности,уваженииидостоинствечеловека,онравственноэтическихнормахповеденияиправилахмежличностныхотношений.
2) Духовно-нравственноевоспитание:
 признаниеиндивидуальностикаждогочеловека;
 проявлениесопереживания,уваженияидоброжелательностикдругомучеловеку;
 неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизи
ческогоимморальноговреда другимлюдям.
3) Эстетическоевоспитание:
 уважительноеотношениеиинтерескхудожественнойкультуре,восприимч
ивостькразнымвидамискусства,традициямитворчествусвоегоидругих
народов;
 стремлениексамовыражениювразныхвидаххудожественнойдеятельности.
4) Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяиэмоцио
нальногоблагополучия:
 соблюдениеправилздоровогоибезопасного(длясебяидругихлюдей)образа
жизнивокружающейсреде(втомчислеинформационной);
 бережноеотношениекфизическомуипсихическомуздоровью.
5) Трудовоевоспитание:
- осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества,бережноеотношениек
результатамтруда,интерескразличнымпрофессиям.

6) Экологическоевоспитание:

- бережноеотношениекприроде;
-неприятиедействий,приносящихейвред.
7) Формированиепредставленийоценностинаучногопознания:
-первоначальныепредставленияонаучнойкартинемира;
познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьис
амостоятельностьпознания.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Речеваяичитательскаядеятельность.
Выпускникнаучится:
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать
(понимать) смыслпрочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту,
про себя — примерно 120 слов вминуту);

читать произведения разных жанров с соблюдением норм
литературного
произношения,правильныминтонированием,использованиемлоги
ческихударенийитемпаречи,выражаятакимобразомпонимание
прочитанного;
прогнозироватьсодержаниепроизведенияпоегозаглавию,иллюстрациям;
находитьключевыеслова,определятьосновнуюмысльпрочитанног
о,выражатьеѐсвоимисловами;
различать последовательность событий и последовательность
их
изложения;
выделятьсмысловыечаститекста,составлятьпростойисложныйпл
аныизложениятекстаспомощьюучителя, формулировать вопросы
ко всему тексту и отдельным его частям; пересказыватьтекст
сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой
диалогаповествованием,свключениемрассуждений;
обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и
послесловию;ориентироватьсявмирекнигпоалфавитномукаталогу
,открытомудоступукнигвдетскойбиблиотеке;составлятькраткиеан
нотациикрекомендованнымкнигам;ориентироватьсявсправочника
х, энциклопедиях, детских периодических журналах; соотносить
поступкигероевснравственныминормами;
ориентироватьсявнаучнопопулярномиучебномтексте,использоватьполученнуюинфор
мацию.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
составлятьличноемнениеолитературномпроизведении,выражатье
гонадоступномуровневустнойиписьменнойречи;
высказыватьсвоѐсуждениеобэстетическойинравственнойценн
остихудожественноготекста;
высказыватьсвоѐотношениекгероямикавторскойпозициивписьме
ннойиустнойформе;создаватьтекстпоаналогиииответынавопросы
вписьменнойформе.
Творческая деятельность.
Выпускник научится:
читатьпоролямхудожественноепро
изведение;создаватьтекстнаоснове
плана;
придумыватьрассказыпорезультатамнаблюденийсвключениемоп
исаний,рассуждений,анализомпричинпроисшедшего;
писать(надоступномуровне)сочинениеназаданнуютему,отзыв
опрочитаннойкниге,кинофильме,телевизионной передаче;

участвоватьвдраматизациипроизведений,читатьнаизустьлир
ическиепроизведения,отрывкипрозаическихтекстов;
создаватьсочиненияпорепродукциямкартинисериииллюстраций.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
создаватьтворческийпересказпроизведенияилиегофрагментаотим
ениодногоизгероев,придумывать
продолжение
истории
персонажа
и
сюжета;
создавать
иллюстрации
кпроизведениям;создаватьвгруппесценарииипроекты.
Литературоведческаяпропедевтика
Выпускникнаучится:
• выделятьвыразительныесредстваязыкаинадоступно
муровнеобъяснятьихэмоциональносмысловыезначения;
• определять(надоступномуровне)основныеособенностима
лыхжанровфольклора,народныхсказок,мифов,былин,стих
отворений, рассказов,повестей,басен;
• выделятьсловаавтора,действующихлиц,описаниепейзажа
,внешностигероев,ихпоступков,бытовыеописания;
• вводитьвпересказэлементыописания,рассуждения,использоватьцитир
ование;
• определятьотношениеавторакперсонажам,рассказывать,каконовыраже
но;
• различатьжанры,преимущественнопутѐмсравнения(сказкабасня,сказка-былина,сказка-рассказидр.);
• находитьрифмы,примерызвукописи,образныесловаивыражения,объяс
нятьихсмысл.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
• делатьэлементарныйанализлитературныхтекстов,используя
понятияфольклорнаяиавторская литература, структура
текста,
автор,
герой;
средства
художественнойвыразительности(сравнение,олицетворение
,метафора);
• создаватьпрозаическийипоэтическийтекстпоаналог
ии,используясредствахудожественнойвыразительно
сти,включѐнныевконкретноепроизведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные. Выпускник научится:

• планироватьсобственныедействияисоотноситьихспоставленнойцелью;
• учитыватьвыделенныеучителемориентирыдействи
яприосвоенииновогохудожественноготекста;
•
выполнятьучебныедействиявустнойиписьменнойформе;
• вноситькоррективывдействиепослеегозавершения,анализарезультатов
иихоценки.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
• ставитьновыезадачидляосвоенияхудожественноготекставсотрудничес
твесучителем;
• самостоятельнооцениватьправильностьвыполненных
действиякакпоходуих
выполнениятакиврезультате
проведеннойработы;
• планироватьсобственнуючитательскуюдеятельность.
Познавательные.
Выпускникнаучится:
- находитьнужнуюинформацию,используясловари,
помещѐнныевучебнике(толковый,синонимический,фразеологический)
;
• выделятьсущественнуюинформациюизтекстовразныхвидов;
• сравниватьпроизведенияиихгероев,классифицироватьпро
изведенияпозаданнымкритериям;
• устанавливатьпричинноследственныесвязимеждупоступкамигероевпроизведений;уст
анавливатьаналогии.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:

• осуществлятьпоискнеобходимойинформации,используяу
чебныепособия,фондыбиблиотекиИнтернет;
• сравниватьиклассифицироватьжизненныеявления,типылитер
атурныхпроизведений,героев,выбирая
основаниядляклассификации;
• строить логические рассуждения, включающие определение
причинноследственныхсвязейвустнойиписьменнойформе,впроцессеанал
изалитературногопроизведенияинаоснованиисобственногожизн
енногоопыта;
• работатьсучебнойстатьѐй(выделятьузловыемысли,составлятьпланстать
и).

Коммуникативные
Выпускникнаучится:
• работаявгруппеучитыватьмненияпартнѐров,отличныеотсобственных;
• аргументироватьсобственнуюпозициюикоординироватьеѐсп
озициейпартнѐровпривыработкерешения;
• точноипоследовательнопередаватьпартнѐрунеобходимуюинформацию
;
• оказыватьвсотрудничественеобходимуювзаимопомощь,осуществлятьв
заимоконтроль;
• владетьдиалогическойформойречи;
• корректностроитьречьприрешениикоммуникативныхзадач.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:
• пониматьотносительностьмненийиподходовкрешениюпоставленнойпр
облемы;
• задаватьвопросы,необходимыедляорганизацииработывгруппе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы начального общего
образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают
специфику содержания предметной области, ориентированы на применение
знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и
жизненных условиях и представлены по годам обучения.
3 КЛАСС
отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного
творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и
литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций,
быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических
понятиях в контексте изученных произведений;

читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать
разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное,
просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без
отметочного оценивания);

читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной
тематикой произведений;

различать художественные произведения и познавательные тексты;


различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое
произведение от эпического;

понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать
вопросы к учебным и художественным текстам;

различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки,
пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о
животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры
произведений фольклора разных народов России;

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
формулировать тему и главную мысль, определять последовательность
событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;
составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);

характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку
поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей;
выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев,
сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по
предложенным критериям (по аналогии или по контрасту);

отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать
отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте
средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера;

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в
прямом и переносном значении, средств художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение);

осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет,
олицетворение);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения:
строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением
орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать
простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в
беседе изученные литературные понятия;

пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато
(кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица;

при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи
(повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и
художественного текстов;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать
небольшие эпизоды из произведения;

составлять устные и письменные высказывания на основе
прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию
произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный
письменный текст;


составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному
алгоритму;

сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать
продолжение прочитанного произведения;

использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания
(обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения,
сноски, примечания);

выбирать
книги
для
самостоятельного
чтения
с
учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной
книге;

использовать справочные издания, в том числе верифицированные
электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в
федеральный перечень.


4 КЛАСС
осознавать значимость художественной литературы и фольклора для
всестороннего развития личности человека, находить в произведениях
отражение нравственных ценностей, фактов бытовой и духовной культуры
народов России и мира, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в
контексте изученных произведений;

демонстрировать
интерес
и
положительную
мотивацию
к
систематическому чтению и слушанию художественной литературы и
произведений устного народного творчества: формировать собственный круг
чтения;

читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать
разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное,
просмотровое выборочное);

читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и
слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и
стихотворные произведения в темпе не менее 80 слов в минуту (без
отметочного оценивания);

читать наизусть не менее 5 стихотворений в соответствии с изученной
тематикой произведений;

различать художественные произведения и познавательные тексты;

различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности
стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое
произведение от эпического;

понимать
жанровую
принадлежность,
содержание,
смысл
прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать
вопросы (в том числе проблемные) к познавательным, учебным и
художественным текстам;

различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки,
пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о
животных, бытовые и волшебные), приводить примеры произведений
фольклора разных народов России;


соотносить читаемый текст с жанром художественной литературы
(литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры
разных жанров литературы России и стран мира;

владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста:
определять тему и главную мысль, последовательность событий в тексте
произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста;

характеризовать героев, давать оценку их поступкам, составлять
портретные характеристики персонажей, выявлять взаимосвязь между
поступками и мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного
произведения по самостоятельно выбранному критерию (по аналогии или по
контрасту), характеризовать собственное отношение к героям, поступкам;
находить в тексте средства изображения героев (портрет) и выражения их
чувств, описание пейзажа и интерьера, устанавливать причинно-следственные
связи событий, явлений, поступков героев;

объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в
прямом и переносном значении, средства художественной выразительности
(сравнение, эпитет, олицетворение, метафора);

осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни,
литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание
произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет,
олицетворение, метафора, лирика, эпос, образ);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения:
строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением норм
русского литературного языка (норм произношения, словоупотребления,
грамматики); устно и письменно формулировать простые выводы на основе
прослушанного/прочитанного текста, подтверждать свой ответ примерами из
текста;

составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный),
пересказывать (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с
изменением лица рассказчика, от третьего лица;

читать по ролям с соблюдением норм произношения, расстановки
ударения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения;

составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по
содержанию произведения (не менее 10 предложений), писать сочинения на
заданную тему, используя разные типы речи (повествование, описание,
рассуждение), корректировать собственный текст с учётом правильности,
выразительности письменной речи;

составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному
алгоритму;

сочинять по аналогии с прочитанным, составлять рассказ по
иллюстрациям, от имени одного из героев, придумывать продолжение
прочитанного произведения (не менее 10 предложений);

использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания
(обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения,
сноски, примечания);


выбирать
книги
для
самостоятельного
чтения
с
учётом
рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной
книге;

использовать справочную литературу, электронные образовательные и
информационные ресурсы информационно-коммуникационной сети Интернет
(в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной
информации в соответствии с учебной задачей.


Содержание программы
3 класс - 129 часов
Самое великое чудо на свете (2 ч)
Рукописные книги Древней Руси.
Первопечатник Иван Федоров.
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни.
Докучные сказки.
Русские народные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван –
царевич и серый волк», «Сивка – бурка».
Проект «Сочиняем волшебную сказку»
Поэтическая тетрадь № 1 (11 ч)
Проект «Как научиться читать стихи?» на основе научно-популярной статьи Я.
Смоленского
Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».
А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка», «Зреет рожь над жаркой нивой»
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно», «Встреча зимы»
И. З. Суриков «Детство», «Зима».
Великие русские писатели (26 ч)
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе
ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
И. А. Крылов. Басни
Лирические стихотворения М. Ю. Лермонтова
Детство Л. Н. Толстого. Рассказы Л. Н. Толстого
Поэтическая тетрадь № 2 (6 ч)
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Повествовательное произведение в
стихах «Дедушка Мазай и зайцы»
Стихотворения К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина
Литературные сказки (9 ч)
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки»
В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Былины и небылицы (10 ч)
М. Горький «Случай с Евсейкой»
К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»
А. И. Куприн «Слон».
Поэтическая тетрадь № 1 (6 ч)
С. Чёрный. Стихи о животных

А. А. Блок. Картины зимних забав
С. А. Есенин
Люби живое (16 ч)
М. М. Пришвин «Моя Родина»
И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
В. И. Белов «Малька провинилась». «Ещё про Мальку»
В. В. Бианки «Мышонок Пик»
Б. С. Житков «Про обезьянку»
В. П. Астафьев «Капалуха»
В. Ю. Драгунский «Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)
С. Я Маршак «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной»
А. Л. Барто «Разлука». «В театре».
С. В. Михалков «Если»
Е. Благинина «Котёнок», «Кукушка».
Проект «Праздник поэзии»
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (8 ч)
В. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок »
А. П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»
М. М. Зощенко «Золотые слова». «Великие путешественники»
Н. Н. Носов «Федина задача». «Телефон».
В. Ю. Драгунский «Друг детства»
Сборник юмористических рассказов Н. Носова
По страницам детских журналов (7 ч)
По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки»
Ю. И. Ермолаев «Проговорился». «Воспитатели»
Г. Б. Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды»
Р. Сеф «Веселые стихи».
Зарубежная литература (6 ч)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей»
Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
4 класс - 129 часов
Вводный урок по курсу литературное чтение (1 час)
Летописи, былины, жития (10 ч)
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил
Олег коня своего».
Былины. «Ильины три поездочки».
«Житие Сергия Радонежского»
Проект «Создание календаря исторических событий»
Чудесный мир классики (20 ч)
П. П. Ершов «Конек - горбунок»
А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора! Очей очарование». «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях»
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)
Л. Толстой «Детство». Басня «Как мужик убрал камень»
А.П. Чехов «Мальчики»

Поэтическая тетрадь № 1 (9 ч)
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»
А. Н. Плещеев «Дети и птичка»
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».
Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»
И. А. Бунин «Листопад»
Литературные сказки (12 ч)
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
А.С. Аксаков «Аленький цветочек»
Делу время - потехе час (8 ч)
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
В. Ю. Драгунский «Главные реки». «Что любит Мишка»
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Страна детства (7 ч)
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
М. М. Зощенко «Елка»
Поэтическая тетрадь (4 ч)
В.Я. Брюсов. «Опять сон». «Детская».
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства».
Природа и мы (11 ч)
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»
А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
М. М. Пришвин «Выскочка»
Е. И. Чарушин «Кабан»
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Проект «Природа и мы»
Поэтическая тетрадь (7 ч)
Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
С. А. Клычков «Весна в лесу»
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
Н. М. Рубцов «Сентябрь»
С. А. Есенин «Лебедушка»
Родина (8 ч)
И. С. Никитин «Русь»
С. С. Дрожжин «Родине»
А. В. Жигулин «О, Родина!»
Проект «Они защищали Родину»
Страна Фантазия (7 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
Зарубежная литература (15 ч)

Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
Сельма Лагерлеф «Святая ночь». «В Назарете»
Тематическое планирование.

3 класс (129 часов)
Самое великое
чудо на свете.

У Устное народное
творчество.

2ч З

14 ч

Знакомство с учебником.
Рукописные книги Древней
Руси.
Первопечатник Иван Федоров.

Русские народные песни.
Шуточные народные песни.
Докучные сказки. Сочинение
докучных сказок.
Гжельская и хохломская
посуда.
Дымковская и Богородская
игрушка.
Русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка».
Русская народная сказка
«Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка». Деление текста на
части.
Русская народная сказка
«Иван – царевич и серый
волк».
Русская народная сказка
«Иван – царевич и Серый
Волк». Продолжение
Русская народная сказка
«Иван – царевич и серый
волк». Особенности
волшебной сказки.
Русская народная сказка
«Сивка – бурка».

1

1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

Ориентироватьсявучебник
еполитературномучтению.
Знатьиприменятьси
стемуусловных
обозначений
привыполнениизадан
ий.
Находитьнужнуюглавуи
нужное
произведение
всодержанииу
чебника.
Предполагать на
основеназваниясоде
ржаниеглавы.
Пользоватьсясловарѐмв
концеучебника.
Составлятьсвязное
высказываниепоиллюстр
ациями
оформлениюучебника.
Прогнозировать
содержаниераздела.
Планировать работу
науроке. Различать виды
устногонародноготворчест
ва: малыеи
большиежанры.Воспроизводи
ть
наизусть текст
русскихнародныхпе
сен.Отличатьдоку
чные сказки от
другихвидов
сказок, называть
ихособенности.
Принимать участие
вколлективномсочинении
сказок,с опорой на
особенности
ихпостроения. Называть
видыприкладногоискусст
ва.
Читатьтекстцелымисловам
и,безошибокиповторов.

1,2

3,4, 5

Поэтическая
тетрадь 1.

Великие русские
писатели.

11 ч

26 ч

Русская народная сказка
«Сивка – бурка».
Характеристика героев.
Проект «Сочиняем вместе
волшебную сказку».
Оценка достижений.

1

Научно-популярная статья
«Как научиться читать стихи».
Ф.И.Тютчев «Весенняя
гроза».
Ф.И.Тютчев «Листья».
Р.р. Сочинение миниатюра «О
чём рассказывают осенние
листья».
А.А.Фет «Мама! Глянь - ка из
окошка…»
А.А.Фет «Зреет рожь над
жаркой нивой…».
И.С.Никитин «Полно спать
моя…»
И.С.Никитин «Встреча зимы».
И.З.Суриков «Детство».
И.З.Суриков «Зима».
Оценка достижений.
А.С.Пушкин – великий
русский писатель.
А. С. Пушкин. Лирические
стихотворения.
А. С. Пушкин. Лирические
стихотворения. Повторение
А. С. Пушкин. Лирические
стихотворения. Обобщение
А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане».
Сравнение народной и
литературной сказки.
А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане».
Особенности волшебной
сказки.
А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане».
А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане».Урок обобщения
А.С.Пушкин «Сказка о царе
Салтане».Закрепление
Нравственный смысл сказки
А.С.Пушкина.
И.А.Крылов – великий
русский баснописец.
Басни И.А.Крылова. Мораль
басен.

1

1
1

1
1
1

1
1

Прогнозировать
содержаниеразделаНаблюдать
заповторением
ударных и
безударныхслоговвслове(ритмом),находитьрифмующиеся
слова. Определять
различныесредствавыразительно
сти.
Использовать
приѐмыинтонационного чтения
(выразить
радость,удивление,определитьси
луголоса,
выбратьтонитемпчтения).

5,6

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

Прогнозировать
содержаниераздела.П
ланировать
работунауроке,выбирать
видыдеятельности.
Читатьпроизведениявслух
ипросебя,увеличиваятемпч
тения.
Пониматьсодержание
прочитанного,
высказывать
своѐотношение.Различат
ь
лирическое и
прозаическоепроизв
едения.
Называтьотличител
ьныеособенности
стихотворноготекста.Объяс
нятьзначениенекоторыхсло
всопоройнатекстили
пользуясь
словарѐм в
учебнике
либотолковымсло
варѐм.
Находить
средствах
удожестве
нной
выразительностивлири
ческихтекстах(эпитеты,
сравнения).

1,2

Басни И.А.Крылова. Герои
басни.
Басни И.А.Крылова.
Инсценирование басни.
М. Ю. Лермонтов –
выдающийся русский поэт.
Биография
и творчество
М.Ю. Лермонтов. Лирические
стихотворения.

1

М.Ю.Лермонтов.

1

1
1

1

Лирические стихотворения.
Урок закрепления
Л.Толстой. Детство
Л.Н.Толстого. Из
воспоминаний писателя.
Л.Н.Толстой «Акула». Тема и
главная мысль рассказа.
Л.Н.Толстой «Прыжок».
Составление плана.
Л.Н.Толстой «Лев и собачка».
Л.Н.Толстой «Лев и
собачка».Закрепление
Л.Н.Толстой «Какая бывает
роса на траве».
Л.Н.Толстой «Куда девается
вода из моря?».
Сравнение рассказов (тема,
главная мысль, события,
герои).
Оценка достижений.
Поэтическая
тетрадь 2.

Литературные
сказки.

6ч

9ч

Н. А. Некрасов.
Стихотворения о природе.
Н.А.Некрасов «Дедушка
Мазай и зайцы».
К.Д.Бальмонт «Золотое
слово».
И.А.Бунин «Детство».
И.А.Бунин «Полевые цветы».
Оценка достижений.
Д.Н.Мамин – Сибиряк
«Алёнушкины сказки».
Присказка.
Д.Н.Мамин – Сибиряк
«Алёнушкины сказки». Герои
сказок.
В.М.Гаршин «Лягушка путешественница».
Характеристика героев.
В.М.Гаршин «Лягушка -

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1

Прогнозировать
содержаниераздела.Воспр
иниматьстихинаслух.Чит
атьстихотворение,
выражаяавторскоенастроение.

3,6

1
1
1
1
1

1

1

1

Прогнозировать
содержаниераздела.Во
сприниматьна
слухтекстылитературныхсказо
к,
высказыватьсвоѐ
мнение,отношение.Читатьск
азкувслухипросебя,
использоватьприѐмы
выразительногочте
нияприперечитыва
ниисказки.
Сравнивать

4,5, 6

путешественница».
В.М.Гаршин «Лягушка путешественница».Нравствен
ный смысл сказки.

Были –
небылицы.

Поэтическая
тетрадь. 1.

10 ч

6ч

1

В.Ф.Одоевский «Мороз –
Иванович». Сравнение
народной и литературной
сказки.

1

В.Ф.Одоевский «Мороз –
Иванович». Сравнение героев
сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз –
Иванович». Составление
плана сказки.
Оценка достижений.
М.Горький «Случай с
Евсейкой». Прием сравнения.
М.Горький «Случай с
Евсейкой». Творческий
пересказ.
К.Паустовский
«Растрёпанный воробей».
Определение жанра
произведения.
К.Паустовский
«Растрёпанный воробей».
Герои произведения.
К.Паустовский
«Растрёпанный воробей».
Характеристика героев.
А.Куприн «Слон».
Составление плана.
А.Куприн «Слон».
А.Куприн «Слон».
Повторение
А.Куприн «Слон».
Закрепление
Оценка достижений.
С.Чёрный Стихи о животных.
«Что ты тискаешь утёнка?»
С.Чёрный. Стихи о
животных. «Воробей»,
«Слон».
А.А.Блок . Картины зимних
забав. «Ветхая избушка».
А.А.Блок «Сны», «Ворона».
С.А.Есенин «Черёмуха».
Оценка достижений.

1

содержаниелитер
атурнойинародно
й
сказок;определятьнравств
енныйсмыслсказки.
Наблюдать за
развитием
ипоследовательностью
событийвлитературных
сказках.

1

1
1
1

1

1

1

Прогнозировать
содержаниераздела.О
пределять
особенности сказки и
рассказа.Различатьвымышл
енныесобытияиреальные.
Определять нравственный
смыслпоступковгероя.
Выражатьсобственноеотно
шениекпоступкамгероев в
сказочныхиреальныхсобытиях
.
Находитьсредства
художественной
выразительностивпрозаиче
скомтексте.
Составлятьпландлякратк
огоиполногопересказов.

2.4. 5

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Прогнозировать
содержаниераздела.Ч
итать
стихотворение,
отражаянастрое
ние.
Находитьвстихотворенияхя
ркие,образныесловаи
выражения.Сравнивать
стихиразныхпоэтовнаод
нуи
тужетему.
Выбиратьстихипосвоемувку
суичитатьих
выразительно.
Объяснятьсмыслвыраж
енийсопоройна
текст.Определятьавт
орскоеотношениек
изображаемому.

4.6

Люби живое.

Поэтическая
тетрадь. 2.

Собирай по
ягодке –
наберёшь
кузовок.

16 ч

8ч

12 ч

М.Пришвин «Моя Родина».
Основная мысль текста.
И.Соколов – Микитов
«Листопадничек».
Определение жанра
произведения.
И.Соколов – Микитов
«Листопадничек».
И.Соколов – Микитов
«Листопадничек».
Закрепление
В.Белов «Малька
провинилась».
В.Белов «Еще про Мальку».
В.Бианки «Мышонок Пик».
Составление плана.
В.Бианки
«Кораблекрушение».
В,Бианки «Страшная ночь»,
«Хвост – цеплялка и шёрстка
– невидимка».
В.Бианки «Соловей –
разбойник».
Б.Житков «Про обезьянку».
Б.Житков «Про
обезьянку».Обобщение
Б.Житков «Про
обезьянку».Закрепление
В.Астафьев «Каплауха».
Герои произведения.
В.Драгунский «Он живой и
светится».
Оценка достижений.
С.Я.Маршак «Гроза днём», «В
лесу над росистой поляной».
А.Л.Барто «Разлука».
А.Л.Барто «В театре».
С.В.Михалков «Если».
Е.А.Благинина «Кукушка».
Е.А.Благинина «Котёнок».
Проект «Праздник поэзии».
Оценка достижений.

1

Б.Шергин «Собирай по ягодке
– наберёшь кузовок».
А.Платонов «Цветок на
земле».
А.Платонов «Цветок на
земле».Закрепление
А.Платонов «Ещё мама».
А.Платонов «Ещё мама».
Урок Обобщения

1

1

1
1

1
1
1
1
1

Прогнозировать
содержаниераздела.
Планировать
работуспроизведениемнаур
оке,используяусловные
обозначения.
Читатьивосприниматьна
слухпроизведения.
Определятьжанрпроизве
дения.Понимать
нравственный
смыслрассказов.
Определятьосновную
мысльрассказа.
Состав
лять
планпр
оизведе
ния.
Рассказыватьогерое,подби
раявпроизведениисловаопределения,характеризующие
егопоступкиихарактер.
Сравниватьсвоинаблюде
ниязажизньюживотныхс
рассказомавтора.

2.3, 6

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Прогнозироватьсоде
ржаниераздела.План
ировать
работунауроке,осмысливать
целичтения.
Читатьивосприниматьна
слухлирическиетексты.
Читатьстихотворения,от
ражаяпозицию автора и
своѐОтношениекизображ
аемому.
Прогнозировать
содержаниераздела.Объяс
нятьсмысл,названиетемы;
подбиратькниги,соответст
вующиетеме.
Планировать
работу
спроизведением
на уроке
сиспользованием
условныхобозначе
ний.

6.7

4.5, 6

По страницам
детских
журналов.

Зарубежная
литература.

8ч

8ч

М.Зощенко «Золотые слова».
М.Зощенко «Золотые слова».
Закрепление
М.Зощенко «Великие
путешественники».
М.Зощенко «Великие
путешественники».
Обобщение
Н.Носов «Федина задача».
Н.Носов «Телефон».
Оценка достижений.

1
1

«Мурзилка» и «Веселые
картинки» – самые старые
детские журналы

1

Ю.Ермолаев «Проговорился».
Ю.Ермолаев «Проговорился».
Закрепление
Ю.Ермолаев «Воспитатели».
Г.Остер «Вредные советы».
Г.Остер «Как получаются
легенды».
Р.Сеф «Весёлые стихи».
Оценка достижений.

1
1

Древнегреческий миф
«Храбрый Персей».
Древнегреческий миф
«Храбрый Персей».
Обобщение
Древнегреческий миф
«Храбрый Персей».
Закрепление
Г.-Х.Андерсен «Гадкий
утёнок». Нравственный смысл
сказки .
Г.-Х.Андерсен «Гадкий
утёнок».
Г.-Х.Андерсен «Гадкий
утёнок». Обобщение
Г.-Х.Андерсен «Гадкий
утёнок». Закрепление
Оценка достижений.

1

1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1

Воспринимать на
слуххудожественное
произведение;читать
вслух и про
себя,осмысливаясодерж
ание.
Объяснять смысл
названиястихотворе
ния.
Соотноситьпослови
цу с
содержаниемпроизве
дения. Отвечать
навопросыпосодерж
анию
произведения;определят
ьглав-нуюмысль текста.
Прогнозировать
содержаниераздела.
Планировать
работунауроке(начало,
конец,виды
деятельности).Выбирать
для
себянеобходимыйиинтере
сныйжурнал. Определять
тему длячтения.
Находитьвбиблиотекеде
тскиежурналыповыбранн
ойтеме.
Воспринимать на
слухпрочитанноеио
твечатьнавопросы
посодержанию.
Прогнозировать
содержаниераздела.
Планировать работу на
уроке.Читатьивосприним
атьнаслуххудожественное
произведение.
Находить в
мифологическомтексте
эпизоды,
рассказывающиеопредстав
ленияхдревнихлюдейомире
.
Составлять
рассказ
отворчестве
писателя
(спомощьюуч
ителя).
Пересказыватьвыб
орочнопроизведени
е.
Сравниватьсказки
разныхнародов.
Сочинятьсвоисказки.

4 класс (129 часов)

1,2, 7

1,3, 5

Вводный урок
по курсу
литературного
чтения.

Летописи,
былины, жития.

Чудесный мир
классики.

1

12

22

Знакомство с учебником по
литературному чтению.

1

Летописи. «И повесил Олег
щит на вратах Царьграда».
Сравнение текста летописи и
исторических источников.
Летописи. «И вспомнил Олег
коня своего».
Летопись – источник
исторических фактов.
Сравнение текста летописи с
текстом произведения
А.Пушкина «Песнь о вещем
Олеге».
Поэтический текст былины
«Ильины три поездочки».
Прозаический текст былины в
пересказе Н.Карнауховой.
Сравнение поэтического и
прозаического текстов.
«Житие Сергия
Радонежского» -памятник
древнерусской литературы.
«Житие Сергия
Радонежского».Характеристик
а главного героя.
Детство Варфоломея. Юность
Варфоломея.
Рассказ о битве на Куликовом
поле на основе опорных слов
и репродукций известных
картин.
Проект:»Создание календаря
исторических дат». Оценка
достижений.
П. П. Ершов «Конёк –
Горбунок» .
Сравнение литературной и
народной сказок. Мотивы
народной сказки в
литературной.
П. П. Ершов «Конёк –
Горбунок». События
литературной сказки. Герои

1

1

1

1
1

2

1

Прогнозировать
содержаниераздела.
Ориентироваться
вучебникеполитерату
рномучтению.
Знатьиприменятьси
стемуусловных
обозначений
привыполнениизада
ний.
Находить нужную главу и
нужноепроизведениевсодер
жании
учебника;знатьфамилии»им
енаиотчества писателей,
произведениякоторыхчитали
в1—3классах.
Предполагатьнаосновеназв
аниясодержаниеглавы.
Пользоватьсясловарѐмвконце
учебника
Прогнозировать
содержаниераздела.
Планировать работу на
уроке.Пониматьценностьи
значимостьлитературы
длясохранения
русскойкультуры.
Читатьотрывкииздревнерус
скихлетописей,былины,
житияо
Сергии
Радонежском.Наход
итьвтекстелетописи
данные о
различныхисторичес
кихфактах.
Сравниватьтекстлето
писисхудожественным
текстом.
Сравнивать
поэтический
ипрозаическийтекстб
ылины.
Пересказыватьбылинуот
лицаеѐгероя.

1.2,
3

1.7

1
2

1

1

1

Прогнозировать
содержаниераздела.
Планироватьработунауроке.
Восприниматьнаслух
художественноепроизведение;
читать текст в темпе
разговорнойречи,осмыслив
аяегосодержание.Наблюда
тьзаразвитиемсобытийвска

2,3, 5

сказки.
Младший брат Иваннастоящий герой сказки.
Характеры героя.
Сравнение словесного и
изобразительного искусства.
А. С. Пушкин.стихотворения
«Няне», «Туча».
А. С. Пушкин «Унылая пора!
Очей очарованье….».
Авторское отношение к
изображаемому. Сравнение
произведений словесного и
изобразительного искусства.
А. С. Пушкин «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях…». Мотивы
народной сказки в
литературной.
Герои пушкинской сказки.
Характеристика героев сказки,
отношение к ним.
А. С. Пушкин «Сказка о
мёртвой царевне и о семи
богатырях». Деление сказки
на части. Составление плана.
«Что за прелесть эти
сказки!..». Сказки А. С.
Пушкина.
М. Ю. Лермонтов «Дары
Терека». Картины природы в
стихотворении.
М.Ю. Лермонтов «Ашик–
Кериб» (турецкая сказка).
Сравнение мотивов русской и
турецкой сказки.
М.Ю. Лермонтов «Ашик–
Кериб» (турецкая сказка).
Герои турецкой сказки.
Характеристика героев,
отношение к ним.
Л.Толстой «Детство».
События рассказа. Характер
главного героя.
Л. Н. Толстой. Басня. «Как
мужик убрал камень».
Особенности басни.
А.П. Чехов. «Мальчики».
Смысл названия рассказа.
А.П. Чехов «Мальчики».
Главные герои рассказа –
герои своего времени.
А.П. Чехов «Мальчики».
Характер героев
художественного текста.
Обобщение по разделу
«Чудесный мир классики».
Поэтическая
тетрадь.

9

Оценка достижений.
Ф.Тютчева «Ещё земли
печален вид», «Как

1

1
1
1

зке.
Сравниватьначалои
конецсказки.
Составлятьсамостоятельнопл
ан.
Пересказывать
большие
пообъѐмупроизведен
ия.
Понимать
позицию
писателя,
егоотношениекокружающе
мумиру,своимгероям.

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1
1

1

1

1
1

Прогнозировать

3,4, 6

Литературные
сказки.

16

неожиданно и ярко…». Отбор
средств художественной
выразительности для создания
картины природы.
А. А. Фет «Бабочка»,
«Весенний дождь». Картины
природы в лирическом
произведении.
Е. А. Баратынский «Весна,
весна! Как воздух чист!..»,
«Где сладкий шепот».
Передача настроения и чувств
в стихотворении.
А. Н. Плещеев «Дети и
птичка». Ритм стихотворения.
И.Никитин «В синем небе
плывут над полями…».
Изменение картин природы в
стихотворении.
Тема детства в стихотворении
Н.А. Некрасова «Школьник».
Н.А. Некрасов «В зимние
сумерки нянины сказки».
И. Бунин. «Листопад».
Картины осени в стихах
Бунина.
Оценка достижений.
В. Одоевский «Городок в
табакерке». Особенности
данного литературного жанра.
В. Одоевский «Городок в
табакерке». Заглавие и
главные герои литературной
сказки.
В. Гаршин «Сказка о жабе и
розе». Особенности данного
литературного жанра.
М. Гаршин «Сказка о жабе и
розе». Заглавие и главные
герои литературной сказки.
М. Гаршин «Сказка о жабе и
розе».
Главная мысль произведения.
П. Бажов «Серебряное
копытце». Мотивы народных
сказок в авторском тексте.
П. Бажов «Серебряное
копытце». Герои
художественного
произведения.

1

1

1

содержание
раздела.Готови
ться к
уроку,подбирая
стихирусскихп
оэтов.
Восприниматьнаслух
художественноепроиз
ведение; читать
выразительно
стихирусских
поэтов,воспроизводи
тьихнаизусть.
Определять
средствахудо
жественной
выразительностивлирич
ескомтексте.

1
1
1

1
2

1

2

1

1

2

1

П. Бажов «Серебряное
копытце» . Авторское
отношение к героям
произведения.

1

С. Аксаков «Аленький
цветочек». Мотивы народных
сказок в литературном тексте.
С. Аксаков «Аленький
цветочек». Заглавие. Герои

2

1

Прогнозировать
содержаниераздела.
Планировать
работунауроке.
Читатьивосприниматьна
слухпрочитанное.
Сравниватьнар
однуюилитерату
рную
сказки.
Определятьвидытекстов.
Знатьотличительныеособен
ностилитературнойсказки.
Рассказыватьогероесопоро
йнатекстсказки.
Определятьглавную
мысльпроизведения
и смысл
заглавия.

2.4, 5

Делу время –
потехе час.

Страна детства.

Поэтическая
тетрадь.

10

7

4

художественного текста.
Деление текста на части.
С. Аксаков «Аленький
цветочек». Словесное
иллюстрирование.
Оценка достижений.
Е. Шварц «Сказка о
потерянном времени».
Нравственный смысл
произведения.
Е. Шварц «Сказка о
потерянном времени».
Жанр произведения.
Инсценирование
произведения.
В.Драгунский «Главные
реки». Особенности
юмористического текста.
В. Драгунский «Главные
реки». Авторское отношение к
изображаемому.
В.Драгунский «Что любит
Мишка». Пересказ текста от
лица героев.
Юмористические рассказы
В.Драгунского.
В. Голявкин «Никакой я
горчицы не ел».
Смысл заголовка. Герои
произведения.
Оценка достижений.
Б.Житков «Как я ловил
человечков». Особенности
развития сюжета.
Б. Житков «Как я ловил
человечков».
Герой произведения.
К. Паустовский «Корзина с
еловыми шишками».
Особенности развития
событий: выстраивание их в
тексте.
К. Паустовский «Корзина с
еловыми шишками». Герои
произведения Музыкальное
сопровождение произведения.
М.Зощенко «Ёлка». Герои
произведения.
М. Зощенко «Ёлка».
Составление плана. Пересказ.
Оценка достижений.

В. Брюсов «Опять сон»,
«Детская». Тема
стихотворений. Развитие
чувства в лирическом
стихотворении.
С.Есенин «Бабушкины
сказки». Тема стихотворений.

1

1
2

1

1

1

2

Прогнозировать
содержаниераздела.Объя
снятьсмыслпословицы,о
пределяющейтемураздел
а.
Воспринимать на
слуххудожественное
произведение.Читать
без ошибок, в
темперазговорнойречи.
Определять нравственный
смыслпроизведения.
Определятьжанрпроизвед
ения.Анализировать
заголовокпроизведения,со
относитьего
стемойиглавнойм
ысльюпроизведен
ия.
Определятьпрямоеиперено
сноезначениеслов.

4,5, 7

1
1

1
1

1

1

1

1
1
1

1

1

Прогнозировать
содержаниераздела.
Планировать работу
науроке. Подбирать книги
по
теме,рассказыватьобихсо
держании.
Восприниматьнаслух
художественное
произведение,читать
выразительно
диалоги.Находить
смешные эпизоды
изюмористических
рассказов;определять
отношение автора
кгероям.Определять,чтов
ажноеисерьѐзное
скрывается за
усмешкойавтора.
Анализировать
возможныезаголовк
ипроизведений.
Прогнозировать
содержаниераздела.П
одбирать
любимые стихи к
теме.Воспринимать на
слуххудожественное
произведение;размышл
ятьнадего

4.5. 6

1.2. 3

Развитие чувства в
лирическом произведении.
М.Цветаева «Бежит тропинка
с бугорка», «Наши царства».
Тема детства в произведениях.
Сравнение разных поэтов на
одну и ту же тему.
Оценка достижений.

Природа и мы.

Поэтическая
тетрадь.

11

7

Д.Мамин - Сибиряк
«Приёмыш». Анализ
заголовка.
Д.Мамин - Сибиряк
«Приёмыш». Отношение
человека к природе.
А. Куприн «Барбос и Жулька.
Герои произведения о
животных.
А.Куприн «Барбос и Жулька.
Поступок как характеристика
героя произведения.
М.Пришвин «Выскочка».
Анализ заголовка.
М.Пришвин «Выскочка».
Герои произведения.
Характеристика героя на
основе поступка.
Е. Чарушин «Кабан». Герои
произведения.
Е. Чарушин «Кабан».
Характеристика героя на
основе поступка.
В.Астафьев «Стрижонок
Скрип». Герои рассказа.
В. Астафьев «Стрижонок
Скрип». Деление текста на
части.
Оценка достижений.
Б.Пастернак «Золотая осень».
Картины осени в лирическом
произведении.
С. Клычков «Весна в лесу».
Картины весны.
Д. Кедрин «Бабье лето».
Картины лета.
Н.Рубцов «Сентябрь».
Изображение природы в
сентябре в лирическом
произведении.
С. Есенин «Лебёдушка».
Мотивы народного творчества
в авторском произведении.
С. Есенин «Лебёдушка».
Мотивы народного творчества
в авторском произведении.
Оценка достижений.

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1
1

1

содержанием.
Сравнивать
стихотворенияразных
поэтов.
Определятьтему,объ
единяющуюразныепр
оизведения
поэтическоготворчес
тва.
Определять
особенностипоэтического
творчестваразныхпоэтов,выра
жать своѐотношение.
Прогнозировать
содержаниераздела.
Планировать
работу на
уроке.Воспри
ниматьнаслух
художественн
ое
произведение;высказыват
ьсвоѐмнение.
Читатьтекствслухипрос
ебя,пониматьсмысл
прочитанного:Ана
лизировать
заголовокпроизвед
ения.
Характеризова
ть
герояпроизведе
ния
на
основепоступка
.
Определятьотношениеав
торакгероямна
основетекста.
Наблюдать, как авторы
передаюткрасотуприродыспо
мощьюслова.
Объяснять
нравственныйсмы
слрассказа.

Прогнозировать
содержаниераздела.П
одобрать
сборникистиховквыставкекниг
.
Заучив
ать
стихин
аизусть
.
Воспринимать на
слуххудожественное
произведение,читатьст
ихивыразительно.
Определятьнастроениепоэтаи
лирического героя.

1

1

3,4, 6

4.6

Родина.

Страна
Фантазия.

Зарубежная
литература.

8

7

15

И. Никитин «Русь». Образ
Родины в поэтическом тексте.
И. Никитин «Русь». Ритм
стихотворения.
С.Дрожжин «Родине».
Авторское отношение к
изображаемому.
А. Жигулин «О, Родина! В
неярком блеске».
Тема стихотворения.
Авторское отношение к
изображаемому.
Поэтический урок.
Проект: «Они защищали
Родину».
Оценка планируемых
достижений.

1

Е. С. Велтистов
«Приключения Электроника».
Особенности фантастического
жанра.
Е. С. Велтистов
«Приключения Электроника».
Особенности фантастического
жанра.
Е. С. Велтистов
«Приключения Электроника».
Необычные герои
фантастического рассказа.
Кир Булычёв «Путешествие
Алисы».
Особенности фантастического
жанра.
Кир Булычёв «Путешествие
Алисы».
Особенности фантастического
жанра.
Сравнение героев
фантастических рассказов.
Оценка достижений.
Д. Свифт «Путешествие
Гулливера».

1

Д. Свифт «Путешествие
Гулливера».
Особое развитие сюжета в
зарубежной литературе.
Д. Свифт «Путешествие
Гулливера».
Особенности характеров
героев приключенческой
литературы.

1

Д. Свифт «Путешествие
Гулливера».

1

1
1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

Прогнозировать
содержаниераздела.
Планироватьработун
ауроке,подбирать
книги
потеме.Воспринимать
на слух
художественноепроизве
дение.Читать стихи
выразительно,передаваячу
вствогордостизасвоихпре
дков.
Понимать
особенностипо
этическоготекс
та.
Рассказывать о своей
Родине,используя
прочитанныепроизведен
ия.Предполагать
содержание произведения
по
егоназванию.Участвоват
ьвработегруппы,читатьст
ихидруг другу.
Прогнозировать
содержаниераздела.
Читатьивосприним
атьнаслуххудожеств
енное
произведение.Определ
ять особенности
фантастическогожанра
.
Сравниватьихарактеризоват
ь
героевпроизведения.
Придумывать
фантастическиеистории(спо
мощьюучителяилисамостоя
тельно).
Проверятьсебяи
самостоятельнооцениватьсво
идостижения

1.2

1.5, 7

1
1
1

1

Прогнозировать
содержаниераздела.План
ироватьработунауроке.
Подготовить к
выставкекнигизарубежны
хписателей.
Читатьивосприниматьна
слуххудожественноепроиз
ведение,
читатьдиалогивыразит
ельно.Пересказывать
самыеинтересныеэпизо
ды
из
произведе
ний

1,5, 7

Обобщение.
Г. Х. Андерсен «Русалочка».
Г. Х. Андерсен «Русалочка».
Авторская сказка.
Г. Х. Андерсен «Русалочка».
Рассказ о Русалочке.
Г. Х. Андерсен «Русалочка».
Г. Х. Андерсен «Русалочка».
М. Твен «Приключения Тома
Сойера». Особенности
повествования.
Герои приключенческой
литературы.
М. Твен «Приключения Тома
Сойера».
Сравнение героев, их
поступков.
С. Лагерлеф «В Назарете».
Святое писание.
Иисус и Иуда.
Обобщающий урок.
Оценка достижений.

1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1

отлица
героевпро
изведений
.
Составлять рассказ о
герое,используя авторский текст.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».